На базе православной «Дружины Довмонта» прошел выездной учебно-методический семинар Федерации по самообороне

2-4 июня 2024 года на территории спортивного зала молодёжной православной спортивной Дружины в честь святого благоверного князя Довмонта-Тимофея при Паломническом центре Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря прошел выездной учебно-методический семинар по самообороне и аспектам прикладного рукопашного боя, который провели спортсмены Федерации самообороны города Санкт Петербурга.  

Дорогих гостей в стенах спортивного зала Паломнического центра приветствовал духовник «Дружины Довмонта» иерей Димитрий Головнёв. 

Вместе со спортсменами детско-юношеской сборной по кудо, а так же представителями Печерских клубов единоборств по направлениям «боевое самбо» и «панкратион», мастера из Петербурга подробно разобрали варианты адаптивный разминки, приемы самообороны при атаках невооруженного и вооруженного противника, а также комбинации ударной и борцовской техники. В завершение всем участникам семинара были вручены именные сертификаты. От имени президента Международной федерации рукопашного боя, была проведена торжественная церемония вручения черного пояса мастера рукопашного боя 2 ранга президенту федерации самообороны Псковской области Александру Садкову.  

По итогам работы спортсмены Федерации самообороны поблагодарили отца Димитрия Головнева за организацию семинара и радушный прием, а также за возможность прикоснуться к истории Псковской земли.  

По материалам группы Федерации самообороны

В храме Рождества Пресвятой Богородицы поселка Коровск почтут память протоиерея Геннадия Николаева

19 июня 2024 года, в 13-ю годовщину отшествия ко Господу протоиерея Геннадия Николаева, в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Коровск Пыталовского района, где батюшка нес служение более 20-ти лет, пройдут заупокойные богослужения.

Божественная Литургия начнется в 9:00.
По окончании Литургии на могиле отца Геннадия будет совершена панихида.  

По материалам группы храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Коровск

Предстоящее служение митрополита Псковского и Порховского Арсения

15 июня 2024 года, накануне Недели 7-й по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, митрополит Арсений возглавит всенощное бдение в храме Успения Божией Матери (в Бутырках) города Пскова.
Начало богослужения – 17:00;

16 июня 2024 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, митрополит Арсений совершит Божественную Литургию в храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (с Примостья) города Пскова.
Начало богослужения – 10:00.

В Псково-Печерском монастыре начала работу летняя площадка для младших воспитанников Воскресной школы

11 июня 2024 года в епархиальном Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре начала работу летняя площадка для младших воспитанников Воскресной школы. 
В первые несколько дней летней смены ребята начали знакомство с историей монастыря, делали поделки ко Дню России, начали осваивать богослужебные песнопения и вместе с преподавателями успели побывать в Псково-Печерской обители на Божественной литургии в праздник Вознесения Господня.

В эфире ГТРК «Псков» рассказали о реставрации Серафимовского придела Свято-Троицкого кафедрального собора

11 июня 2024 года в эфире ГТРК “Псков” вышел сюжет о реставрации Серафимовского придела Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова. 

В главном архитектурном сооружении Псковского Кремля – Троицком соборе идет реставрация Серафимовского придела. Это церковь, расположенная в самом нижнем ярусе строения. Знаменита древнейшей усыпальницей, которая находится за алтарем. Работы сопровождаются археологическим надзором. Сейчас идет укрепление фундаментов собора, один из фрагментов которого датируется десятым веком. Рассказывает Марина Михайлова.  

Чтобы пробурить более 300 скважин для инъектирования фундаментов главного собора Пскова сначала сделали контрольные измерения. Отдельно для каждого участка стен разработаны узлы по глубинам. Они разные. И это главная сложность в жизни собора, построенного в XVII веке, на том же месте, где стояли предыдущие храмы. Первый из них был построен в X веке по распоряжению княгини Ольги. Археологи обнаружили фрагмент фундамента, который датируется этим периодом.

“Есть капитальные колонны – стены капитальные и есть закладки – заложенные помещения при строительстве собора. Как археологи выяснили, эти закладки оказались гораздо глубже, чем существующие фундаменты. И для понимания, на какой глубине все это происходит, до какой глубины нам нужно выполнить свою работу, мы, естественно, делали контрольные шурфы”, – Артем Нечушкин, инженер-реставратор.

Предположительно, именно перепады уровней фундамента создали угрозу для величественной постройки сразу после завершения строительства. Тогда и были построены контрфорсы, заложены бутом боковые приделы. Это придало устойчивость конструкции на несколько столетий.

“Мы фиксируем то, что было не обследовано, не учтено, открываются нюансы в конструкции. Он стоит на старом фундаменте и на новом фундаменте, – и это вносит дисбаланс в конструкцию храма. Храму больше 300 лет, это очень древний, очень величественный храм. Его надо сохранить. Это достояние предков, которое надо поколению будущему оставить, в надлежащем виде сохранить”, – Ангелина Чаурова, архитектор.

Реставраторы уже набурили в общей сложности более километра шурфов. Каждый на глубину четыре метра. Проходить приходится не только хрупкий известняк, но и неподатливый гранит. Но самое удивительное, что в кернах (так называются пробы из шурфов) обнаруживается грунт, проще говоря – почва, на которую в какие-то периоды были поставлены фундаменты без специальной подготовки. Фундаменты укрепят специальными составами, которые заполняют все пустоты.

Для инъектирования мы используем специальную инъекционную смесь пластичную, которая не дает усадку при застывании, проникает во все поры”, – Михаил Невский, инженер ПТО.

Инъектирование проходит под контролем специалистов технадзора. Чтобы уложиться в сроки, несмотря на любые сложности в работе с памятником, реставраторы обеспечены техникой и материалами.

По материалам ГТРК «Псков»

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в праздник Вознесения Господня

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Евангельские повествования о явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам похожи больше на какие-то всполохи радости, которая наполнила учеников и апостолов, будущих просветителей всей вселенной, и в которых сложно увидеть какое-то последовательное повествование. Однако же, из начала Деяний святых апостолов, которое сегодня читалось на Литургии, мы узнаём, что на протяжении сорока дней Господь воскресший являлся Своим ученикам, утверждая их в истинности Своей победы над смертью, и подготавливая их к тому самому призванию, ради которого они когда-то, ещё три с половиной года назад, были избраны и наречены апостолами. И тогда, когда они думали, что всё так трагично, так страшно закончилось в их жизни – в тот момент, когда их Учитель был на Голгофе, а они даже не нашли в себе силы присутствовать там вместе с Ним до конца – внезапно радость, наполнившая не только горницу, где они находились, но и их сердца, и их жизнь, буквально изменила их и претворила из горстки испуганных, сомневающихся, спорящих за первые места в будущем Царстве (так как они его представляли) учеников – в бесстрашных проповедников Воскресения.

В сороковой день по Пасхе, после Восстания Господа из мёртвых, Он последний раз зримо присутствует со Своими учениками на Елеонской горе и даёт им заповедь быть Его свидетелями во всем мире, пройти с проповедью о Нём «даже до края земли» (см.: Деян. 1:8). Обычному человеку может показаться, что в этом событии – Вознесении – присутствует оттенок печали, потому что как бы прекращается видимое присутствие Господа со Своими учениками и со Своей Церковью. Но в этом – тайна того, что оно не прекратилось, но уже с момента Воскресения стало иным – более всеобъемлющим, более полным, более всеохватывающим. И когда апостолы это поняли – для них уже не стало нужды в видимом таком напоминании, в видимом явлении Воскресшего среди них, потому что они способны чувствовать Его и в той Вечере, которая совершалась ими, и которая совершается нами по заповеди Господа: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19) – то есть в Таинстве Евхаристии. Они, как и мы вслед за ними, оказались способными чувствовать Его присутствие и в красоте нашего мира, и в тайниках человеческого сердца. Это праздник радости. Прежде всего, радости о том, что Его присутствие стало иным и более всеохватным, как уже было сказано, и Он, по Его неложному обетованию всегда с нами. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20) – были Его слова, последнее напутствие.

Это праздник радости также ещё и о том, что в глубины жизни Пресвятой Троицы возносится человеческая природа – Человек Иисус Христос, как Один из нас, как Новый Адам, как Его называет апостол Павел (см.: 1 Кор. 15:47). Евангелие поражает нас откровением о Боге, ставшем таким слабым, можно сказать, беззащитным, безответным перед человеческой злобой. Но в этом видимом поражении Сына Божия заключена была тайна нашего спасения и нашей победы над смертью, над адом, над тлением. И вот, Его пришествием в мир и восшествием на небеса завершается то, к чему шла вся история после грехопадения – поиск Богом падшего человека, падшего Адама. Господь возносит человека в Горняя, открывая дорогу для каждого из нас. Потому что и восстание из мёртвых, и Вознесение во славе, и сидение одесную Бога Отца – совершается ради каждого из нас, чтобы это всё стало нашим наследием, нашим достоянием. И в этом тоже радость – прославление человеческой природы, когда-то столь драгоценной, первозданной, чистой, но повреждённой грехом, но при этом не лишённой Божественной любви и заботы. И вот, эта человеческая природа во Христе получает своё освящение, а вместе с Ним и через Него эта новая жизнь, это причастие Божественной жизни распространяется на каждого из нас через Церковь, через Таинства, через жизнь в Боге и во Христе. И освящением человеческой природы Господь освящает и всю нашу жизнь, все стороны нашей жизни: и повседневность, и подвиги, и молитвы, и труды, и великие и малые заботы – всё, кроме греха, всё может быть проникнуто освящающим присутствием Божиим и посвящено Ему, Его славе, Его любви. И, наконец, эта радость, о которой сказано, что ученики возвратились с радостью великою с горы в Иерусалим – повторим: «с радостию великою» (Лк 24:52). О чём же эта радость? Всё о том же – что Его присутствие продолжается, что Его присутствие неизмеримо больше, чем тогда, когда Он был с ними в одной комнате или в одной лодке, или в каком-либо определённом месте. И в этом присутствии – исцеляющем, наполняющем, придающем силы каждому человеку и всему творению – содержится великая надежда и великое мужество для каждого из нас в этих Его словах: «Аз с вами есмь во вся дни  до скончания века» (Мф. 28:20). Аминь. С праздником!

13 июня 2024 года,
храм Вознесения Господня (Старое Вознесение) города Пскова

Митрополит Арсений возглавил престольное торжество в храме Вознесения Господня города Пскова

13 июня 2024 года, в празднование Вознесения Господня, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме Вознесения Господня города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин, настоятель храма Вознесения Господня иерей Олег Иванов, клирик Славгородской епархии иерей Георгий Христич, клирик Никольского собора города Порхова иерей Константин Кузнецов.

Песнопения Литургии исполнили Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой и хор храма Вознесения Господня под управлением Ольги Ивановой. Разделить радость престольного праздника в храме этот день собрались сестры Свято-Елисаветинского сестричества милосердия, многочисленные прихожане и православные псковичи.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. За радость молитвенного общения Владыку митрополита поблагодарил настоятель храма иерей Олег Иванов и преподнес образ преподобного Ефрема Сирина.

Затем Владыка митрополит вручил благодарственные письма всем, потрудившимся в деле восстановления Старовознесенского храма города Пскова.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Иеромонах Авраамий  встретился с участниками дневного лагеря Родинской школы

5 июня 2024 года настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери поселка Родина Псковского района иеромонах Авраамий (Тимофеев) встретился с участниками лагеря с дневным пребыванием на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Родинская средняя общеобразовательная школа Псковского района».

На встрече с ребятами отец Авраамий рассказал о приближающихся важных датах, связанных со святым князем Александром Невским. Дети с интересом слушали батюшку и задавали свои вопросы.

Организатором мероприятия выступила педагог дополнительного образования Нина Васильевна Богданова.

По материалам группы храма иконы Божией Матери «Тихвинская» поселка Родина

В городе Острове состоялась очередная встреча православно-литературного клуба «Родник»

4 июня 2024 года в доме причта Свято-Троицкого собора города Острова прошла очередная встреча православно-литературного клуба «Родник».

