Обучение проводилось в рамках повышения квалификации учителей-предметников и было организовано Московским государственным педагогическим университетом при содействии Отдела религиозного образования и катехизации Псковской епархии и управления образования города Пскова.
Перед псковскими преподавателями основ духовной культуры выступила ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МГПУ Татьяна Криворучко. В рамках семинара Татьяна Васильевна презентовала вниманию псковских педагогов новый учебник по предмету ОДНКНР для 5 и 6 классов, рассказала о близкой к завершению подготовке учебного пособия для 7 класса. Разработчикам-методистам очень важна обратная связь, и обсуждение проблем преподавания предмета в регионах должно помочь выделить главное в необъятном и дать ответы на самые животрепещущие темы, волнующие школьников в том или ином возрасте. К учебнику, рассказывающему о мироздании, духовности и культуре человечества, очень высокие требования.
Псковские учителя порадовали московскую гостью неожиданно горячим обсуждением, поделились проблемами в преподавании курса, которых хватает. Родителям нужно объяснять его важность и целесообразность. Благо, на эту тему уже есть исследования местных энтузиастов-психологов и коллективные наблюдения других педагогов, показывающие положительное влияние курса на личностное развитие и нравственный настрой учащихся целых классов. В том, что предметная область изучения основ духовно-нравственного развития в школе необходима, никто из педагогов на данном этапе не сомневается.
Возникающие вопросы носят в чем-то технический, а в чем-то и концептуальный характер. Где взять учебные часы на необходимый предмет, оценки по которому нет в аттестате? Должен ли вообще этот предмет быть отдельным или интегрированным естественным образом в литературу, историю, естествознание и другие дисциплины? Какие методички должны быть в этом случае? Как должен выглядеть псковский региональный компонент? И, главное, кто должен, точнее – может преподавать предмет, вызывающий больше других вопросов у подростков на этапе самоопределения?
Достаточно ли компетенции педагога, прошедшего профессиональную переподготовку, или в дополнение к знаниям ему необходим личный духовный опыт? Псковские педагоги констатировали: специалистов не хватает, учителя боятся браться за этот предмет – сложный, неисчерпаемый и налагающий большую ответственность. Да и родителям современных школьников не всегда понятна важность предмета: они-то изучали литературу и историю без понимания религиозного контекста.. А сегодня и мультинациональность классов порой становится оправданием для ухода от изучения православной культуры. И те же русскую отечественную культуру вне православия – не представить, не понять.
Преподаватели, поделившись проблемами, услышали и единомышленников, а московская гостья обогатилась вопросами, на которые ученые-методисты современной школы должны найти ответы.