Святейший Патриарх Кирилл: «Человек не должен оставаться безразличным к бедности других»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью изданию «Коммерсант», приуроченное к проведению 18-21 июня 2025 года Петербургского международного экономического форума «Общие ценности — основа роста в многополярном мире».

— Социальные инвестиции, этика, справедливость — эти понятия чаще всего воспринимаются как антитеза эффективности бизнес-процессов. Принято считать, что быть нравственным в экономике невыгодно. Вы согласны с такой постановкой вопроса?

— Убежден, что это ложное противопоставление. Бизнес и экономика — это не явления параллельной реальности, это те общественные отношения, которые складываются между людьми, а не между обезличенными механизмами, производящими прибыль, перед ценностью которой якобы меркнет потребность людей в нравственных нормах и справедливости.

Собственно говоря, за тезисом «нравственным в экономике быть невыгодно» кроется лукавство. Выгодность того или иного предприятия определяется не только спросом и предложением, но и законодательством. А законодательство опирается на нравственность, на опыт, благодаря которому человечество развивается и выживает. Как бы выгодно ни было продавать наркотики, это, во-первых, безнравственно, а во-вторых, незаконно. Впрочем, в последние годы элитам в ряде стран удалось добиться легализации наркотиков. Думаю, там это вполне рентабельная, эффективная экономическая отрасль. Просто если какая-то критическая масса людей в обществе станет наркоманами, то ни экономики, ни бизнеса, ни, наверное, человеческого вида не будет вообще.

Эффективная экономика создает такие условия жизни для людей, которые позволяют обществу сохраниться и развиваться, причем не только экономически и научно, но культурно и, не побоюсь сказать, духовно. А эти условия не могут не иметь нравственного измерения.

— Не окажутся ли бизнесмены, игнорирующие мораль и нравственность, в более выигрышной позиции?

— Возьмем близкую для вас сферу медиа. Есть тактическая эффективность. Например, развлекательные программы обеспечивают высокий рейтинг телевизионному каналу. Каналы конкурируют между собой, увеличивая градус развлекательности. Якобы такой выбор вектора развития СМИ диктует необходимость продажи рекламы. Многие СМИ используют в качестве инструмента интерес зрителей к экстрасенсорике. Результат — кратное увеличение рынка эзотерических услуг. То есть варваризация, отупение части зрителей.

Выиграли ли СМИ от этих сиюминутных рейтингов? В конечном счете нет, ведь они за несколько десятилетий потеряли часть своей аудитории — думающих людей, которые не хотят смотреть ведьм. Они ушли в другие сегменты медиа, прежде всего в социальные сети. И сегодня эта потеря ценной, социально и политически активной аудитории уже, скорее всего, невосполнима. Поэтому цель перехватить аудиторию, играя на страхах, невежестве и инстинктах, себя не оправдывает.

Или, например, здоровье нации. После распада СССР водку можно было купить в любое время. Повсеместно стояли также игровые автоматы и казино. Слава Богу, наше общество доросло до того, чтобы понять, что такая «экономическая эффективность» нам не нужна. И между прочим, традиционные религиозные общины сообща возвышали свой голос против подобных явлений. В крупных городах, парках сейчас множество спортивных площадок, открываются спортивные секции. Приносят ли они такую прибыль, как водочные ларьки? Точно нет, но в конечном счете инвестиции в здоровый образ жизни себя окупят.

Несомненно, многое еще предстоит сделать. Мы переживаем строительный бум, строятся целые кварталы высотной застройки. Это приносит огромные прибыли девелоперам. Но есть один нюанс. Городское жилье, особенно в крупных городах, стоит неподъемно дорого. Массово продаются квартиры-студии, рассчитанные на одного-двух человек максимум. Из открытых источников можно узнать, что доля трехкомнатных квартир, то есть пригодных для семей с двумя-тремя детьми, составляет около 10% в новостройках и имеет тенденцию к сокращению. Сопоставьте это с низким коэффициентом рождаемости — и придете к выводу, что эффективность и рентабельность подобных строек не связываются с ростом населения. Позвольте высказать мнение, что для того, чтобы численность населения росла, необходимо горизонтальное развитие территорий, потому что крупные города были и остаются реципиентами населения, неспособными обеспечить его воспроизводство.

И такие примеры, подтверждающие важность и эффективность нравственно обоснованных инвестиций, можно продолжать практически по всем сегментам социально-экономической жизни.

— Может ли такой морально ориентированный подход сочетаться с реалиями современного общества, основанного на принципах свободного рынка?

— У этого подхода есть евангельские корни. Вспомним известную притчу о неразумном богаче, который собрал большой урожай и решил, что душа его «может покоиться, есть, пить и веселиться». Господь же говорит ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21). Как богатеть «в Бога»? Хотя бы так, чтобы богатство не становилось идолом, предметом единственной надежды человека, мерой всех вещей. Известные мыслители в области экономики нередко были авторами и этических концепций. Еще отец экономической науки Адам Смит писал о включенности экономики в социальную систему, где подлинной движущей силой является стремление каждого человека стать достойным членом общества. И между прочим, в своей первой работе по этике Адам Смит ясно заявлял о том, что законодателем нравственности является сам Бог.

Мы, люди старшего поколения, выросли в те годы, когда навязывались представления о свободных экономических отношениях как о «законе джунглей». Но социал-дарвинизм, возникший на основе мальтузианской теории в том виде, в котором ее критиковал Маркс, давно устарел. Послевоенная Европа частично восприняла идею социального государства и опиралась при этом в том числе на христианское наследие. Экономическая этика, этика научно-технического прогресса — все это стало частью европейской дискуссии в послевоенное время. Данные вопросы обсуждались в том числе в рамках межхристианского диалога, в котором я лично участвовал в течение нескольких десятилетий.

— То есть моральные нормы и ценности стимулируют развитие экономики?

— Одним из самых опасных факторов, тормозящих развитие экономики, является коррупция, которая может проявлять себя разными способами. В основе коррупции, как известно, лежит не законное, а чаще всего преступное использование материальных средств в целях личного обогащения. В Священном Писании мы находим многочисленные осуждения людей за неправедное обогащение, то есть, выражаясь простым языком, за воровство.

Развитие экономики немыслимо без труда. А книги Ветхого и Нового Завета содержат просто апологию труда. Собственно, в раю Бог поселяет человека, «чтобы возделывать и хранить его», то есть трудиться (Быт. 2:15). После изгнания из рая труд рассматривается как тяжелая, но заповеданная необходимость. Вся христианская цивилизация пропитана осуждением праздности, которая называется причиной множества грехов. Верующий человек призван к труду не только ради пропитания, но и ради исполнения заповеди Божией.

Развитая экономика — это та, которая оставляет как можно меньше пространства для бедности. Человек не должен оставаться безразличным к бедности других, это безальтернативно для христианина. Апостол Иоанн говорит: «Если же кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3:17).

— Должна ли Церковь участвовать в борьбе с коррупцией?

— Инструмент борьбы, которым пользуется Церковь, — это слово. Неправедная прибыль — это грех, который вызван корыстолюбием и тщеславием. То есть желанием обогащаться без разбора средств, в том числе с целью продемонстрировать свою роскошь окружающим. Этот грех осуждается Церковью, и здесь есть очень значимые слова Священного Писания: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). То есть душа ценнее, чем все богатства мира, и те, кто пытается собирать земные сокровища любой ценой, попросту не знают подлинной стоимости того, что у них есть от рождения. Об этом Церковь и свидетельствует перед всеми людьми.

Как я уже отметил ранее, главная миссия Церкви — христианская проповедь, исправление человека, а на общественные процессы Церковь может влиять, преображая мышление и поведение людей, а не сами социальные отношения.

— Как Церковь относится к растущему разрыву в доходах между бедными и богатыми?

— Как может христианское сердце жить в благополучии и покое, когда вокруг страдание и боль? Деятельность первых христианских общин прежде всего была направлена на помощь самым социально незащищенным слоям древнего общества — вдовам, одиноким, тяжело больным. Но бедность является еще и фактором, тормозящим развитие общества во всех направлениях, включая культурное, техническое и экономическое. Борьба с бедностью и неравенством — это не только моральный выбор, но и важный фактор развития экономики.

Печально констатировать, что в стране с таким потенциалом, как Россия, все еще существуют малоимущие. Поэтому особенно важно, чтобы христианин, который имеет материальный избыток, понимал, что он призван помогать нуждающимся. Не надо думать, что помочь нуждающемуся — это значит только перевести какую-то сумму денег и забыть о проблеме. Если вы хозяин бизнеса, то следует контролировать ситуацию с материальным положением подчиненных, чтобы они имели возможность достойно содержать свои семьи. Чем больше таких небезразличных людей в сфере бизнеса будут мыслить и поступать подобным образом, тем больше шансов, что наша страна наконец победит бедность.

Хотел бы привести здесь слова Ивана Ильина, что «частная собственность есть не просто право, а нравственно обязывающее право. Собственность обязывает каждого к творческому использованию всех ее возможностей, к несению больших общественных тягот и государственных повинностей».

— Может ли предприниматель сочетать порой жесткий, агрессивный подход к ведению дел с верой в Бога?

— Управляя бизнесом, руководитель неизбежно проходит через ситуации, когда ему нужно принимать сложные решения. Экономика — конкурентная среда, и иногда эта конкуренция приводит к тому, что приходится действовать жестко. Но нет обстоятельств в жизни человека, даже самых сложных, на которые не распространяется нравственный закон: «Поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Можно быть принципиальным и строгим руководителем, но при этом сохранять верность главной евангельской заповеди о любви к Богу и человеку.

— Может ли Церковь влиять на распределение материальных благ и национального богатства и способствовать тому, чтобы этот процесс стал более справедливым?

— Роль Церкви в данном случае заключается в том, что христианской проповедью она влияет на сердца и души. Становясь христианами, люди начинают видеть боль и проблемы своих ближних. Обретая веру, руководители вместе с ней наполняются христианской мудростью и более точным пониманием того, что есть благо для общества. Но также Церковь может и непосредственно возвысить свой голос в поддержку нуждающихся, что она и делает.

— В последнее время в общественной повестке закрепились такие понятия, как зеленая экономика и так далее. Не пришло ли время для «этичной экономики»?

— Обычно считается, что Церковь сдержанно относится к богатству, а то и осуждает его. Но в Евангелии говорится о том, что благочестивые жены «служили Спасителю имением своим» (Лк. 8:3). Так вот, все общественное достояние может и должно служить нравственному преображению общества. Инвестируйте в рождение, воспитание и развитие детей — и эти инвестиции принесут плоды. Если же экономика будет построена так, что человек станет только удовлетворять свои потребности, извлекать лишь материальную выгоду из общения с окружающими, то жизнь самого общества будет находиться в опасности. И мы уже видим признаки этого вокруг нас: отказ от брачных союзов и от деторождения.

— Современный мир отчасти построен на культе потребления, который во многом противоречит христианским заповедям. Есть ли способ преодолеть это очевидное противостояние?

— Жить по заповедям. Об этом свидетельствуют и кризисы современной цивилизации, технологически развитой и укрепившей идею господства человеческого разума и одновременно отказывающейся от идеи спасения человеческой души, к чему как к единственной подлинной цели бытия призывает нас Слово Божие.

Есть индикаторы того, что интерес к религии усиливается, причем интерес не только ритуальный и культурный, но и содержательный: как стать лучше? Как научиться действительно любить людей? Как понять свое предназначение? Сегодня эти вопросы буквально витают в воздухе и волнуют не только людей среднего возраста, но и молодежь.

— Кривая рождаемости в России вновь стремится вниз, и порой кажется, что все усилия, направленные на поддержку деторождения, бесплодны. Сохраняется ли, по-Вашему, шанс найти решение?