В ходе встречи участники клуба встретились с Виктором Романовым, бывшим доцентом кафедры прикладной механики, физики и инженерной графики СПГАУ, который  

Встреча состоялась на тему: «Островские мосты – история создания и герои строительства».

По материалам группы Свято-Троицкого собора города Острова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения накануне праздника Вознесения Господня

«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа…» (тропарь Вознесения). В этом событии, которое вспоминает сегодня Церковь (в Вознесении Господнем), пожалуй самое удивительное и может быть неожиданное – вот это указание на радость. Казалось бы, это праздник разлуки, событие, после которого присутствие Господа со Своими учениками становится иным, не столь явным, но оно не становится менее реальным – и вот в этом и заключается тайна.

Три с половиной года, согласно евангельской хронологии, Господь со Своими учениками странствовал по дорогам Святой Земли, проповедовал, возвещал Царствие Божие, учил о Божией любви, совершал чудеса, которые были свидетельствами или знамениями этого Царства. И вот, после Голгофы мы видим, что с учениками происходит медленная, но в то же самое время мощная перемена. На смену отчаянию, на смену трауру приходит радость, которая не знает предела. Радость о том, что их Учитель не просто жив, но что Он – Победитель смерти и Господь, как Он Себя открывает уже в полноте. Он – Творец и Он – Спаситель, и Он – Податель Духа Святого.

В течение сорока дней апостолы учились жить в этом новом, необычном для них чувстве иного присутствия Христа Воскресшего, когда они снова и снова узнавали Его, когда снова и снова удостоверялись в истинности победы над смертью. И вот пришёл день и пробил час, когда такое бережное водительство ими со стороны Христа Спасителя прекращается. Отныне становится Он невидим для них, но Его присутствие претворяется во всегдашнее пребывание со всеми верными Ему в Церкви, в истории. Отныне Он не только с учениками в Сионской горнице, или на браке в Кане Галилейской, или на горе произносит проповедь, или в лодке на Тивериадском озере – Его присутствие, как Бога, и раньше не знало границ. Но радость для каждого из нас заключается ещё и в том, что в этом новом присутствии заключена тайна спасения человека. Вознесение во славе – это прославление человеческой природы, которую Он воспринял. Израненную грехом, повреждённую, как «погибшее овча» (см.: Пс. 118:176), Господь возносит её к Отцу Своему. И отныне не только в тáинственной жизни Святой Троицы, но и в Церкви, но и в душе каждого из нас пребывает не только Господь, как Сын Божий, но Богочеловек, навсегда воспринявший человеческую природу, исцеливший, спасший её, вознёсший ко Отцу и тем самым отворивший для каждого из нас дорогу на небеса. И в этом тоже радость – во всеобъемлющем Его присутствии, не знающем границ, присутствии, которое не может вместить весь мир, всё мироздание, но которое вмещает в себя человеческое сердце. Он присутствует и в тайниках человеческой души, и в церковных Таинствах, и в людях, в жизни которых побеждает любовь и добро. Он присутствует, как мы уже сказали, в Своей Церкви с каждым из нас. Но радость заключается ещё и в том, что этот восход, это Вознесение во славе совершается ради каждого из нас. Господь Воскресением Своим делает нас причастниками Своей победы над смертью, также и Вознесением, и одесную сидением Бога и Отца – причастниками Своей божественной жизни и причастниками Своей божественной славы. Коротко же говоря, радость, которая была с учениками и которою мы учимся узнавать в своей жизни, чувствовать её, находить её, беречь её, заключается в том, что эта Радость – Сам Господь, пребывающий с нами, по неложному Своему обетованию: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Господи Иисусе Христе, Радосте наша! Не отлучайся никогда от нас! Будь с нами в скорбях, в обстояниях, во все дни жизни нашей. В трудные и радостные моменты руководи нами, наставляй нас и приведи всех нас за Собою – дорогой к Отцу Твоему.

12 июня 2024 года,
 Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова