Храм Мины, Виктора и Викентия находится в погосте Кусва Псковской области. Село под названием Кусва впервые упоминается в летописных источниках 16 века, а также в Псковских летописях начала 17 века в «Смутное время», что было связано с нападением неприятеля на здешние земли, располагающиеся на берегу Великой. Церковь была построена в 17 веке.
В 1763 году церковь и село Кусва значатся в качестве приписных к архиерейскому псковскому дому – именно к этому моменту относится самое первое известное на сегодняшний день описание церкви, а также архиерейских построек в этом же погосте. Храм во имя святых мучеников Виктора, Мины и Викентия описывается как каменный, имеющий один престол; церковь крыта тесом, имеет дощатую главу, обитую чешуей, малая верхняя глава опаяна при помощи жести.
Согласно указу императрицы Анны Иоанновны в 1730 году храм стал совершенно самостоятельным. На протяжении 1886 года на пожертвования многочисленных прихожан был выстроен южный придел, который освятили осенью 16 октября 1888 года.
В 1895 году была разобрана достаточно старая трехстолпная звонница, а рядом с притвором на средства прихожан была возведена трехъярусная колокольня, имеющая пять колоколов. В 1898 году был приобретен праздничный колокол, на котором имеется надпись о том, что произведен он был на Финляндском заводе в городе Москва в 1898 году при церковном священнике Иоанне Преображенском, а также при старосте церкви Симеоне. Вес этого колокола достигает 88 пудов и 34 фунта.
Церковь мучеников Мины, Виктора и Викентия – это одноапсидный, бесстолпный храм, перекрытый при помощи сомкнутого свода. Над оконными проемами имеются распалубки, которые несут на себе декоративный восьмигранный барабан, располагающий ложными окнами и главкой барочной формы. На церковной главе имеется небольшой деревянный барабан с маленькой главой и выполненным из металла крестом. С западной части к четверику примыкает притвор, выстроенный одновременно с четвериком. Перекрытие притвора осуществлено при помощи коробового свода. Над имеющимися проемами расположены распалубные своды. Со стороны запада к стене притвора примыкает прямоугольная и трехъярусная в плане колокольня, выстроенная в 19 веке. Оконные проемы четверика имеют декор в виде нарядных кирпичных наличников, которые состоят из граненых и полукруглых полуколонн, имеющих керамические изразцы. Во внутренней части четверика оконные проемы расположены на южной и северной стене; окна располагают сандриками в виде валиков, оснащенных ступенчатыми кронштейнами. Не только перекрытие, но и кровля расположенного с южной стороны придела, а также стены и апсиды практически разрушились. Церковь Мины, Виктора и Викентия выстроена из известняковой плиты и кирпича.
В церковном приходе имелось четыре часовни, представленные двумя деревянными и двумя каменными. Часовни, выстроенные из камня, находились в селе Георгиевское – это часовня в честь Великомученика Святого Георгия Победоносца, возведенная в 1892 года на денежные сборы прихожан, и часовня в деревне Батьковичи, освященная в честь Преподобной Мученицы Анастасии. Часовни, выстроенные из дерева находились в деревнях Звенковичи и Наволок, которые были освящены в честь Святых Бессребренников Дамиана и Космы. Точное время возведения часовен, а также имена исполнителей – неизвестны.
Благотворительных заведений и церковно-приходского попечительства при храме не было. Одна из помещиц села Приютино – вдова сенатора Калгер А.Н. – точно осознавала необходимость процесса просвещения местного населения, сочувствовала просвещенности народа по части православия и знала трудности возведения школ на местные средства. Тогда она решила обратиться к обер-прокурору Святейшего Синода для того, чтобы попросить отпустить средства на возведение церковно-приходской школы в селе Кусва. После этого Синод выделил средства на строительство школы. Калгер А.Н. приняла непосредственное участие в процессе строительства, выделив денежные средства на пожертвование. В 1895 году школа была выстроена. На данный момент церковь Мины, Виктора и Викентия не действующая и находится в руинах.
Настоятель храма: протоиерей Иоанн Муханов