Митрополит Арсений принял участие в совещании по вопросам реставрации объектов культурного наследия

18 апреля 2024 года в Администрации Псковской области состоялось рабочее совещание по вопросам реставрации объектов культурного наследия. В работе совещания приняли участие: губернатор Псковской области Михаил Ведерников, митрополит Псковский и Порховский Арсений, председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, викарий Псковской епархии архиепископ Печерский Матфей, Председатель совета АНО “Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)” Сергей Степашин, Председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Вадим Нэдик, директор АНО “Возрождение” Денис Василенко и другие ответственные лица.

В ходе совещания обсуждались промежуточные итоги проектных и реставрационных работ, проводимых АНО “Возрождение” на различных церковных и гражданских объектах культурного наследия в Псковской области, а также планы дальнейших работ по сохранению исторического наследия.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений совершил чтение Великого покаянного канона в Свято-Троицком кафедральном соборе

17 апреля 2024 года, накануне Четверга 5-й седмицы Великого поста митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского («стояние Марии Египетской») в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством. Чтение покаянного канона сопровождалось пением Архиерейского хора Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились прихожане кафедрального собора.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

 

Митрополит Арсений принял участие в праздновании 10-летия Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия

17 апреля 2024 года, накануне  Международного дня памятников и исторических мест, митрополит Псковский и Порховский Арсений принял участие в мероприятии, посвященном 10-летию со дня образования Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия.

Глава Псковской митрополии поздравил сотрудников комитета с первым значимым юбилеем, а также поблагодарил за сохранение культурного наследия и реставрацию храмов Псковской митрополии и удостоил Архиерейских грамот: председателя Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Вадима Нэдика, директора научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области Алексея Калиненко и начальника службы управления объектами всемирного наследия ЮНЕСКО Марию Лисенкову.

 

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Дорогие отцы, братья и сёстры! Как мы уже слышали сегодня, в своём произведении «Лествица» преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня совершаем, представляет жизнь христианскую в виде ступеней духовного восхождения от земли к небу и описывает тридцать христианских добродетелей в виде тридцати ступеней, по образу возраста Христа, когда Господь начал Своё общественное служение роду человеческому. И эта книга, эти наставления стали кладезем духовной мудрости не только для монахов монастыря преподобного Иоанна, но и для многих и многих поколений монашествующих, подвижников и, даже шире можно говорить, для многих христиан, которые неравнодушны к своей духовной жизни и которые в этих наставлениях черпали и черпают великую помощь, важные указания на пути духовной жизни, на пути по лествице духовного восхождения. К примеру, наш замечательный писатель Николай Васильевич Гоголь считал эту книгу своей настольной, и даже имя для одного из своих персонажей литературных, а именно Акакия, он взял из этой книги.

Не случайно, что то или иное воскресенье Великого поста посвящается тому или иному событию или памяти святого. Преподобный Иоанн – учитель духовной жизни, учитель покаяния, учитель молитвы, а пост – это как раз время покаяния и время сугубой молитвы для того, чтобы нас укрепить, ободрить, может быть скорректировать наш духовный путь. И Церковь предлагает нам сегодня его память, чтобы мы не только помянули его на Литургии, на отпусте, но и, может быть, прикоснулись к его наследию, если есть такая возможность, раскрыли его наставления и вникли в то, что он пишет, являясь, по сути говоря, не только духовным отцом для своих монахов, но и отцом духовным для нас, сегодняшних. Вот, например, его рассуждение о покаянии из книги «Лествица»: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, совершаемый ради того, чтобы обновить наш союз с Богом, это наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, кто заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается оно через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести». И вот, когда мы рассуждаем о том, возможно ли совершенно очистить нашу совесть, возможно ли совершенно обновить нашу жизнь, что собственно и означает «покаяние» – «перемена», перемена всей нашей жизни; и когда мы смотрим на себя и видим такими, какие мы есть – со всеми слабостями, немощами, греховными привычками, и начинаем сомневаться, что это возможно, – для нас для всех есть Евангельский ответ: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Своими силами мы мало что можем. Можно говорить даже, что ничего не можем. Но когда наши усилия соединяются с благодатью Божией – а только так совершается наше спасение – то мы можем всё. С Богом всё возможно! Вся история Церкви, вся история святости тому подтверждение. В частности, и память преподобной Марии Египетской, которая совершается сегодня (под числом) и, как переходящее празднование, будет совершаться в следующее воскресенье Великого поста. История великой грешницы, которая стала великой святой, тоже вдохновляла многих и многих христиан, монашествующих, простых верующих. Целые поколения учились духовной жизни и покаянию на примере жития этой святой.

Когда мы говорим, что пост – это также время сугубой молитвы, то мы тоже можем обратиться к наставлениям преподобного Иоанна Лествичника и услышать, что он думает по этому поводу, как он нас наставляет сегодня. «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудрёный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращённое к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам Ангел Хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу» («Лествица или Скрижали духовные»).  Даже из этих кратких поучений видно, что они адресованы или могут быть адресованы гораздо более широкой аудитории, чем непосредственные ученики из монашеской общины преподобного Иоанна, и, как уже было сказано, каждый православный христианин может почерпнуть из этой древней аскетической традиции великую пользу для своей души.

Сегодня для нас эти наставления, как и сама память преподобного Иоанна, звучат как укрепление и в прохождении Великого поста, и даже больше – как укрепление и благословение всей нашей духовной жизни. Нам не нужно ослабевать в ней, не нужно опускать руки. Всегда остаётся надежда, потому что всегда есть Господь, Который хочет и может нас спасти, и изыскивает для этого все средства. Беда только в том, что человек сам препятствует Ему. И наша задача – не препятствовать Богу, а помогать Ему в этом. Помочь Ему в нашем спасении – не отказываться, не затворять двери сердца. А как ещё это возможно: помочь Богу в нашем спасении? Через дела нашей веры. В частности, исполнение заповеди о милостыне. Не случайно в древние времена христианский пост был сопряжён не только с личной аскезой, не только с личной молитвой, но и с благотворительной деятельностью древней Церкви, потому что христиане во время поста тратили на себя меньше и вкушали меньше, – а не больше. А освободившиеся средства и продукты верующие передавали в помощь нуждающимся. И, таким образом, это было исполнением заповеди Христовой о любви к ближним.

Итак, покаяние, молитва, милостыня – то немногое, что мы можем совершать каждый день, то немногое, что на самом деле будет мало-помалу, шаг за шагом изменять нашу жизнь, утверждать нас в вере, утверждать в доверии к Богу в нашей христианской жизни, укреплять на пути следования за Христом. Будем всегда помнить об этом и никогда не опускать руки!

Ещё хочу обратить ваше внимание на Евангельское чтение, которое звучало сегодня. Потому что Евангельские чтения воскресных дней Великого поста представляют собой ещё более, скажем так, древнее посвящение этих дней особым смыслам, чем возникшая впоследствии память святых. В Евангельском чтении раскрывается нам более древний смысл именно этого дня, в контексте подготовительного периода к Пасхе. И там рассказывается о том, как Господь исцеляет бесноватого юношу по просьбе его отца, отвечая на его молитвенный вопль: «Верую Господи, помоги моему неверию!» (Мк. 9:24). И Господь исцеляет его. Можно задуматься: а почему это Евангелие звучит сегодня? Есть же какой-то смысл или какая-то логика? Есть. А она заключается в древней христианской практике подготовки оглашаемых к Крещению накануне Пасхи. И в течение этого времени великопостного часть оглашаемых, которые назывались и до сих пор в молитвах у нас есть места, где они называются «готовящиеся ко святому Просвещению». Они усиленно проходили духовную подготовку, слушали беседы, Слово Божие в храме, толкования, и над ними читались заклинательные молитвы, которые присутствуют до сих пор в чине Крещения – в требнике они есть: «Во еже сотворити оглашённаго» (предшествующий Таинству Крещения этап). Эти молитвы на протяжении определённого времени читались и над теми, кто собирался приступить к Крещению. И смысл этого священнодействия, как и смысл сегодняшнего Евангелия, в том, что подлинный Хозяин, подлинный Господь и Владыка мира – это Бог. И нет никого равного Ему. У Него нет никакого соперника, нет никакого «злого бога», который может творить всё, что он хочет. Грехопадением человек раскрыл врата для противника Бога, для сатаны и для зла в этот мир, и этот мир несет на себе все последствия человеческого греха. И сам дьявол в библейской традиции и в церковной часто называется «князем мира сего» или «князем века сего». Но нужно помнить, что это узурпация с его стороны власти над миром и над человеком, и от этой незаконно воспринятой власти и пришел избавить нас Господь. И избавляет! Спаситель, явившийся в мире, Господь Иисус Христос, сокрушивший смерть и ад, избавляет нас и от власти дьявола, освобождает, вырывает её из его рук. И все те, кто готовится к Крещению и через Крещение вступает в Церковь, являются достоянием Божиим – искупленным, избавленным народом Божиим, народом святых. И этот народ Господь ведет ко спасению и никогда не бросит, о чём уже было сказано. Главное, чтобы мы сами не бросали и не отступали от Него. Будем всегда об этом помнить и всегда в этом черпать силы, вдохновение и радость, несмотря на то, что окружающая нас действительность подчас мешает нам находить в себе силы и радоваться. Но – Бог с нами, а выше этого, больше этого нет ничего. С Богом возможно всё! Аминь.

14 апреля 2024 года,
храм Илии Пророка (с Мокрого луга) города Пскова

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в храме пророка Божия Илии (с Мокрого Луга) города Пскова

14 апреля 2024 года, в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме пророка Божия Илии (с Мокрого Луга) города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин; настоятель храма пророка Божия Илии города Пскова протоиерей Иоанн Лыткин; клирик храма иерей Александр Сергеенко и гости праздника в священном сане.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.

По отпусте Литургии митрополит Арсений обратился к собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения накануне Недели 4-й Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, мы слышали Евангельский рассказ о явлении Господа апостолам и о последних наставлениях, которые Он дал. Это одно из евангельских зачал, которые читаются на всенощном бдении Воскресного дня. И сейчас я прочитаю его, но только уже в синодальном переводе, чтобы обратить внимание на несколько важных, с моей точки зрения, слов.

«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:16-20). Прежде всего хотелось бы обратить ваше внимание на слова о том, что даже в этот момент, спустя многие дни – уже сорок дней прошло от Воскресения – кто-то из апостолов сомневается: «увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28:17). Не сказано, кто в этот момент сомневался и в чём была суть их сомнений. Но сомнения разные могли быть, и история апостола Фомы из Евангелия от Иоанна нам как раз показывает один из таких моментов.

Непросто ученикам далась радость Воскресения Христова, это было не мгновенное преображение. Снова и снова на протяжении сорока дней Господь являлся ученикам, которые боялись, сомневались, не верили, часто думали, что видят призрака. Но снова и снова Господь убеждал их в истинности Своего Воскресения, давая убедиться, показывая язвы на руках, преломляя знакомым жестом хлеб, преподавая чашу с вином, обращаясь к ним также, как и некогда на берегу Галилейского моря, и так далее… Но в общем и целом, та перемена, которая происходит с апостолами в эти дни, означала перемену и всего мира. Потому что спустя краткое время мы уже увидим не этих пугающихся и сомневающихся учеников, один из который вообще отрёкся, не говоря уже о предателе. Мы увидим бесстрашных проповедников Христова Воскресения, которые с проповедью о Воскрешем пройдут все страны, все города Римской империи и пройдут даже за её пределы. И эту проповедь об истинности Христова Воскресения не смогут заглушить никакая людская злоба, никакие языческие или иудейские гонения, ни сама опасность смерти.

