2 февраля 2020 года в городе Острове в актовом зале Островской центральной библиотеки прошло первое организационное заседание православно-литературного клуба «Родник», на котором настоятель храма Святой Троицы города Острова священник Роман Павлов и Федукова Любовь Васильевна, член союза писателей России, рассказали о целях создаваемого клуба. В ближайших планах – изучение вероучения и культуры Православия, литературного наследия святых отцов и церковных писателей Православной Церкви.
Месяц: Февраль 2020
Комплекс Старовознесенского монастыря
История псковских храмов: рассказывают студенты-теологи.
Старовознесенский монастырь «с Полонища» принадлежал к числу древних монастырей Пскова, но дата его основания неизвестна. Место основания монастырской Старовознесенский церкви было выбрано не случайно. Это было традиционное место встречи князей, новгородских владык и других высокопоставленных гостей, а также чудотворных икон во время их прибытия в Псков. Таким образом, храм во имя Вознесения Господня в каком-то смысле можно считать лицом позднесредневекового Пскова.
Согласно летописям, первое упоминание о монастыре датируется 1420 годом. В этот год в Псков перенесена чудотворная икона Богородицы «Чирская», которую встречал Старовознесенский монастырь, а оттуда она направилась в кафедральный Троицкий собор, где и находится поныне.
Каменная Церковь Вознесения Господня построена в 1467 году. С южной стороны был устроен придел Рождества Пресвятой Богородицы, с северной стороны – палатка для ризницы и трапезная для сестёр. Над папертью построена двухпролетная звонница, позднее перестроенная в колокольню.
В 1473 году в Пскове останавливалась невеста Великого князя Московского Ивана III Васильевича (1462–1505) Софья Палеолог. В летописи говорится, что «все псковские посадники и бояре провожали её с хлебом, вином и мёдом до Старого Вознесения».
В 1650 году здесь был устроен Знаменский девичий монастырь, преобразованный потом в Вознесенский мужской, и затем – в Вознесенский женский.
Монастырская церковь Рождества Богородицы датируется 1833 годом. Она была построена вместо разобранного южного придела Вознесенской церкви, позднее там сделали придел всех Святых. Наружные стены этой церкви были украшены лепными изображениями Господа Бога, Всевидящего Ока, Скрижалей Завета, Чаши и херувимов.
В 1848 году был построен теплый домовой храм иконы Божией Матери «Тихвинская», который находился в каменном игуменском корпусе на втором этаже. Отдельно стоящая четырехъярусная колокольня построена в 1854 году. Две эти церкви и колокольня воздвигнуты трудами настоятельницы Агнии (Ушаковой) (ум. 1860).
В 1910 году, 8 (21) августа монастырь посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна. Она приложилась к особо почитаемым иконам Богородицы «Неопалимая Купина» и «Похвала Пресвятой Богородицы» и пожертвовала монастырю 200 рублей.
С началом Первой мировой войны, 19 октября 1914 года, в монастыре был освящен лазарет на 20 мест для раненых военнослужащих.
В 1920 году в монастыре взяли на учет и изъяли все церковные ценности, а сама обитель была закрыта.
С 1920 по 1923 гг. в монастыре располагался «псковский концентрационный лагерь принудительных работ», а затем – псковский отдел ОГПУ с тюрьмой для политзаключенных. Сохранилась информация о том, что тела казненных тайно вывозились под Ленинград, в Левашово. Подчас здесь содержались случайные люди, по каким-то причинам попавшие в поле зрения чекистов.
В ходе боевых действий в годы Великой Отечественный войны в Вознесенской церкви огонь уничтожил все деревянные части здания.
После 1944 года здание монастырских келий, частично уцелевшее, было приспособлено под жилье сотрудников милиции.
В 1960–1969 годах Вознесенская церковь была отреставрирована по проекту В.А. Лебедевой. В 1970 году здесь был клуб. В 1972 году в Рождественской церкви устроен городской планетарий, где он располагается и по сей день.
В здании Старовознесенской церкви с 1980-х годов и вплоть до 1993 года размещался отдел ЗАГСа. В 1993 году храм был передан Русской Православной Церкви, и в 2006 году на праздник Благовещения на храмовой колокольне вновь зазвонили колокола.
В настоящее время из храмов Старовознесенского монастыря действующим является только Вознесенский.
Всю информацию о современной жизни храма и его прихода, в том числе о расписании богослужений, работе воскресной школы, Свято-Елисаветинского Старо-Вознесенского сестричества, вы можете найти в группе храма во ВКонтакте – https://vk.com/starovoznesenie
Автор – студентка 3 курса направления теологии ПсковГУ Анна Петрова
По материалам ПЛН
1 февраля 2020 года, в одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего митрополит Псковский и Порховский Тихон сослужил Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Богослужебные песнопения исполнили хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев) и хор Троице-Сергиевой лавры (регент архимандрит Глеб (Кожевников)).
На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
После сугубой ектении митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вознес молитву о Предстоятеле Русской Православной Церкви — Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
По материалам сайта Патриархия.ру
Остроумно и современно о православии: в издательстве Псково-Печерского монастыря вышла книга «Орто.docx. Записки непрозорливого священника»
Издательство Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» выпускает книги, одухотворенные опытом и святых отцов, и современных проповедников слова Божия, а также открывает для всех богатейший дар наследия Псково-Печерских старцев.
Приобретая продукцию издательства, вы вносите свой вклад в столь необходимую сегодня реставрацию Псково-Печерского монастыря, в ремонт древних храмов Псковской епархии.
Представляем вашему вниманию рецензию Анны Ведяевой на новую книгу, выпущенную «Вольным Странником».
«Орто.docx. Записки непрозорливого священника» – это не файл на компьютере батюшки, а новая книга на полках прихожан. Необычное название сборника статей протоиерея Сергия Адодина отражает и стиль, и замысел автора. Это о нас – о современных христианах. Мы приходим в Церковь с определенными ожиданиями, если не сказать – с требованиями, и вот тут нас встречает автор.
Он останавливает поток неудовольствия, возмущения, обид улыбкой и нетривиальным диалогом, в который мы вступаем с первых страниц:
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь…
— Дар видения чужих заблуждений!
А? Чего? Послышалось, что ли?
Да нет, не то. Если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35)».
Трагикомические картины, которые живо представляет нам автор, помогают высвободиться из сети заблуждений. Можно ли почувствовать благодать физически? Всякое ли благословение «работает»? Стоит ли слепо верить самопровозглашенным старцам? «Вдруг я с ума сойду и запрещу вам молиться, пойдя наперекор апостолу? Кого послушаете из нас двоих?» – с юмором отец Сергий старается научить своих прихожан, а теперь и читателей рассуждать по-евангельски.
Батюшка будто бы берет читателя за плечо и слегка встряхивает пробуждая. Мы моментально выпаливаем: «Я очень верю в Бога!» А отец Сергий в ответ: «Что ж? Хорошо, что очень. А не расходится ли в нас эта самая вера, которая очень, и дела?» И вдруг напоминает нам о том, что за внешним благочестием мы забываем – дела любви. И даже само наше вечное беспокойство, пусть и о душе ближнего, может оказаться ему в тягость и совсем не на пользу. В самое сердце направлен взгляд автора.
Всех нас одолевают страхи и страхования – вечные и новые. Каждый краткий, насыщенный текст отца Сергия – ответ на актуальные проблемы: материальные трудности и помощь свыше, семейные неурядицы и способность любить, современная медицина и нравственные дилеммы… Автор не ограничивается готовыми рецептами, а дает самим рассмотреть ситуацию: «Надеяться ли на всемогущество медицины и конкретного врача? Нет, ибо никто из людей не застрахован от ошибки. Надеяться ли на Бога, отвергая помощь врачей? Но Священное Писание говорит: Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38, 12)».
Шутливый тон автора сменяется горячей проповедью, когда мы попадаем в ловушку современных идей. Тогда отец Сергий помогает отделить истинные добродетели от их ложных двойников, проявляя при этом нешуточную эрудицию: «Как дипломированный биолог хочу сказать, что в иммунологии термин «толерантность» обозначает бедственное состояние организма, при котором иммунная система устойчиво воспринимает чужеродный антиген как собственный и не отвечает на него. А иммунодефицит, как известно, приводит к гибели».
Не избегает отец Сергий и острых проблем в обществе и Церкви. Почему батюшка до сих пор нежеланных гость во многих больницах? Как помочь наркозависимому? Стоит ли православному христианину ругать власть? Как относиться к церковной иерархии? Ответы его, как он сам говорит, «предсказуемы, просты и неинтересны», иными словами, традиционны. А вот аргументация столь яркая, что, возможно, многим откроет иную перспективу.
Автор никогда не казнит читателя за сомнения, уныние, слабости. Он и сам делится с нами глубоко личным, неприукрашенным, выстраданным опытом веры. И призывает встать и продолжать путь спасения, ведь «какая печаль способна обаять тех, кто точно знает, что Христос воскрес? Смерть побеждена, ад утратил своё жало, и мы будем воскрешены, чтобы никогда больше не умирать».
Эта книга помогает посмотреть на себя чуть-чуть со стороны. Провести границу между духом времени и вечными истинами. Сбросить груз бесконечных материальных забот и научиться жить проще – по-христиански. И обрести единственный неложный ориентир – веру во Христа. А ведь это и есть прозрение, которое нам дарит «непрозорливый священник» Сергий Адодин.