В новогоднюю ночь митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную Литургию в Псково-Печерском монастыре.

Владыке митрополиту сослужила братия обители в священном сане. За богослужением молились многочисленные верующие, собравшиеся в эту ночь встретить новый год благости Божией с молитвой.

фоторепортаж иеродиакона Симеона (Кивайло)

Непростое для Церкви время: жизнь в новых условиях.

В Печорах прошло епархиальное собрание, на котором обсуждались важнейшие для митрополии темы.

«Все время работал не только язык: работала голова и, знаете, самое главное – сердце» – это мнение отца Георгия Курносова, настоятеля храма святителя Николая в Тайлове, разделило подавляющее большинство священников, иноков и инокинь, принявших участие в ежегодном епархиальном совещании, которое проходило в Печорах с 10-го по 11-е декабря.

Гонения прекратились – не повод для восторгов

По мнению участников встречи, которую возглавил митрополит Псковский и Порховский Тихон, все имели возможность обсудить наиболее важные темы, касающиеся жизни митрополии. Тон обсуждения был задан самим Владыкой на литургии в Михайловском соборе во время проповеди, посвященной евангельскому чтению об изгнании Христом торговцев из храма: «Дорогие отцы, братия и сестры, – сказал митрополит Тихон, – на каждом из нас, на абсолютно каждом священнослужителе лежит огромная ответственность. Мы призваны заботиться о вверенных нам Самим Господом душах людей, и мы должны вести себя так, чтобы не подвергнуться той же участи, что и изгнанные из святого места торговцы. Чтобы к нам не относились горькие слова Христа: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли»». По словам владыки Тихона, настоящая пастырская работа с людьми, стремление к литургическому единству, к одной Христовой Чаше и есть те самые главные задачи, которым должно быть подчинено все остальное. Примером самоотверженного служения Христу служат, по убеждению Владыки, святые Псковской земли – давних времен и времен гонений, которые большинство из присутствующих еще помнят. Жизнь и служение старцев Псково-Печерского монастыря, их подвиги, образ мысли остаются актуальными и в нынешнее время.

«Пустите детей приходить ко Мне»

А время это, по мысли Владыки, далеко не простое. Гонения сменились относительным спокойствием для Церкви, но это совсем не значит, что устранены все препятствия для проповеди Евангелия и жизни по нему. Архипастырь призвал задуматься над тревожной статистикой: из двухсот тысяч людей, живущих во Пскове, в храм регулярно ходят и принимают

участие в таинствах лишь…0,6% населения. В чем причина? Почему, как говорят сами жители Пскова, «если раньше, во времена гонений, мы продирались сквозь милицейские кордоны, чтобы попасть в храм, то сегодня полиция, видимо, нужна для того, чтобы в храм доставить»? Разумеется, ни о каком принуждении не может быть и речи, но нет ли вины самих служителей Христовых в том, что храмы нынче собирают так мало людей, – призвал задуматься Владыка. И это происходит на фоне резко увеличившегося количества людей, особенно молодежи, обращающимися со своими духовными поисками в секты – будь то неопятидесятнические или же восточные культы. Не лучше дело обстоит и в сфере образования: курсы основ православной культуры и православный блок предмета «Основы религиозных культур и светской этики» стремительно теряют популярность: только за год количество посещающих их школьников сократилось в два раза. Протоиерей Роман Ледин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Псковской епархии, поделился наблюдением: к 16-ти годам половина детей, посещавших воскресные школы при храмах, уходят из Церкви, перестают посещать богослужения. Причина, по словам отца Романа, проста: «Как говорят сами ребята, занятия в воскресных школах сводятся к сухой передаче информации, и всё». Детям скучно на таких занятиях, часто они воспринимают их как какую-то «обязаловку» и, повзрослев, они стараются ее избежать.

Ликвидация безграмотности. Духовной.

«Сохранить молодежь для Христа и Его Церкви, дорогие отцы, – это призыв не архиерея, не церковного руководства – это голос наших святых, всей нашей Церкви», – сказал митрополит Тихон. Детям нужен личный опыт общения с Богом, по словам архипастыря. Он достигается не только и не столько на занятиях в воскресной школе, сколько в живом, непосредственном диалоге с батюшкой, искренне заинтересованном в духовном благополучии молодого человека. Хорошим средством для получения такого опыта могут служить, по мнению священников, работающих с молодежью, походы, паломничества, даже спортивные соревнования, которые может организовывать приход. Если вся работа с молодежью будет сводиться к сухой передаче текстов и правил, пусть даже из Библии, мы получим Томов Сойеров, к Православию принадлежащих лишь формально и совсем не искренне.

Сейчас при Псково-Печерском монастыре действует заочное отделение Сретенской духовной семинарии. У слушателей есть возможность заниматься с ведущими преподавателями, которые читают лекции каждую неделю. Эти занятия, по мнению самих студентов (их сейчас 61 человек), позволяют получить качественные знания, уровень которых уже соответствует требованиям и для продолжения обучения, и для последующего принятия священного сана.

Отдельно обсуждали и образование клириков. Без семинарского образования человек не может быть рукоположен в сан. И будучи клириком, человек должен продолжать учиться – сейчас действуют обязательные курсы повышения квалификации для священнослужителей. Батюшка без должного образования – это нонсенс, – убеждено подавляющее число клириков. Если священнослужитель не проходит курсы повышения квалификации, то, как сказал Владыка, может быть поставлен вопрос и о запрещении в служении.

«Скучная работа»?

Псковская земля имеет богатейшее историческое и культурное наследие. Подавляющее большинство памятников культуры – это храмы. К сожалению, далеко не всем из них уделяется достаточно заботы и внимания. Проще говоря, храмы находятся в бедственном состоянии, мы их можем потерять, если дело так пойдет дальше. Чтобы этого не случилось, сказал иеромонах Серафим (Козулин), наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, епархиальный древлехранитель, необходимо срочно привести в порядок документацию об оформлении зданий в собственность Русской Православной Церкви. Кроме того, нужно строго установить полагающиеся охранные зоны вокруг исторических памятников – во избежание появления рядом с ними коттеджных поселков со всеми их минусами. Кстати, собственники коттеджей, напомнил батюшка, ведут строительство формально совершенно законно: они правильно оформили документы, и никаких претензий им предъявить невозможно. Немедленно нужно разобраться с документацией, касающейся оформления в собственность древних храмов – это дело настоятелей, которым будет оказана необходимая юридическая помощь. Из 26 храмов России, особо охраняемых ЮНЕСКО, 14 находятся на псковской земле – это прекрасная возможность для формирования заявок на правительственные гранты. Специально для Псковской области, по словам отца Серафима, будет создан фонд, занимающийся охраной исторических памятников. Задача настоятелей – при появлении каких-то вопросов консультироваться в службе древлехранения епархии. «Уникальное наследие Псковщины требует трепетного отношения», – уверен батюшка.

Особое внимание требуется уделять ходу ремонтных работ в храмах, – сказал Владыка. – Приход должен тщательно следить, во-первых, за правильностью оформления необходимой документации для проведения ремонта, во-вторых, – настойчиво контролировать саму работу реставраторов. Были случаи, когда после ремонта в течение года здание храма приходило в еще худший вид, чем было до начала работ – подобные ситуации неприемлемы в корне, – убежден митрополит Тихон.

И даже такую, казалось бы, скучную вещь, как ремонт здания, можно (и нужно) использовать для проповеди Евангелия. Среди молодежи есть много неравнодушных к судьбе культурного наследия России – они с радостью окажут помощь в работе, и эту созидательную радость можно преобразовать в радость узнавания Христа, – дал понять архипастырь. «К вам придут люди не церковные, но, в силу своей молодости, интересующиеся жизнью Церкви – общайтесь с ними так, чтобы храм они начали строить и в собственном сердце». К слову, знаменитый проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», занимающийся спасением и сохранением церквей в русской провинции, начинает свою деятельность и на Псковщине. Один из методов работы участников проекта – это установление контактов с местным населением, обучение людей правилам обращения с историческими памятниками. Как показывает опыт вот уже десяти лет работы в Архангельской, Мурманской областях и в Карелии, сохраняются не только памятники культуры и архитектуры, но ведется и миссионерская деятельность: люди перестают воспринимать церковь отстраненно. Востребована ли такая деятельность в Псковской митрополии? – Разумеется, – считают участники совещания.

Общая беда и общее дело

Есть и еще одно «Общее дело», которое, как и первое, должно восприниматься без всяких кавычек: одноименный общероссийский проект, ставящий своей целью снижение алкогольной угрозы. За время его действия удалось достичь немалого: это и сокращение времени продажи спиртного, и введение более строгих правил его производства и продажи, и публикация агитационных материалов в СМИ, и многое другое. По мнению участников встречи, этот проект должен активно работать – Псковская область заинтересована в благополучии – моральном и физическом – своих жителей. В связи с этим портал Псковской митрополии и другие СМИ будет публиковать социальные ролики и другие материалы, входящие в спектр «Общего дела». Борьба с пьянством – это тоже миссия, которую может и должна вести Церковь.

Не успех, а долг

Особое внимание обратили участники совещания на добрые отношения, которые сложились между Церковью и Вооруженными Силами в пределах митрополии. «Это не «успех» – это просто нормальная работа Церкви. Мы просто делаем то, что должны», – так можно резюмировать мнение митрофорного протоиерея Олега Тэора, настоятеля воинского храма св. благоверного князя Александра Невского. По мнению обеих сторон (а особенно по опыту), благодаря сотрудничеству наших батюшек с Вооруженными Силами понятие «христолюбивое воинство» вполне может быть применено к нашим защитникам. Это не значит, что можно почивать на лаврах, конечно: посеянные добрые семена требуют постоянного внимания и заботы.

То же касается и сотрудничества с УФСИН: по словам протоиерея Николая Егорова, клирика храма Покрова Пресвятой Богородицы (от Торгу) Пскова, необходимо душепопечение как отбывающих наказание в местах лишения свободы, так и сотрудников эти учреждений. Особенно это касается собственно колоний: если человек находится в СИЗО и суд еще не состоялся, то он более расположен к диалогу с батюшкой, чем если он уже отбывает наказание в колонии, где, по убеждению отца Николая, особого внимания к жизни по Богу уже нет – особенно из-за порочной практики необязательности труда. Праздность и уныние мешают человеку взглянуть на Небо – вот тут очень нужен хороший, неравнодушный священник.

Бухгалтер как миссионер

Тема, волнующая многих и часто бывшая поводом для соблазнов: бухгалтерская отчетность. Тут уже резко высказался Владыка: «Дорогие отцы и братия, мы полностью отменяем всевозможные «конвертики», подношению по случаю годовщины хиротонии, именин и т.п. – если на то пошло, то я, с благодарностью принимая добрые пожелания и надеясь на ваши молитвы, предпочитаю встречать значимые для меня даты в узком и молитвенном кругу. Всё, про «конвертики» забыли» – эти слова были встречены не только с пониманием, но и с благодарностью.

Прозрачность и честность церковной бухгалтерии – вот что кровно необходимо сейчас, по словам владыки Тихона. Опять же, это может быть хорошим поводом для проповеди Евангелия: люди будут доверять Церкви, видя, что здесь ведется строгий и честный учет средств – поступивших и потраченных.

У больших храмов, находящихся в центре, есть возможность оказывать помощь сельским приходам, никак не могущих похвастаться обилием доходов. Более того, – обратился к присутствующим Владыка, – нельзя забывать о священниках за штатом, матушкам, потерявших супругов, и многодетных семьях священников. «Когда видишь условия, в которых живут некоторые старые батюшки, приходишь в ужас. Часто у них нет даже еды – хорошо, если принесет хлеб и консервы добрая прихожанка. Дорогие отцы и братия, так не должно быть. Поэтому я настаиваю на том, чтобы при каждом храме был составлен список нуждающихся в помощи – богатые приходы в состоянии ее оказать. Это наша христианская обязанность», – сказал митрополит Тихон.

«Работал не столько язык, но голова и сердце. Оказывается, и на епархиальных собраниях можно молиться. Слава Богу. Вообще-то мы к этому и призваны», – это мнение наших священников, высказанное после собрания было главным.

Петр Давыдов

Фоторепортаж: иеродиакон Симеон (Кивайло), Лев Савинов

«Если с Христом, то каждый день – праздник»: старейший батюшка Псковской епархии рассуждает о самой главной науке, которую мы должны стремиться постичь.

На вопросы о православном понимании празднования Нового года отвечает старейший священнослужитель Псковской епархии – митрофорный протоиерей Александр Михайлов, почетный настоятель храма святителя Николая поселка Верхний Мост Порховского района.

протоиерей Александр Михайлов

Отец Александр, сейчас идет празднование Нового года по гражданскому календарю. Отсюда – злободневный для многих православных вопрос: как нам относиться к этому празднику? Не обращать подчеркнуто на него внимания или же с бурной радостью влиться в общее празднование в самые, наверное, ответственные дни Рождественского поста?

– Это личное дело каждого. Что касается меня, то я честно не представляю, что это за праздник, если он без Христа. Если ты знаешь Христа, то Он для тебя жизнь, радость, крепость и т.д. Если ты можешь ко Христу чего-нибудь прибавить – пожалуйста, иди и празднуй Новый год: вольному воля. Но сам по себе новый год ничего человеку не дает, в нем нет смысла. Человеку каждый день нужно думать о своей жизни. Хороший ты или нехороший, красивый или не красивый, богатый или не богатый, знания есть или знаний нет – все равно, какой бы ты ни был, все равно нужно пытаться узнать Бога.

Как это человеку можно жить и не веровать в Бога? Помню, когда я служил в армии, частенько смотрел на небо и думал: а Кто же создал небо? Невозможно чтобы это все произошло от одного слепого случая. Невозможно это. И солнце, и луна, и звезды. А на земле – и вода, и земля, и все живое. И птицы летают. А человек – ты посмотри, какое чудное творение! Бог есть, Он нас любит, а это значит, что мы можем радоваться каждый день – причем тут календарные даты?

Наверное, у каждого из нас найдутся родственники или друзья, которые все-таки будут праздновать Новый год. Как же православному человеку строить диалог с теми, кто отмечает этот праздник, что называется, без оглядки?

– Вот я верующий человек и люблю Христа. Я каждому человеку желаю добра. И мне хочется видеть, пока я еще немного живой, чтобы русский народ в этом отношении воскрес и пошел бы за Богом. Как Христа проповедовали, когда Он шел в Иерусалим, что кричали: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» А мы часто не благословляем, а кричим: «Распни Его!» – кричим своей жизнью, недостойной православного народа.

Сегодня в мире проповедуется что человеку нужно быть богатым, успешным, чтобы машина побольше была – только материальные блага. Это не религия. Точнее, это какая-то вывернутая наизнанку религия. Человек не может без веры, но, забывая о Боге, он делает предметом своего поклонения совсем глупые вещи. Надо человеку быть религиозным. Вот почему не почитать Евангелие? В Евангелии-то Кто говорит? – Спаситель говорит. А кому Он говорит? Тебе, мне, всему народу, миру. И когда будет Он судить – ведь вся Вселенная содрогнется. Куда бежать? Где спрятаться?

Когда я читаю Евангелие, то сам вижу: это мне можно делать, а этого делать нельзя. То есть, контролируй сам себя: система ценностей перед тобой. А будешь контролировать себя – будешь новым человеком, будешь понимать все. Тогда будешь честным, порядочным, правдивым. Ведь святой человек – дисциплинированный. Он по закону Божию живет и сам за собой наблюдает. Наверное, поэтому святые не хвастаются – они знают себе цену.

Ведь у нас в церкви тоже есть Новый год, отмечаем мы его 14 сентября. И есть последование молебна на Новолетие. Мы благодарим Бога за прошедший год и просим благословение на новый.

– Повторяю: если мы живем с Христом, то с Ним любой день – праздник. Новолетие – да, это хорошо. Надо учиться молиться. Научиться молиться – вопрос не простой.  Когда научишься молиться, скажешь: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», ты просто почувствуешь духом, что около тебя стоит Христос живой.

Православие, жизнь с Богом – это же целая наука. Я учился-учился в семинарии, экзамены-зачеты сдавал, а когда ее закончил, то увидел, что вся жизнь – она и есть семинария. Это в семинарии можно учиться греческому, латинскому языку, получать какие-то знания особенные. А вот научиться любить Бога и людей – это главная наука, самая главная. Без нее никак.

Всю жизнь нужно учиться Православию. Будем помнить, что Христос такой наставник, который всегда тебе с радостью поможет, не будет «валить» на экзаменах: Он и хочет нам помочь быть ближе к Нему. Без Божией помощи ничего не получится, и поэтому надо молиться. Молиться везде: идешь куда – молись, в огороде пойдешь выпалывать гряды свои – молись, поехал куда-то на машине по своему назначению – молись. Везде нужна молитва. Молись и тогда будешь духовным человеком. Вот такой – духовной радости – я желаю всем нам.

С протоиереем Александром Михайловым беседовал Лев Савинов