— Результаты демографической политики видны не сразу, моментальных выгод не приносят, но реализуются на длинной дистанции, когда дети вырастают и становятся производительной, созидательной силой общества. Но законы демографии неумолимы, как законы физики: если рождается все меньше детей, через поколение мы получим сворачивание экономики и общества, которое невозможно будет исправить быстро. Поэтому, несмотря на развивающуюся автоматизацию производства, эта сфера требует исключительно стратегического подхода и взгляда как минимум за 25-летний горизонт.

Многие специалисты считают, что важнейшим социально-экономическим базисом для многодетных семей является жилье, затем идут меры финансовой поддержки, в том числе освобождение от уплаты налогов и других расходов. Поэтому представляется самым насущным разработка мер по доступности жилья семьям с детьми, в особенности многодетным семьям. Родители должны быть уверены, что они смогут окружить своего ребенка заботой, создать для него приемлемые условия для жизни, обучения и общего развития. Хотелось бы отметить обнадеживающие данные, связанные с ситуацией с абортами. Их число в нашей стране неуклонно падает с начала 1990-х годов. То, что аборты перестали быть социальной нормой, — большая победа, связанная с усилиями Церкви и государства, а также с просветительской работой общественных организаций, хотя успокаиваться здесь еще очень рано. Пока общество не осознает во всей полноте, что убийство детей в утробе является тягчайшим грехом, мы не можем считать наш социум здоровым и благополучным.

С другой стороны, 50 и более лет назад снижение числа абортов автоматически значило рост рождаемости. Сейчас такой связи нет. Надо не только отказываться от абортов, но и иметь потребность в рождении детей, принятии на себя бремени их воспитания. А это всегда форма жертвенного служения, форма любви. Если же в обществе «охладеет любовь» (Мф. 24:12), то людей не заставишь рожать детей даже материальными стимулами. Надеюсь, что мы еще не прошли этот Рубикон.

— Могут ли воплощенные в экономике ценности морального порядка принести обществу благополучие в обозримой перспективе?

— Экономика не вещь в себе, она не самодостаточна. Она — производное от общества и развивается в его контексте. Что такое благополучие? Максимальный и постоянно растущий уровень потребления благ? Опыт многих стран показывает, что невозможно обеспечить всех благами по верхней планке. Просто не хватит ресурсов. Какой ответ мы часто слышим? Если ресурсы ограниченны, то нужно сократить количество их потребителей. Отсюда все эти теории перенаселения Земли и сокращения рождаемости. Это антихристианский подход, он, уверен, в случае реализации способен привести к вымиранию, в том числе тех, кто его исповедует.

На нынешнем этапе развития цивилизации экономикой должны управлять не роботы, а сильные, свободные, образованные и нравственные люди, ставящие перед собой высокие идеалы и способные их достигать. А экономика — средство достижения этих идеалов. Чем выше созидательный потенциал, тем дальше человечество может пойти по пути материального, духовного и культурного процветания.

Если в далеком будущем будет не хватать ресурсов, то наступит время освоения других планет. Когда в христианской Европе стало мало ресурсов, наступила эпоха Великих географических открытий. Люди прошлого открывали новые континенты, а не думали, как рожать поменьше детей.

Нравственность и духовные ценности — это те ориентиры, которые помогут человечеству справиться с кризисами, в том числе экономическими. Ведь сама экономика не объясняет необходимости жить и создавать семьи. Эти потребности, создающие основу жизни, в настоящее время, в отличие от далекого прошлого, находятся вне чисто экономической логики.

Беседовал Павел Коробов

По материалам Патриархия.ru

В эфире ГТРК «Псков» вышел сюжет о турнире по мини-футболу, который посвятили памяти Героя России военного священника Антония Савченко

18 июня 2025 года в эфире ГТРК «Псков» рассказали, почему соревнования по мини-футболу на кубок благоверного князя Довмонта, которые организовал приход воинского храма святого Александра Невского, посвятили памяти Героя России военного священника Антония Савченко.

По материалам ГТРК «Псков» 

 

Воспитанники Воскресной школы Вознесенского храма поселка Ляды посетили Савво-Крыпецкий монастырь

10 июня 2025 учащиеся Воскресной школы храма Вознесения Господня поселка Ляды Плюсского района совершили паломническую поездку в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь.