Но сейчас я хотел бы сказать о том, что сомнения так или иначе присутствуют в жизни каждого верующего человека. Но что важно из этого отрывка, и из истории апостола Фомы – там хотя Господь и мягко упрекает: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), но Он не осуждает и не отвергает сомневающегося человека. И более того, в каком-то смысле сомнения могут служить показателем живости нашей веры, потому что не сомневается тот, кто не верит. А там, где есть подлинная духовная жизнь, подлинная борьба, живое ощущение присутствия Божия – там всегда есть место и сомнению, есть риск поставить всё под вопрос, пересмотреть свою жизненную позицию. Но именно в таких сомнениях, в таких переживаниях и выковывается наша вера. Это болезнь – но болезнь роста, и болезнь часто необходимая для того, чтобы нам в духовной жизни перейти на новый этап. Но, помимо одних сомнений, конечно же, нам помогают в росте нашей веры её дела. И это главное. Если мы не будем жить в соответствии с нашей верой, то вера постепенно зачахнет. Даже может быть без всяких сомнений, а просто по лености или нерадению нашему – вот что может быть самое печальное. Но когда мы изо дня в день, из недели в неделю, из года в год живём по-христиански, совершая простые, обычные дела нашей веры, к которым относятся: ежедневная молитва, ежедневное чтение Евангелия, посещение храма хотя бы раз в неделю в Воскресный день и участие в Таинствах, не говоря уже о жизни по заповедям – вот что может служить самым важным и мощным утверждением нашей веры; когда мы живём в свете заповедей, поступаем так, как Господь нас призывает в заповедях ли Моисеевых, в заповедях Блаженств, в Нагорной проповеди – словом, сама жизнь (даже когда мы понуждаем себя, не хотим, а понуждаем жить по-христиански) уже служит утверждением и укреплением нашей веры и тоже является свидетельством нашего духовного роста. Без этого невозможно. Ну и, наконец, может быть, в самой бо́льшей степени укрепляет нашу веру Причастие Христу, жизнь в Таинствах церковных.

Здесь я хотел обратить внимание ещё на один момент из сегодняшнего чтения, где Господь, заповедуя Своим ученикам, давая наставление «учить и проповедовать, и соблюдать всё, что Он повелел», – заключает: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Задумываемся ли мы об этом, что с нами не воспоминания о Господе, не слово лишь о Нём, не молитвы, не только лишь молитвы к Нему, но Он Сам – как со Своими апостолами в тот момент, когда Он даёт эти наставления, так и буквально до скончания века со Своей Церковью и с каждым из нас. Вот в чём чудо, вот в чём радость, вот в чём вечная новизна нашей веры. Это не воспоминания о делах давно минувших дней, а это жизнь со Христом сегодня.

Бывает – и часто – что мы не чувствуем присутствия Божия, как человек, может быть, больной глазами не может воспринимать цвета́ или солнечный свет; как человек, от природы лишённый слуха, не может слышать звуки или понимать красоты прекрасной симфонии. Это – лишь иллюстрация того, как можно не чувствовать Бога в нашей жизни. Но духовная слепота и духовная глухота – в этом хорошая новость – могут быть исцелены, преодолены, прежде всего, делами веры, о которых уже было сказано, и благодатью Божией. Это всегда двуединый процесс. Наше спасение совершается Господом и нашим ответом на всё, что Он делает для нас. Иногда человек задаётся вопросом: почему Бог молчит? Но не Бог молчит, а человек молчит. Вот что на самом деле происходит! А суть духовной жизни заключается в том, чтобы расслышать голос Божий в нашей жизни, почувствовать Его присутствие, ощутить, что Он – реальность не только лишь библейских времён, а сегодняшнего дня, и что эта Реальность не просто прекрасная, не просто настоящая, а намного более подлинная, чем всё, что мы знаем о реальности. И в этой, открывающейся нам реальности – реальности Царства Божия – Господь призывает нас к следованию за Ним, к тому, чтобы быть гражданами этого Царства. А быть гражданами Его Царства возможно, когда мы уже в этой жизни живём по законам этого Царства. Это опять же заповеди, это жизнь по нашей вере, это жизнь в послушании Христу.

