Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в первый день Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня мы вступили в спасительное время Великого поста, дорогие отцы, братья и сестры. Вступили на путь, который приведет нас к Светлому Христову Воскресению, к встрече Пасхи Господней.

Пост, как уже мы говорили, есть время покаяния, время обновления нашей души. Покаяние, если вспомнить изначальный смысл этого слова, означает перемену ума: с греческого «μετάνοια» означает «изменение ума», изменение образа жизни. И в Священном Писании это уподобляется новому рождению – рождению свыше. Понятно, что как в мир прийти может человек, родившись однажды, так и родиться для вечной жизни, родиться во Христе он может тоже однажды. И это связано с нашим Крещением, чаще всего, или же с сознательным приходом к вере. В древней Церкви это было связано с Крещением, когда язычники приходили к вере во Христа, изменялась полностью их жизнь. Они переходили от тьмы к свету, от греха к праведности, от служения дьяволу – к служению Богу. Вот ещё один смысл сквозит в этих словах: «переход» – это Пасха, это освобождение. И вот один из смыслов или прообраз Великого поста, о котором нам напоминается в богослужебных текстах – это уподобление или сравнение его со странствованием избранного народа в течение сорока лет в пустыне, когда они следовали в землю обетованную. И для нас с вами это время сорокадневного поста тоже может быть временем освобождения, временем обновления, временем разрушения всех преград, которые закрывают от нас Бога.

Я уже сказал, что родиться можно однажды. Настоящее покаяние тоже совершается однажды. Это – переворот всей жизни. Но жизнь не стоит на месте. Наш приход к вере – это только начало духовного пути. А на этом пути мы совершаем множество ошибок, несмотря на то, что у нас есть лучшие наставники, лучшие руководители; несмотря на то, что Сам Господь – наш Отец, а Церковь Христова православная является нашей Матерью; несмотря на то, что нам в благодатных Таинствах и во всём наследии церковного Предания преподается всё необходимое для возрастания в вере, для того, чтобы сделать из нас граждан небесных, граждан вечности – неизбежно мы совершаем ошибки. Эти ошибки накапливаются, они отягощают нашу душу, как беспорядок в доме, который возникает естественным образом в той или иной степени. Но жилище каждого человека нуждается в уборке. Так, можно сказать, время для наведения духовной чистоты – это время Великого поста для всех нас. Время, когда мы можем открыть двери нашего сердца, как некоего жилища, для того, чтобы впустить Господа, пригласить Его, принять Его, постараться услышать Его, найти, почувствовать как свежий весенний ветер, который может ворваться в затхлое помещение и принести и воздух, и тепло, и надежду. То же самое происходит в нашей духовной жизни. Господь – Дух Святой, Который в Священном Писании часто уподобляется ветру: и при творении мира, когда «Дух Божий носился над водами» (Быт.1:2), и в истории с пророком Ильей, когда Бог явился «в гласе хлада тонка», как сказано в Писании (3 Цар. 19:12), то есть, как тихий ласковый ветер. И когда Господь Иисус Христос говорит о том, что «Дух дышит, где хочет, и глас Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин. 3:8) – это тоже образ ветра. Наконец, Пятидесятница – сошествие Духа Святого в образе ветра: «в звуке сильного ветра и.. видения огненных язык… на апостолов… сошел Дух Святой» (Деян. 2:2). И вот этот ветер, который может войти в нашу жизнь, наполнить её, наполнить наше сердце и преобразить.

У владыки Антония Сурожского есть такой замечательный образ, когда библейский образ Духа Божия, веющего, как ветер, дополняется образом сердца человеческого как паруса – оно может стать парусом для этого ветра – для того, чтобы Господь направил нас к нашей цели, к нашей пристани заветной, куда мы следуем на протяжении всей нашей жизни. Об этой цели и напоминает нам Церковь в Великом посту и в том праздновании, которым этот пост завершается. Пусть эта цель никогда не забывается нами. Пусть не только в течение Великого поста, когда с особой жаждой мы обращаемся к Богу, но никогда не покидает нас желание встречи с Ним, желание чувствовать Его, доверять Ему, обрести Его и никогда не терять ни в этой жизни, ни в будущей, ни в вечности.

Все вот эти необыкновенные смыслы заключены в том периоде времени, в которое нам благословила Церковь сейчас вступить для того, чтобы в молитве, в чтении Слова Божия, в покаянии, в милостыни очистить свое сердце и сделать тонким наш духовный слух – для того, чтобы услышать и в нашей жизни, и в нашем сердце голос Божий, узнать Его волю, а узнав, иметь мужество и силы последовать за Ним, куда бы Он ни пошёл, куда бы Он нас не призвал. А Он призывает нас в вечность, в Свое Царство, в Свой свет и Свою любовь. Аминь.

18 марта 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор

Митрополит Арсений совершил чтение покаянного канона святого Андрея Критского в Свято-Троицком кафедральном соборе

18 марта 2024 года, в понедельник 1-й седмицы Великого поста, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил чтение покаянного канона святого Андрея Критского в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Чтение покаянного канона сопровождалось пением Архиерейского хора Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой.

За богослужением молились духовенство и прихожане кафедрального собора.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

В первый день Великого поста митрополит Арсений молился за великопостным богослужением в Псково-Печерском монастыре

18 марта 2024 года, в понедельник 1-й седмицы Великого поста, митрополит Псковский и Порховский Арсений молился за великопостным богослужением в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Фоторепортаж Артемия Бондарева

Митрополит Арсений совершил вечерню с чином прощения в Псково-Печерском монастыре

Вечером 17 марта 2024 года, накануне понедельника первой седмицы Великого поста митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил вечерню с чином прощения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

По окончании богослужения Владыка митрополит, братия обители, студенты Псково-Печерской духовной семинарии и прихожане монастыря испросили друг у друга прощения и взаимных молитв.

Фоторепортаж Артемия Бондарева

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю воспоминания Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшнее Воскресение, дорогие отцы, братья и сёстры, называется Неделей Адамова изгнания. Славянское слово «Неделя» – это обозначение Воскресного дня. И в этот день мы воспоминаем событие, которое произошло на самой заре человеческой истории. А книга Бытия проливает нам свет на это событие, открывает нам правду, раскрывает нам глаза и помогает понять то бедственное состояние, в котором оказался род человеческий и все мы, со времен Адама, когда первые люди отказались от Бога. Нам бывает подчас трудно понять или разобраться в этом поэтическом языке, в этих образах, в которых описывается жизнь первых людей в раю и грехопадение. Но однако же, понимать ли их буквально или понимать иносказательно, для нас остаётся несомненной одна печальная правда – человек выбрал непослушание Богу. А противление Богу означает отказ от жизни, отказ от любви, отказ от радости, отказ от света.

Начиная с согрешивших прародителей, длится печальная история рода человеческого, полная бесчисленных грехопадений, которые только углубляли пропасть между Богом и человеком, полную страданий, болезни, смерти – как следствие этого разрыва с источником жизни, с Господом. И казалось бы, у человека нет никакой надежды. Однако же надежда была дана. И обетование прозвучало еще в раю: «Семя жены сотрет главу змея» (см.: Быт. 3:15). Это было первое пророчество о Спасителе и о нашем спасении. На протяжение всей ветхозаветной истории Господь готовил не только один избранный народ, а всё человечество – ко спасению. И вот можно, думаю, уподобить великопостное поприще, которое начинается с завтрашнего дня, вот этому покаянному времени ожидания спасения, которое явилось во Христе и которое мы будем особым образом праздновать в день Пасхи Господней. Оно воссияло миру и даровало нам снова потерянный рай, даровало нам жизнь, даровало нам бессмертие и самое важное, самое главное, если выразить одним словом – вернуло нам Бога.

Человек заблудился, человек потерял связь с Творцом, но Бог отправляется на поиски падшего человека. Эти слова, которые звучат ещё в раю: «Адам, где ты?» (Быт. 3:9) – это не просто призыв к покаянию согрешившего человека, а это вся промыслительная, вся любящая, вся спасающая деятельность Самого Творца, которая в максимальной степени воплотилась или явилась в пришествии Господа Иисуса Христа. Как сказано в одном из песнопений Великой Субботы о Христе, что Он взыскал Адама, «и на земле не обрет… даже до ада сошел ища» (Непорочны с похвалами, 25). Если Христос сходит даже во ад в поисках человека – значит надежда есть у каждого, у всего рода человеческого, у нас с вами. А Церковь на протяжении всей своей истории напоминает нам об этом, и, может быть, наиболее убедительным, наиболее настоятельным это напоминание звучит в дни Великого поста, который нас готовит к празднику Светлого Христова Воскресения.

Пост – это не просто время покаяния. Это время рассвета нашей души, наших духовных сил. Это «весна духовная» – как и называется пост в песнопениях церковных. И как весной природа пробуждается к новой жизни, так призваны и мы, наши души, каждый из нас – встрепенуться, ожить, вспомнить о небе, устремиться туда, взыскать Бога, взыскать встречи с Ним, – а Он рядом, – постараться почувствовать Его присутствие. Порой бывает, мешает этому повседневная суета, страхи, пересуды, невоздержание в пище, невоздержание в других страстях. И пост – это как раз такое удобное время, когда мы со всею Церковью вспоминаем о самом важном, о самом насущном, когда все эти преграды как бы устраняются, и наш духовный поиск, наше стремление почувствовать Бога очищается от этих преград, и мы можем ощутить Его в нашей жизни, ощутить Его присутствие в своей душе, в обстоятельствах, которые случаются в нашей жизни. А Его присутствие неизмеримо вдохновляет, поддерживает, укрепляет нас, возрождает – для жизни новой, для жизни вечной. В  этом предназначение поста – встрепенуться и ожить, приблизиться к Богу. А все внешние установления, касающиеся воздержания в пище, длительности церковных служб и так далее – всё это лишь призвано помочь нам в достижении главной цели Великого поста.

Мы слышали сегодня Евангельское слово, где Христос Спаситель в Нагорной проповеди обращается к Своим ученикам. И эти слова не случайно звучат сегодня в Прощенное воскресенье, когда мы, вступая в великопостное паломничество, которое приведёт нас к празднику Святой Пасхи, призваны вступить на этот путь, примирившись с ближними и примирившись с Богом. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:14-18). Эти слова – о важности прощения и о подлинном, нелицемерном проведении поста, но они являются продолжением отрывка, который прозвучал вчера на Литургии и который является тоже важным напутствием нам, не только к христианскому проведению Великого поста, а в общем-то, ко всей христианской жизни. Но особо актуально эти слова звучат сейчас. Во вчерашнем чтении Господь обращал внимание на важность милостыни, о том, что нужно творить милостыню втайне. И так же научил Своих апостолов, а значит и всех Своих учеников, и нас с вами молитве, и дал её образец – молитву «Отче наш» (Мф. 6:9-13). И так вот мы видим несколько важных составляющих поста – милостыня, молитва и прощение.

Пост имеет библейское происхождение, а богословское его обоснование находится в том событии, именем которого называется сегодняшняя Неделя изгнания Адама. Но христианский пост отличался от поста библейского тем, что это не только личная аскеза, это не только проявление личного покаяния, это не только личный подвиг, но в первохристианских общинах, которые были спаяны братской любовью, пост принимал ещё и социальное измерение. Он становился удобным средством помощи, милосердия, милостыни. То, о чём, в частности, и сказано было в том Евангелии, которое я прочитал о милостыне, как о важной составляющей поста. Если христианин отказывался от какой-либо пищи, а пост означал не увеличение рациона и не увеличение трат на какие-то особые виды пищи, а сокращение самой пищи или средств финансовых, которые могут быть потрачены, то вот эти освободившиеся излишки еды и денег древние христиане использовали для благотворительности, для помощи тем, кто не имеет куска хлеба, лишней копейки, чтобы поесть, чтобы накормить своих детей. И об этом важном христианском значении поста нам тоже не следует забывать.

Иногда нам может показаться, что пост означает сосредоточенность только на себе, на своей духовной жизни, на своих грехах, на своей внутренней молитве. И человек замыкается в таком эгоизме, который может быть незаметен, потому что с виду кажется, что человек благочестиво проходит Великий пост, а на деле он может оказаться жестокосердным, раздражительным, с осуждением относиться к людям, которые не постятся или которые мешают ему молиться, и что самое может быть печальное – может пройти мимо нужды, мимо беды другого человека, погружённый полностью в свои переживания. Этого не должно быть! Нужно ли говорить о том, что лучше вообще не поститься, чем проводить такой пост? Пост без прощения, пост без любви, пост без милосердия – он не будет угоден Богу. Это будет фарисейский пост, который как раз таки и порицался Спасителем в Нагорной проповеди. Нам следует постараться ощутить Бога не только в молитве церковной, постараться ощутить присутствие Его не только в молитве домашней и в чтении Слова Божия, но – в лице других людей: и близких, и ближних, и братьев и сестёр по вере, и наших родных и знакомых, и друзей и недругов, с каждым из которым Господь нас сподобил встретиться в этот день, в этой жизни, в этих обстоятельствах. Потому что каждая такая встреча – не случайна, она нужна для чего-то, как для нас, так и для этого человека. И постараемся, по слову Спасителя из притчи о Страшном Суде, увидеть в каждом человеке Его Самого и послужить Самому Христу (см.: Мф. 25:34-40). Постараемся, чтобы наш пост был именно таким – с обращенностью к Богу и с открытостью своего сердца ближним нашим.

А сегодня, вступая в Великопостное время, мы все памятуем слова молитвы Господней, в которой есть, между прочим, и такие слова: «Прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). Во исполнение этих слов, с которыми мы снова и снова обращаемся к Господу, попросим от сердца прощения у каждого человека, которого мы вольно и невольно могли обидеть, и сами простим, чтобы с чувством христианской любви, радости, чистоты сердца вступить в это время духовной весны, которая обещает нам принести много духовной пользы, много плодов и много смысла, главный из которых – это встреча с Богом, это стремление ощутить, услышать, почувствовать Его, нашего Творца, нашего Господа, нашего Спасителя в нашей жизни. И с этим чувством совершать наше христианское житие в надежде, в уверенности и в радости о победе Христовой над смертью и о том, что Он и нас обещал сделать причастниками этой Своей победы. Ещё раз, вступая на путь Великого поста, попросим друг у друга от всего сердца прощения. И я, со своей стороны, как правящий Архиерей, священнослужитель и как грешный человек, обращаюсь сегодня к каждому из вас – и  своим собратьям священнослужителям и каждому присутствующему, знакомому или незнакомому, которого я мог вольно и невольно обидеть невниманием, жесткостью, словом или делом, или даже худыми помыслами: от всего сердца прошу прощения у вас, братья и сёстры! И Господь да простит и благословит всех нас! Аминь.

17 марта 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе

17 марта 2024 года, в Неделю воспоминания Адамова изгнания, прощеное воскресенье, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились прихожане кафедрального собора и православные псковичи. 

По отпусте Литургии митрополит Арсений обратился к собравшимся с Архипастырским словом.
 
Затем, в преддверии Великого поста, Владыка митрополит испросил прощения у собравшихся и преподал всем Архипастырское благословение.  
 
 
Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

16 марта 2024 года, накануне Недели сыропустной, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Псково-Печерской обители иеромонах Прохор (Андрейчук) с братией в священном сане.

Песнопения всенощного бдения исполнили: Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой и братский хор обители под управлением инока Олега (Гладышева). За богослужением молились насельники Свято-Успенской обители, многочисленные прихожане и паломники.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона (Кивайло) 

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в празднование Собора всех преподобных отцов, в подвиге просиявших

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В нынешний субботний день, дорогие братья и сёстры, вспоминается в Церкви Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Единственный день, когда вспоминаются все преподобные, а так, как известно, мы называем святых монахов – мужчин и женщин в подвиге иночества, монашества – особого посвящения Богу – угодивших Господу.

Насколько мне известно из истории, когда-то этот день был посвящён памяти всех усопших, которая сейчас вспоминается на неделю раньше, как Вселенская сыропустная суббота. А в последующем в монашеском уставе – Типиконе, который, как известно, имеет монашеское происхождение, в субботу перед Великим постом утвердилась память наставников, отцов-предшественников всех монашествующих, всех преподобных отцов, чьё житие и было постническим, потому что монашество в нем просто называется «постническим житием». Но для нас с вами – и для монашествующих, и для мирян – имеет важное значение тот факт, что преподобными мы называем прежде всего монахов, угодивших в святости Господу, но в более широком смысле это название применимо ко всем святым и даже к каждому христианину, как призвание, как предназначение – уподобление Христу.

Как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, Господь призывает нас уподобиться Ему: «Придите ко Мне… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). И вот оказывается, что путь христианина – не только монахов, не только посвятивших себя особому служению Богу в монастырском братстве, а каждого христианина – это уподобление Христу, потому что Евангелие у нас общее. И Господь обращается к Своим ученикам, которые Его слушали, к народу, который Его слушал; но Он обращается сегодня через поколения к каждому христианину – и священнослужителю, и монашествующему, и мирянам: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29).  А еще Он говорит: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня» (Мф. 11:29).  Что это значит? Обращается Господь ко всем труждающимся и обремененным и говорит: «возьмите иго Мое… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).  Иго или бремя – это было важное богословское понятие в то время, и иудейские книжники, учителя, законники так называли закон Моисеев. «Мы несем иго закона», – так говорили о себе книжники и фарисеи. Это такое тяжелое бремя, которое они подъяли – всю совокупность заповедей, которые нужно исполнить – это тяжело, и это называлось «бременем». И некоторые фарисеи даже физически изображали, что они несут такое тяжелое бремя, как бы ходили согбенными, обремененными. Конечно же, слова Христа обращены к каждому человеку, потому что у каждого из нас есть свои невзгоды, свои тягости, свои обременения. Но прежде всего, богословский смысл, первый и прямой этих слов Господа заключался в том, что те люди – иудеи, слушатели Христа, которые хотели оправдания от Закона – они призываются Самим Спасителем к Нему, то есть к Богу, ко Христу, воплощенной Любви. Закон сам по себе не мог спасти человека, потому что если бы Закон мог спасти, то не нужен был бы Спаситель. Об этом много в своих посланиях рассуждает апостол Павел. Закон имел важное историческое значение, он был «детоводителем ко Христу» – в одном послании его называет так апостол Павел (Гал. 3:24). А в другом раскрывает эту педагогическую суть. В первом случае – в послании к Галатам, а во втором – в послании к Римлянам, где он раскрывает идею о том, что благодаря закону люди понимали, что они грешны перед Богом, что они далеко от Него отстоят, что они не способны исполнить заповеди, если быть честным до конца. И что пропасть, которая возникла, начиная с первого падения, всё более и более увеличивается с каждым грехом, между человеком и Богом – она непреодолима никакими человеческими средствами. Человек её сам не может преодолеть, он может только осознать, как он далёк от Бога. И вот эту функцию и исполнил закон – он раскрыл человеку правду о его бедственном состоянии, как диагноз, который выносится человеку больному. Но диагноз – это еще не лечение, а только констатация факта. Но чтобы человека спасти, а по-гречески спасти и исцелить – это одно и то же слово. И «Спаситель» и «Целитель» передаются одним и тем же словом – σώτερος [Сотерос] – как и именуется Господь Иисус Христос – истинный Врач и Спаситель душ и телес наших. Вот Он нас и спасает.

«Закон», «буква Закона» – конечно, имелась в виду вся ветхозаветная обрядовость, но в широком смысле – вообще все правила, все установления, все законодательства, все конституции – то, что ограничивает зло, но не может человека сделать святым, не может приблизить к Богу. Закон – некая безличная сущность, он не может любить и он не может спасти. А Господь любит и спасает. Вот об этом сегодняшнее Евангелие. Господь говорит: «Придите ко Мне… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, возьмите иго Мое на себя… ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29-30). Какое иго Спасителя? Какое Его бремя, которое может быть лёгким? Закон любви, который упоминается апостолом Павлом в нынешнем послании: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов», – заканчивается отрывок послания, который мы сегодня слышали (Гал. 6:2). Закон Христов так мы можем исполнить, если будем носить тяготы друг друга.

Действительно, в этом мире нет человека, который не был бы обременён каким-либо страданием, скорбию, болезнью, испытанием. И Своим последователям Господь Иисус Христос не обещал безоблачной и лёгкой жизни. Наоборот, Он призывает следовать за Ним, взяв крест. А это означает, что путь ко спасению будет тернистым, тесным, но он приведёт именно туда, к той цели, для которой и создан человек  – к жизни, к воскресению, к вечности. Но как можно исполнить закон Христов, который Сам Господь Иисус Христос называет бременем благим и лёгким? И вот, апостол Павел поясняет: «друг друга тяготы носите». С любовью, с милосердием, с состраданием, с прощением, с пониманием, с почтением, может быть, с нежностью нам следует относиться друг к другу. Ко всем людям, конечно, но прежде всего к тому человеку, который сегодня рядом с нами, к нашим близким, к нашим братьям и сёстрам по вере, к каждому человеку, с которым мы встречаемся в этой жизни. Потому что каждая встреча – от Бога, она для чего-то нужна мне и этому человеку или этим людям. Это дар, это возможность, в этом большой смысл. Но самый большой смысл, когда мы будем носить бремена друг друга с страдательностью, со вниманием, с любовью, со снисхождением относиться, может быть, к проступкам, может быть, к немощам человека. Но также под делами любви у апостола всегда имеются в виду конкретные дела милосердия – милостыня, помощь, сострадание. Вот призвание христианина, и вот так мы исполним закон Христов.

«На таковых нет закона», – мы слышали эти слова апостола Павла (Гал. 5:23). Действительно, для христианина, который живет в Духе, нет закона. Закон был дан в Ветхом Завете, а в Новом один закон – любовь. И в этом случае слово «закон» даже нужно взять в кавычки, потому что это не обычный закон, это не заповеди, не установления. «Закон дан Моисеем, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» – читаем мы в начале Евангелия от Иоанна (Ин. 1:17). Эти слова слышатся в Пасхальную ночь. «Прейде сень законная, благодати пришедши» – об этом же самом поется в одном церковном песнопении (прп. Иоанн Дамаскин, догматик 2-го гласа). Закон был дан когда-то для воспитания человека, но в Новом Завете мы оказываемся в Царстве благодати, в Царстве любви. Единственная заповедь, единственный закон, который мы призываемся исполнить, и если будем жить в духе этого закона, то никакие другие заповеди нам не нужны: люби, люби Бога и ближних. Сам Спаситель говорил, что в этом – «весь закон и пророки» (Мф. 22:40). Об этом можно многое еще говорить – о каждом слове Евангелия и апостольского послания. Каждый стих сегодняшнего послания заслуживает отдельной проповеди или отдельной беседы, но будем помнить самое главное: призвание человека в этом мире, христианина – жить в свете любви Христовой. Не только получать эту любовь, но и распространять её в этом мире. Это не означает быть в состоянии экстаза, не означает находиться в состоянии каких-то невероятных переживаний, чтобы сердце разрывалось от великого чувства. Имеются ввиду именно конкретные дела и поступки, которые в силе совершить каждый из нас в каждый момент времени, каждый день: дела сострадания, дела помощи, дела милосердия – это и есть дела любви. С этого начинается путь духовного преуспеяния, с этого начинается путь совершенствования, путь нравственного возрождения. Но без этих простых шагов мы не сможем пройти и половину пути святости, половину пути ко спасению, к которому мы призываемся. Не будем никогда забывать об этой заповеди, данной каждому из нас – уподобиться Господу – «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). А в другом месте Евангелия говорится: «Будьте милосерды, как милосерд Отец ваш Небесный» (Лк. 6:36). Аминь.

16 марта 2024 года,
храм святителя Николая,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Псково-Печерском монастыре

16 марта 2024 года, в день памяти всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в надвратном храме святителя Николая Чудотворца Свято-Успенкого Псково-Печерского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Отдела по делам молодёжи Псковской епархии игумен Августин (Заярный) и братия обители в священном сане. Песнопения Литургии исполнил молодежный хор под управлением Нины Васильевой.

За богослужением молились студенты Псковского государственного университета, студенты Псково-Печерской духовной семинарии, участники молодежного медиапроекта “Дух” и их новоначальные друзья.

По окончании Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Митрополит Арсений с братией Псково-Печерской обители приняли участие в выборах президента России

15 марта 2024 года, в первый день выборов президента России, митрополит Псковский и Порховский Арсений с братией Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря приняли участие в голосовании на территории обители.

Для проведения голосования в монастырь приехали члены выездной избирательной комиссии № 185.

О том, как проходило голосование – смотрите сюжет ГТРК “Псков”.