Школа клиросного искусства «Хородиа» приглашает всех желающих к обучению церковному пению

3 октября 2024 года стартует новый полугодовой курс обучения в школе клиросного искусства «Хородиа» при храме священномученика Климента Римского города Пскова. Накануне, 2 октября, в школе состоится день открытых дверей.

К обучению приглашаются все желающие от 14 лет. Основное направление – церковное пение. В курс также входит изучение церковно-славянского языка и последования богослужения. По окончании обучения выдаётся сертификат, а также авторский сборник полезных материалов.

Занятия проходят на базе Псковского областного колледжа искусств, а также в храме священномученика Климента Римского города Пскова, где обучающиеся смогут проходить певческую практику. 

Отдельно от общего курса в индивидуальном порядке возможен дополнительный курс для желающих стать регентом. Занятия будут включать сольфеджио, задавание тона, дирижирование, а также разбор песнопений.

Подробности можно узнать в личных сообщениях у автора курса Кристины Мельниковой (https://vk.com/kristinamelnikovaregent). 

По материалам группы «Хородиа»

Слово митрополита Псковского и Порховского Матфея в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Дорогие отцы, братья и сестры, гости нашей обители! Позвольте вас в сегодняшний Воскресный день поздравить с днём малой Пасхи, с Неделей 12-й по Пятидесятнице, и пожелать помощи Божией на предстоящей седмице.

Сегодня мы с вами слышали евангельское повествование от Матфея, в котором евангелист рассказывает о богатом юноше. Это Евангелие читается дважды в богослужебный год. Вот ныне мы слышали, как на Заиорданской стороне некий юноша, который имел высокое положение в обществе, занимал какую-то важную должность, и даже одеждой отличался от других, подошёл к Спасителю и, припав на колени, спросил Его: «Учитель благой, что мне необходимо сделать, чтобы спастись?» – «Учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный?» (Мф. 19:16). На что Господь с некой укоризной даже отвечает ему: «почему ты называешь меня благим? Благ только один Бог» (Мф. 19:16). Он ведал сердце этого юноши и знал, что тот не считал Христа за Бога и лишь словом «благий» пытался выразить внешнее уважение и возвысить как бы Его в глазах самого себя и самого себя в глазах Этого, почитаемого всеми Учителя. Господь отвечает ему: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Тот говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне?» (Мф. 19:17-20). Не каждый мог сказать так!  И Господь с любовью взглянул на него вновь и говорит: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Эти слова опечалили юношу, так как он был очень богат. Наверное, это богатство досталось ему частью от родителей, частью, так как он был высокого положения, досталось ему вследствие каких-то его уже успешных дел в том современном мире. И, опечалившись, он отошёл. Отошёл, и больше о нём в Евангелии воспоминаний не было. А Господь, видя опечалившееся сердце юноши, говорит, «как трудно богатому войти в Царство Небесное. Удобнее, – говорит, – верблюду, пройти сквозь игольные уши» (см.: Мф. 19:23-24).

«Игольное ухо» – это образное название отверстия в стене Иерусалимского града рядом с основными воротами, сквозь которые погонщики заводили малый скот после того, как перед закатом городские врата закрывались. Они могли пробраться туда сами, чуть-чуть наклонившись, и мог пройти малый скот, поэтому называли их «игольные уши». Конечно, верблюды не могли пройти в эти отверстия в стене. И вот Господь сравнивает это с тем, как неудобно войти богатому в Царство Божие, как трудно войти. И действительно, на примере этого юноши Господь показывает, насколько привязано бывает сердце к материальным благам. Этот юноша не готов был расстаться с какими-то дорогими вещами, с имуществом, может быть, украшениями какими-то ради того, чтобы видеть лицо Спасителя, быть рядом с Ним. А Тот предлагал ему в данный момент стать апостолом, по сути дела, потому что ведь только ближайшие ученики следовали за Господом. Мы помним, как ученики оставили мрежи свои, помним апостола Матфея, который был мытарём, тоже состоятельным человеком – налоговым инспектором, который брал выше и больше, чем требуется, и жил хорошо. Но в один момент, поняв, что это – призыв Господень, апостолы оставили всё. Вспомним Симона Канонита, который даже невесту оставил – был на браке и ушёл прямо с брачного пира. Вот насколько горело их сердце любовью к истине, любовью к Божественному Учителю! Здесь же мы видим душу, поражённую грехом, душу, поражённую страстью сребролюбия, которое явилось препятствием входа его, этого юноши, в Царство Небесное. Может быть, он и спасён. Господь по милости Своей за его благочестие, может быть, впоследствии и коснулся его сердца, но совершенным, как Господь говорил ему, он не стал. Хотя мог бы, и мы, наверное, прославляли бы его, пели бы молебны ему, тропари, кондаки, акафисты читали. Но вот душа его была поражена этим грехом, и он не смог от него отречься.

Для чего, какое назидание нам в этом событии? Конечно, Господь не говорит, обращаясь к нам со страниц Священного Писания: «Оставьте всё и следуйте за Мной». Люди семейные должны заботиться о детях, должны заботиться о родителях. Наверное, эта заповедь о совершенстве обращена более к монашествующим. Вот те, кто хочет более высокого жития, те, кто оставляет всё и следует за Спасителем, родителей оставляют, какие-то накопления, какие-то свои мечты, которые у каждого по молодости есть, какие-то планы ради совершенной жизни, принимают на себя обеты и следуют за Христом. Но и для человека, живущего жизнью светской, тоже научение – не прилепляться к земному больше, чем к духовному. Это напоминание о том, что «мы не ищем, зде пребывающего града, – как говорит апостол Павел, – но горнего взыскуем», то есть горнего ищем мира, должны к этому стремиться (Евр. 13:14). И всё это накопление, наши какие-то материальные блага, автомобили, квартиры – оно всё останется, мы с собой ничего не заберём. И может быть, даже раньше, чем мы думаем. Мы не знаем, сколько Господь нам отмерил. Как говорил старец Павел Груздев: полезно размышлять о смерти и, размышляя, представлять себе, что уже где-то растёт дерево, из которого мне срубят гроб. А так оно и есть. Оно уже растёт, это дерево, параллельно с нашей жизнью. Ведь «седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь (Пс. 89:10). И время пролетает очень незаметно, быстро – душа молода, а ноги уже не ходят, душа вроде и готова совершать добрые дела, а сил уже нет, остаётся только молиться. Поэтому, обращаясь к юноше с призывом к совершенству, Господь обращается и к каждому из нас, что необходимо, чтобы Бог в нашей жизни был на первом месте, а не материальные блага, и тогда всё остальное станет на своём месте, как говорят святые отцы. Действительно так оно и есть.

Сегодняшний день, день памяти преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских – день престольного торжества нашей обители. У нас в пещерном храме есть придел в честь основателей монашества скитского и общежительного на Руси, которые действительно исполнили эту заповедь о совершенстве, оставив всё, пойдя на Афон, как преподобный Антоний, вернувшись, основав здесь обитель, сначала сам подвизаясь, потом передав монашеское учение последователям своим. И преподобный Феодосий, который достойно понёс ту благодать, которая была на него возложена, и приумножил её.

К сожалению, сейчас мы видим, что обитель Киево-Печерская переживает не самые лёгкие времена. Молимся, чтобы Господь по молитвам святых угодников, почивающих в пещерах, освободил от этого ига греховного и народ, и Церковь, прежде всего. А вот всё то, что происходит, к сожалению, сейчас с Украиной, ещё в нулевые годы старцы говорили: будет, из-за того, что многие уклонились в раскол, из-за того, что многие мечутся между правдой и какой-то выгодой. Вот Господь и попустил эти нестроения, которые сейчас мы вынуждены пресекать силой оружия, останавливать это. А причина политических нестроений – она вся кроется в духовной жизни: из-за нечестия людей, из-за отсутствия святости в семейной жизни, в браке, из-за нехранения монахами своих обетов, из-за нечестия даже в жизни нашей профессиональной. За всё это Господь посылает нам скорби и болезни, и катаклизмы, и всё, что мы получаем по своей греховной жизни. Поэтому сегодня, воспоминая жизнь преподобных отцов Антония и Феодосия Киево-Печерских, внимательно вчитываясь в повествование о богатом юноше, вынесем для себя духовную пользу, чтобы слова Господни упали в наше сердце, как на добрую почву падает зерно, чтобы оно проросло и дало добрый плод (см.: Мк. 4:8). Аминь.

Всех вас поздравляю ещё раз с Воскресным днём, особенно тех, кто сегодня причастился Святых Христовых Тайн. Сегодня ещё и праздник благоверных князей Петра и Февронии – праздник наших семейных людей, тех, кто находится в подвиге рождения детей, в подвиге сохранения традиционных семейных ценностей. И действительно, в нынешнее время, тоже непростое, которое переживает наша уже российская современная семья, мы видим, насколько поздно, к сожалению, вступают в брак молодые люди. Если в годы 80-е – начало 90-х средний возраст, вступающих в брак был 23-24 года, то сейчас этот возраст сместился к 30-32 годам, когда уже женщины, бывает, теряют возможность чадородия, когда, к сожалению, из-за греховной жизни остаются бездетными. И всё это, конечно, очень болезненно сказывается на жизни и Церкви, и государства, и на общем уровне благочестия нашего народа. Поэтому будем молиться и благоверным князю Петру и княгине Февронии, в иночестве Давиду и Евфросинии, чтобы Господь укрепил наши семьи, а через это – наше государство. С праздником!

15 сентября 2024 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Митрополит Матфей совершил Божественную Литургию в Псково-Печерском монастыре

15 сентября 2024 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице и день памяти преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, митрополит Псковский и Порховский Матфей совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, для которого этот праздник является одним из престольных.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Псково-Печерской обители иеромонах Прохор (Андрейчук) с братией монастыря и гости праздника в священном сане. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого собора города Пскова диакон Илья Медведев.

Песнопения Литургии исполнил братский хор Псково-Печерского монастыря под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор под управлением Виктории Зарудней. За богослужением молились многочисленные прихожане обители, студенты Псково-Печерской духовной семинарии и паломники.

По отпусте Божественной Литургии митрополит Матфей обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж Александра Масякина

Клирик Псковской епархии провел пастырскую беседу в исправительной колонии

13 сентября 2024 года настоятель храма святителей Христовых Николая и Спиридона в посёлке Середка Псковского района протоиерей Николай Егоров посетил исправительный центр при ИК-4 в городе Пскове, где провёл пастырскую беседу с осужденными.

В ходе встречи отец Николай затронул вопросы роли нравственности в поведении человека, противостоянии соблазнам и отказе от пагубных привычек. Батюшка  особо подчеркнул важность помощи ближним и всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, что является залогом формирования праведного образа жизни.

В завершение беседы отец Николай выразил надежду, что каждый из присутствующих обретёт силы, чтобы переосмыслить своё прошлое и изменить будущее к лучшему.

Администрация исправительного учреждения отмечает, что подобные мероприятия являются одной из эффективных форм работы по профилактике преступлений и правонарушений среди осужденных и помогают им встать на путь исправления.

По материалам Пресс-службы УФСИН России по Псковской области

При храме святого Александра Невского прошла лекция «Монастырь Пантелеимона Ближнего на Красном дворе»

5 сентября 2024 года, в рамках социального проекта «Ковчег добра», реализуемого храмом святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова, в библиотеке при храме состоялась лекция на тему: «Монастырь Пантелеимона Ближнего на Красном дворе».

Лектором выступил Арсений Борисович Постников, старший научный сотрудник Древлехранилища Псковского музея-заповедника.

Смотрите видео по ссылке: https://youtu.be/93zMeas1vVk   

Организаторы отмечают, что темы бесед выбираются с учетом пожеланий слушателей, в рамках социального проекта храма Александра Невского «Ковчег добра», поэтому каждый, пришедший на лекцию, может повлиять на выбор тематики будущих встреч.

По материалам группы храма Александра Невского города Пскова

Воспитанник Социально-Культурного центра «Троицкий» принял участие в круглом столе «Социальная занятость людей с ментальными особенностями»

6 сентября 2024 года в отделении социальной занятости «ПроЗа» состоялся круглый стол «Социальная занятость людей с ментальными особенностями», в котором принял участие воспитанник Социально-Культурного центра «Троицкий» Антон Дмитриев.

Модератором мероприятия выступил директор Центра лечебной педагогики Андрей Царев.

По итогам круглого стола участники узнали об опыте работы в других регионах и обсудили изменения в законодательстве о социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности.

По материалам группы Социально-Культурного центра «Троицкий»

Студенты Псково-Печерской духовной семинарии встретились с профессором Института русского языка имени А.С. Пушкина

9 сентября 2024 года в Псково-Печерской духовной семинарии состоялась встреча студентов с доктором филологических наук, профессором Института русского языка имени А.С. Пушкина Ириной Анатольевной Лешутиной.

В ходе встречи Ирина Анатольевна провела для студентов мастер-класс на тему “Воздействие в коммуникации”. Она рассказала будущим священнослужителям об основах успешного публичного выступления, поделилась важными коммуникативными навыками и техниками, которые помогут им в будущей пастырской деятельности.

По материлам Псково-Печерской духовной семинарии

Кафедра философии и теологии приглашает получить дополнительное профессиональное образование

В 2024 году на кафедре философии и теологии Псковского государственного университета будут реализовываться программы профессионального дополнительного образования:

  1. Профпереподготовка «Православное богословие» (508 часов).

Стоимость программы 36000 рублей за весь срок обучения.

Целью реализации дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Православное богословие» является обеспечение комплексной и качественной профессиональной переподготовки лиц с высшим образованием в области теологического образования, науки и практических аспектов православной духовной традиции, формирование высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов в сфере православного богословия. Задачами программы являются подготовка специалистов в области теологического православного образования и формирование у них системы профессиональных компетенций.

Диплом открывает возможность ведение профессиональной деятельности в сфере образования лиц (детей, подростков, взрослых) в воскресных школах, на базе учреждений образования, социальной сферы и дополнительного образования.

  1. Повышения квалификации «Паломничество и религиозный туризм на земле Псковской»(72 часа).

Стоимость программы 7500 рублей за весь срок обучения.

Целью программы является повышение профессионального уровня руководителей туристских и паломнических организаций, менеджеров, экскурсоводов (гидов), предоставляющих экскурсионные услуги на внутреннем рынке.

Ведущий преподаватель – Масленникова Любовь Владимировна.

  • Повышение квалификации «Литературный и лингвистический анализ Библейских псалмов» (72 часа).

Стоимость программы 7500 рублей за весь срок обучения.

Ведущий лектор – протоиерей Роман Ледин.

Задачи:

  • познакомить слушателей с экзегезой Псалтири;
  • повторить образы Ветхого и Нового Завета, используемые в Библейской литературе;
  • научить осуществлять лингвистический и литературный анализ Библейских псалмов;
  • научить слушать, понимать богослужение Православной Церкви;
  • совершенствовать традиционные духовные ценности общества и человека;
  • совершенствовать профессиональные компетенции в области православной теологии.
  1. Профпереподготовка «Педагог духовно-нравственных дисциплин» (256 часов).

Стоимость программы 25000 рублей за весь срок обучения.

Целью программы является овладение слушателями компетенциями, позволяющими решать широкий круг педагогических задач, возникающих в теории и практике воспитателя, учителя начальных классов и среднего звена общеобразовательной школы.

Содержание дополнительной профессиональной программы ориентируется на овладение компетенциями, необходимыми для приобретения квалификации «Учитель».

Формат обучения смешанный: оффлайн и онлайн.

Период обучения: октябрь 2024 – январь 2025

Желающим пройти программы профессионального дополнительного образования необходимо для записи прислать письмо-заявку на электронную почту: teologiapskov@mail.ru

По материалам группы Кафедры философии и теологии ПсковГУ

В эфире телеканала «Первый Псковский» рассказали о престольном торжестве в храме святого Александра Невского города Пскова

12 сентября 2024 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в эфире телеканала «Первый Псковский» рассказали как прошли торжественные мероприятия, приуроченные к престольному празднику воинского храма святого Александра Невского в Пскове.

По материалам телеканала «Первый Псковский»

В эфире ГТРК «Псков» рассказали о престольном празднике храма святого Александра Невского

12 сентября 2024 года в эфире ГТРК «Псков» рассказали, как прошли торжественные мероприятия, приуроченные к дню памяти покровителя храма святого Александра Невского города Пскова.

Православные сегодня отмечают день памяти Александра Невского. Для Псковского храма святого благоверного князя это престольный праздник, который по традиции начался с Божественной Литургии. Сейчас на месте работает Валерия Горькая.

Сегодня поистине особенный день для Православной Церкви. Триста лет назад, 12 сентября 1724 года из Рождественского монастыря города Владимира в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга были перенесены мощи великого князя Александра Невского по случаю побед Петра Первого и заключения Ништадтского мира со Швецией.

Ежегодный праздник по традиции начался с Божественной Литургии, молебна и крестного хода. Некоторые гости специально приехали для этого в Псков.

Продолжается праздник на площади перед храмом концертом духового оркестра десантно-штурмовой дивизии ВДВ. Работает ярмарка, где продают овощи, фрукты и детские поделки. Гостей угощают пирогами и солдатской кашей.

Имя защитника рубежей России, небесного покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. В этот день принято обращаться к благоверному князю Александру Невскому за помощью в сохранении мира.

По материалам ГТРК «Псков»