Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены

Христос Воскресе! Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю с престольным праздником! В эти светлые пасхальные дни удивительно и знаменательно, что мы празднуем память святых равноапостольных императора Константина и матери его Елены – святых, которые жили в далёком четвертом столетии, и с именами которых связаны самые, может быть, большие за историю изменения в отношении христианства. Они названы равноапостольными по тому вкладу, который они и, в частности, император Константин, внесли в распространение веры – уподобились святым апостолам, свидетелям Воскресения Христова.

Господь сказал Своим ученикам: «Будете Мне свидетелями по всему миру и даже до края земли» (Деян. 1:8). И мы видим, читая книгу Деяний святых апостолов, как это свидетельство начиналось. Первые дни, первые месяцы и годы этого свидетельства были непростыми из-за гонения со стороны иудеев, а гонение со стороны римской власти особенно осложняло положение Церкви в первые столетия её существования. И более того, история помнит не только императоров-гонителей, не только мучеников за веру первых веков. Но надо вспомнить, что христианство было попросту под запретом в Римской империи, и сама принадлежность к христианству каралась смертью. И поэтому трудно представить, каким мужеством, какой глубиной веры нужно было обладать в те времена, чтобы отозваться на проповедь апостолов, на проповедь последующих миссионеров, святителей, благовестников, мучеников – чтобы принять Крещение, войти в Церковь Христову и тем самым потенциально пополнить ряды мучеников. И это не столь благостная картина, которая может показаться нам на первый взгляд, потому что это было суровое испытание и для совести христиан, было немало отпадших, были расколы в этой связи в Церкви. И вдруг в какой-то момент, несмотря на все усилия римской власти положить предел распространению христианства, когда, казалось бы, чем больше гнали Церковь, тем более она распространялась и укреплялась – вдруг происходит разительная перемена в царствование императора Константина. Сама империя-гонительница склоняется перед Распятым и Воскресшим Господом в лице равноапостольного Константина.

Удивительна его жизнь, в которой было много всего: и святости, и несовершенства; его обращение ко Христу не было похоже, скажем, на обращение апостола Павла, когда Воскресший Господь, встретив будущего апостола в виде яркого света, мгновенно изменил его и всю его жизнь, и гонитель Савл стал апостолом Павлом – обращение императора Константина протянулось на всю его жизнь. Но здесь важно выделить два момента, как мне кажется, прежде всего – пример и молитва. Молитва – о нём его матери, христианки Елены. Отец был язычником, вся родня были язычниками, а мать была христианкой. И какие-то первые наставления о вере, первые рассказы о Христе, надо думать, Константин получил ещё в детстве. Но до совершеннолетия, до зрелого возраста он был, как его отец, язычником. Он поклонялся солнечному божеству, популярному тогда культу в Римской империи. И изменилось это только после того, как накануне битвы за Рим, когда правитель одной из частей Римской империи, император Константин, подходя к Риму со своими войсками, чтобы сразиться с язычником Максенцием, увидел на небе знамение Креста, которое превосходило свет солнечный и понял, что есть Нечто большее, чем его божество. Это Христос Солнце правды. Тот, о Котором когда-то ему в детстве поведала ещё его мать. И последуя повелению Спасителя: «Сим, победишь!» – он изображает на щитах своих воинов знамение креста и одерживает победу. И после этого став императором Запада, он прекращает все гонения, он строит храмы, он выделяет большие средства на перепись и на распространение Священных книг. А любая рукопись была очень и очень дорогой. Император Константин не скупится на распространение Священных книг. Он издаёт новые законы, которые принимаются под влиянием христианских начал. День Господень – как его называли христиане – воскресение (а римляне – днём солнца) – он объявляет выходным днём. Он запрещает клеймить лица рабов, потому что человек – это образ Божий. Согласно его законам, в церковном собрании может происходить процедура о даровании свободы рабам. И многое, и многое в законодательстве, во внешней жизни того общества меняется.

Отметим хотя бы два самых эпохальных предприятия, события, которые произошли в правление императора Константина. Это первый Вселенский собор, на котором был принят Никейский Символ веры и осуждена ересь арианства – уникальное событие в истории Церкви. Ещё не было Вселенских соборов, ни одного. И Господь положил на сердце и в разум именно равноапостольному Константину собрать представителей Церкви со всей вселенной (так римляне называли свою империю). Но не только из областей Римской империи, но и из-за её границ тоже прибыли епископы для того, чтобы впервые мог быть услышан голос всей Церкви. И тогда стала всем очевидна неправота учения Ария, который учил о тварности Сына Божия. А другое событие эпохальное – это основание «Нового Рима», города, который стал носить его имя. Константинополь, который должен был быть уже свободен от языческого наследия, от языческого прошлого и который был призван стать столицей уже христианской империи – Византии (как её в последующем стали называть), а вообще это была Римская империя, и Константин и последующие христианские императоры были Римскими императорами, но христианскими и православными.

И вот из этой восточной Римской империи, из Византии когда-то и Русь приняла веру. И мы с вами по преемству восходим через наших предков, через просветителей, которые пришли из греческих стран, через Вселенские соборы, к тому самому святому, память которого мы сегодня совершаем, которому Господь судил произвести такой переворот в истории мира, Европы, в истории сознания людей, а прежде всего, что важно, в его собственном сознании. Не сразу язычник-император уступил место императору-христианину в нём самом, но он не свернул с этого пути и прошёл его до конца, став равноапостольным, став тем, кого уже современники считали благоверным во Христе государем. И в этом – пример для каждого из нас – пример его матери и пример его самого: что может сделать молитва и воспитание матери, и что может сделать неуклонное следование воле Божией! Даже тогда, когда можно было тысячу раз отступить, откатить историю назад, и совсем не очевидно было, что будущее за христианством. Христиан было меньшинство в его армии, в городах, в сельской местности ещё меньше, но однако же он был послушен голосу Божию и стал тем орудием Промысла, которое изменило облик мира, изменило судьбу Христианства, изменило судьбу народов, в том числе и нас с вами. Поэтому в этом – урок для всех для нас: быть верными Христу, вверить себя в послушание Его Слову евангельскому и жить согласно с этим Словом, даже тогда, когда трудно, когда хочется отступить, когда легче поступить как все, а не как призывает нас к этому Господь. Нам следует каждый день учиться в малом быть верными Богу, чтобы и в большем тоже оказаться верными Ему, если пробьёт такой час. Тогда каждого из нас Господь, как и равноапостольного императора, примет, согласно евангельской притче: «рабе благий и верный:… вниди в радость Господа твоего» Воскресшего (Мф. 25:21). Аминь. Христос Воскресе!

3 июня 2024 года,
 храм святых равноапостольных Константина и Елены города Пскова

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.