В этот день в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре были совершены заупокойные богослужения.
К 120-летию со дня рождения схиигумена Саввы (Остапенко)
(1898-1980)
120 лет назад, 25 ноября 1898 года, родился схиигумен Савва (Остапенко) – один из выдающихся старцев Русской Православной Церкви XX века.
Друзья мои духовные и чада верные!
Как пастыря, меня о Господе любя,
Вы книги все – последние и первые –
И все труды мои храните для себя.
(Схиигумен Савва)
Родился будущий старец (в миру Николай Михайлович) в семье благочестивых, глубоко верующих родителей Михаила и Екатерины Остапенко. С детства он отличался способностями к учению, любовью к церковному богослужению, с малых лет имея заветное желание стать монахом. Успешно сдав экзамены в 1946 году и поступив в духовную семинарию при Троице-Сергиевой Лавре, Николай Остапенко остался в ней, чтобы нести свое служение Богу. В Лавре он принял монашеский постриг с именем Саввы, в честь святого Саввы Сторожевского (Звенигородского).
Батюшка последовательно нес послушания эконома, затем духовника богомольцев, а позднее – подвиг старчества. Деятельная любовь отца Саввы выражалась в том, что он отдавал всего себя служению ближнему. Ни один человек, обращавшийся к батюшке, не оставался без утешения. Христианскую любовь он ставил во главу всего.
Любовь – не только наслажденье…
Любовь – тепло, забота, свет!
Любовь – страданье и терпенье,
Великий подвиг отреченья…
Любовь – Божественный завет!
(Схиигумен Савва)
В сердцах всех обращающихся к нему он старался разжечь искру божественного дара, стремился помогать не только духовно, но и материально оказывал помощь нуждающимся. Подвижническая жизнь старца и безграничная любовь послужили причиной многочисленных доносов на него, в связи с чем летом 1954 года батюшка был переведен в Псково-Печерский монастырь. Тяжелые испытания, клевета, постигшие старца на новом месте, содействовали тому, что он был отправлен служить на приходы. Много пришлось потрудиться схиигумену Савве на приходах, перенести тяжелые испытания, которые повлияли на его здоровье, прежде чем в 1960 году по указу Архиепископа Иоанна (Разумова) он был возвращен в Псково-Печерский монастырь. В святой обители отец Савва не только духовно окормлял приходящий к нему, бесчисленный поток людей, но и на протяжении 20 лет нес послушание руководителя чтецами Неусыпаемой Псалтири, которую он очень любил.
«Псалмы и Иисусова молитва – живая вода из одного источника. Псалтирь поддерживает Иисусову молитву, как стены храма – его кровлю».
В 1973 году игумен Савва был пострижен архимандритом Алипием в Великую Схиму.
Всю свою жизнь схиигумен Савва нес подвиг служения Богу и ближним. Это был прекрасный духовник, замечательный проповедник, духовный писатель. Наставления, в которых он разъяснял людям святоотеческое учение, отличались простотой и доступностью слога.
Спустя 38 лет со дня праведной кончины схиигумена Саввы, его поучения все также остаются актуальными и востребованными духовными чадами. Будучи духовным писателем, старец оставил много книг, посвященных духовной жизни. В своем труде «Плоды истинного покаяния» батюшка доступно объясняет таинство покаяния и важность подготовки к нему.
«Покаяние — это основа нашего спасения, поэтому пренебрегать им нельзя. Святое таинство покаяния есть купель, в которой грешник очищается для неба. При крещении мы рождаемся водою и Духом Святым, при покаянии мы возрождаемся слезами и Духом Святым».
Схиигумен Савва не только в проповедях, но и своим примером учил самому главному в жизни православного христианина – непрестанной молитве.
«Главное – молитва, молитва – это всё! Молитва всё победит. И на все вопросы молитва ответит».
«Ведь дело вовсе не в продолжительности молитвы, а в ее пламенности, пламенность же не может продолжаться долго, даже и у совершенных боголюбцев».
Будучи добрым и мудрым священником, старец оказывал сострадание каждому человеку, но со своими чадами был строгим, скрывая под суровостью искреннее сочувствие. Центральным событием духовной жизни схиигумен Савва считал причащение, убеждая своих чад приступать к Таинству как можно чаще.
«Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин, как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном сознании всегреховности своей приступил ко Господу, искупляющему всех нас, и тогда, хотя бы от головы до ног был покрыт язвами грехов, будет очищаться благодатию Христовою, будет всё более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
27 июля 1980 года старец преставился ко Господу и был похоронен в Богом зданных пещерах Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Схиигумен Савва часто повторял высказывание преподобного Серафима Саровского: «Стяжи мирный дух, и подле тебя спасутся тысячи», но он также неукоснительно и сам следовал этому совету, поэтому тысячи людей, спасавшихся возле старца при его жизни, и сейчас чувствуют его неустанную заботу и молитвенное заступничество.
Игумения Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря Екатерина (Чайникова):
– Мы пребываем со своим духовным отцом в непрестанном молитвенном общении, потому что еще при жизни он нас учил, что молитва – выше всего. Беседуя с нами на разные темы, отвечая на наши вопросы, он потом говорил: “А теперь идите и помолитесь. Я за вас буду молиться, а вы за меня”. И добавлял при этом слова, запомнившиеся на всю жизнь: “Беседа – хорошо, а молитва выше!”
Батюшка благословлял своих духовных чад заказывать Литургии в отдаленных деревенских приходах. Мы ехали туда в воскресный или праздничный день, договаривались с настоятелем. Везли с собой крупу, масло, выпечку, вино для Литургии. Везли какую-то денежку, и батюшке этого дохода надолго хватало. Также в свой приезд старались помочь облагородить храм: где-то что-то подкрасить, где-то перекрыть крышу. Мужчины и подростки при необходимости делали ремонт в алтаре. Тогда я делала все за послушание, а сегодня, будучи настоятельницей обители, понимаю: какая это была материальная поддержка для дальних забытых приходов!
Митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев):
– Старец учил: если ты общаешься с человеком, то прежде должен поставить себя на его место, дать ему возможность выговориться и лишь тогда, помолившись, дать ответ. Ведь то, что творится без молитвы, является очень часто плодом нашего тщеславия, а не той волей Божией, которая должна исходить из наших уст. Все, что ты совершаешь: богослужение ли, обыденные мирские дела, – делай так, будто живешь последний день.
Схиигумен Савва заповедовал, что в этой жизни каждый человек должен быть прост, в каком бы звании и состоянии он ни находился. В простоте ты становишься избранным сосудом Божиим, она делает тебя неуязвимым для самых страшных грехов – тщеславия, гордыни.