Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в празднование иконы Божией Матери, именуемой «Державная»

Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с праздником явления иконы Божией Матери «Державная»!

Мы уже слышали сегодня историю обретения этой иконы. И два события, которые произошли 2 марта (по старому стилю) 1917 года, – это отречение государя императора Николая II от престола и явление, в тот же день, иконы Божией Матери «Державная», – оказались навсегда связанными в церковном, народном сознании между собою воедино. И для церковного народа стала очевидна внутренняя связь между уходящим, может быть, к великому сожалению, в прошлое монархическим устройством православной Российской Империи, и тем новым, тревожным временем, которое наступало, но в котором Русь не была оставлена Богом и покровом Пречистой Матери Божией. Словно бы из рук императора, который вынужден был отречься от своей власти, Матерь Божия принимает эти державу и скипетр для того, чтобы быть не только Царицей Небесной, но, в каком-то особом смысле, нашей Царицей. Именно так относится к Ней благочестивый церковный народ. Именно так осмысливается явление этой иконы. И именно с таким почтением возносятся сегодня молитвы к Матери нашего Спасителя, Которая является ещё и нашей с вами Царицей.

Русь когда-то называлась святою. Понятно, что это – идеал, в реальной жизни фактически недостижимый. Всегда были печальные страницы в нашей истории, всегда был грех, и всегда был раздор, или какое-то зло было в душах человеческих. Но люди стремились к этому идеалу. И этот идеал – святость, который стал главным идеалом нашего народа, – особым образом возвышал человеческую душу и дух всего народа, оживотворял, давал новые силы в тяжелые времена, был импульсом для нравственного преображения, для многих великих духовных и исторических свершений. Люди жили этим идеалом, тянулись к нему – и в этом был глубочайший смысл.

И вот, 1917-й год ставит под сомнение этот идеал. Действительно ли Русь может называться святою? Массовый отход от веры, разрушение храмов, расстрелы священнослужителей, монашествующих и простых верующих, наконец, репрессии против собственного народа со стороны тогдашних властей – всё это переворачивало сознание, и многие думали, что действительно наступили последние времена, времена антихристовые. Но в душах многих и многих верных Богу людей теплилась вера, теплилась верность Богу и Церкви, верность Христу. Вот эти люди – и Царственные страстотерпцы, и святой патриарх Тихон, и все новомученики Церкви Русской, и, наконец, благочестивые люди, ставшие исповедниками. Многие из них прошли лагеря, а многие, ещё больше, может быть, просто сохранили со смирением свою веру, не давая закрывать храмы, сохраняя церковные общины, передавая, пусть тайно, по крупицам, веру своим детям и внукам. В душах и сердцах этих людей продолжала жить Святая Русь.

И в каждую эпоху – и в нашу, и во все последующие – этот вопрос снова возникает и будет возникать: является ли Русь святою? Надо сказать, что идеал святости заключается в следовании Христу и Его слову. И вот от того, насколько мы с вами будем следовать слову нашего Спасителя, жить по Евангелию, стараться воплощать в своей жизни заповеди о любви и милосердии к ближним нашим, зависит не только внутреннее состояние нашей души, но и состояние мира вокруг нас, состояние умов и сердец вокруг нас, состояние нашего общества, нашего Отечества. Задумаемся над этим.

Ещё раз всех вас, дорогие отцы, дорогая матушка настоятельница и сестры святой обители, ктиторы, благочестивые прихожане и паломники, сердечно приветствую и поздравляю с этим праздником! И призываю помнить о том идеале, которым жили веками наши благочестивые предки – предки и по вере, что важно, и по крови. Пусть этот идеал – святость – никогда не умирает и в наших сердцах. Будем стремиться к нему! Будем стремиться для того, чтобы быть верными Богу, прежде всего для того, чтобы наша жизнь в вечности имела продолжение в Царстве любви – в Царстве Христовом, но также и для того, чтобы и наше земное Отечество не было оставлено, по нашим общим молитвам – и святыми новомучениками, и Покровом Царицы Небесной, и прежде всего благословением Господним. Да благословит Господь всех нас Своею любовию, благостию и миром! Аминь.

14 марта 2024 года,
храм святых Царственных страстотерпцев города Дно

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в храме святых Царственных страстотерпцев города Дно

14 марта 2024 года, в день явления иконы Божией Матери, именуемой «Державная», митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме святых Царственных страстотерпцев города Дно.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Порховского церковного округа, настоятель Никольского собора города Порхова иерей Виктор Шелухов; настоятель храма Архистратига Божия Михаила города Дно протоиерей Сергий Андреев; настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи города Порхова протоиерей Сергий Кривоногов; настоятель храма Преображения Господня города Порхова протоиерей Вячеслав Николаенко; настоятель храма Рождества Богородицы деревни Белая Дновского района протоиерей Александр Баранов; настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» деревни Полоное Порховского района иерей Михаил Осипов; настоятель храма Успения Божией Матери села Славковичи Порховского района иерей Андрей Дрогомиров; настоятель храма Архангела Михаила деревни Вышегород Дедовического района иерей Михаил Барулин; клирик храма Архангела Михаила города Дно иерей Антоний Пауков и гости праздника в священном сане.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой и хор Александра-Свирского мужского монастыря под управлением Дмитрия Жуйкова.

За богослужением молились: настоятельница Творожковского монастыря игумения Магдалина (Бусыгина) с сестрами обители, студенты железнодорожного техникума города Дно, многочисленные прихожане и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

В день памяти блаженного Николая Псковского митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе

12 марта 2024 года, в день памяти блаженного Николая, Христа ради юродивого, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова, где почивают мощи святого.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством, настоятель храма Вознесения Господня города Пскова иерей Олег Иванов.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились прихожане кафедрального собора.

На сугубой ектение были вознесены молитвы об упокоении принопоминаемого в этот день архимандрита Алипия (Воронова).

По окончании Литургии у ковчега со святыми мощами блаженного Николая Псковского было совершено славление святому.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений встретился с участниками Международных Рождественских образовательных чтений от Псковской епархии

11 марта 2024 года в резиденции Псковского епархиального управления митрополит Псковский и Порховский Арсений провел встречу с делегацией Псковской епархии, принимавшей участие в ХХХII Международных Рождественских образовательных чтениях.

Во встрече приняли участие: руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Псковской епархии протоиерей Роман Ледин, доцент кафедры развития образовательных систем ГБОУ «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования» Надежда Вальнер; заведующие муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений: Вера Шкурда и Алла Нефедова; старший преподаватель Кафедры философии и теологии Псковского государственного университета Любовь Масленникова; педагоги и воспитатели муниципальных образовательных учреждений: Татьяна Пушкарёва и Наталья Савельева; коллектив Социально-культурного центра «Троицкий»: Юлия Ермолаева, Марина Дембовская, Галина Никитина.

В ходе беседы Владыка Арсений выслушал предложения и новые идеи в области духовного образования, православного краеведения и развития паломничества на Псковской земле и обсудил с педагогами возможности реализации новых проектов.

По итогам встречи митрополит Арсений благословил возобновить традицию ежегодного проведения Корнилиевских образовательных чтений.

В завершение мероприятия Псковский Архипастырь вручил участникам встречи памятные подарки.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Митрополит Арсений совершил Таинство Крещения в семинарском храме святых Кирилла и Мефодия

10 марта 2024 года митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Таинство Крещения младенца Елисея в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при Псково-Печерской духовной семинарии.

За богослужением молились родители крещаемого – проректор Псково-Печерской духовной семинарии иерей Андрей Кичайкин с супругой Галиной, их родные и студенты Псково-Печерской семинарии.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю о Страшном Суде

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В течение нескольких воскресных дней (или, по-церковнославянски, «недель») перед Великим постом Церковь нас особым образом готовит к этому поприщу, которое нам всем следует совершить, как некое паломничество к светлому празднику Воскресения Христова. В «Неделю о мытаре и фарисее» мы получили урок чистой, искренней молитвы – молитвы покаянной, которая угодна Богу и принимается Им. Тема покаяния, как возвращения к Богу, раскрывается в «Неделю о блудном сыне», и каждый из нас чувствует созвучие этому в своем сердце, в своей душе – просыпается тоска, тяга к жизни с Богом, к возвращению к Нему, к изменению своей жизни, что, собственно, и означает покаяние. А нынешнее воскресенье называется «Неделей о Страшном Суде». Осталась неделя до Великого поста, и сегодня Церковь учит нас о том, как важны дела милосердия, дела сострадания. Не только в течение ближайших недель, до праздника Светлого Христова Воскресения, но и всегда.

Великий пост, вообще постное время, которое призвано как-то возвысить, преобразить, окрылить нашу душу, для многих из нас может стать временем какого-то замыкания на себе, излишней сосредоточенности на своих проблемах, на своем посте, на своей молитве. И может показаться, что чем больше я буду обращать внимание именно на свою «духовную» жизнь, то тем больше я буду следовать Евангелию, следовать заповедям церковным. А нынешнее Евангелие как раз раскрывает нам суть жизни во Христе. Звучит притча о Страшном Суде, всем нам известная, столько раз слышанная и прочитанная, но каждый раз в это время года, накануне Святой Четыредесятницы, напоминаемая нам для того, чтобы мы не забыли, а усвоили ее важные уроки.

Прежде всего, речь идет о последнем дне, последнем Суде, когда восставшие из мертвых и живые предстанут перед Богом. Все человечество предстанет на Суд. Это будет Суд нелицеприятный: дела, слова и мысли каждого будут обнажены пред Богом, пред ангелами и пред всеми людьми. И, по сути говоря, исход этого Суда зависит от той жизни, которую мы ведем сейчас. Мы сами выбираем – правую нам сторону занять, среди спасаемых, или стать по левую, с погибающими. Как будет проходить этот Суд – это тайна. Но суть именно в том, что человек своей жизнью делает выбор, на какой стороне ему оказаться. Чтобы помочь Своим слушателям, а также всем нам, христианам последующих поколений, Спаситель облекает это Своё учение в притчу. Притча – это аллегория, иносказание, для того, чтобы люди лучше поняли то, что Господь пытается до них донести. Образ пастыря, который разделяет своё стадо, отделяя овец от козлов, был понятен каждому, кто слушал Спасителя, как и притча о сеятеле, как и притча о том, что Царство Небесное подобно неводу, который забрасывается и извлекает всякого рода рыб. Такие вот простые образы были понятны слушателям, но в них был заключен Спасителем смысл сверхобыденный, божественная мудрость. И такие образы – чёткие, яркие – западали в сердца и приносили плоды.

И вот, в притче о Страшном Суде Спаситель говорит, что Пастырь, или, как Он уже называется, Царь, обращается к тем, которые стали по правую сторону, с такими словами: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира: ибо алкал Я, – то есть был голоден, – и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был болен и в темнице, и вы послужили Мне. И праведники скажут: Когда, Господи, мы видели Тебя алчущим и жаждущим, болящим, или в темнице, и послужили Тебе? – И слышат такой ответ, – истинно говорю вам, так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (ср.: Мф. 25:34-40). Аналогичным образом Господь обращается к стоявшим по левую сторону, но с другими словами: «Отойдите от Меня, проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его, ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и не напоили Меня; болен и в темнице, и вы не посетили Меня». И на вопрос: «когда же, Господи, мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, в темнице, или болящем, и не послужили Тебе? – Господь отвечает, – так как вы не сделали этого одному из братий Моих меньших, то не сделали и Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ср.: Мф. 25:40-46). Так заканчивается сегодняшнее Евангелие.

Это Евангелие звучит как суд для каждого из нас, который происходит уже сейчас – это суд нашей совести, суд Словом Божиим. И как уже было сказано, в каком-то смысле, мы сами выбираем сторону – со Христом мы или вне Его. Выбираем жизнь, выбираем вечность, выбираем любовь или выбираем мрак, выбираем ненависть, выбираем жестокосердие. Как сказал один христианский писатель, ад – это «величайший памятник человеческой свободе» (Клайв Льюис). Это свободный выбор «не-Бога». В этом – трагедия человека. Но в этой же свободе воли заключена и величайшая возможность, величайшая сила и величайшая красота – когда человек свободно принимает Слово Божие и, стараясь жить согласно заповедям Христовым о любви, возрастает в этой любви. И в этой жизни, и в вечности этому прекрасному совершенствованию не будет предела. Ад же будет заключаться, по слову одного из героев Достоевского, старца Зосимы, в отсутствии любви: «Отцы и учители, мыслю: «Что есть ад?» Рассуждаю так: «Страдание о том, что нельзя уже более любить» (Братья Карамазовы).

Весьма поучительна сегодняшняя притча, но самый важный урок заключается в том, что Господь не требует от каждого из нас каких-то недостижимых добродетелей, каких-то сверхспособностей. Он обращается к каждому, и в силах каждого исполнить то, о чем говорится в этой притче. И Евангельская правда заключается в том, что послужить Богу мы можем, служа нашим ближним. И ощутить присутствие Христа, и ощутить присутствие Бога в нашей жизни можно через добро, которое мы оказываем нашим ближним – и тогда в нашем сердце воссияет свет Христов. И когда мы видим добро в глазах и в добрых делах, обращенных к нам со стороны наших братьев и сестёр, мы тоже способны ощутить присутствие Бога в нашей жизни. И это присутствие исцеляет, оживотворяет, возвышает нас над обыденностью, придаёт новый импульс к жизни в Боге, к деланию заповедей, к следованию за Христом. Вот это – это настоящая жизнь, к которой нас Господь призывает, а не прозябание в лености, в маловерии, в жестокосердии, во грехе. Несмотря на всю прямоту, несмотря на тот суд нашей совести, перед которым уже сегодня ставит нас эта притча, в ней есть большая надежда, ободрение и вдохновение для каждого из нас. А именно, пока мы ещё живём, каждый момент нашей жизни мы находимся перед выбором. И в наших силах, с Божией помощью, при содействии благодати Божией, делать верный выбор – выбирать Христа, а не антихриста; выбирать любовь, а не ненависть; выбирать свет, а не тьму; милосердие, а не жестокосердие; прощение, а не злопамятность. Выберем делание добра, следование путём сострадания по отношению к ближним нашим и любви – вот, к чему Господь нас всех призывает: «Будьте милосерды, как милосерд Отец ваш Небесный» (Лк. 6: 36). Аминь.

10 марта 2024 года,
храм святых апостолов Петра и Павла (на Брезе) города Пскова

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в храме апостолов Петра и Павла (на Брезе)

10 марта 2024 года, в Неделю о Страшном Суде, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме апостолов Петра и Павла (на Брезе) города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин и настоятель храма апостолов Петра и Павла (на Брезе) города Пскова протоиерей Дмитрий Куминов.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.

По окончании Литургии митрополит Арсений обратился к собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

9 марта 2024 года, накануне Недели о Страшном Суде, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Псково-Печерской обители иеромонах Прохор (Андрейчук) с братией в священном сане.

Песнопения всенощного бдения исполнили: Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой и братский хор обители под управлением инока Олега (Гладышева). За богослужением молились насельники Свято-Успенской обители, многочисленные прихожане и паломники.

Фоторепортаж Артемия Бондарева

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения во Вселенскую родительскую субботу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, вся Православная Церковь совершает поминовение усопших, потому и называется эта суббота Вселенской родительской субботой. Мы также называем её «мясопустной», потому что она расположена в годичном круге церковном накануне Недели мясопустной, за неделю до Великого поста. В отличие от Димитриевской родительской субботы, которая является именно русской поминальной традицией, или Радоницы, этого общеславянского поминовения, Вселенскими родительскими субботами являются дни, когда все Поместные Православные Церкви совершают поминовение усопших, или, как уже было сказано, когда вся Вселенская Православная Церковь молится об усопших.

По учению Церкви, молитвы об усопших, которые совершаются в Церкви, имеют большую пользу для отшедших от нас в вечность. И весь смысл, вся наша надежда, всё наше упование заключается в том, что Христос Спаситель, Победитель смерти, сокрушивший ад, сможет пролить Свою милость, пролить Свою любовь на людей, которые переступили порог временного жития и перешли в вечность. Мы не знаем об их участи – это тайна, непостижимая тайна Промысла Божия. Мы знаем, что Господь хочет спасти каждого человека. Но не было бы ада, если бы не было свободного, добровольного неприятия Бога со стороны человека. Вся трагедия заключается в этом! Но и сверх надежды Церковь провозглашает радостную весть – и в Пасхальные дни она звучит особенно явно и торжественно, – что и там, за границами жизни и смерти, и даже в аду может воссиять Свет Христов. И до общего Воскресения и общего Суда надежда на спасение остается для каждого человека. Это происходит каким-то непостижимым, немыслимым для нас образом, но в этом и заключается весь смысл наших молитв об усопших, потому что если бы мы не верили, что Господь может пролить Свою любовь на них, эти молитвы не имели бы смысла. Но Церковь верит и Церковь знает, что Христос Спаситель, у Которого нет мёртвых, но все живы, спасает и «просвещает каждого человека, грядущего в мир» (Ин. 1:9), и дарует нам жизнь вечную. И мы молимся о том, чтобы усопшие стали причастниками этой жизни вечной и чтобы те из них, кто в этой жизни, может быть, не успел прийти к вере, не успел сказать «да» Богу, не успел принести добрых плодов для жизни вечной – каким-то необъяснимым, несказанным образом были бы всё равно просвещены светом Христовым и, так или иначе, помилованы. И молитва наша, и вся надежда наша на то, что Господь может по Своей любви сделать это. Но последнее слово – принять эту жизнь или нет – останется всё равно за человеком. И в этом – тайна нашей свободы. В этом – величие человека, в этом – непостижимая радость о нашем свободном, полном любви возрастании в жизнь вечную. Но в этом же может крыться и трагедия созданий, сказавших Богу раз и навсегда «нет».

Есть ли такое разумное творение, есть ли такое существо, которое может сказать Богу раз и навсегда – «нет»? Возможно, это только дьявол. А об усопших православных мы как раз молимся. Молимся о том, чтобы Господь явил на них Свою милость, и если не в этой жизни, но там, за чертой, они каким-то непостижимым образом воздохнули, устремились к Богу, восхотели этого спасения. Икона Сошествия Христа во ад – вспомним её, посмотрим на неё. Это непостижимое, опять же тáинственное, прикровенное указание на то, что надежда остаётся для каждого человека. И мы молимся и просим у Господа, Который есть Сама Любовь, Который любит Своё создание – каждого человека – больше, чем мы сами можем любить самого нашего близкого человека, чтобы Он не оставил Своих созданий, всех усопших православных христиан, а может быть и всех людей, но по Своей милости так или иначе привёл ко спасению. Об этом молились со слезами чистые и святые души, такие как преподобный Силуан Афонский, как другие святые отцы. И мы молимся сегодня, памятуя о том, что молитва Церкви, как и и вся благодатная жизнь Церкви, в которой совершается силою Божией спасение человека, имеет великую силу. И молитвы за других важны для каждого из нас, когда мы молимся и за близких наших, сущих здесь, в этой жизни, с нами, и за тех, кто уже находится за порогом этой жизни, в вечности. И более того, эти молитвы нужны не только тем, за кого они возносятся, они нужны и нам с вами, потому что они делают нас причастниками любви Божией, Его милости, уподобляют Ему в Его стремлении спасти и помиловать каждого человека.

С древних времён христиане, знающие, что Христос попрал смерть, что у Бога нет мёртвых, но все живы, и что верующие во Христа переходят в жизнь вечную, возносили свои молитвы как за живых членов Церкви, так и за усопших, памятуя также, что чудо Церкви заключается и в том, что этот молитвенный поток, эта спасительная для каждого человека молитва будет продолжаться пока мир стоит – и за нас возносится и будет возноситься эта молитва пред Престолом Божиим. И веруем, и исповедуем, что силою Христа, Господа нашего, Спасителя нашего, Свет Божий, Его любовь, Его милость изливаются на нас и могут излиться на каждого человека. И мы просим, чтобы Господь принял всех Своих верных, всех Своих чад в Своё Царство, простил им грехи, вольные и невольные, потому что Один безгрешен – только Сам Господь, помиловал и принял туда, где нет ни болезни, ни печали ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Аминь.

9 марта 2024 года,
храм Воскресения Христова (в Орлецах) города Пскова

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в храме Воскресения Христова (в Орлецах)

9 марта 2024 года, во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме Воскресения Христова (в Орлецах) города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев и настоятель храма Воскресения Христова (в Орлецах) города Пскова протоиерей Александр Ермолаев.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились прихожане храма и православные псковичи, собравшиеся в храме помянуть своих усопших сродников.

По отпусте Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Затем Псковский Владыка возглавил панихиду по всем от века скончавшимся православным христианам.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова