
28 марта 2025 года специалисты АНО «Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)» сообщили, что Свято-Троицкий собор Псковского Кремля одевается в леса. В весенне-летний период, с наступлением стабильных положительных температур, начнутся работы на фасадах памятника архитектуры.
Перед началом работ была проведена фотофиксация состояния объекта. Обследование зондажей показало, что при ремонтах прошлых десятилетий использовалась штукатурка с применением цемента. Это материал способствует быстрому разрушению бутовой кладки. На первом этапе реставраторам предстоит работа по полному удалению штукатурки с фасадов.
Реставраторы вернут первоначальную красоту наружному декору собора. Керамические изразцы, покрытые глазурью и лепные украшения – оконные наличники верхнего этажа, закомары-кокошники приведут в порядок, будут воссозданы утраты.
Полихромные изразцы были выявлены известным историком архитектуры Покрышкиным П.П. еще в 1912 году. Они, по-видимому, были полностью забелены еще в ходе ремонтных работ XVIII столетия. Поэтому их нельзя видеть ни на графических изображениях первой половины XIX века, ни на фотографиях конца XIX – начала XX веков.
Сохранившийся (четвёртый по счёту) Троицкий собор возводился в камне в 1682-1699 годах на основе предыдущего строения, при этом здание существенно «выросло», достигнув в высоту 72 м.
Нижний ярус храма украшен поясом изразцовых керамических плит и тяжелыми наличниками.
В 1893-1895 годах под руководством псковского городского архитектора Ф.П. Нестурха фасады здания получили новую отделку. Отлитые из цемента декоративные элементы оформили большинство оконных проемов здания, карнизы, проездные арки крыльца и т.д. Изменения не коснулись лишь убранства оконных проемов придельных церквей и алтарных апсид, сохранивших свой первоначальный барочный рисунок, а также оконных наличников барабанов главного храма, сохранивших отделку конца XVIII века.
После Великой Отечественной войны Троицкий собор стал одним из первых отреставрованных памятников архитектуры.
В 1969-1972 годах художниками-керамистами В. Цивиным и Е. Перл проводились работы по расчистке, исследованию и реставрации керамического фриза, расположенного под окнами второго этажа на фасаде Троицкого собора. Недостающие и разбитые изразцы Троицкого собора были восполнены копиями, изготовленными на Ленинградском комбинате декоративно-прикладного искусства.
По материалам группы АНО «Возрождение»