Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Рождественский сочельник

Всех вас, досточтимые отцы, братья, сестры, благочестивые прихожане и паломники святыя обители сея, сердечно приветствую и поздравляю с наступающим праздником Рождества Христова! К этому празднику нас вел продолжительный пост, как некое поприще, которое мы прошли. Несколько дней предпразднства нас усиленно готовили к этому дню. И сегодня, в день самого строгого поста, мы уже начинаем приобщаться и этой самой светлой радости, потому что совершением Великой вечерни Церковь полагает начало празднованию Рождества Христова. Это праздник надежды, праздник веры и праздник любви. Но прежде всего – надежды и веры Господа в нас и любви Его к нам. И образом этой любви, может быть самым красноречивым, может быть неожиданным, но самым подлинным, настоящим, и является Богомладенец, лежащий в Вифлеемских яслях. «Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог наш» (ирмос Рождества Христова, песнь 9). Так воспевает этот праздник Церковь в потрясающем по глубине и по смыслу произведении византийского автора. «Таинство странное» – то есть чуждое, необычное; и «преславное» – перевод слова «парадоксальное» – это то, что превыше ума, то, чего не может быть, но оно есть – то, что превыше нашего разумения, но то, что является реальностью, превышающей всякую реальность. Тот, Кого не может вместить весь мир, вся Вселенная, вмещается в Вифлиемских яслях. И Тот, для Кого престолом служит само небо, избирает Себе престолом Пречистую Деву, Христос Бог наш, «Его же воспевающе, величаем».

Пришествие в мир Спасителя было ответом на многовековые чаяния, и чаяния не только иудейского народа. Весь мир, так или иначе, блуждая во тьме язычества, греха, страдания, искал и чаял спасения. И даже в тех религиозных и философских прозрениях, которые бытовали до Рождества, чувствовалась эта тоска, чувствовалось это стремление к Богу истинному, Которого человек сам не может найти. Но происходит нечто именно преславное, превышающее разумение – Бог, Который в различных философских системах был неким безличным принципом, Началом всего, Абсолютом, «Благом», «Истиной», «Красотой», но, в то же самое время, бесконечно далёким от этого мира, не имеющим ничего общего с ним, явился в этом мире как один из нас, как Человек, разделив с нами нашу судьбу, нашу жизнь и нашу смерть для того, чтобы мы могли с Ним разделить Его жизнь, Его любовь, Его Царство.

В Израильском народе, может быть, как ни в каком другом, сохранилось ожидание, сохранились пророчества, которые восходят еще к самому обетованию, прозвучавшему после грехопадения: «Семя Жены сотрет главу змия» (Быт. 3:15). И это пророчество, подкрепленное другими прообразами и пророчествами Ветхого Завета, придавало особый смысл всей ветхозаветной истории. Люди веками жаждали и чаяли увидеть спасение. Ссылаясь на древние пророчества, люди по-разному понимали их. Одни верили, что придёт великий Мудрец, который научит исполнять закон, понимать Писание, как это и положено. Другие говорили о том, что придёт великий Царь, потомок Давида, и установит Своё царство на земле, превыше которого не будет ничего. Третьи думали, что Он будет великим Пророком. Но мало кто, наверное, помнил слова из пророчества Исаии о том, что это будет страждущий Служитель Господень, отдающий Себя ради жизни мира – как было сказано в книге пророчества Исаии: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих», а также: «Наказание мира нашего на Нем и ранами Его мы исцелились». (Ис. 53:5-7). Исполнились все ожидания, все чаяния и все пророчества, но таким образом, как люди и представить себе не могли – парадоксально, преславно, превыше разумения. Исполнилось всё так, как только Господь мог исполнить. Потому что человек никогда бы не смог помыслить, что именно Сам Творец, именно Сам Промыслитель мира, Господь истории, Владыка жизни станет таким беспомощным Младенцем и с первых дней, с первых месяцев Своей жизни станет изгнанником в этом мире. Что может быть, еще раз повторим, красноречивее и подлиннее образа Любви, чем образ Младенца, лежащего в яслях и вверяющего Себя нам, миру, каждому из нас? Может быть только образ той же самой Любви, но распростершей руки Свои на Кресте для того, чтобы объять каждого из нас, объять весь мир и спасти нас.

Памятуя сегодня об этом, будем благодарить Бога за все, что совершил Он ради нашего спасения. А слушая церковные песнопения и Евангельские повествования о Рождестве, подумаем о том, как и мы могли бы с вами послужить Христу? Какие дары Он бы принял от нас? Я думаю, что ответ очевиден – это служение нашим ближним, дела милосердия, дела любви, прощение, сострадание, помощь. У каждого из нас есть люди, возможно даже близкие родственники, а, может быть, это соседи или знакомые, которые одиноки, которые обделены вниманием. Это люди, находящиеся в какой-то скорби, а, может быть, в финансовом затруднении. И от нас может зависеть, воссияет ли в сердце этого человека праздник. Если в нашу жизнь войдет добро, если мы сможем совершить для кого-то дело милосердия, дело любви, или, может быть, мы сами встретим в другом человеке любовь, добро, милосердие, то в нашей жизни воссияет свет Христов, то и в нашей жизни, в нашей душе, как в некоем вертепе, явится Спаситель, чтобы нас преобразить, исцелить, просветить светом Своей любви и спасти. Подумаем и об этом. Осветим светом праздника Рождества Христова не только дальние закоулки своего сердца, но и жизнь людей, которые рядом с нами. Поделимся этой радостью! Пусть она будет как закваска, брошенная в тесто, по Евангелию, благодаря которой получится чистый хлеб для Царствия Божия. Пусть наша радость и наша любовь ко Спасителю не останутся только нашими и только в стенах этого храма, а пусть и мир, который за стенами этого храма, вкусит этой радости, почувствует ее, прикоснется к ней, потому что все, абсолютно все, каждый человек, на самом деле, где-то в глубине тоскует по этой любви, по этой радости, по этой Жизни, Которая явилась в мир, явление Которой мы прославляем сегодня с вами – явление Христа Бога, Его же воспевающе, величаем! Аминь.

6 января 2024 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Рождественское послание митрополита Псковского и Порховского Арсения

Христос рождается, славите!

Мы привыкли дарить друг другу подарки на день рождения, но сегодняшний день рождения — подарок всем нам. Невидимый и непостижимый Бог, Создатель мира, становится человеком ради нашего спасения.

Он проходит весь путь нашей жизни, со всеми её трудами, печалями и страданием, разделяет с нами каждый шаг нашего пути. По слову апостола, мы «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор 1:23), Бога, ставшего человеком, Бога, знающего, как не просто быть человеком, Бога, понесшего наши немощи и сострадающего нам.

Молитвенно желаем, чтобы этот дар был не напрасным в нашей жизни, а свет рождественской звезды руководил нас ко спасению, наполняя сердца миром и радостию о родившемся Спасителе.

+ митрополит Псковский и Порховский Арсений

В Рождественский сочельник митрополит Арсений совершил Божественную Литургию и великую вечерню в Псково-Печерском монастыре

6 января 2024 года, в Рождественский сочельник, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию и великую вечерню в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Псково-Печерской обители иеромонах Иларион (Карандеев) с братией в священном сане.

Богослужебные песнопения исполнили: братский хор под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились насельники монастыря, а также многочисленные прихожане и паломники.

По окончании вечерни митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

В день предпразднства Рождества Христова митрополит Арсений совершил чтение Царских часов в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

5 января 2024 года, в день предпразднства Рождества Христова, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил богослужение с чтением Царских часов в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Псково-Печерского монастыря иеромонах Иларион (Карандеев) с братией обители в священном сане.

Песнопения Литургии исполнил братский хор под управлением инока Олега (Гладышева). За богослужением молились насельники монастыря, а также многочисленные прихожане и паломники.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона Кивайло

Митрополит Арсений встретился с сестрами милосердия

2 января 2024 года в Псково-Печерском монастыре состоялась встреча митрополита Псковского и Порховского Арсения с сестрами и добровольцами сестричества милосердия города Великий Новгород во имя святой Анны Новгородской.

Владыка митрополит тепло поприветствовал духовника сестричества священника Михаила Терещука и сестер милосердия, выразив радость от встречи с ними в стенах древней Псково-Печерской обители. Митрополит Арсений рассказал паломникам об истории и современной жизни Псковской епархии.

В ходе встречи глава митрополии обсудил с гостями работу сестричеств милосердия. В частности, говорили о перспективах сотрудничества между новгородским и псковскими сестричествами – при городской больнице города Пскова и святой преподобномученицы княгини Елисаветы при храме Вознесения Господня (Старое Вознесение).

В завершение встречи Владыка ответил на вопросы гостей о духовной жизни, а также пожелал успехов в делах милосердия и спасительных трудах во славу имени Божия.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского

Всех вас, дорогие отцы, братья, сестры, благочестивые прихожане и паломники, сердечно поздравляю с праздником! Сегодня, как уже было сказано, память многих святых. И сегодня мы особенно прославляем почитаемого в нашей Церкви отца Иоанна, пресвитера Кронштадтского. Но сейчас, когда всего несколько дней отделяют нас от праздника Рождества Христова, я хотел бы сказать и, может быть, отчасти продолжить тему, которая звучала и во время новогоднего богослужения, и в начале самом Рождественского поста – о том, как нам достойно встретить этот светлый праздник.

С сегодняшнего дня начинается собственно предпразднство Рождества Христова. Каждый двунадесятый праздник, Господский или Богородичный, имеет несколько дней попразднства и, как правило, только один день предпразднства. Но праздник Рождества Христова выделяется своей значимостью из прочей череды праздников тем, что у него самый большой период предпразднственных дней – пять дней. И эти пять дней, на самом деле, сближают этот праздник со Страстной седмицей и Пасхой.

И это не случайно, потому что с самых древних времен этот праздник, который изначально носил название «Богоявления», намеренно оформлялся Церковью именно как «вторая Пасха». Во-первых, к нему был приурочен продолжительный пост. Далее, богослужение и нынешних предпразднственных дней несет в себе параллель с богослужениями Страстной недели. Так, мы совершаем Царские часы, на этой неделе это будет в пятницу, когда не положено будет совершать Божественную Литургию, как и в Великую Пятницу – и это еще одна параллель. Наиболее строгий день поста – это Сочельник, когда полагается Литургия Василия Великого, как и в Великую Субботу (но в этом году несколько иной строй богослужений из-за того, что праздник совпадает с Воскресным днём). Песнопения этих дней, трипеснцы канонов повечерия и другие тоже говорят нам о некоем умалении, или начале скорбного пути, Спасителя. Тема, которая может быть почти не звучит в сам праздник Рождества, чтобы не умалить торжественности и радости этого дня, но тем не менее в песнопениях этих дней прослеживается – это тема самоуничижения, тема, может быть, крестного пути, начавшегося с самого первого дня Его прихода в мир, когда Ему даже не нашлось места в обычном человеческом жилище. Где Он и родился, подумаем только, и в каких условиях? Потом – это царь Ирод, который ищет убить Младенца и послал воинов умертвить всех младенцев Вифлиемских от двух лет и ниже. А Христос, уже гонимый злобой человеческой, со Своей Пречистой Матерью и мнимым отцом Иосифом отправляется в Египет, в изгнание. Он уже с первых дней и с первых месяцев Своей жизни был гоним. Он встал на крестный путь с самого первого дня Своего появления в этом мире, когда Он, Господь, родился как человек.

И вот, в эти дни нам следует особенно, может быть, прочувствовать это, понять это, потому что за радостью и светом самого праздника Рождества Христова мы можем это не рассмотреть. Подумать о той любви, которую Господь явил нам, став человеком и разделив с нами все тяготы этого земного пути. И о Его семье – об Иосифе и о Пречистой Матери, которые тоже были объектами злобы человеческой, а повествование о нечестивом царе Ироде и как раз и проливает на это свет. Святое Семейство было в изгнании, и в будущие годы им, наверняка, тоже приходилось нелегко. Если постараться проследить путь Пречистой Матери от Рождества до Успения Её, отвлекаясь опять-таки от некоей благостной картины, которая, может быть присутствует, в нашем сознании, мы увидим, что и этот путь был тернистый. Путь смирения, путь святости, но путь тесный. С одной стороны, Она была окружена любовью и заботой ближайших учеников, но было и непонимание, и была и ненависть сто стороны врагов Христа. Таков был и путь земной Самого Спасителя, Который явился в этом мире для того, чтобы спасти каждого из нас. Была небольшая группа учеников, которые любили Его, причём каждый из них по-своему понимал  то Царство, которое должно открыться и свое место в нем. Была, может быть, более многочисленная группа людей, которые следовали за Ним в ожидании чуда, но были и люди, которые ненавидели Его, копили злобу, строили козни, и в конце концов это злоба и эти козни привели Его на Крест.

