Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 18-ю по Пятидесятнице

Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с Воскресным днём, с Неделей восемнадцатой по Пятидесятнице!

Сегодня в Евангельском чтении мы с вами слышали слова Спасителя, которые Он обращает к Своим ученикам, к апостолам, а через них и к поколениям всех христиан. Он говорит об отношении к ближним, об отношении к врагам; Он говорит о взаимоотношениях людей внутри разных общин; и, наверное, самые трудновмещаемые для нас слова – Он говорит о любви к врагам. Он говорит: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за творящих вам напасть» (Лк. 6:27-28). Наверное, эти слова для тогдашнего мира иудейского, действительно, были соблазном великим, потому что все жили ещё представлениями Ветхого Завета «око за око, зуб за зуб». А для народа языческого это было безумие, потому что культ силы настолько был водворён в сознании тогдашних людей, живших в язычестве, что это слышать даже невозможно было. Даже нынешнему поколению христиан как непросто творить добрые дела в адрес тех, кто творит в их адрес различные пакости, таит злобу и клевещет. Даже пророк Давид говорил: «Господи, избави меня от клеветы человеческия» (Пс. 118:134). То есть он понимал, с одной стороны, что только прощение врагов может исцелить душу, но «если возможно, – говорит, – избавь меня, Господи, от людей, которые клевещут на меня». И мы помним, что даже собственный сын его предал и искал его смерти. К сожалению, так случается не только во времена Ветхого Завета. Сколько ссор, сколько конфликтов в жизни нашей обыденной! Бывает это потому, что в обществе люди разного общественного положения, разного образования, разных качеств, которые Господь даёт, и возникает конкуренция. А если она подогреваема гордыней и тщеславием, то бывает, для людей нет преград. Вижу цель – не вижу преград, как в народе говорят. И человек, не думая о последствиях, прибегает к самым изощрённым методам, чтобы победить своего конкурента. Мы видим, сколько примеров в политической борьбе негативных, сколько в профессиональной среде даже такого случается, ну и даже в наших семьях сколько возникает ссор из-за разности взглядов на мир. К сожалению, такие ссоры возникают и среди детей и родителей.

Причиной конфликтов является, к сожалению, наша падшая человеческая природа. Мы не хотим уступать, мы не хотим быть побеждёнными в глазах своего противника и в глазах общественности, тем более. Как же о нас подумают, что я вдруг уступил? И тут – слова Христа Спасителя, Который говорит: «благословляйте проклинающих вас» (Лк. 6:28); Который говорит: «чем же вы отличаетесь от язычников, если вы даёте взаймы и ожидаете возвращения долга?» (ср.: Лк. 6:34). Но тут вообще не сходятся у нас, как говорится, мысли в голове. Весь мир проповедует о том, что даже наоборот, выгоду надо получать от того, что даёшь взаймы. А мы вспоминаем, что Ветхий Завет преследовал ростовщичество, что в Ветхом Завете даже не разрешалось давать в рост деньги, а уж тем более в наше время – время Нового Завета. А тут Господь говорит не то, что в рост, Он говорит: «даже не жди, что тебе вернут твоё, вот тогда ты будешь называться христианином» (ср.: Лк. 6:35). Какая высота Евангельского учения звучит из уст Спасителя! Он провозглашает золотое правило для всех времён и народов: «как вы хотите, чтобы с вами поступали, поступайте так с другими» (см.: Лк. 6:31).

Вот вроде всё просто: хочешь, чтобы тебе творили добро, сам поступай также. Хочешь, чтобы не завидовали тебе – не ищи имущества другого. Хочешь, чтобы тебя уважали – сам  уважай других. Ну, вот насколько всё просто, а с другой стороны – насколько всё сложно. И Господь, завершая проповедь Свою, говорит: «Будьте милосердны, яко и Отец ваш небесный милосерд есть» (Лк. 6:36). То есть, всё это говорится, оказывается о милосердии. Как вот помните в молитве Отче наш: «и остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим» (Лк. 11:4), Господь заключает наше спасение в отношении к ближним. А если мы любим своего ближнего, то, значит мы так относимся и по отношению к Создателю. А если не любим человека, которого видим, то лжём себе, если говорим, что любим Бога, потому что любовь – деятельная, она проявляется в конкретных действиях.

Сегодня, дорогие братья и сестры, давайте задумаемся: на каком пути мы находимся, в каком состоянии, где мы? Мы язычники, которые ожидают прибыли от своих должников? Мы иудеи, которые жаждут воздаяния своим врагам злом за зло? Или мы христиане, которые прощают своих врагов?

Не раз приводил слова святителя Филарета Московского, и ещё раз хочется их напомнить. По отношению к врагам он три степени назвал: «Любите своих врагов, – он говорит, – гнушайтесь врагами веры и бейте врагов Отечества». Вот здесь всё понятно. Некоторые так называемые «пацифисты» возмущаются, когда Церковь выступает за защиту Отечества. Вот мы с духовенством спели песню «Священная война», записали её на видео, а уже за границей, в Эстонии вызвали представителя Русской Церкви и сказали: «что это у вас священники о войне поют?». А мы не о войне поём, мы поём о защите Родины. А существуют некоторые ложные представления, что не нужно Родину защищать. Если бы Родину мы не защищали, мы бы не имели возможности исповедовать Православие ещё со времён Александра Невского. Мы помним, как это всё было! Да и наши князья, которые почивают здесь мощами – Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил – они вставали не на жизнь, а на смерть против захватчиков иноземных. Поэтому здесь всё чётко для нас понятно: бей врагов Отечества. Гнушайся врагами веры – то есть не садись с ними, с еретиками даже за стол. А «люби врагов своих» – вот об этом как раз в сегодняшнем Евангелии и есть. Тем, кто нам лично творит какие-то стеснения, может даже клевещет на нас, осуждает нас, постараемся не отвечать злом на зло, постараемся простить этого человека, как Господь простил на кресте тех, кто убивал Его: «прости им, – говорит, обращаясь к Богу Отцу, – ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34). А нам, хотя бы так относиться к своим домашним, я уж не говорю о врагах. И тогда, наверное, мы сделаем большой шаг, пространный шаг на пути ко спасению.

12 октября 2025 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.