Небольшой храм Спаса-Преображения в погосте Колпино, находящемся на западном берегу острова Колпино в Псковском оз. (Печорский р-н Псковской обл.) принадлежит к слабо исследованным памятникам. Впервые, он упоминается в 1463 г., когда немцы “зажгли” (“сожгли”) церковь и стоящие поблизости рыбачьи поселки (исады). Храм в это время был, видимо, деревянный. Храм “Преображения Спасова на Колпине” упоминается в писцовой книге 1585-1587 гг. Колпино было центром Колпинской губы Завелицкой засады Псковского уезда.
В настоящее время храм представляет собой довольно крупный четверик (8,4 х 8,4 м), завершенный четырехскатной кровлей и крупным деревянным барабаном с шлемовидной главкой. Четверик сложен из плитняка на известковом растворе кремового цвета. С востока к четверику примыкает пониженная полукруглая абсида, с запада – невысокий притвор, по ширине равный четверику. Перед притвором поставлена невысокая двухъярусная колокольня. Из архивных источников (сведения заимствованы из паспорта, составленного Б. С. и Е. И. Скобельцыными) известно, что в 1847 г. был сломан старый каменный свод четверика и заменен плоским перекрытием. Тогда же вместо каменного барабана был водружен ныне существующий деревянный. В 1857 г. старый притвор был заменен ныне стоящим. В 1871 г. построена колокольня. Стены притвора и колокольни сложены из плиты, но с использованием кирпича. Судя по смятой форме абсиды и использований в ней кирпича, эта часть храма также сооружена в середине XIX в.
Декорация фасадов четверика характерна для псковской архитектурной школы XV-XVI вв. На восточном фасаде сохранились только крайние лопатки, что связано с перестройкой апсиды. На других – фасадах стены расчленены довольно широкими лопатками на три прясла. На северном и южном фасадах сохранились двухуступчатые лопастные арки в боковых пряслах и основания лопастных арок – в средник. На западном фасаде в среднем прясле ясно видны очертания трехлопастной кривой. Крайние прясла на боковых фасадах равны по ширине, что характерно для бесстолпных храмов. На северо-западном и юго-западном углах имеются закрестья, разделяющее лопатки смежных фасадов, с востока закрестья не сохранились. Можно предположить, что дверь на северном, фасаде и низко расположенное окно на южном фасаде соответствуют боковым дверям первоначального храма, то же можно сказать об окне второго света на северном фасаде. Положение дверей и окна на боковых фасадах, видимо, древнее, но формы их изменены.
В интерьере храма арка, ведущая в абсиду, явно поздняя, растесанная, но стена над ней не перекладывалась и сохранила два голосника. Арка в трапезную также расширена в середине XIX в. На северной стене сохранилась штраба от пяты коробового свода, ориентированного по оси запад-восток. В середине видна штраба полукруглого люнета поперечной распалубки. Такая форма свидетельствует о том, что храм был бесстолпным и относился по своему перекрытию к одному из двух типов: “с несущей распалубкой” или “со ступенчатой распалубкой”. Судя по ширине распалубки и размерам храма наиболее вероятна типология с прорезающей коробовый свод несущей распалубкой. Храмы с подобными сводами часто встречаются в псковской архитектуре XV-XVI вв.
Бесстолпные храмы нехарактерны для псковских погостов. Известен только еще один храм: церковь в Пустом Вокресении 1495 г., отличающаяся от колпинского памятника по характеру сводов и декору фасадов.
Дата храма в Колпино оставалась бы в широких пределах XV-XVI вв., если бы на колоколах, висящих на существующей колокольне, не было надписи, раскрывающей имена заказчиков и дающей дату отливки. Колокола для колпинской церкви были отлиты 18 октября 7066 (1557) г. Заказчиками были: боярские дети Колпинской губы (назван один Иван Борисов), церковный староста Омельян Григорьев, Петр Онисимов, а также волостной староста Онтон. Упоминается и священник Ермола Васильев. Иван Борисов пока не идентифицирован ни с одним из помещиков, церковный староста Омельян Григорьев и Петр Онисимов тоже неизвестны, но в 1585-1587 гг. в писцовой книге в исаде на Колпинском погосте упоминаются Якушко Омельянов и Дорох Онисимов, возможно, связанные с лицами, названными в надписи 1557 г. Почти точно можно отождествить волостного старосту Онтона с Онтоном Силиным Выповским, владевшим в 1585-1587 гг. землями в самом Колпине и деревне Шартово (Шертове) на острове Колпино. Колокола отлиты накануне Ливонской войны, начавшейся в январе 1558 г. Представляется, что ко времени около 1557 г. можно отнести и постройку самого храма
Возведение каменного храма на западной границе Псковской земли очень необычно. Подобное строительство в пограничной с Ливонией и, как видно из известия 1463 г., небезопасной местности, стало возможным только из-за усиления Русского государства в связи с переходом к более агрессивной и уверенной политике в отношении немецких государств Прибалтики. Ясные и гармоничные формы четверика храма говорят о продолжающейся в 1550-е гг. традиции строительства отдельностоящих бесстолпных храмов. Церковь в Колпино важна для уяснения типологии каменного строительства в погостах, где в XVI столетии возводятся в основном средние по размерам четырехстолпные храмы. Интересно участие помещиков церковном строительстве. Кроме того, мы получаем новые сведения об архитектуре 1550-х гг. – времени наименее известном в истории псковского зодчества XVI в. Как известно, в 1555 г. большая группа псковских мастеров и каменщиков была вызвана в Казань. Церковь в Колпино сооружена оставшимися мастерами, вероятнее всего, той артелью, которая работала в 1540-1560-е гг. в. Псково-Печорском монастыре. Этот монастырь, по данным 1585-1587 гг., имел в Колпино свой рыбачий поселок-посад.
Настоятель храма: протоиерей Николай Ластов