Дорогие отцы, братья, сестры, дорогой отец архимандрит, братия святой обители сея, всех вас сердечно поздравляю с праздником Богоявления и с Воскресным днем! Сегодня третий день великого праздника, и мы продолжаем пребывать в свете праздника Богоявления или Крещения Господня. Из названия этого праздника мы видим, что речь идет о явлении Бога в этом мире. А тропарь праздника помогает нам понять, в чем суть этого явления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе». То есть, вместе с тем событием, которое мы воспоминаем, как начало земного служения Господа Иисуса Христа, вместе с Его Крещением от Иоанна в водах Иорданских происходит нечто более значимое, таинственное, непостижимое – первое и явное новозаветное откровение Святой Троицы. Бог Отец свидетельствует о Своем Сыне, явленном этому миру: «Сей Сын Мой возлюбленный» (Мф. 17:5) – о Том, Кто пришел ради спасения этого мира, и Дух Святой нисходит на Него в виде голубя.
Это новозаветное откровение соотносится еще и с другой великой тайной, явленной нам в Новом Завете – о том, что Бог есть Любовь. Бог есть Любовь! Можно сказать – да, потому что Бог по Своей любви сотворил мир, Он любит Свое творение. Но мир же не всегда существовал. Не всегда существовали ангелы. А в чем заключалась тогда эта любовь? Она заключалась и заключается во внутритроичной жизни. Любовь всегда направлена на кого-то. И откровение о Троице – об Отце, Сыне и Духе Святом, Едином Боге – позволяет нам уяснить и другую великую тайну, открытую нам: что Бог есть Любовь, и Любовь преизбыточествующая, Любовь, которая как бы переполняется через край. И по Своей любви, действительно, Он творит мир, творит все видимое и невидимое – для того, чтобы все творение, каждый из нас и, шире говоря, все мироздание было причастником этой Его любви.
И вот по Своей любви, Он не только сотворил нас, но и явился ради нашего спасения, ради жизни этого мира. И вот древнее название праздника Крещения – Богоявление – говорит не только об откровении Святой Троицы, но и вообще о явлении Бога в этом мире. Также, как об этом говорит и праздник Рождества Христова – о явлении Бога в этом мире, ради нашего спасения. Вот в этом и смысл первоначального слова «Богоявление» – это весть о том Свете, который воссиял в этом мире, чтобы прогнать греховную тьму, смертный мрак, наше отчуждение от Бога, и все просветить, не только познанием Своей истины, но и Своей жизнью, Своей любовью, Своим теплом вдохнуть новую жизнь и новый смысл во все творение. Но не только в этом мире воссиял Свет. Христос, «Свет истинный, просвещающий и освещающий всякого человека» (Ин. 1:9), явился в этом мире, но когда Спаситель, – как пишет один из древних отцов святитель Мелитон Сардийский (живший во II веке), – закрыл Свои глаза на кресте, Свет воссиял и в аду». А это значит, что не только наша жизнь, но и даже наша смерть уже наполнена присутствием Божиим. Мы можем встретить Бога и в этой жизни, и в будущей. Ради каждого из нас Он явился в этом мире и устранил все препятствия для спасения, если мы только сами не будем воздвигать новые на пути своего возвращения к Богу, если мы только сами не откажемся пойти по спасительному пути. Господь со Своей стороны верен Своему слову, Его воля неизменна – это спасение мира, спасение каждого из нас.
Воспримем это с открытым сердцем, со всей готовностью и благодарностью откликнуться на этот призыв, на эту любовь, на эту веру в нас. Не будем мешать Ему в спасении мира, но наоборот, будем помощниками, соработниками, начиная с того, чтобы самим быть верными Богу, чтобы самим ревновать о своем спасении. И тогда, по слову преподобного Серафима, сказавшего «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся возле тебя», не только наша жизнь, но и жизнь близких нам людей и вся окружающая нас действительность будет меняться, будет наполняться Божиим присутствием.
От каждого из нас зависит очень много. Нам кажется мало быть самим верными Богу и жить по закону Его. Но в этом малом – великое сокровище, великая возможность, надежда, не только для нас, но и для окружающей нас действительности. Поэтому будем наполняться этим светом, будем жить в присутствии Божием, будем ходить перед Богом и памятовать о том, что Богоявление –это не то, что произошло когда-то две тысячи лет назад, а это наша реальность, мы живем в свете этого дня, этой реальности. Господь с нами, а с Ним не страшно ничего и возможно все.
Пусть этот Свет, явленный миру, будет и для нас светом и источником и для молитвы, и для добрых дел, и для любви к ближним, и для верности Богу, для прощения, для милости, для сострадания. И таким образом, наша жизнь, уже в своем временном качестве, будет освящаться Светом Присносущным. А вечная наша жизнь, по милости Божией, может быть продолжена пребыванием в этом Свете, если только мы будем причастниками Его уже сейчас. С праздником, дорогие братья и сестры! Спаси Господи!
21 января 2024 года,
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь