Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Священном Писании, в книге пророка Аввакума, есть такие слова: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, что скажет во мне Господь» (Авв. 2:1). И можно сказать, что эти слова – не слова одного пророка, а слова, в которых заключен образ подвижника и вообще всякого христианина, который стоит на страже своего сердца. И Великий пост – как раз то время, в которое Церковь нас призывает, вдохновляет встать на стражу своего сердца, чтобы никакие нечистые, недостойные, никакие лукавые помыслы не заполняли его и не заслоняли от нас Бога. И также в Священном Писании, в книге Откровения есть такие слова: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20).
Господь стучится в двери наших сердец. Он стучится всегда, но подчас в суете, в повседневности, в страхах, а может быть и в грехах, мы не слышим Его голос и не можем отозваться на этот стук. И вот пост, весна духовная – это очень удобное время, когда весь строй церковной христианской жизни располагает нас к послушанию Богу, к стремлению услышать Его голос, стремлению открыть для Него своё сердце, принять Его, пригласить Его в свою жизнь, в свои жизненные обстоятельства. У каждого они сложны по-своему. Но ведь только со Христом и можно пройти этот путь, только в Нём – поддержка, в Нём – утешение, с Ним – радость. А если так, если мы будем открытыми для Бога и приглашать Его в свою жизнь, то с Ним ничего не страшно, то мы всё можем преодолеть.
На протяжении первых четырех дней Великого поста, как известно, во время Великого повечерия читается канон Андрея Критского. Это величественное произведение византийской гимнографии, в котором Священное Писание оживает перед нами в том уникальном смысле, что всё происходившее некогда с библейскими праведниками – с людьми, которые жили в эпоху Ветхого и Нового Заветов, с теми, кто верил в Бога, проявлял верность Ему, а иногда, может быть, наоборот, неверность, кто боролся, молился, чаял спасения и милости Божией, – всё это имеет непосредственное отношение к нашей жизни. Во всех этих действующих лицах Великого канона, библейских образах, мы можем узнать себя – как в минуты послушания и верности Богу, так и в моменты неверности Ему, бегства от Него, затворения своего сердца перед Ним. И это очень важный смысл, к которому нас подводит христианское святоотеческое толкование. Всё, о чем говорит Священное Писание – это не дела давно минувших дней, а это то, что происходит и в нашей жизни сейчас, и к нам обращается Господь, и мы призываемся услышать Его волю, Его Слово и последовать за Ним, раскрыв своё сердце в послушании Ему. И вот автор этого канона, преподобный Андрей Критский убеждает нас подражать праведникам, проявившим верность Богу, и наоборот, избегать примеров неправедных, неверных и грешных, о которых тоже повествуется в Священном Писании. Разве мы не можем узнать в себе грешников? Можем, но для этого и нам дается период покаяния Великого поста. Покаяние ведь, по слову Иоанна Лествичника – это обновление нашего Крещения. Мы имеем возможность возродиться, обновиться, очиститься, – это так необходимо каждому из нас, – и продолжить свой путь в послушании воли Божией, в следовании Его слову, в стремлении услышать в своём сердце Его глас, Его волю о каждом из нас и жить согласно этому Слову, воплощать Его волю в своей жизни – вот в этом предназначение каждого человека. И вот Великий пост — это время, когда Церковь снова и снова, с большей убедительностью напоминает нам об этом, облегчая, на самом деле, нам путь. Потому что и весь строй богослужебный, и домашняя молитва, и обращенность к Священному Писанию, и покаяние, и совершение добрых дел – все, что составляет суть поста – призвано раздвинуть все преграды, убрать всё, что мешает мне в моей жизни почувствовать присутствие Божие. А Он всегда рядом с нами по Своему неложному обетованию: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). И вот, постараемся убрать все преграды, убрать всё, что заглушает Его голос, расслышать Его голос, осознать и почувствовать, что Он здесь и сейчас с нами, что Он – в моей жизни и в моём сердце, Он не только Царь мира, но и Царь моего сердца. И почувствовав и услышав это – следовать за Ним не только в течение Великого поста, но и во всю нашу жизнь, иконой которой является Великий пост, завершающийся Пасхой Господней. А мы, в следовании воле Божией, устремляемся вместе с ним к вечности, к воскресению, к жизни вечной. Аминь.
20 марта 2024 года,
Рождества Богородицы Снетогорский монастырь