Митрополит Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Псково-Печерском монастыре

22 марта 2024 года, в пятницу 1-й седмицы Великого поста, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: насельник Псково-Печерской обители архимандрит Филарет (Кольцов) с братией в священном сане.

Богослужебные песнопения исполнили: братский хор обители под управлением монаха Антония (Лисова) и Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились насельники Свято-Успенской обители,  студенты Псково-Печерской духовной семинарии, многочисленные прихожане и паломники.

По заамвонной молитве митрополит Асений возглавил молебное пение великомученику Феодору Тирону и чин благословения колива.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в четвертый день Великого поста, после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Каждый год вместе с пробуждением природы начинается весна духовная или весна постная – как это время называется в наших богослужебных книгах. Пост – это не просто время покаяния, время размышления о своей жизни, время переоценки своего духовного пути, но это ещё и время надежды. Во всех этих печальных песнопениях, в таком строгом убранстве храмов, покаянном настрое и в протяжённости богослужений сквозит свет и надежда, что мы сможем отринуть греховный образ жизни, побороть свои немощи, и надежда, что Господь помилует и примет всех нас.

Если говорить о времени поста, как о времени покаяния, то можно вспомнить также о том, что грех, как это слово буквально звучит по-гречески, αμαρτία [амартия], означает «попадание мимо цели». И вот постное время, этот период перед Пасхой, так способствует, так настраивает нас или настраивает наш какой-то внутренний духовный камертон для того, чтобы мы снова стали на путь правый, проснулись от греховной спячки, ожили для Бога, раскрыли своё сердце для Него и для наших ближних.

Пост – это не только время покаяния. Это время богоискательства, можно так сказать, когда страждущая душа стремится к Богу – своему Источнику и своей Цели. Он – наш Творец, и Он – наш Спаситель. Мы разучились чувствовать Его в повседневности нашей жизни, подавленные грузом собственных грехов, страхов, страстей, грохотом будней и так далее. Однако же, Его слово неизменно: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Как нам обрести Его, как снова услышать, как почувствовать, как жить в этом светлом и обнадеживающем присутствии Его? И этому учит нас Церковь в период Великого поста. Мы прислушиваемся к своей душе, к голосу совести, к обстоятельствам жизни нашей, и во всём этом – к нам обращается Господь. Иногда нам кажется, что мы Его не слышим, и что наши молитвы не находят ответа. По слову митрополита Антония Сурожского: «эта наша молитва и наша обращенность к Богу – есть ответ на всё то, что Он сделал и делает для нас». Он призвал нас, прежде всего, из небытия в бытие. Он даровал нам Своё Слово – Писание. И даже более того, Он даровал нам Самого Себя, явившись в этом мире как человек, взойдя на Крест, пройдя через смерть и воскреснув, чтобы каждого из нас привести к Отцу Своему. И вот наша молитва, наша вера в Него и наша, может быть, верность Ему и является тем ответом, который Господь ожидает от каждого из нас. А Священное Писание помогает нам расслышать Его Слово сейчас, сегодня, в наши дни.

Мы слушаем отрывки из Священного Писания в церкви, но в молитвенное правило православного человека включено и домашнее чтение Священного Писания. Помним ли мы об этом? Существует благочестивая традиция – прочитывать Четвероевангелие в течение Великого поста. Давайте сделаем это! Есть различные способы, как прочитать в течение года всё Священное Писание. Можно просто читать по одной главе в день, хотя бы. Но это – Слово Божие, которое необходимо каждому из нас как воздух. Это пища для души. Как мы можем расслышать Бога, почувствовать Его присутствие, если мы не слушаем Его Слово, закрываем свои глаза и уши? Это такая книга, в частности, Евангелие, но и вообще Священное Писание, которое недостаточно прочитать один или два раза и сказать, что я всё понял. Её можно читать всю жизнь, и в каждый новый прочитанный раз мы увидим что-то необычайное, что-то важное, что-то нужное для каждого из нас сейчас, сегодня. В нём заключены вечные смыслы. Как человек, который вглядывается в звёздное небо, постепенно различает всё больше и больше звезд, так и Слово Божие, обращённое на все времена к каждому человеку, в сегодняшних обстоятельствах жизни каждого из нас обретает совершенно уникальный смысл, способный исцелить, вдохновить, направить, наставить каждого из нас. Ведь в Законе Господнем, по слову псалмопевца, мы призваны «поучаться день и ночь» (Пс. 1:2).

Удивительно, что в начале Великого поста в течение первых четырёх дней читается вот это замечательное произведение византийской гимнографии – канон преподобного Андрея Критского, который как бы соткан из библейских образов. И первый и очевидный смысл, который до нас доносит преподобный Андрей, это убеждение нас подражать праведникам, проявившим верность Богу, покаявшимся, тем, которые проявляли свою веру и доверие Ему, и наоборот отвращаться грешников, не поступать так, как Каин, Ламех, фарисей, который ушёл, оправданный менее в свой дом, и так далее. По сути говоря, это тоже библейское чтение, но с тем уникальным посылом, что всё происходившее в библейские времена, в Ветхом и Новом Завете, так или иначе происходит в моей духовной истории, в моей жизни (у каждого из нас), в моей истории отношений с Богом тем или иным способом преломляется. И даже более того – это напоминание для каждого из нас, что Господь, сотворивший мир, что Господь, Который заключал Завет с Ноем, с Авраамом, с Моисеем, Новый вечный Завет во Христе, в котором мы все с вами находимся – это тот же Господь, который сегодня присутствует в нашей жизни. И мы находимся в этом мире, в котором Господь действовал и действует, что важно помнить, а помня – никогда не впадать в отчаяние, не опускать руки, не падать духом, памятуя, что правда Божия всегда торжествует, и последнее слово всегда остается за Господом.

Итак, будем искать Бога в своей жизни. Как уже сказано, Он даровал нам не только Своё Слово, но – Самого Себя. Мы встречаем Его в своём сердце, в своей совести, в обстоятельствах жизни, непосредственным и теснейшим образом связываемся, соединяемся с Ним в Таинствах Церкви. Но слышим Его Слово – животворное, наставляющее нас на путь жизни вечной – когда раскрываем страницы Священного Писания.

И сегодня, в первые дни Великого поста, в самом начале этого постного подвига, или паломничества, целью которого будет встреча Христа Воскресшего в праздновании Пасхи Господней, в качестве наставления я хотел бы предложить вам несколько стихов из Священного Писания. Мы и сами можем дома раскрыть эти тексты: книгу Бытия, книгу Иова, которые звучат на первой неделе и в последующие Великого поста, можем раскрыть пророческие книги, где возвещается о самом важном и главном законе: о милости, сострадании, справедливости, и поучаться, и наставляться. И вот сегодня я предлагаю для всех для нас слова великого пророка Ветхого Завета Исаии, который учит нас тому, каким должен быть пост, какой пост угоден Богу и, следовательно, как человек может обрести Бога, найти Его, почувствовать, узнать, принять в свою жизнь: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис. 58:3-9). Аминь.

21 марта 2024 года,
храм святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова

Митрополит Арсений совершил чтение покаянного канона святого Андрея Критского в храме святого князя Александра Невского

21 марта 2024 года, в четверг 1-й седмицы Великого поста, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил чтение покаянного канона святого Андрея Критского в храме святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова.

Чтение покаянного канона сопровождалось пением хора храма под управлением Анны Винидиктовой. За богослужением молились настоятель воинского храма митрофорный протоиерей Олег Тэор с клириками, а также многочисленные прихожане и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова 

В четвертый день Великого поста митрополит Арсений молился за великопостным богослужением в Псково-Печерском монастыре

21 марта 2024 года, в четверг 1-й седмицы Великого поста, митрополит Псковский и Порховский Арсений молился за великопостным богослужением в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

По окончании Вечерни Владыка митрополит с братией обители совершили заупокойную литию по всем от века усопшим православным христианам.

Фоторепортаж Артемия Бондарева

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения после чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в среду первой седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Священном Писании, в книге пророка Аввакума, есть такие слова: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, что скажет во мне Господь» (Авв. 2:1). И можно сказать, что эти слова – не слова одного пророка, а слова, в которых заключен образ подвижника и вообще всякого христианина, который стоит на страже своего сердца. И Великий пост – как раз то время, в которое Церковь нас призывает, вдохновляет встать на стражу своего сердца, чтобы никакие нечистые, недостойные, никакие лукавые помыслы не заполняли его и не заслоняли от нас Бога. И также в Священном Писании, в книге Откровения есть такие слова: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20).

Господь стучится в двери наших сердец. Он стучится всегда, но подчас в суете, в повседневности, в страхах, а может быть и в грехах, мы не слышим Его голос и не можем отозваться на этот стук. И вот пост, весна духовная – это очень удобное время, когда весь строй церковной христианской жизни располагает нас к послушанию Богу, к стремлению услышать Его голос, стремлению открыть для Него своё сердце, принять Его, пригласить Его в свою жизнь, в свои жизненные обстоятельства. У каждого они сложны по-своему. Но ведь только со Христом и можно пройти этот путь, только в Нём – поддержка, в Нём – утешение, с Ним – радость. А если так, если мы будем открытыми для Бога и приглашать Его в свою жизнь, то с Ним ничего не страшно, то мы всё можем преодолеть.

На протяжении первых четырех дней Великого поста, как известно, во время Великого повечерия читается канон Андрея Критского. Это величественное произведение византийской гимнографии, в котором Священное Писание оживает перед нами в том уникальном смысле, что всё происходившее некогда с библейскими праведниками – с людьми, которые жили в эпоху Ветхого и Нового Заветов, с теми, кто верил в Бога, проявлял верность Ему, а иногда, может быть, наоборот, неверность, кто боролся, молился, чаял спасения и милости Божией, – всё это имеет непосредственное отношение к нашей жизни. Во всех этих действующих лицах Великого канона, библейских образах, мы можем узнать себя – как в минуты послушания и верности Богу, так и в моменты неверности Ему, бегства от Него, затворения своего сердца перед Ним. И это очень важный смысл, к которому нас подводит христианское святоотеческое толкование. Всё, о чем говорит Священное Писание – это не дела давно минувших дней, а это то, что происходит и в нашей жизни сейчас, и к нам обращается Господь, и мы призываемся услышать Его волю, Его Слово и последовать за Ним, раскрыв своё сердце в послушании Ему. И вот автор этого канона, преподобный Андрей Критский убеждает нас подражать праведникам, проявившим верность Богу, и наоборот, избегать примеров неправедных, неверных и грешных, о которых тоже повествуется в Священном Писании. Разве мы не можем узнать в себе грешников? Можем, но для этого и нам дается период покаяния Великого поста. Покаяние ведь, по слову Иоанна Лествичника – это обновление нашего Крещения. Мы имеем возможность возродиться, обновиться, очиститься, – это так необходимо каждому из нас, – и продолжить свой путь в послушании воли Божией, в следовании Его слову, в стремлении услышать в своём сердце Его глас, Его волю о каждом из нас и жить согласно этому Слову, воплощать Его волю в своей жизни – вот в этом предназначение каждого человека. И вот Великий пост — это время, когда Церковь снова и снова, с большей убедительностью напоминает нам об этом, облегчая, на самом деле, нам путь. Потому что и весь строй богослужебный, и домашняя молитва, и обращенность к Священному Писанию, и покаяние, и совершение добрых дел – все, что составляет суть поста – призвано раздвинуть все преграды, убрать всё, что мешает мне в моей жизни почувствовать присутствие Божие. А Он всегда рядом с нами по Своему неложному обетованию: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). И вот, постараемся убрать все преграды, убрать всё, что заглушает Его голос, расслышать Его голос, осознать и почувствовать, что Он здесь и сейчас с нами, что Он – в моей жизни и в моём сердце, Он не только Царь мира, но и Царь моего сердца. И почувствовав и услышав это – следовать за Ним не только в течение Великого поста, но и во всю нашу жизнь, иконой которой является Великий пост, завершающийся Пасхой Господней. А мы, в следовании воле Божией, устремляемся вместе с ним к вечности, к  воскресению, к жизни вечной. Аминь.

20 марта 2024 года,
Рождества Богородицы Снетогорский монастырь

Митрополит Арсений совершил чтение покаянного канона святого Андрея Критского в Снетогорском монастыре

20 марта 2024 года, в среду 1-й седмицы Великого поста, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил чтение покаянного канона святого Андрея Критского в Рождества Богородицы Снетогорском монастыре.

Чтение покаянного канона сопровождалось пением хора сестер обители под управлением монахини Михаилы (Писаревой). За богослужением молились настоятельница Снетогорского монастыря игумения Рафаила (Позигунова) с сестрами, духовенство обители, а также многочисленные прихожане и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В некоторые дни Великого поста, в частности, среду и в пятницу совершается необыкновенное по своей красоте богослужение – это Литургия Преждеосвященных Даров, которую мы совершили сегодня, первую в этом году, и на которой мы имели возможность причаститься Святых Христовых Таин. Собственно, это не Литургия в привычном смысле слова – это вечерня по своей сути, во время которой происходит причастие верных (то есть, и священнослужителей, и мирян) заранее освященными Дарами, почему и называется она Преждеосвященной Литургией. А учитывая, что по своему положению в церковном уставе это богослужение вечерни, то известна также традиция совершения его в вечернее время. В таком случае продлевается, по идее, время евхаристического поста, чтобы с более строгим отношением подойти к этому богослужению и к причастию Святых Христовых Тайн.

Древнехристианским прообразом Литургии Преждеосвященных Даров являлась возможность причащения на дому. Для тех людей, которые не могли по уважительной причине присутствовать на Воскресном богослужении, а может быть для христиан, находящихся в узах, исповедников, будущих мучеников, Святые Дары приносились диаконами. И также есть сведения, что иногда христиане дома хранили Дары и причащались ежедневно – была и такая традиция.

Наше богослужение восходит к монашеской традиции древней Церкви. И в том виде, каким мы его знаем, это богослужение сформировалось к VI-VII веку. Оно было известно в Сирии, в Александрии, а в VII веке – в Константинополе. Интересно, что в служебниках наших авторство Литургии приписывается святителю Григорию Двоеслову, епископу, папе Римскому. Известно из его жития, что он когда-то в сане диакона был представителем Римской Церкви при Константинополе. А раз так, он мог знакомиться с восточными обычаями, с восточными богослужебными традициями, которые впоследствии, уже будучи епископом единой тогда Православной Церкви, мог вводить, насаждать своею святительскою властью и на Западе. Помимо всего прочего, мы вспоминаем сегодня с благодарной памятью этого святителя, который в славянской церковной традиции почитается составителем этого чина. Он известен как «Двоеслов», и это прозвище дано ему по названию главного его письменного труда – сочинения под названием «Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». И вот с титулом по первому слову, по-гречески Διάλογος [Диалогос], этот святитель, живший в VII веке, почитается как Двоеслов – перевод «Диалог» на церковно-славянский, хотя правильно бы сказать «Собеседник». Но самое важное, на чем Церковь акцентирует наше внимание – это на возможности и на желании, и на жажде быть со Христом не только по Воскресным дням, не только тогда, когда мы привыкли с разной регулярностью причащаться в Воскресение или по праздникам. Но пост – это особое время, которое пробуждает в душе чувство жажды Бога, горячее желание встречи с Ним. И вот эти прекрасные богослужения, которые называются Литургией Преждеосвященных Даров – они насыщают нашу душу, помогают нам быть в присутствии Божием не только по Воскресным дням, но и в течение будних дней Великого поста, когда мы сможем найти такую возможность и прийти в храм для того, чтобы получить и укрепление, и утешение, и поддержку, и благословение от Господа, соединившись с Ним теснейшим образом в Таинстве Причастия.

Великий пост только начался. Постараемся пройти его с осознанностью, с ответственностью, с тем, чтобы это время не прошло для нас даром. Это время возможностей, время расцвета лучших проявлений нашей души. Но это может по нашему небрежению быть и даром потраченным временем, временем небрежения, временем озлобления, временем уныния. Постараемся с Божией помощью устремиться к тому, чтобы это было время действительного преображения. Если уж пост называется временем покаяния, а покаяние – это изменение жизни – пусть наша жизнь изменится. Пусть хотя бы на шаг, хотя бы на одну ступень мы станем ближе к Богу, победим какую-то, хотя бы одну, греховную привычку или слабость. Постараемся меньше грешить. Кому-то поститься тяжело, кому-то даже противопоказано по здоровью, но есть вид воздержания, который доступен абсолютно каждому человеку, вне зависимости от его духовного и физического состояния – это воздержание языка. Пусть будет меньше праздности, меньше пересудов, меньше осуждения, не говоря уже о сквернословии или ропоте на Бога. Будем хранить наш язык. Пусть каждое наше слово будет дышать любовью, благодарностью, благоговением к Богу и бережным, теплым отношением к нашим ближним. И тогда действительно время великопостного поприща не будет потрачено втуне. Это будет временем преображения нашей жизни, нашей души, которая, в свою очередь, прообразует наше изменение, наше преображение для вечности, наше воскресение будущее в жизнь вечную. Аминь.

20 марта 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор

Митрополит Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Троицком кафедральном соборе

20 марта 2024 года, в среду 1-й седмицы Великого поста, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством; настоятель храма Вознесения Господня города Пскова иерей Олег Иванов и настоятель храма Успения Божией Матери (в Бутырках) города Пскова иерей Сергий Саввин.

Песнопения богослужения исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились прихожане кафедрального собора и православные псковичи.

По отпусте Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений совершил чтение покаянного канона святого Андрея Критского в Псково-Печерском монастыре

19 марта 2024 года, во вторник 1-й седмицы Великого поста, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил чтение покаянного канона святого Андрея Критского в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Чтение покаянного канона сопровождалось пением Архиерейского хора Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой и бартского хора обители под управлением инока Олега (Гладышева).

За богослужением молились братия и прихожане обители.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона (Кивайло) и Артемия Бондарева

Во второй день Великого поста митрополит Арсений молился за великопостным богослужением в Псково-Печерском монастыре

19 марта 2024 года, во вторник 1-й седмицы Великого поста, митрополит Псковский и Порховский Арсений молился за великопостным богослужением в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

По окончании Вечерни Владыка митрополит с братией обители совершили заупокойную литию по всем от века усопшим православным христианам.

Фоторепортаж Артемия Бондарева