Пусть эти дни, оставшиеся дни перед Рождеством Христовым, будут посвящены памяти об этом, и более строгому посту. Будем поститься по мере сил, но с учетом тех правил, которые есть в Православной Церкви. Постараемся больше быть на молитве и дома, и в храме. Если в дни Страстной недели каждый искренне верующий человек стремится попасть на все эти неповторимые богослужения, то для оставшегося времени перед Рождеством Христовым такими особыми днями, конечно, будут – чтение Царских часов в пятницу утром и Сочельник, когда совершается Литургия и праздничная вечерня. Будем стараться раскрывать Священное Писание дома – повествования о Рождестве или те мессианские псалмы и те пророчества, которые звучат в богослужениях грядущих дней. Постараемся найти и проникнуться духом этих Писаний, в которых за многие столетия уже была дана людям надежда о явлении в мир Спасителя, было дано обетование этой радости. И лучшие люди Ветхого Завета жили этой радостью, в которой все мы с вами пребываем, радостью, которая является нашим с вами достоянием, нашей с вами реальностью. Будем за это благодарить Господа, а также за все Его неизреченные дары. За наше спасение, прежде всего. За тот свет, который явлен нам во Христе, за ту любовь, которую Он к нам явил и каждый день являет. За всё, что Он сделал и делает для нашего спасения, и сделает, если только мы сами не будем мешать Ему в этом, препятствовать Ему, проявляя противоположную волю.

Отзовемся на Его любовь – любовью, на Его веру в нас – нашей верой и верностью Ему, нашей благодарностью и нашим доверием. Но проявляться это будет не только по отношению к Богу, потому что легко сказать «я люблю Бога», и успокоиться. Это, любовь и благодарность Богу, проявляется в отношении к нашим ближним. Окружим наших ближних – братьев и сестер, близких наших, членов наших семей – заботой и вниманием. Потому что иногда мы не замечаем самых очевидных, может быть, моментов, или беспокойства, или тревоги, которые есть вокруг нас. Мы зачастую замкнуты на себе, а одно доброе слово, одно доброе дело, может быть, даже тайная молитва об этом человеке, уже делают невообразимо много – это исцеляет нас, исцеляет мир вокруг нас. Вместо череды шумных вечеринок, которые сейчас продолжаются, лучше будем больше молиться. Вместо бесконечной траты денег, лучше будем дарить людям близким наше внимание, нашу заботу и нашу любовь. Вместо страха и уныния, которые могут рождаться в нашей душе от повседневных новостей, будем учиться больше доверять Богу, благодарить Его, и молиться, чтобы Он благословил всех нас миром Своим и любовью Своею.

И сегодня, в этот день, в память святого Кронштадтского пастыря, я вам предлагаю послушать молитву, которая могла бы стать не только молитвой сегодняшнего дня, и не только молитвой в преддверии Рождества Христова, но ежедневной молитвой каждого православного человека. Это молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Господи! Имя Тебе Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека! Имя Тебе – Сила: подкрепи меня изнемогающего и падающего! Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстями! Имя Тебе – Мир: умири мятущуюся душу мою! Имя Тебе – Милость: не переставай миловать меня». Аминь. С праздником!

2 января 2024 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

В день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского митрополит Арсений совершил Божественную Литургию

2 января 2024 года, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Псково-Печерского монастыря иеромонах Иларион (Карандеев) с братией и гости обители в священном сане.

Песнопения Литургии исполнил братский хор под управлением инока Олега (Гладышева). За богослужением молились насельники монастыря, сестры сестричества милосердия города Великого Новгорода во имя святой Анны Новгородской, а также многочисленные прихожане и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений возглавил вечернее богослужение в канун дня памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского

1 января 2024 года, накануне дня памяти святого праведного Иоанна  Кронштадтского, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил полиелейное богослужение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Псково-Печерской обители иеромонах Иларион (Карандеев) с братией обители в священном сане.

Песнопения вечерни и утрени исполнил братский хор обители под управлением инока Олега (Гладышева). За богослужением молились насельники Успенской обители, многочисленные прихожане и паломники.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона Кивайло