Вот пусть каждый день, каждая прочитанная строчка из Евангелия или каждая молитва напоминает нам о том, в чём заключается смысл нашей веры, нашего следования Христу, в чём смысл нашего христианского предназначения, к чему увлекает нас Евангелие, возвещая о Боге, Которой есть Любовь; о Любви, Которая явилась в этом мире, ради спасения этого мира и каждого из нас. Аминь.

13 апреля 2024 года,
храм преподобного Сергия Радонежского (с Залужья) города Пскова

Митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в храме преподобного Сергия Радонежского (с Залужья) города Пскова

13 апреля 2024 года, накануне Недели 4-й Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в храме преподобного Сергия Радонежского (с Залужья) города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев, настоятель храма иерей Константин Быков, гости праздника в священном сане. Песнопения всенощного бдения исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений стал председателем жюри регионального этапа гуманитарной олимпиады «Умницы и умники»

13 апреля 2024 года в актовом зале главного корпуса Псковского государственного университета прошёл региональный этап гуманитарной олимпиады «Умницы и умники». Председателем жюри конкурса стал митрополит Псковский и Порховский Арсений. В состав жюри также вошли: профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации Юрий Вяземский и ректор Псковского государственного университета Наталья Ильина; заместитель председателя Комитета образования Псковской области Татьяна Лозницкая, директор Института гуманитарных наук и языковых коммуникаций ПсковГУ Людмила Алиева, декан филологического факультета Наталья Молчанова.

В отборочном туре ребятам были предложены тестовые задания, разработанные научно-педагогическими работниками ПсковГУ. Ответы школьников проверяли эксперты вуза, составившие рейтинг участников регионального этапа гуманитарной олимпиады. По результатам были выбраны 9 человек, которые вышли на красную, желтую и зеленую дорожки «Умниц и умников». Остальные ребята получили возможность попробовать себя в роли участников-теоретиков. Тема финального этапа олимпиады: ««Цветы, любовь, деревня, праздность…». К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина».

Олимпиада завершилась награждением победителей и призеров финального этапа олимпиады.

Абсолютным победителем стала десятиклассница Александра Нилова. Девушка учится в школе №2 города Невель. Победителем финала стала Валерия Магагина из псковской школы №1 им. Л. М. Поземского. Автор и ведущий телепрограммы «Умницы и умники», заведующий кафедрой мировой литературы и культуры Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ Юрий Вяземский также отметил еще двух участников игры: Глеба Кулаева, старшеклассника Социально-экономического лицея № 21, и Полину Кивенко из Псковской инженерно-лингвистической гимназии.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в субботу 4-ю Великого поста, поминовение усопших

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, поминальная родительская суббота. И, как мы знаем, в традиции Православной Церкви – вторая, третья и четвёртая субботы Великого поста посвящаются особым молитвам об усопших. Это связано, прежде всего, исторически с самой спецификой Великого поста, когда в продолжении будних дней не совершается полной Литургии. А совершение Божественной Литургии является полноценным поминовением членов всей Церкви – и небесной, и земной. Соответственно, ближайший день, когда совершалась полная Литургия, с поминовением всех живых и усопших христиан, была суббота, и поэтому означенные субботы Великого поста были установлены как дни особого поминовения усопших. Кроме этого, на установление такой традиции ещё повлияла так называемая требная практика. Когда кто–либо из православных христиан преставлялся ко Господу, умирал, накануне или в течение Великого поста, то вместо традиционных третьего, девятого и сорокового дней поминовения, опять же, в силу всего вышесказанного, родные и близкие особые поминовения устраивали в субботние дни Великого поста. Постепенно все православные христиане, а не только родственники скончавшихся, стали поминать в субботние дни Великого поста всех своих близких, родных, знаемых и всех православных христиан от века скончавшихся. А в обителях это естественным образом стало поминовением всей прежде почившей во Христе братии святыя обители. Так появились вот эти поминальные дни – субботы Великого поста, посвящённые особым поминовениям.

Но кроме того, общим моментом в установлении особых поминальных дней, таких как эти субботы, как Вселенские и родительские субботы, является следующее: многим людям нужен какой–то особый стимул для того, чтобы прийти в Церковь. Кто–то приходит крайне редко, и вот установлением особых поминальных дней Церковь как бы обращается к таким православных христианам, которые подчас забывают о том, что необходимо вести церковную и духовную жизнь ради своего же спасения. Вот особый поминальный день – приходите, помолитесь о своих родных, поставьте свечи, подайте записки, вспомните о небе, о вечности. А мы, все верующие и все православные христиане, церковные в том числе, воспринимаем и этот день, как ещё один утешительный для нас повод помолиться о наших усопших. Хотя, подчёркиваю ещё раз, каждая Божественная Литургия является Бескровной Жертвой «о всех и за вся» – за всю Церковь, за живых и за скончавшихся.

С молитвой и любовью мы воспоминаем, предстоя перед Господом, своих живых родных, но то же самое касается и ушедших от нас. В Евангелии есть великие слова Господа о том, что Он «есть воскресение и жизнь» (Ин. 11:25), сказанные перед воскрешением Лазаря, но и другие, не менее великие, о том, что «у Бога нет мёртвых, но все живы» (ср.: Лк. 20:38). И поэтому мы обращаемся ко Господу с молитвой о том, чтобы усопшие не были исключены из этой памяти Божией, потому что именно память Божия означает жизнь всего мира, жизнь каждого из нас и жизнь перешагнувших порог из временного бытия в вечность: «помяни Господи рабов Твоих, помяни и помилуй Господи, упокой Господи», – с надеждой и с верой на то, что эта молитва имеет великую силу, потому что основана она на великом факте победы над смертью Самого Господа.

Откуда мы вообще можем понять, что наши молитвы об усопших каким-то образом содействуют им и помогают им, и нужны им? Только потому что смерть уже побеждена во Христе, Он её попрал вместе с адом, сокрушил её, разделив с нами не только нашу жизнь, но и нашу смерть. И в этом – великая надежда, что и в жизни, и даже в смерти мы можем узреть Господа, встретить Его, войти в Его покой, в Его радость, в Его жизнь. Об этом наши молитвы, в этом – наше упование, в этом наша и сила, и утверждение, и радость. И поэтому мы, вместе со всей Церковью, как спустя многие поколения и другие православные верующие будут поминать и нас нынешних, возносим ко Господу молитвы с любовью, чтобы Он принял всех усопших в Свой покой, в Свою радость и даровал бы им жизнь где нет ни печали, ни воздыхания, но где всегда воссиявает Свет Его присносущный. Аминь.

13 апреля 2024 года,
Свято–Успенский Псково–Печерский момнастырь

В субботу поминовения усопших митрополит Арсений возглавил богослужение в Псково-Печерском монастыре

13 апреля 2024 года, в субботу 4-й седмицы Великого поста, поминовения усопших, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Псково-Печерской обители иеромонах Прохор (Андрейчук) с братией обители в священном сане. Песнопения Литургии исполнил братский хор обители под управлением инока Олега (Гладышева).

По отпусте Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. Затем была совершена панихида по всем, от века скончавшимся православным христианам.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона (Кивайло)