Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие о Господе отцы, братия святой обители сея, братья и сестры! Сердечно вас приветствую и поздравляю с днем Воскресным, с причастием Святых Христовых Таин!

Мы слышали за Литургией притчу, которая знакома многим с детства, и кажется нам, в частности церковным людям, такой простой, тем более, что Господь Иисус Христос Сам же дал и толкование этой Своей притчи о Сеятеле.

Семя – есть Слово Божие, Сеятель – Сам Господь, а разные виды почвы, куда падает семя Слова Божия – это сердца человеческие: семя на каменистой почве, семя при дороге, которые похищает дьявол, семя, попавшее в терние и не дающее плод из-за этих терний, то есть забот житейских, из-за суеты и так далее. И, наконец, семя, которое попало на добрую землю, в почву добрых сердец, и которое приносит плод сторичный, как сказано у Евангелиста Луки, а у Матфея и у Марка сказано: и в сто, и в шестьдесят, и в тридцать крат. То есть, любой плод человеческих сердец для Царствия Божия Господь принимает, так как стремится спасти каждого человека. И любое сердце, откликнувшееся на это Слово, встречает благодать Божию, встречает Его милость, Его поддержку на всем этом жизненном пути – трудном, может быть сложном, иногда тернистом, но благодатном, потому что этот путь совершается со Христом.

И читая, и слушая эту притчу снова и снова, мы не можем не задаваться вопросом: но как же быть, если мы узнаем себя или свои сердца в образах этой тернистой почвы или каменистой, или на дороге – там, где семя падает и не успевает принести плод, а птицы похищают его? Как же быть? Я думаю, большинство из нас узнают себя в образе не столько доброй почвы, которая приносит сторичный плод для Царства, сколько в образах совсем другой земли – неподходящей, может быть, для этих плодов. Но прежде всего, надо сказать, что нет такой земли – опытные садовники могут лучше меня об этом сказать – которую нельзя удобрить, нельзя взрыхлить, от которой нельзя, приложив максимальную заботу, увидеть хоть какой-то результат. Ведь даже для того, чтобы вырастить комнатное растение, нужна забота. А в саду или в огороде мы прилагаем много усилий для того, чтобы земля принесла плоды. Также и с нашими сердцами: пусть кажется, что они твердокаменные, пусть кажется, что в них мало хорошей земли, мало росы, но добрые дела, но покаяние, но молитва, но любовь к Богу и ближним – это то, что взрыхляет наши сердца, то, что удобряет почву наших сердец и делает их способными принести для Бога хоть какой-то плод, по Евангелию. Труд человеческий, наше желание откликнуться на слова Христа – это уже половина дела. А другая половина – это само Слово, которое есть Слово Божие. Оно преображающее, оно творческое. Это же не слово человеческое, которое мы услышали, и оно прошло сквозь нас, не оставив следа. Этим Словом создан мир, этим Словом сотворены мы, это Слово – о спасении, и это Слово имеет глубочайшую преображающую силу. И в этом наше упование, в этом наша надежда.

Господь сделает все для нас, и ради нас, и за нас, но только тогда, когда мы сами стремимся к этому. Когда мы хватаемся за протянутую руку Христа, тогда Он нас поддержит и поведет по этому жизненному пути в вечность. Вот это самое главное – стремиться ко Христу, не отдергивать свою руку от Него, искать Его в своей жизни, стремиться почувствовать Его, а Он присутствует и в Святой Чаше, и посреди нас, как во Своей Церкви. Иногда мы особым образом ощущаем Его – либо в пасхальную ночь, либо в келейной молитве, либо в испытаниях, которые нам выпадают в нашей жизни, либо в добре близких людей или незнакомых. И даже тогда, когда мы сами оказываемся способными оказать человеку добро, мы способны по-особому ощутить присутствие Христа в своей жизни. Он действует в этот момент, Он себя проявляет, Он продолжает о нас заботиться и нас спасать.

Если взглянуть на эту притчу еще более духовным взглядом, более возвышенным, то в конце концов Словом Божиим назван Он Сам, Господь. В начале Евангелия от Иоанна ведь сказано, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1), и все через Него произошло. А дальше – о том, что Он явился в этом мире, пришел к своим, и свои не приняли Его. Вот в этом величайшая радость и величайшая, может быть, трагедия евангельской вести: Господь вверяет Себя каждому человеку, миру всему и каждому из нас, что самое важное. Каждому из нас Он отдает Себя, потому что верит в каждого из нас и не боится, что мы можем Его отвергнуть, можем Его презреть, можем даже Его возненавидеть. А таких примеров было много и при жизни Христа, и много их и сейчас. Но ради каждого человека, когда-либо жившего, живущего и имеющего прийти в этот мир, от Адама и до конца мира, явилось это Слово Божие, явилась сама Жизнь, явилась сама Любовь в лице Господа Иисуса Христа – ради жизни мира, ради жизни каждого из нас.

Пусть эта радость, пусть эта вера и это знание всегда нас укрепляет, вдохновляет и окрыляет следовать за Христом, никогда не терять Его в своей жизни, видеть Его образ, не отпускать Его спасающую руку, потому что с Ним нет ничего страшного, с Ним мы можем преодолеть всё, и с Ним возможно всё. Аминь.

29 октября 2023 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.