Священномученик Николай Лукомский

Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Дво­риц­кий ро­дил­ся 7 мая 1878 года в по­го­сте Дег­жо Де­до­вич­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка.

По примеру отца, Николай Васильевич решил посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви и в 1883 году п­осту­пил в Псков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию.

Во время своего обучения он проявил себя как благочестивый и ревностный христианин, и в 1898 году, в возрасте 20 лет, был рукоположен в сан диа­ко­на. Отец Николай был назначен клириком в храм Архангела  Михаила села Дно (ныне города) Порховского уезда Псковской губернии.

Храм архангела Михаила в г. Дно после революции

По пред­став­ле­нию ин­спек­то­ра на­род­ных учи­лищ Пор­хов­ско­го уез­да, в 1905 го­ду отец Ни­ко­лай  был утвер­жден преподавателем Закона Божия 1-го Днов­ско­го зем­ско­го учи­ли­ща. Спу­стя 3 го­да, 2 июня 1908 года, диакон Николай Дворицкий был удостоен свидетельства об ар­хи­пас­тыр­ской благодарности за усерд­ные труды по укреплению в юношах религиозной жизни по духу Православной Церкви.

В июле 1909 года епископ Псковский и Порховский Ар­се­ний (Стад­ниц­кий) по­се­тил город Дно.

епископ Арсений (Стадницкий)

Архипастырь ознакомился с жизнью прихода храма Архистратига Михаила и обратился к дновской пастве с назидательным словом, затронув проблему соседства прихода с железной дорогой: местные жители зачастую ездили на заработки в крупные города, и, возвращаясь, привозили с собой дурные привычки, дух неверия и материализма, которые были не свойственны сельскому населению того времени.

Во время этого визита состоялось близкое знакомство, связавшее на многие годы двух выдающихся служителей Русской Православной Цервки – Вла­ды­ку Ар­се­ния, бу­ду­ще­го кан­ди­да­та на Пат­ри­ар­ший пре­стол, и от­ца Ни­ко­лая, бу­ду­ще­го свя­щен­но­му­че­ни­ка.

25 ав­гу­ста 1911 го­да, после назначения Владыки Арсения (Стадницкого) на Новгородскую кафедру, отец Николай был переведен в качестве протодиакона в духовный центр Новгородской митрополии – собор Софии Премудрости Божией.

Архиепископ Ар­се­ний (Стадницкий), стро­гий в первую оче­редь к се­бе, был осо­бен­но тре­бо­ва­те­лен к дья­кон­ско­му чи­ну и пев­чим. Молодому протодиакону необ­хо­ди­мо бы­ло при­ло­жить немало уси­лий, спо­соб­но­стей и же­ла­ния, чтобы соответствовать высоким требованиям Архипастыря.

Спустя год испытательного срока, 21 марта 1912-го, во внимание к усердному служению архиепископом Арсением отец Николай (Дворицкий) был удостоен права ношения двойного ораря и   утвержден  в должности протодиакона Софийского собора.

С пе­ре­ме­ной ме­ста слу­же­ния отец Ни­ко­лай не был осво­бож­ден от пре­по­да­ва­тель­ской деятельности в стенах Днов­ско­го зем­ско­го учи­ли­ща. Продолжая нести свое послушание на дновской земле, ему приходилось преодолевать более 120 километров и пу­те­ше­ство­вать в оба кон­ца.

В 1916 го­ду отец Ни­ко­лай был на­граж­ден вы­со­кой цер­ков­ной на­гра­дой – ор­де­ном Свя­той Ан­ны III-й сте­пе­ни.

К 300-ле­тию цар­ство­ва­ния до­ма Ро­ма­но­вых, ко­то­рое ши­ро­ко от­ме­ча­лось во всех ре­ги­о­нах Рос­сий­ской Им­пе­рии, отец Ни­ко­лай был удо­сто­ен па­мят­ных кре­ста и ме­да­ли.

15 ок­тяб­ря 1918 го­да, в 33-лет­нем воз­расте, в Со­фий­ском кафедральном со­бо­ре Великого Новгорода протодиакон Николай Дворицкий был ру­ко­по­ло­жен митрополитом Новгородским и Старорусским Арсением в сан пресвитера и на­зна­чен на­сто­я­те­лем храма в честь Казанской иконы Божией Матери поселка Лу­ко­мо Пор­хов­ско­го уез­да Псков­ской епар­хии (ныне Днов­ский рай­он). К приходу относились многие деревни: Ивашково, Любяницы, Новодети, Валуй, Гачки, Должицы, Любонег, Ручейки, Старое Село.

На новом месте служения отца Николая поджидал совсем не радушный прием: как «слу­жи­тель ре­ли­ги­оз­но­го куль­та» он был ли­шен граж­дан­ских прав и был обложен неподъемными индивидуальными налогами, и в ре­зуль­та­те их неупла­ты, все иму­ще­ство его се­мьи – дви­жи­мое и недви­жи­мое – бы­ло кон­фис­ко­ва­но. Позднее, на след­ствии в 1937 го­ду, когда по­на­до­би­лось за­пол­нить гра­фу «Иму­ще­ствен­ное по­ло­же­ние», было указано: «Из иму­ще­ства не име­ет ни­че­го. Вла­де­ет толь­ко до­маш­ней утва­рью».

Пер­вый арест от­ца Ни­ко­лая про­изо­шел в 1930 го­ду. В ма­те­ри­а­лах его след­ствен­но­го де­ла со­дер­жит­ся об­ви­не­ние его «в си­сте­ма­ти­че­ской  ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, …про­ве­де­нии раз­ла­га­ю­щей де­я­тель­но­сти по от­но­ше­нию к кол­хоз­но­му стро­и­тель­ству, в при­зы­ве кре­стьян в мо­мент граж­дан­ской вой­ны в 1918-1919 годов к борь­бе с со­вет­ской вла­стью все­ми спо­со­ба­ми». След­стви­ем отец Ни­ко­лай был от­не­сен к так на­зы­ва­е­мым «ти­хо­нов­цам».

Ответы отца Ни­ко­лая на до­про­сах сви­де­тель­ству­ют о нем как о зре­лом пас­ты­ре, в слож­ный пе­ри­од цер­ков­но­го без­вла­стия, об­нов­лен­че­ства, рас­ко­лов, он исповедал верность Богу и матери-Церкви, а также проявил сердечное соучастие патриарху Тихону.  

Органы НКВД оценили «пре­ступ­ле­ние» свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Дво­риц­ко­го как дей­ствия «вра­га на­ро­да» и при­го­во­ри­ли его к 5-ти го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды по ста­тье: 58, п. 10 УК РСФСР.

Су­ди­мость от­ца Ни­ко­лая тра­ги­че­ски от­ра­зи­лась на судь­бах чле­нов его се­мьи: же­на, сын, дочь, невест­ка и го­до­ва­лая внуч­ка бы­ли вы­сла­ны из Псковского округа как «со­ци­аль­но опасные». Что с ними ста­ло – до­под­лин­но неиз­вест­но; на во­прос о се­мей­ном по­ло­же­нии в ан­ке­те след­ствен­но­го де­ла по вто­ро­му аре­сту в 1937 го­ду отец Ни­ко­лай отметил: «Вдов. Оди­нок».

От­бы­в заключение в концентрационном лагере, иерей Николай Дворицкий вернулся на место своего служения  в 1934 го­ду: храм и при­ход в деревне Лу­ко­мо – лик­ви­ди­ро­ва­ны, се­мья – сги­ну­ла, дом и иму­ще­ство – кон­фис­ко­ва­ны. Временное пристанище отец Николай на­шел неподалеку, в де­ревне Нин­ко­во, у мо­на­хи­ни Ев­до­кии (Ка­ра­ба­но­вой). Же­ла­ние слу­жить свя­той Церк­ви по­нуж­да­ло от­ца Ни­ко­лая неоднократно об­ра­щаться с пись­мами к пра­вя­ще­му ар­хи­ерею Ле­нин­град­ской епар­хии (к ко­то­рой от­но­сил­ся Псков­ский округ) с прось­бой предо­ста­вить ему ме­сто слу­же­ния. По­лу­чить от­вет отец Ни­ко­лай так и не успел – 21 ок­тяб­ря 1937 го­да он сно­ва был аре­сто­ва­н ор­га­нами НКВД и направлен в тюрьму города Старая Рус­са, Ле­нин­град­ской об­ла­сти.

По­ве­де­ние свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Дво­риц­ко­го на до­про­сах яви­лось при­ме­ром ред­ко­го му­же­ства: он пре­взо­шел все улов­ки и ухищ­ре­ния след­ствен­но­го ап­па­ра­та, его не сло­ми­ли пыт­ки, не устра­ши­ла смерть.

1 но­яб­ря 1937 го­да де­ло пресвитера Ни­ко­лая бы­ло за­кры­то и пе­ре­да­но Осо­бой Трой­ке УНКВД Ле­нин­град­ской об­ла­сти. Органами внесудебной регрессии свя­щен­ни­к Ни­ко­лай Дво­риц­кий был обвинен в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти и приговорен к расстрелу.

6/19 но­яб­ря, пресвитер Ни­ко­лай (Дворицкий) был рас­стре­лян в за­стен­ках Ста­ро­рус­ской тюрь­мы. За­хо­ро­нен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Часовня в деревне Лукомо

Священник Николай Дворицкий причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года по представлению Псковской епархии.

В 2021 году по инициативе жителей деревни Лукомо на месте каменного фундамента разрушенного храма была освящена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери.

 

Священномученик Афанасий Прихабский

Будущий священномученик Афанасий Григорьевич Кислов родился в марте 1880 года в деревне Тараскино Себежского уезда Витебской губернии в крестьянской семье. Родители Афанасия были бедны, работали по найму. Когда Афанасию исполнилось 4 года, он остался круглой сиротой: трагически погиб отец семейства, а вскоре, не выдержав горя, умерла его мать. Маленького Афанасия и двух его сестер взял на воспитание в свою семью приходской священник, протоиерей Иосиф Никонов. Потомственный пастырь растил приемных детей так же, как и своих. Подросшего Афанасия он определил на учебу, а его сестер выдал замуж.

Афанасий окончил четырёхгодичное народное училище и в возрасте 16 лет отправился на заработки в Санкт-Петербург, где устроился писарем при торговой конторе.

В семье отца Иосифа подрастала его дочь Анна – красивая и скромная девушка, моложе Афанасия на 8 лет. Анна, завершив свое образование в Витебской женской гимназии, в возрасте 20 лет собралась замуж. Был определен день свадьбы, куплено подвенечное платье. Афанасий Григорьевич, узнав об этом, незамедлительно выехал из Петербурга, нашел Анну Иосифовну в селе Кицково Идрицкого района, где она проживала, и стал усердно просить ее руки. Анна Иосифовна согласилась… Афанасий Григорьевич и Анна Иосифовна повенчались в 1908 году, и Бог благословил семейство 9-ю детьми: 4-мя мальчиками и 5-ю девочками.

Вскоре после венчания Афанасий Григорьевич принял решение посвятить свою дальнейшую жизнь служению Церкви и в 1908 году поступил в двухгодичную школу псаломщиков. В 1910 году молодой псаломщик был рукоположен во диакона епископом Полоцким и Витебским Серафимом (Мещеряковым) к храму Рождества Пресвятой Богородицы села Сиротино Витебского уезда и губернии. А в 1924 году отец Афанасий был рукоположен во священника епископом Иннокентием (Летяевым) и назначен настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы села Рудня Межанского уезда Витебской губернии.

В 1927 году Успенская церковь была обложена непомерно большим налогом. В случае его неуплаты настоятеля ожидал арест. Семья отца Афанасия жила в постоянном страхе, голодала, принимала от людей любую помощь. Однако твердая уверенность иерея Афанасия, что все происходит по воле Божией, покрывала скорби, давала силы жить.

В 1929 году на Крещение Господне отец Афанасий Кислов совместно с прихожанами совершил выход “на Иордань” для совершения чина великого освящения воды. Об этом сразу стало известно местным властям. Немедленно в Рудню выдвинулась опергруппа, батюшку арестовали и препроводили в следственный изолятор районного центра Межи. Священник Афанасий пробыл под арестом месяц. Следственное дело на него не было заведено, но в застенках СИЗО батюшку сильно избивали. Домой он вернулся полуживым, однако, поправившись, продолжил совершать богослужения.

В 1930 году храм, где служил отец Афанасий, был обложен ещё большим налогом, деньги взять было неоткуда. Чтобы избежать ареста священник с семьёй был вынужден покинуть село.

С 1930 года священник проживал в деревне Смагино Себежского района Западной области, служил в  храме святителя Николая села Прихабы того же района, в километре от дома.

Храм свт. Николая, с. Прихабы. Фото второй половины ХХ века

Насколько было возможно по обстоятельствам того времени, отец Афанасий продолжал приходскую деятельность. Крестил на дому. Ввиду отсутствия крестных, батюшка часто благословлял свою старшую дочь Таисию стать восприемницей крещаемых. На лошади тайно ездил на требы по приходу по просьбам прихожан.

Батюшка сам учил своих детей Закону Божию и молитвам. Дети рассаживались рядком на русской печке, учили молитвы, пели богослужебные песнопения. Часто дома при участии детей совершалось подобие всенощного бдения.

В апреле 1935 году отец Афанасий Кислов был арестован во время Пасхального богослужения, и находился под арестом в течение 2-х недель. Его снова отпустили без оформления следственного дела. Батюшка после этого ареста снова пришел домой избитый.

Ночью 13 августа 1937 года священника Афанасия снова арестовали как “члена банды антисоветских элементов”. Перед последним арестом отцу Афанасию предлагали скрыться, а он отвечал: “Христос страдал, и я пойду страдать за Него”. В доме  священника был произведен обыск. Батюшку вывели на улицу, в  50 метрах от дома его ждал автомобиль. Дети побежали следом. Отец Афанасий попрощался с детьми, благословил их и больше никогда не видел…

23 августа 1937 года Особой тройкой при УНКВД СССР по Калининской области иерей Афанасий Кислов был приговорен к расстрелу за “контрреволюционную агитацию”. Он был  расстрелян в день вынесения приговора  в городе Калинине, во внутренней тюрьме НКВД.

После ареста супруга, матушка Анна Иосифовна Кислова ходила по миру, прося милостыню, она ничего не знала о судьбе мужа. И только в 1970 году стало известно, что отца Афанасия  расстреляли вскоре после задержания.

6 февраля 1970 года священник Афанасий Кислов  был реабилитирован.

6 октября 2003 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви священномученник Афанасий Себежский  был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.