Утро юных паломников началось с молитвы и благословения настоятеля Вознесенского храма иеромонаха Аарона (Соболева) на добрую дорогу. По прибытии в монастырь гостей встретил иеродиакон Нил и провёл экскурсию по храмам, из которой паломники узнали об истории обители, преподобном основателе монастыря Савве и святом подвижнике Корнилии и поклонились их святым мощам. А за алтарем Иоанно-Богословского собора на могиле архимандрита Дамаскина (Сахнюк) пропели вечную память первому наместнику обители, которую он восстановил из руин.

Затем ребята с восторгом поднялись на колокольню и дружно приложили ладошки к самому огромному колоколу, чей звон раздается на всю округу, но совсем не пугает ласточек, которые буквально облепили гнездами стены храма. В трапезной паломников накормили вкусным обедом, после которого на монастырском дворе дети познакомились с лебедем Мартином, который живет в монастыре. Конечно всем детям очень хотелось его погладить, но лебедь разрешает это только своим, к кому он привык, и с ними же он по-своему «разговаривает». Наблюдать это было очень интересно. А перед самым отъездом желающие смогли окунуться в святом источнике. 

По материалам группы храма Вознесения Господня, Ляды

Учащиеся Православной гимназии посетили Мирожский монастырь

11 июня 2025 года ученики младших классов МАОУ «Псковская гимназия с изучением основ Православной культуры №28» вместе с классным руководителем Любовью Чичиковой побывали в Спасо-Преображенском Мирожском мужском монастыре.

Маленьких паломников встретил и провел экскурсию по обители насельник монастыря иеромонах Афанасий (Чебан). Батюшка рассказал детям много интересного о древней обители Псковской земли и величественном Преображенском соборе, в котором сохранились фрески, написанные греческими мастерами в XII веке.

Юные гимназисты в этот день увидели и узнали много нового и полезного для себя, а еще с радостью попробовали себя в роли звонарей на колокольне временного храма в честь архидиакона Стефана.

По материалам группы гимназии №28

В эфире телеканала «Первый Псковский» вышел сюжет о матче по мини-футболу, посвященном памяти иерея Антония Савченко

17 июня 2025 года в эфире телеканала «Первый Псковский» вышел сюжет, посвященный соревнованиям по мини-футболу в память о Герое России иерее Антонии Савченко, которые прошли 13 июня на стадионе «Машиностроитель» в Пскове. Кто стал обладателем кубка князя Довмонта увидела съемочная группа телеканала «Первый Псковский».

По материалам ТК «Первый Псковский»

Регент Единоверческой общины Псковской епархии выступила с лекцией в рамках лектория «Глаз композитора»

10 июня 2025 года регент Единоверческой общины Псковской епархии Варвара Чуракова выступила в историко-краеведческой библиотеке имени Ивана Василёва с лекцией «Человек. Искусство. Пластырь или оружие» в рамках лектория «Глаз композитора».

По материалам группы библиотеки имени Ивана Василёва города Пскова

В Паломническом центре Псково-Печерского монастыря прошли соревнования по самбо на кубок святого благоверного князя Довмонта

14 и 15 июня 2025 года в Спортивном комплексе Паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря состоялись лично-командные соревнования по самбо на кубок святого благоверного князя Довмонта.

В ходе торжественной церемонии открытия участников соревнований приветствовали: врио председателя комитета по спорту правительства Псковской области Галина Овсова, ответственный Псковской епархии по вопросам физической культуры и спорта иерей Димитрий Головнев, председатель федерации самбо Псковской области Дмитрий Алекминский, мастер спорта СССР Евгений Паранин, председатель исполкома федерации самбо Санкт-Петербурга Руслан Гасымов, руководитель организации “Боевое братство” Александр Кривотулов, руководитель клуба “Отечество — Псковская область” Владимир Владимиров. Они пожелали участникам красивых схваток и уверенных побед.

“Такого формата соревнования мы проводим в Псковской области первый раз. Организатором этого кубка выступает Псковская митрополия при поддержке комитета по спорту, федерации самбо Псковской области, партийного проекта “Единой России” “Выбор сильных”, а также клуба “Отечество” и наших друзей из “Дружины Довмонта” и “Боевого братства”. Мы провели эту встречу для самбистов в Печорах в удивительном месте, на необыкновенной земле. Отличаются эти соревнования ещё и тем, что это командный зачёт, в ходе которого от каждого участника зависит результат всей команды”, – рассказал Владимир Владимиров.

На борцовском ковре сошлись шесть команд. По итогам ярких поединков кубки за первое и второе место завоевали команды из Санкт-Петербурга, на третьем – команды из Пскова и Витебска. Команды из Великих Лук и Печор не смогли получить кубок, но теперь у них есть прекрасный опыт борьбы такого уровня.

По благословению митрополита Псковского и Порховского Матфея в церемонии награждения победителей принял участие благочинный Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Прохор (Андрейчук).

По окончании соревнований спортсмены посетили Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и поклонились его святыням, побывали в картинной галерее архимандрита Алипия (Воронова) и в Псково-Печерской духовной семинарии.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона (Кивайло).

По материалам группы Дружины Довмонта

Псково-Печерская духовная семинария объявляет прием обучающихся на новый учебный год

Псково-Печерская духовная семинария объявляет прием обучающихся на 2025/2026 учебный год по следующим направлениям подготовки:

– 48.03.01 Теология, профиль «Православная теология». Выпускники получают диплом о высшем образовании (бакалавр) государственного образца;

– Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций, профиль «Православная теология». Выпускники получают диплом церковного образца.

Форма обучения на обоих направлениях очная. Вступительные испытания: русский язык; история; сочинение на церковно-историческую тему; собеседование.

Отличительной особенностью Псково-Печерской семинарии является ее тесная связь с Псково-Печерским монастырем, хранящим многовековые традиции русского православия. Студенты совмещают качественное богословское образование с участием в жизни древней, никогда не закрывавшейся обители. Семинаристы посещают монастырские богослужения, принимают участие в чтении Неусыпаемой Псалтири, проходят монастырские послушания, общаются с духовниками и братией.

Обучение, проживание и питание для всех студентов Псково-Печерской семинарии – бесплатно.

Прием документов: с 20 июня по 20 июля 2025 года.
Вступительные экзамены: 22 – 24 июля 2025 года.

Со всей информацией, относящейся к поступлению, можно ознакомиться на официальном сайте семинарии в разделе «Абитуриенту»: ppseminary.ru/abitur/.

Также всю информацию можно уточнить в приемной комиссии:
– ответственный секретарь приемной комиссии: Любовь Анатольевна Реневская;
– телефон: +7 (953) 240-51-52;
– электронная почта: ppseminary-priem@yandex.ru

По материалам группы Псково-Печерской семинарии

Воспитанники Воскресной школы Псково-Печерского монастыря стали лауреатами I степени на конкурсе «Дети в мире старинной музыки»

В мае 2025 года воспитанники Воскресной школы Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в составе ансамбля старинной музыки «Вереск» приняли участие в Международном музыкальном конкурсе «Дети в мире старинной музыки».

По итогам конкурса ансамбль «Вереск» стал лауреатом I степени в двух возрастных категориях.

По материалам группы Воскресной школы Псково-Печерского монастыря

В день памяти святителя Луки Крымского в Псковском храме в честь его имени отметили престольный праздник 

11 июня 2025 года, в день памяти святителя Луки Крымского, в храме святителя Луки Крымского при Псковской горбольнице состоялся престольный праздник.

Божественную Литургию возглавил настоятель храма святителя Луки Крымского протоиерей Василий Лупаков. Его Высокопреподобию сослужили: руководитель Отдела по больничному служению иерей Евгений Ковалев и клирик храма святого Александра Невского иерей Роман Алексеев. За богослужением молились сестры Службы милосердия, прихожане храма и православные псковичи.

По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход.

По материалам группы храма святого Луки Крымского