Спасо-Елеазаровский монастырь

На месте, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, в давние времена, по преданию, поселились сестры из псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась для них непосильной. Спустя десятилетия, в 1425 году на это место пришел монах из Снетогорского монастыря Евфросин.

Преподобный Евфросин, в миру Елеазар, родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова. Господь одарил его хорошими способностями, и даже взрослые люди удивлялись, как глубоко понимал он Священное Писание. После смерти отца юноша поступил в Снетогорский монастырь и принял там монашеский постриг с именем Евфросин. Имея склонность к пустыннической жизни, в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве он через некоторое время с благословения настоятеля около 1425 года ушел в безлюдные леса на берег реки Толбы.

Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком сне явились три святителя – Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия.

Обитель, основанная на реке Толбе стала первым общежительным «богорадным» монастырем в этих землях – в него принимали желающих монашеской жизни без вклада, а «Бога ради». И монахи в нем жили не каждый на свои средства, как в особножительном, а собственность у них была общая.

В то время на Псковщине шли споры о том, как следует петь «Аллилуйю» – два или три раза. Сторонник сугубой аллилуйи – то есть ее двоения – преподобный Евфросин за разъяснением отправился в Константинополь, где там был принят самим Константинопольским патриархом. Спустя десятилетие из покоренного турками Константинополя патриарх Геннадий II прислал новообразованной Евфросиновой обители священный дар – Цареградскую икону Божией Матери. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, который стали называть Пречистенским, и до сей поры его воды несут людям исцеления. В память об этой встрече пустыньку назвали Сретенской. Пустынь была основана на рукотворном месте. Для того чтобы принять всю братию, стекавшуюся к нему, преподобный предложил срыть горку, под которой между двумя рукавами реки стояла его келья, и засыпать один рукав. На месте своей кельи, где ему было явление трех вселенских святителей, преподобный Евфросин, по их слову, построил в 1447 году Трехсвятительский собор. Заповедуя непрестанно трудиться и молиться, преподобный особое значение придавал общей церковной молитве. Он говорил: «Если бы ты и всю ночь простоял в келье своей на молитве, и то твоя келейная молитва не может сравниться с единожды пропетой в церкви краткою молитвою: “Господи, помилуй”». Церковные службы в Евфросиновом монастыре были столь продолжительными, что о преподобном и его учениках говорили: «Железный с железными». После молитвенного бдения целый день иноки трудились, расчищая от леса под поля землю и занимаясь полевыми работами. Своими трудами они питали не только себя, но и бедняков, которые приходили в обитель. Бывали случаи, что преподобный последнее раздавал, но Господь не оставлял иноков Своей милостью и посылал им необходимое для жизни через благодетелей. Чтобы монастырская жизнь протекала благочинно и духовно, преподобный Евфросин составил иноческий устав. Он понимал монашество как ангельскую жизнь на земле и в своем уставе говорил о девственности, нестяжательности, отрешенности от всяких мирских привязанностей и забот, любви к брату до готовности положить за него душу, полном отречении от своей воли и послушании, непрерывном труде для Бога и для других, постоянной молитве и посте как обязательных правилах жизни для монаха. Всех приходящих в обитель преподобный принимал с великой любовью. Так постепенно созидался монастырь, поначалу называвшийся лаврой, как свидетельствует автор жития преподобного Саввы Крыпецкого.

До глубокой старости дожил преподобный Евфросин. От трудов и подвигов воздержания совсем иссохло его тело. Провидя конец своей жизни, преподобный оставил завещание: «Братия моя, предаю вас всемогущему Богу и Его Пречистой Матери, да будет Она, всемилостивая, вам прибежищем и стеною от всех напастей и искушений диавольских. Украшайтесь смирением, нелицемерно любите друг друга, не забывайте страннолюбия, храните чистоту душевную и телесную, ни во что считайте честь и славу жития этого, но заботьтесь о достижении вечных благ, уготованных любящим Господа». В своем духовном завещании он повторил основные положения устава, указав на разницу добровольного вклада и вкупа; предостерег братию от возможности иметь личную собственность и наставлял устроить иноческую жизнь так, чтобы уберечь ее от обмирщения.

15 мая 1481 года с молитвой на устах блаженно почил святой старец на 96 году своей земной равноангельной жизни, перед смертью приняв схиму с именем Елеазар. Но, оставив телом обитель, святой не прекратил своих забот о ней, защищал ее от внезапного пожара и от нападений врага, исцелял братию от болезней, помогал богомольцам и приводил многих к принятию монашеского пострига. В память о преподобном обитель стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке были положены завещание старца и его святой образ, написанный при жизни святого его учеником Игнатием. Сохранилось описание внешности преподобного: он был среднего роста и весьма сух телом, продолговатое его лицо, просвещенное благодатью, выражало кротость и смирение; взоры его были тихи и приветливы. Остроконечная борода спускалась ниже груди. Он был украшен старческими сединами, но крепок духом и телом до самой кончины. Соборная общецерковная канонизация преподобного Евфросина Псковского состоялась в 1549 году.

Около 1574 года построена главная монастырская святыня — Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), представляющий собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В одно таких нападений монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери Цареградская. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который пребывает в монастыре.

Со временем слава Спасо-Елеазаровской обители стала умаляться, и из сознания русского народа исчезло чувство ответственности за судьбу человечества. Россия уже не мыслилась как Третий Рим и сама эта теория была осмеяна и извращена светскими историками. Но Сам Спаситель взял ее под Свой покров – при издании духовных штатов в 1764 году монастырь оставлен на своем содержании.

В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский».

В 1804 году в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода. С 1884 года при монастыре действовала богадельня.

До 1906 года именовался: Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса; в 1906 году преобразован в общежительную пустынь (Спасо-Елеазарова пустынь). Это произошло во время настоятельства игумена Ювеналия (Масловского). Главным его делами стали благоустроение церковного богослужения, введение старчества и умножение братства. В церковном богослужении он завел благолепие, порядок, чинность и особое пустынное пение Глинской пустыни.

По приглашению отца Ювеналия в 1908 году на покой в Спасо-Елеазарову пустынь был переведен схиархимандрит Гавриил (Зырянов), ученик оптинских старцев. Среди духовных чад старца была Великая княгиня ЕлисаветаФеодоровна, прославленная ныне как новомученица. Она неоднократно посещала монастырь и принимала активное участие в его устроении и украшении.

В 1910 году сюда поступила часть братии Глинской пустыни, славной своим старчеством, общежительным житием и особым уставом, который и был положен вместе с уставом преподобного Евфросина в основу по-новому устроенному Елеазаровой пустыни. При этом внимание преобразователя было направлено главным образом на внутреннее обновление обители, на воспитание в сердцах братии истинного аскетизма, согласно монашеским обетам и заветам его святых основателей.

Благодаря введению общежития, обитель получила возможность вместо прежних двух десятков содержать в своих стенах до сотни насельников. Согласно монастырскому уставу каждый из братии должен был нести послушание, и все работы, даже самые черные, в монастыре выполнялись самими насельниками. Для хозяйственных нужд в обители были заведены портняжные, сапожные, столярные мастерские, имелись свои маляры, штукатуры и т.п. Была устроена иконописная мастерская. Все хозяйственные потребности монастырь мог удовлетворить собственными силами и средствами.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

В 1918 году гибнет царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. С падением империи Третьего Рима уничтожается и то место, откуда прозвучало пророчество о священной миссии России, монастырь закрывается и разоряется.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь “в помощь голодающим Поволжья”. Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом.

Поочередно в Елеазаровской обители открывались народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

В 2000 году монастырь был передан Псковской епархии. По указу архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия обитель была возобновлена как женская. Уже 28 мая 2000 года, в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла первая архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазаровского монастыря.

25 августа 2000 года по благословению приснопамятного Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря была назначена монахиня Елисавета (Беляева).

В 2005 году состоялось завершение восстановления братского корпуса 1904 года и монахиня Елисавета была возведена в сан игумении. 10 августа того же года Владыка Евсевий служил чин освящения колоколов на восстановленной звоннице.

Большую помощь назначенной настоятельнице оказывает псковское духовенство. Духовными наставниками в тот период для матушки стали старцы Псково-Печерского монастыря: отец Иоанн (Крестьянкин), отец Адриан (Кирсанов), а также старцы Гермоген (Муртазов), отец Николай Гурьянов, протоиерей Борис Николаев, настоятель Свято-Духовского храма села Толбицы. Архимандрит Кенсарин (Федоров) духовно окормляет насельниц монастыря. Протоиерей Олег Тэор, настоятель псковского храма Александра Невского, вместе с воинами-десантниками помогает сестрам в самых трудоемких восстановительных работах. Протоиерей Борис Николаев проводит занятия с насельницами по Закону Божию, литургике, церковному пению. Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Псково-Печерской лавры, и игумен Дамаскин (Сахнюк), настоятель Крыпецкого мужского монастыря, не только щедро делятся с ней своим духовным опытом, но и оказывают помощь в обеспечении провизией, необходимыми строительными материалами и инструментами.

В 2006 году монастырю переданы два здания исторического подворья во Пскове с храмом Преполовения Пятидесятницы.

На протяжении десяти лет (2000-2010) игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. 4 июня 2010 года после тяжелой и продолжительной болезни скончалась  в Москве. 6 июня 2010 года новопреставленная матушка была похоронена в Спасо-Елеазаровском монастыре.

19 августа 2010 года состоялась передача иконы XIV века «Спас Вседержитель» (Елеазаровский) из Псковского музея-заповедника в Спасо-Елеазаровский монастырь. Икона почиталась чудотворной и была главной святыней монастыря. С 1581 года был учрежден крестный ход с этой иконой вокруг Пскова.  Это поясной образ благословляющего Христа с закрытым Евангелием — «Христос Пантократор» («Вседержитель») из искусства византийского круга. Интересна иконографическая деталь — жест благословляющей руки Христа повёрнут от зрителя. Это встречается довольно редко.

В обитель икону привёз сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.  В храме состоялся небольшой молебен с иконой. В присутствии прихожан «Спаса Вседержителя» поместили в специально приготовленный киот с металлической рамой, герметично закрытой антивандальным и антибликовым стеклом. Киот также оснащён приборами для поддержания температурно-влажностного режима и системой сигнализации.

С 2018 года при Спасо-Елеазаровском монастыре пребывает на покое митрополит Евсевий (Саввин), под чьим чутким духовным руководством и при чьем деятельном участии проходило возрождение монашеской жизни в святой обители.

В 2019 году указом митрополита Псковского и Порховского Тихона исполняющей обязанности настоятельницы обители назначена монахиня Мария (Корх).

В 2023 году указом митрополита Псковского и Порховского Арсения исполняющей обязанности настоятельницы обители назначена игумения Татиана (Пашкова), которая долгие  годы являлась насельницей Спасо-Елеазаровской обители.

Адрес: Псковская обл., д. Елизарово
Исполняющая обязанности настоятельницы монастыря: игумения Татиана (Пашкова) 
Официальный сайт монастыря: www.eleazarovo.ru
Контактный телефон:+7 (8112) 67-95-58 ,  +7 905 238 88 82 (секретарь, звонить с 11.00 до 17.00)
Группа ВКонтакте: https://vk.com/club18212270 8

Адрес подворья Спасо-Елеазаровского монастыря в городе Пскове: г. Псков, ул. Детская, 3 (храм Преполовения Пятидесятницы).
Контактный телефон: 8 (8112) 72-77-17
Группа подворья ВКонтакте: https://vk.com/club186281936

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.