В храме Архангелов Михаила и Гавриила (с Городца) города Пскова отметили престольный праздник

8 апреля 2024 года, в день празднования Собора Архангела Гавриила, в храме Архангелов Михаила и Гавриила (с Городца) города Пскова состоялся престольный праздник.

Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Георгий Быков. Его Высокопреподобию сослужили: настоятель храма Вознесения Господня города Пскова иерей Олег Иванов и клирик храма иерей Сергий Попов.

За богослужением молились прихожане и многочисленные православные псковичи.

По окончании богослужения прихожане храма поздравили отца Георгия с престольным праздником и пожелали ему долгих лет жизни.

 
Фоторепортаж Ярослава Шувалова 

Служба Милосердия при храме святителя Луки Крымского совместно с псковским молодёжным центром провели акцию, приуроченную к Всероссийскому Дню беременных

8 апреля 2024 года служба Милосердия при храме святителя Луки Крымского, совместно с псковским молодёжным центром, организовали и провели в женской консультации Псковского клинического перинатального центра акцию, приуроченную к Всероссийскому Дню беременных.

В рамках акции будущим мамам вручались информационные буклеты с перечнем мер государственной поддержки материнства, действующих в Псковской области. Также всем участницам акции предлагали витаминные и угощения.

С 2023 года День беременных стал ежегодным и общегосударственным праздником в России. В некоторых регионах этот праздник отмечают даже дважды в год: 7 апреля и 7 октября.

Организаторы мероприятия выразили благодарность заведующей женской консультацией перинатального центра Ирине Адамовне Цукановой за помощь в организации мероприятия.

По материалам группы храма святителя Луки Крымского города Пскова

В празднование Благовещения Пресвятой Богородицы в храме Успения (с Полонища) почтили память святителя Тихона

7 апреля 2024 года, в Неделю Крестопоклонную, празднование Благовещения Пресвятой Богородицы и день памяти святителя Тихона, патриарха Всероссийского, в храме Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища) города Пскова, для которого этот праздник является одним из престольных, прошло праздничное богослужение.

Божественную Литургию совершили настоятель храма протоиерей Андрей Вахрушев и клирик иерей Евгений Пустозеров. Богослужебные песнопения исполнил смешаный хор певчих храма и учащихся гимназии №28. Прославить Господа и Его Крест, Пресвятую Богородицу и близкого их сердцу святителя Тихона, в храме собрались многочисленные прихожане и их дети.

По окончании богослужения, со ступеней Успенского храма, отец Андрей с маленькими прихожанами выпустили в небо белых голубей.

По материалам группы храма Успения (с Полонища)
Фоторепортаж Андрея Кокшарова

В день памяти всех погибших моряков-подводников в храме священномученика Климента, папы Римского была совершена панихида

7 апреля 2024 года, в день памяти всех моряков-подводников, погибших при выполнении боевых задач в глубинах мирового океана, в храме священномученика Климента, папы Римского, прошло заупокойное богослужение.

Панихиду по погибшим морякам-подводникам совершил благочинный Псковского районного округа иерей Михаил Буценка.

За богослужением молились члены Псковского Морского собрания.

По окончании панихиды на набережной Флотской славы ветераны военно-морского флота возложили цветы к памятнику псковичам-флотоводцам. 

Митрополит Арсений совершил монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре

8 апреля 2024 года, накануне вторника 4-й седмицы Великого поста, по окончании вечернего богослужения митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил монашеский постриг в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

В мантию были пострижены: иеромонах Адам (Сеньковец), монах Давид (Елюшкин), монах Иаков (Дубленин) с наречением имен в честь святых праотец.

Также митрополит Арсений совершил постриг в иноки послушников Псково-Печерской обители Андрея Герасимова, Павла Бойко, Игоря Изотова с сохранением имен.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона (Кивайло)

23 апреля состоится ежемесячный крестный ход вокруг города Пскова

23 апреля 2024 года, во вторник 6-й седмицы Великого поста, состоится ежемесячный традиционный крестный ход вокруг города Пскова. Часть пути вокруг города крестоходцы проделают пешком, а часть – на автобусе.

Крестный ход в апреле совершает приход храма Покрова Пресвятой Богородицы (от Торгу) города Пскова.

Начало крестного хода – в 10:00 от храма (город Псков, улица Карла Маркса, 36).

Предварительная запись для участников по телефону: +7 (911) 899 06 06.

 

При храме святого Александра Невского состоится лекция на тему «Старец Спасо-Елеазаровского монастыря схиархимандрит Гавриил (Зырянов)»

11 апреля 2024 года при храме святого князя Александра Невского города Пскова состоится лекция: «Старец Спасо-Елеазаровского монастыря схиархимандрит Гавриил (Зырянов)».

Лектором выступит Любовь Масленникова, старший преподаватель кафедры философии и теологии Псковского государственного университета, руководитель клуба «Историческая среда» СКЦ «Троицкий».

Беседа состоится при библиотеке храма Александра Невского, по адресу: г.Псков, улица Максима Горького, 67.

Начало лекции в 18:00.

Справки по телефону: (8112) 72-14-41

По материалам группы храма Александра Невского

Специалисты продолжают работы по обследованию храмов Мальского Спасо-Рождественского монастыря

3 апреля 2024 года специалисты АНО «Возрождение» сообщили о продолжении работ по обследованию храмов объекта культурного наследия «Мальский монастырь», расположенного между Печорами и Изборском.

На данный момент реставрационный процесс находится на стадии обследования. Специалистами продолжается работа по установлению шурфов, что позволит получить подробную информацию о состоянии фундамента и подземных частей храмов Мальского монастыря.

Разновременные храмы, берущие свое начало в середине XV века, находятся в аварийном состоянии.

Проект реализуется за счет усилий реставраторов из Санкт-Петербурга в сотрудничестве с реставрационно-строительной Мастерской Псковской епархии. Все исследования и работы проводятся по заказу АНО «Возрождение объектов культурного наследия в Пскове и Псковской области».

По материалам АНО «Возрождение»

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в  празднование Благовещения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Днесь спасения нашего главизно» –  то есть начало. Сегодня начинается наше спасение, потому что когда мы говорим о спасении, как о явлении в мире Бога, все те смыслы, которые мы вкладываем в контекст праздника Рождества Христова и Богоявления – всё это начинается сегодня, в день Благовещения. Само явление Бога в мире, как Человека, происходит в день Благовещения, а через девять месяцев происходит Его рождение уже в вертепе Вифлеемском. И вот в этом – главная радость, главный смысл этого праздника. Спасение приблизилось! Бог является в этом мире!

Многие тысячелетия лучшие люди Ветхого Завета ожидали явление Спасителя, ожидали Мессию. Но проходили поколение за поколением, люди рождались, страдали, боролись за веру, за Бога и умирали. И народ Божий, которому было дано обетование о том, что в нём родится Спаситель, терпел многие страдания, рассеяние, плен, однако же сохранил веру в Единого Бога. И когда прошло множество поколений, которые сменяли одно другое, когда прошли многие столетия, когда «исполнилась, – как говорит апостол Павел, – полнота времён» (см.: Гал. 4:4), то есть именно тогда,  когда человечество было уже готово ко спасению, к тому, чтобы все пророчества древние, начиная с самого первого, данного ещё в раю: «семя жены сотрёт главу змея» (Быт. 3:15), исполнились, тогда, как мы читаем в Евангелии от Луки: «В шестой месяц послан был Архангел Гавриил от Бога в Назарет… к Деве, по имени Мария» (см.: Лк. 1:26-27). В Ней, в этой чистой Отроковице, по нашим представлениям, тогда ещё совсем юной девочке, воплотились самые лучшие качества человеческой праведности: безмерная чистота, смирение и доверие Богу. Она стала как бы олицетворением всего человечества, которое желало спасения, чаяло, тосковало, и при этом возрастало в праведности, в чистоте и любви к Богу.

И вот, когда стало возможным явление Человека такой высокой праведности, Которого ещё не было в мире, когда был готов для Господа «Храм одушевленный», «Кивот», «Дверь небесная», через Которую войдет в мир Спаситель, тогда Она, смиренная Раба Божия, и услышала благовестие небесного Вестника о том, что «Дух Святой найдёт на Неё, и сила Всевышнего осенит Её, и она станет Матерью Спасителя» (см.: Лк. 1:35). И на Её недоуменный вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34) – и дело не только в том, что Она не была замужем, а ещё и в том, что Она принесла Богу обет девства – Архангел Гавриил Ей возвестил о том, что рождаемое будет Сыном Божиим, и рождение, превышающее законы человеческого естества, будет от Духа Святого. И Сын Её будет подлинным Человеком, во всём подобным нам, кроме одного – Он будет безгрешен, и Он будет Сыном Божиим.

О явлении праведников в этом мире, когда, казалось бы, тоже нарушаются законы естества, знала ветхозаветная история. У Авраама, почти столетнего, рождается Исаак, у бездетной матери Анны рождается будущий пророк Самуил. Да и сам Архангел указывает Пречистой Деве на например Её родственницы Елизаветы, которая была уже на шестом месяце, и была престарелой женщиной, когда по всем принятым представлениям уже невозможно было родить. Однако же, все эти примеры говорили о явлении в мир людей – людей исключительной праведности, у которых было своё особое призвание: пророков, патриархов, или, как в данном случае, Предтечи. Но это были люди. А суть Благовещения была в том, что в мир входит Сын Божий – Сам Господь, принявший человеческое естество. Как это возможно? И в будущем, в течение столетий богословские споры будут не утихать, и Вселенские соборы будут пытаться оградить правую веру от лживых толкований этой тайны. Эта тайна неисчерпаема, неизреченна – Божество и человечество соединяются в лице Богочеловека Иисуса Христа. И вот не столько умом (умом эту тайну не объять), сколько сердцем, Пречистая Дева, будущая Матерь нашего Спасителя принимает эту тайну с глубочайшим смирением. Обратим внимание на подлинное смирение. Смирение не в том, чтобы сказать «я этого не достоин» и уйти в сторону, сняв с себя всякую ответственность. Она могла так сказать, и никто бы Её не осудил. Но каким тогда было бы наше спасение? Возможно ли бы оно было бы? Но что говорит Пречистая? «Се, Раба Господня; буди Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Даже не осознавая, как это будет, как Она, будучи Девой, сможет родить, что скажут люди, какой путь Ей будет уготован, что значит Сын Божий… Её безмерное доверие и безмерное смирение, и глубочайшая любовь к Богу делают возможным начало нашего спасения. Открываются врата для Бога, для Его явления в этом мире. «Се, Раба Господня; буди Мне по слову твоему» (Лк. 1:38) – эти слова лежат в начале нашего спасения. И в этом второй важный смысл нынешнего праздника: спасение совершается Богом, но каждый раз Господь ждёт нашего отклика, каждый раз – нашего личного, индивидуального ответа. Сможем ли мы так же сказать в ответ на все жизненные обстоятельства, в ответ на волю Божию, в ответ на Его любовь, в конце концов, потому что Господь хочет нас спасти: «се, раб, се, раба Господня, буди мне по слову Твоему»? Вспомним, что эти слова мы ежедневно повторяем в молитве Господней: «Да будет воля Твоя» (Мф. 6:10). Но живём ли мы так? Действительно, не бывает ли так, что словами мы говорим одно, а делами говорим: «нет, моя воля да будет!». Но когда эти слова проникают в наше сердце, в нашу жизнь, когда наша жизнь сонастраивается с волей Божией, происходит принятие спасения, совершённого Господом для всего мира. Но для нас оно начинается тогда, когда мы в ответ на протянутую руку Божию протягиваем свою.

В центре храма лежит крест Христов. И так удивительно и знаменательно в этом году получилось, что два праздника – Благовещения и чествования Креста Господня – сливаются в одно торжество. Спаситель, Который распростёр руки на Кресте – это то же самое приглашение ко спасению для каждого человека. Он стремится объять весь мир. Тайна человеческой свободы в том, что человек может либо откликнуться на эту любовь и пойти по пути спасения, пойти по пути преображения своей жизни, по пути возрастания в свободу славы чад Божиих, по пути вечности, по пути подлинной жизни, в конце концов. Или нет – или затворить своё сердце для Бога и пойти в другом направлении. Так проявляется свобода каждого из нас.

Сегодня, чествуя Крест Христов и вспоминая события Благовещения Пресвятой Богородицы, подумаем вот над чем. Мы часто жалуемся на свою жизнь, на испытания, мнимые или реальные, которые есть в нашей жизни. Но подумаем сегодня о том, какой тяжкий жизненный путь предстояло пройти Матери нашего Спасителя. Не просто, как святому Человеку, Который испытал всё: и гонение, и неправду, и человеческую ненависть. Но прежде всего, как Матери, Чей Сын на Её глазах принимает смерть через распятие. А ещё больше подумаем о Самом Христе, о Спасителе нашем, о том, что Он совершил ради нас: о Его страданиях, о Его Крестном пути, о Его смерти и даже сошествии во ад, чтобы взыскать каждого человека, каждого из нас. И с благодарением, с доверием, с любовью отзовёмся на Его любовь к нам, не словами только, но делами и своей жизнью, повторяя вслед за Пречистой Матерью Его эти великие слова, без которых не было бы нашего спасения: «се, раба или се, раб Господень, буди мне по слову Твоему». Аминь.

7 апреля 2024 года,
Свято–Благовещенская Никандрова пустынь

Митрополит Арсений возглавил престольное торжество в Свято-Благовещенской Никандровой пустыни

7 апреля 2024 года, в Неделю Крестопоклонную, празднование Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Благовещенской Никандровой пустыни.

Его Высокопреосвященству сослужили: наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Спиридон (Иващенко) с братией обители в священном сане, эконом Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Силуан (Матвеев) с братией Псково-Печерской обители. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакон Антоний Кармазин.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились насельники Никандровой обители и многочисленные паломники.

По окончании Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова