Митрополит Арсений принял участие в совещании по вопросам реставрации в Псково-Печерском монастыре

7 июня 2024 года в епархиальном Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре состоялось совещание по вопросам реставрации объектов культурного наследия Псковской области.

В работе совещания приняли участие: митрополит Псковский и Порховский Арсений, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, викарий Псковской епархии архиепископ Печерский Матфей, Председатель совета АНО “Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)” Сергей Степашин, Председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Вадим Нэдик, директор АНО “Возрождение” Денис Василенко и другие ответственные лица.

В ходе совещания обсуждались вопросы текущих проектов реставрации и благоустройства в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, городе Печоры и других объектов культурного наследия в Псковской области, а также развитие инфраструктуры и планы дальнейших работ по сохранению и популяризации исторического наследия.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

В Псково-Печерской духовной семинарии прошла итоговая аттестация выпускников

7 июня 2024 года в Псково-Печерской духовной семинарии состоялась итоговая аттестация студентов 4-го курса.

В состав аттестационной комиссии вошли: исполняющий обязанности ректора семинарии митрополит Псковский и Порховский Арсений, помощник управляющего Юго-Западным викариатством Московской епархии по религиозному образованию архимандрит Петр (Поляков), проректор по учебной работе Псково-Печерской семинарии Владимир Дмитриев, заведующие кафедрами и преподаватели профильных дисциплин, а также в режиме телекоммуникации – специалисты Учебного комитета Русской Православной Церкви.

Перед началом итогового экзамена к студентам обратился митрополит Арсений и пожелал помощи Божией будущим пастырям Церкви Христовой.

Итоговая аттестация включает в себя 6 вопросов – по одному из каждой профильной дисциплины: Новый и Ветхий Заветы, Догматическое богословие, Литургика, история Вселенской и Русской Православной Церквей. В 2024 году в Псково-Печерской духовной семинарии к итоговому экзамену были допущены 10 студентов 4-го курса, успешно завершивших обучение.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

В 225-ю годовщину со дня рождения А.С. Пушкина митрополит Арсений совершил Литургию в Святогорском монастыре города Пушкинские Горы

6 июня 2024 года, в четверг пятой седмицы по Пасхе, 225-ю годовщину со дня рождения великого русского поэта Александра Пушкина в Свято-Успенском Святогорском монастыре города Пушкинские Горы прошли праздничные богослужения.

Божественную Литургию совершили: викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря города Москвы митрополит Каширский Феогност; митрополит Псковский и Порховский Арсений, глава Псковской митрополии; епископ Великолукский и Невельский Сергий; архиепископ Печерский Матфей, викарий Псковской епархии; секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев; наместник Свято-Успенского Святогорского монастыря игумен Василий (Бурков) с братией обители в священном сане; настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Невель протоиерей Пётр Нетреба; наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Спиридон (Иващенко); благочинный по монастырям и монашеству Псковской епархии иеромонах Иннокентий (Селезнев); наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин); исполняющий обязанности наместника Савво-Крыпецкого монастыря иеромонах Всеволод (Сиканов); благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин; настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский); благочинные церковных округов и настоятели храмов Псковской митрополии, а также гости праздника в священном сане.

Песнопения Литургии исполнил сводный хор Санкт-Петербургской и Псковской митрополий под управлением Юрия Герасимова.

За богослужением молились: врио главы Республики Алтай Андрей Турчак, первый заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова, глава Пушкиногорского района Оксана Филиппова, глава Островского района Дмитрий Быстров, настоятельница Спасо-Казанского Симанского женского монастыря игумения Маркелла (Павлова), настоятельница Спасо-Елеазаровского женского монастыря игумения Татиана (Пашкова), а также многочисленные прихожане и паломники, собравшиеся почтить память великого русского поэта.

По окончании богослужения была совершена заупокойная лития.

По отпусте Литургии от имени святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла всех собравшихся поприветствовал митрополит Феогност. Затем к богомольцам с Архипастырским словом обратился Митрополит Арсений. Также дорогих гостей поприветствовал епископ Великолукский и Невельский Сергий.

Затем епископ Великолукский и Невельский Сергий удостоил епархиальных наград всех, потрудившихся в деле благоукрашения святой обители.

По окончании богослужения состоялось торжественное возложение цветов к могиле Александра Сергеевича Пушкина за алтарем Успенского собора Святогорского монастыря, в котором приняли участие: митрополит Каширский Феогност, митрополит Псковский и Порховский Арсений, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, епископ Великолукский и Невельский Сергий, архиепископ Печерский Матфей, Губернатор Псковской области Михаил Ведерников, врио главы Республики Алтай Андрей Турчак, представители областной и районных администраций, Пушкиногорского музея-заповедника, общественных объединений и многочисленные гости праздника.

Затем Преосвященные Архипастыри ознакомились с промежуточными итогами реставрационных работ в Святогорской обители.

В этот же день у стен обители состоялась закладка яблоневого сада в память празднования 225-летия со дня рождения поэта А.С. Пушкина.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

В Псковской епархии состоялось открытие X Международной конференции «Москва – Третий Рим»

3 июня 2024 года в Спасо-Елеазаровском монастыре состоялось открытие X Международной конференции «Москва – Третий Рим», посвященной обсуждению вопросов отечественной истории и культуры, проблем истории Церкви и русского монашества, священного и мирского в христианском искусстве, открытий в области церковно-археологических древностей.

Участие в открытии конференции приняли: митрополит Псковский и Порховский Арсений, настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря игумения Татиана (Пашкова) с сестрами обители, сотрудники Псковского государственного музея-заповедника во главе с директором Светланой Мельниковой, преподаватели и студенты Псковского государственного университета, неравнодушные псковичи.

Перед началом конференции всех ее участников поприветствовал глава Псковской митрополии, митрополит Псковский и Порховский Арсений. Также плодотворной работы докладчикам пожелала генеральный директор Псковского государственного музея-заповедника Светлана Мельникова.

Затем в рамках пленарного заседания с докладами выступили преподаватели Псково-Печерской духовной семинарии Константин Шморага и иеромонах Стефан (Селезнев), псковские спикеры, а также гости из Москвы, Санкт-Петербурга и Минска.

Работа первого дня конференции продолжилась в формате семинара «Духовно-нравственные и ценностные ориентиры современной молодежи: проблемы и практики работы», модератором которого выступила заведующая кафедрой философии и теологии Псковского государственного университета Марина Манойлова.

Во второй и третий дни работа конференции продолжится в рамках круглого стола «Псков и происхождение Древнерусского государства» и тематических секций: «История и культура русского средневековья», «История русского монашества и православного миссионерства», «Священство и царство», «Культурное наследие на переломе эпох».

Ознакомиться с программой конференции можно по ссылке.

Совместно со Спасо-Елеазаровским монастырем

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены

Христос Воскресе! Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю с престольным праздником! В эти светлые пасхальные дни удивительно и знаменательно, что мы празднуем память святых равноапостольных императора Константина и матери его Елены – святых, которые жили в далёком четвертом столетии, и с именами которых связаны самые, может быть, большие за историю изменения в отношении христианства. Они названы равноапостольными по тому вкладу, который они и, в частности, император Константин, внесли в распространение веры – уподобились святым апостолам, свидетелям Воскресения Христова.

Господь сказал Своим ученикам: «Будете Мне свидетелями по всему миру и даже до края земли» (Деян. 1:8). И мы видим, читая книгу Деяний святых апостолов, как это свидетельство начиналось. Первые дни, первые месяцы и годы этого свидетельства были непростыми из-за гонения со стороны иудеев, а гонение со стороны римской власти особенно осложняло положение Церкви в первые столетия её существования. И более того, история помнит не только императоров-гонителей, не только мучеников за веру первых веков. Но надо вспомнить, что христианство было попросту под запретом в Римской империи, и сама принадлежность к христианству каралась смертью. И поэтому трудно представить, каким мужеством, какой глубиной веры нужно было обладать в те времена, чтобы отозваться на проповедь апостолов, на проповедь последующих миссионеров, святителей, благовестников, мучеников – чтобы принять Крещение, войти в Церковь Христову и тем самым потенциально пополнить ряды мучеников. И это не столь благостная картина, которая может показаться нам на первый взгляд, потому что это было суровое испытание и для совести христиан, было немало отпадших, были расколы в этой связи в Церкви. И вдруг в какой-то момент, несмотря на все усилия римской власти положить предел распространению христианства, когда, казалось бы, чем больше гнали Церковь, тем более она распространялась и укреплялась – вдруг происходит разительная перемена в царствование императора Константина. Сама империя-гонительница склоняется перед Распятым и Воскресшим Господом в лице равноапостольного Константина.

Удивительна его жизнь, в которой было много всего: и святости, и несовершенства; его обращение ко Христу не было похоже, скажем, на обращение апостола Павла, когда Воскресший Господь, встретив будущего апостола в виде яркого света, мгновенно изменил его и всю его жизнь, и гонитель Савл стал апостолом Павлом – обращение императора Константина протянулось на всю его жизнь. Но здесь важно выделить два момента, как мне кажется, прежде всего – пример и молитва. Молитва – о нём его матери, христианки Елены. Отец был язычником, вся родня были язычниками, а мать была христианкой. И какие-то первые наставления о вере, первые рассказы о Христе, надо думать, Константин получил ещё в детстве. Но до совершеннолетия, до зрелого возраста он был, как его отец, язычником. Он поклонялся солнечному божеству, популярному тогда культу в Римской империи. И изменилось это только после того, как накануне битвы за Рим, когда правитель одной из частей Римской империи, император Константин, подходя к Риму со своими войсками, чтобы сразиться с язычником Максенцием, увидел на небе знамение Креста, которое превосходило свет солнечный и понял, что есть Нечто большее, чем его божество. Это Христос Солнце правды. Тот, о Котором когда-то ему в детстве поведала ещё его мать. И последуя повелению Спасителя: «Сим, победишь!» – он изображает на щитах своих воинов знамение креста и одерживает победу. И после этого став императором Запада, он прекращает все гонения, он строит храмы, он выделяет большие средства на перепись и на распространение Священных книг. А любая рукопись была очень и очень дорогой. Император Константин не скупится на распространение Священных книг. Он издаёт новые законы, которые принимаются под влиянием христианских начал. День Господень – как его называли христиане – воскресение (а римляне – днём солнца) – он объявляет выходным днём. Он запрещает клеймить лица рабов, потому что человек – это образ Божий. Согласно его законам, в церковном собрании может происходить процедура о даровании свободы рабам. И многое, и многое в законодательстве, во внешней жизни того общества меняется.

Отметим хотя бы два самых эпохальных предприятия, события, которые произошли в правление императора Константина. Это первый Вселенский собор, на котором был принят Никейский Символ веры и осуждена ересь арианства – уникальное событие в истории Церкви. Ещё не было Вселенских соборов, ни одного. И Господь положил на сердце и в разум именно равноапостольному Константину собрать представителей Церкви со всей вселенной (так римляне называли свою империю). Но не только из областей Римской империи, но и из-за её границ тоже прибыли епископы для того, чтобы впервые мог быть услышан голос всей Церкви. И тогда стала всем очевидна неправота учения Ария, который учил о тварности Сына Божия. А другое событие эпохальное – это основание «Нового Рима», города, который стал носить его имя. Константинополь, который должен был быть уже свободен от языческого наследия, от языческого прошлого и который был призван стать столицей уже христианской империи – Византии (как её в последующем стали называть), а вообще это была Римская империя, и Константин и последующие христианские императоры были Римскими императорами, но христианскими и православными.

И вот из этой восточной Римской империи, из Византии когда-то и Русь приняла веру. И мы с вами по преемству восходим через наших предков, через просветителей, которые пришли из греческих стран, через Вселенские соборы, к тому самому святому, память которого мы сегодня совершаем, которому Господь судил произвести такой переворот в истории мира, Европы, в истории сознания людей, а прежде всего, что важно, в его собственном сознании. Не сразу язычник-император уступил место императору-христианину в нём самом, но он не свернул с этого пути и прошёл его до конца, став равноапостольным, став тем, кого уже современники считали благоверным во Христе государем. И в этом – пример для каждого из нас – пример его матери и пример его самого: что может сделать молитва и воспитание матери, и что может сделать неуклонное следование воле Божией! Даже тогда, когда можно было тысячу раз отступить, откатить историю назад, и совсем не очевидно было, что будущее за христианством. Христиан было меньшинство в его армии, в городах, в сельской местности ещё меньше, но однако же он был послушен голосу Божию и стал тем орудием Промысла, которое изменило облик мира, изменило судьбу Христианства, изменило судьбу народов, в том числе и нас с вами. Поэтому в этом – урок для всех для нас: быть верными Христу, вверить себя в послушание Его Слову евангельскому и жить согласно с этим Словом, даже тогда, когда трудно, когда хочется отступить, когда легче поступить как все, а не как призывает нас к этому Господь. Нам следует каждый день учиться в малом быть верными Богу, чтобы и в большем тоже оказаться верными Ему, если пробьёт такой час. Тогда каждого из нас Господь, как и равноапостольного императора, примет, согласно евангельской притче: «рабе благий и верный:… вниди в радость Господа твоего» Воскресшего (Мф. 25:21). Аминь. Христос Воскресе!

3 июня 2024 года,
 храм святых равноапостольных Константина и Елены города Пскова

Митрополит Арсений возглавил престольное торжество в храме святых Константина и Елены города Пскова

3 июня 2024 года, в день памяти святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме святых Константина и Елены города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены города Пскова протоиерей Роман Ледин, настоятель храма Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы города Пскова протоиерей Владимир Танцурин; настоятель храма Святого Духа д. Великое Поле Псковского района иерей Евгений Якубовский; настоятель храма Космы и Дамиана (с Гремячей Горы) города Пскова иерей Александр Смирнов; гости праздника в священном сане. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакон Антоний Кармазин.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.

По окончании Литургии был совершен пасхальный крестный ход, после которого митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю о самаряныне и день памяти святого благоверного князя Довмонта во Святом Крещении Тимофея

Христос Воскресе! Сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сёстры, в нашей с вами Православной Церкви именуется Неделей о самаряныне именно потому, что на Литургии в этот день звучит Евангелие о беседе Христа с самарянкой. Это поразительный отрывок, который содержит очень глубокие истины о Христе, явившемся в мире; о поклонении Богу в духе и истине; о том, что Сам Бог – есть Дух, и о том, что таких поклонников Отец ищет Себе; а также о воде живой, которую нам даёт Христос, и кто испьёт этой воды, тот не будет жаждать век.

Мы уже слышали сегодня о том, кто такие самаряне и почему они не общались с иудеями. Это была давняя вражда, уходящая корнями в века. И для обычного иудея простой язычник был меньшим злом, чем еретик самарянин. И вот Христос встречает у колодца эту женщину. Ученики отлучились в город купить пищи, а когда возвращаются, то оказываются поражёнными тем, что Учитель беседует с ней. Надо ли напоминать сейчас о том, как вообще в древнем мире относились к женщине? Мы привыкли совсем к другому отношению – уважительному, бережному, равноправному, которое есть плод христианского воспитания человеческой культуры. Плюс – самарянка, плюс – сомнительной нравственности. Любой правоверный иудей осудил бы Христа за общение с таким человеком. Фарисеи и книжники Его и осуждали за то, что Он общается с такого рода людьми. А Он не просто общался с ней, как с человеком, но как со Своим самым дорогим созданием, как с образом Божиим, который есть в каждом человеке без остатка. Христос Господь смотрит на каждого человека именно таким взглядом – исполненным любви, сострадания и милосердия. И Он прозревает этот образ Божий и в этой женщине, пусть потускнённый, пусть, может быть, поблёклый, но сохранившийся. И в душе этой нечастной женщины, которая привыкла и к неудачам в семейной жизни (пять попыток создать семью оказались неудачными), и то сожительство, которое сейчас продолжалось, вряд ли приносило ей радость, а только осуждение окружающих. Но именно в душе этой женщины сохранилась тяга к Богу, к чистоте, к истине.

Нам неведомы до конца пути Промысла Божия – почему Он обращается к тому или иному человеку, почему в жизни того или иного человека происходит то или другое? Но из контекста всего Евангелия мы узнаем, что каждый раз, когда Христос обращается к человеку – к самарянке, к богатому юноше, к Никодиму, к фарисею Симону и к другим – каждый раз это продиктовано стремлением спасти конкретную душу, этого человека, его исцелить, и что самое важное – дать ему духовное исцеление, прозрение и привести к Богу. И вот и сейчас – обычная, в общем-то ничем не примечательная женщина, каких много было тогда и сейчас, оказывается слушательницей неизреченных откровений. Господь открывает ей о том, что Он – Источник воды живой, что Он – Христос. И откровение, что Он – Христос, так явно и так прямо, раньше, чем апостолам открывается именно ей. Он говорит о том, что Бог – есть Дух и поклоняться Ему в Духе и истине следует – по сути то, о чём говорит наша известная всем молитва: «Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже…» (молитва на часах). И сам этот факт, что Христос не отвергает ни одного человека, как бы он далеко, казалось бы, не отстоял от Него, или, согласно нашим представлениям, как бы он далеко не отстоял от Бога, тот факт, что Он достучался до души этой женщины, сделал её слушательницей неизреченного откровения, а после того она уверовала в Него и сообщила своим согражданам, жителям того города, откуда она пришла на колодец за водой, о Христе, о том, что Он – веками ожидаемый Спаситель мира – явился. И они пришли и приняли Его, и просили Его остаться у них несколько дней. Именно так даже Евангелие говорит (Ин. 4:6-42). Какой разительный контраст с тем, как к нему относились иудеи!

Так вот, всё это вместе свидетельствует о том, что для каждого человека есть надежда. Для нас с вами есть надежда, если женщина-самарянка, которая не только с точки зрения фарисеев, но даже и апостолов виделась недостойной общаться со Христом, была принята Им как возлюбленная дочь, как возлюбленное создание, нуждающееся во спасении, и была спасена. В этом – надежда на милость Божию, в этом – радость, в этом вдохновение и для каждого из нас, что и нас Господь не отвергнет. Ни одного человека, искренне стремящегося к Богу, к истине, к Нему, Он никогда не отвергнет, а станет – и для нас с вами – Источником воды живой, пьющий которую никогда не будет жаждать – как сказано в другом месте Евангелия: «это сказано о Духе Святом, которого Господь подает всем верующим в Него» (ср.: Ин. 7:39).

Сегодня мы, православные жители Пскова, празднуем память одного из удивительных святых, наших святых – благоверного князя Домонта-Тимофея, защитника земного Отечества своего, наставника для многих, но что самое удивительное может быть – остающегося наставником и для нас с вами. Нам известно из его жизнеописания, что каждый раз, когда он побеждал на ратном поле (а это был великий военачальник), он в знак благодарения Богу возводил храм во имя того святого, в день которого была одержана победа. И вот умение благодарить Бога – это не просто общечеловеческая добродетель, но и важная христианская добродетель. Вспомним, что важнейшее богослужение нашей Церкви Евхаристия, так и называется буквально – «Благодарение» по-русски, по-гречески «Евхаристия» – благодарение Богу. Мы благодарим Бога за всё, совершившееся ради нашего спасения, за все Его милости к нам, за то, что Он привёл нас и просветил светом Своей истины, даровал нам эту жизнь, и даровал нам жизнь вечную. За всё – великое и малое, ведомое и неведомое нами – мы учимся Его благодарить. И не только по воскресным дням, стоя в храме! Мы учимся быть благодарными Ему всей своей жизнью, добрыми делами, исполнением заповедей, отношением к ближним нашим, согласно Евангелию, согласно заповедям Христовым о любви – в этом тоже проявляется наше благодарение Богу, наша жертва Ему. Таким образом, сама наша жизнь становится благодарением – жертвой благодарственной евхаристии. Вот к этому мы устремляемся, этому мы посвящаем себя. По этой дороге нас ведёт Сам Господь, чтобы сделать всех нас, поклоняющихся Ему в духе и истине, причастниками Своего Царствия невечернего и жизни вечной. Аминь. Христос Воскресе!

2 июня 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова

В празднование 725-летия преставления благоверного князя Довмонта-Тимофея митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе

2 июня 2024 года, в Неделю о самаряныне, день памяти святого благоверного князя Довмонта во Святом Крещении Тимофея, Псковского (725-летие преставления), митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев, настоятель кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский), настоятель храма Архангелов Михаила и Гавриила (с Городца) города Пскова протоиерей Георгий Быков, наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин), настоятель храма святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова иерей Александр Короплясов; настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы (от Торгу) на подворье Псково-Печерского монастыря в городе Пскове иерей Роман Гизитдинов; настоятель храма святых Жен-Мироносиц города Пскова иерей Кирилл Ладанов и местное духовенство.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные паломники и прихожане собора.

По окончании богослужения был совершен молебен святому князю Довмонту-Тимофею и пасхальный крестный ход, после которого митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе

1 июня 2024 года, накануне Недели 5-й по Пасхе и празднования 725-летия преставления благоверного князя Довмонта-Тимофея, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова, где почивают мощи святого князя.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством.

Песнопения всенощного бдения исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане кафедрального собора и паломники.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в пятницу седмицы 4-й по Пасхе

Христос Воскресе!

Все мы с вами, дорогие отцы, братья и сёстры, продолжаем пребывать в свете праздника Светлого Христова Воскресения – Пасхи Господней. И печать этого праздника лежит и на наших богослужениях, и на наших сердцах. И так легко и радостно прославлять в эти дни Христа Воскресшего.

Но мне кажется, что необходимо обратить внимание и всегда иметь в виду вот ещё что: Пасхи не было бы без Креста. Тогда, когда правоверные иудеи заколали пасхального агнца (то есть ягненка) в воспоминание своего избавления из рабства египетского, который лишь служил, на самом деле, прообразом того истинного «Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29), этот самый Агнец Божий распростёр руки Свои на Кресте. Это была и боль, и трагедия, и отчаяние близких учеников, и всех, кто любил Господа. А что значит этот предсмертный крик: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Нам даже в голову не может прийти, через что Господь прошёл ради нас.

Неслучайно обряд пасхи Ветхого Завета был кровавым. Но Господь отменил этот обряд, пролив кровь Свою за нас. Как пишет святитель Климент Римский: «По любви воспринял нас Господь; по любви, которую имел к нам Иисус Христос, Господь наш, по воле Божией дал кровь Свою за нас и плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши» (Святого Климента Римского первое послание к Коринфянам). Вот об этом нам с вами никогда не следует забывать. Без этого всего – без этого страдания, без Крестного пути, без Креста и Голгофы – не было бы радости Воскресения. Это имеет прямое отношение и к нашей жизни.

Иногда мы малодушно просим Господа, чтобы Он избавил нас от всех неприятностей, от всех несчастий. Но вот, они никуда не исчезают. И мы спрашиваем: а почему и за что? Замысел Господень о нашем спасении в полноте, по крайней мере в этой жизни, нам неведом. Мы видим один фрагмент прекрасного ковра, который надлежит увидеть уже в вечности, и не понимаем, что это за узор или штрих, и что он обозначает. А когда мы увидим всю красоту – мы всё поймём и умом, и сердцем, и душою. А пока в нашей жизни много непонятного. Но нам остаётся довериться Господу, потому что Он, как любящий Отец и истинный Врач душ и телес наших, иногда воспитывает нас для вечности строгостью, иногда – давая горькие лекарства для нашего подлинного здравия.

Жизнь христианина – это сонесение Креста со Христом, по сути, потому что Он Сам говорит: «кто хочет идти за Мною… возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Так вот, без этого крестного пути для каждого из нас не будет и вечной Пасхи, которая претворяет скорбь в радость. Страдания не снимаются, не улетучиваются вдруг, но они претворяются в радость воскресения – как и Крест для Христа стал воскресением и жизнью для всего мира. Поэтому с полным доверием к Господу, с благодарностью Ему, будем нести свой жизненный крест, памятуя о том, что такое несение креста означает для христианина, по сути говоря, сонесение Креста Христова, как это делал Симон Киринейский. А сонесение Креста со Христом означает и совоскресение с Ним, и сопрославление, и совознесение. В этом – глубокая и радостная тайна христианства. Смерть побеждена, да, но через неё надо пройти для того, чтобы войти в жизнь вечную. И этот путь открыт, этот путь пройден за нас и для нас. И мы следуем за Христом и в радости, и в доверии Ему, и в желании посвятить свою жизнь, в меру наших скромных сил, Ему – Господу – а это означает, что и ближним нашим, потому что служить Богу по Евангелию можно только послужив нашим ближним.

31 мая 2024 года,
храм Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища) города Пскова