Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Дорогие отцы, братья и сёстры! Как мы уже слышали сегодня, в своём произведении «Лествица» преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня совершаем, представляет жизнь христианскую в виде ступеней духовного восхождения от земли к небу и описывает тридцать христианских добродетелей в виде тридцати ступеней, по образу возраста Христа, когда Господь начал Своё общественное служение роду человеческому. И эта книга, эти наставления стали кладезем духовной мудрости не только для монахов монастыря преподобного Иоанна, но и для многих и многих поколений монашествующих, подвижников и, даже шире можно говорить, для многих христиан, которые неравнодушны к своей духовной жизни и которые в этих наставлениях черпали и черпают великую помощь, важные указания на пути духовной жизни, на пути по лествице духовного восхождения. К примеру, наш замечательный писатель Николай Васильевич Гоголь считал эту книгу своей настольной, и даже имя для одного из своих персонажей литературных, а именно Акакия, он взял из этой книги.

Не случайно, что то или иное воскресенье Великого поста посвящается тому или иному событию или памяти святого. Преподобный Иоанн – учитель духовной жизни, учитель покаяния, учитель молитвы, а пост – это как раз время покаяния и время сугубой молитвы для того, чтобы нас укрепить, ободрить, может быть скорректировать наш духовный путь. И Церковь предлагает нам сегодня его память, чтобы мы не только помянули его на Литургии, на отпусте, но и, может быть, прикоснулись к его наследию, если есть такая возможность, раскрыли его наставления и вникли в то, что он пишет, являясь, по сути говоря, не только духовным отцом для своих монахов, но и отцом духовным для нас, сегодняшних. Вот, например, его рассуждение о покаянии из книги «Лествица»: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, совершаемый ради того, чтобы обновить наш союз с Богом, это наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, кто заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается оно через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести». И вот, когда мы рассуждаем о том, возможно ли совершенно очистить нашу совесть, возможно ли совершенно обновить нашу жизнь, что собственно и означает «покаяние» – «перемена», перемена всей нашей жизни; и когда мы смотрим на себя и видим такими, какие мы есть – со всеми слабостями, немощами, греховными привычками, и начинаем сомневаться, что это возможно, – для нас для всех есть Евангельский ответ: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Своими силами мы мало что можем. Можно говорить даже, что ничего не можем. Но когда наши усилия соединяются с благодатью Божией – а только так совершается наше спасение – то мы можем всё. С Богом всё возможно! Вся история Церкви, вся история святости тому подтверждение. В частности, и память преподобной Марии Египетской, которая совершается сегодня (под числом) и, как переходящее празднование, будет совершаться в следующее воскресенье Великого поста. История великой грешницы, которая стала великой святой, тоже вдохновляла многих и многих христиан, монашествующих, простых верующих. Целые поколения учились духовной жизни и покаянию на примере жития этой святой.

Когда мы говорим, что пост – это также время сугубой молитвы, то мы тоже можем обратиться к наставлениям преподобного Иоанна Лествичника и услышать, что он думает по этому поводу, как он нас наставляет сегодня. «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудрёный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращённое к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам Ангел Хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу» («Лествица или Скрижали духовные»).  Даже из этих кратких поучений видно, что они адресованы или могут быть адресованы гораздо более широкой аудитории, чем непосредственные ученики из монашеской общины преподобного Иоанна, и, как уже было сказано, каждый православный христианин может почерпнуть из этой древней аскетической традиции великую пользу для своей души.

Сегодня для нас эти наставления, как и сама память преподобного Иоанна, звучат как укрепление и в прохождении Великого поста, и даже больше – как укрепление и благословение всей нашей духовной жизни. Нам не нужно ослабевать в ней, не нужно опускать руки. Всегда остаётся надежда, потому что всегда есть Господь, Который хочет и может нас спасти, и изыскивает для этого все средства. Беда только в том, что человек сам препятствует Ему. И наша задача – не препятствовать Богу, а помогать Ему в этом. Помочь Ему в нашем спасении – не отказываться, не затворять двери сердца. А как ещё это возможно: помочь Богу в нашем спасении? Через дела нашей веры. В частности, исполнение заповеди о милостыне. Не случайно в древние времена христианский пост был сопряжён не только с личной аскезой, не только с личной молитвой, но и с благотворительной деятельностью древней Церкви, потому что христиане во время поста тратили на себя меньше и вкушали меньше, – а не больше. А освободившиеся средства и продукты верующие передавали в помощь нуждающимся. И, таким образом, это было исполнением заповеди Христовой о любви к ближним.

Итак, покаяние, молитва, милостыня – то немногое, что мы можем совершать каждый день, то немногое, что на самом деле будет мало-помалу, шаг за шагом изменять нашу жизнь, утверждать нас в вере, утверждать в доверии к Богу в нашей христианской жизни, укреплять на пути следования за Христом. Будем всегда помнить об этом и никогда не опускать руки!

Ещё хочу обратить ваше внимание на Евангельское чтение, которое звучало сегодня. Потому что Евангельские чтения воскресных дней Великого поста представляют собой ещё более, скажем так, древнее посвящение этих дней особым смыслам, чем возникшая впоследствии память святых. В Евангельском чтении раскрывается нам более древний смысл именно этого дня, в контексте подготовительного периода к Пасхе. И там рассказывается о том, как Господь исцеляет бесноватого юношу по просьбе его отца, отвечая на его молитвенный вопль: «Верую Господи, помоги моему неверию!» (Мк. 9:24). И Господь исцеляет его. Можно задуматься: а почему это Евангелие звучит сегодня? Есть же какой-то смысл или какая-то логика? Есть. А она заключается в древней христианской практике подготовки оглашаемых к Крещению накануне Пасхи. И в течение этого времени великопостного часть оглашаемых, которые назывались и до сих пор в молитвах у нас есть места, где они называются «готовящиеся ко святому Просвещению». Они усиленно проходили духовную подготовку, слушали беседы, Слово Божие в храме, толкования, и над ними читались заклинательные молитвы, которые присутствуют до сих пор в чине Крещения – в требнике они есть: «Во еже сотворити оглашённаго» (предшествующий Таинству Крещения этап). Эти молитвы на протяжении определённого времени читались и над теми, кто собирался приступить к Крещению. И смысл этого священнодействия, как и смысл сегодняшнего Евангелия, в том, что подлинный Хозяин, подлинный Господь и Владыка мира – это Бог. И нет никого равного Ему. У Него нет никакого соперника, нет никакого «злого бога», который может творить всё, что он хочет. Грехопадением человек раскрыл врата для противника Бога, для сатаны и для зла в этот мир, и этот мир несет на себе все последствия человеческого греха. И сам дьявол в библейской традиции и в церковной часто называется «князем мира сего» или «князем века сего». Но нужно помнить, что это узурпация с его стороны власти над миром и над человеком, и от этой незаконно воспринятой власти и пришел избавить нас Господь. И избавляет! Спаситель, явившийся в мире, Господь Иисус Христос, сокрушивший смерть и ад, избавляет нас и от власти дьявола, освобождает, вырывает её из его рук. И все те, кто готовится к Крещению и через Крещение вступает в Церковь, являются достоянием Божиим – искупленным, избавленным народом Божиим, народом святых. И этот народ Господь ведет ко спасению и никогда не бросит, о чём уже было сказано. Главное, чтобы мы сами не бросали и не отступали от Него. Будем всегда об этом помнить и всегда в этом черпать силы, вдохновение и радость, несмотря на то, что окружающая нас действительность подчас мешает нам находить в себе силы и радоваться. Но – Бог с нами, а выше этого, больше этого нет ничего. С Богом возможно всё! Аминь.

14 апреля 2024 года,
храм Илии Пророка (с Мокрого луга) города Пскова

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.