Митрополит Арсений принял участие в торжественном мероприятии, приуроченном к 30-летию Псковского областного Собрания депутатов

12 апреля 2024 года митрополит Псковский и Порховский Арсений принял участие в торжественном мероприятии, приуроченном к 30-летию Псковского областного Собрания депутатов, которое проходило в спортивно-развлекательном парке «Простория».

На юбилей высшего органа законодательной власти области также собрались епископ Великолукский и Невельский Сергий, депутаты и сотрудники аппарата семи созывов парламента, главы региона трёх десятилетий, сенаторы, депутаты Государственной Думы, руководители территориальных управлений федеральных ведомств, представители законодательных органов Северо-Запада и СМИ.

Совместно с ПЛН

Митрополит Арсений принял участие в заседании Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского

Çàñåäàíèå Îðãàíèçàöèîííîãî êîìèòåòà ïðàçäíîâàíèÿ 100-ëåòèÿ ñî äíÿ êîí÷èíû ñâÿòèòåëÿ Òèõîíà, Ïàòðèàðõà Ìîñêîâñêîãî

11 апреля 2024 года в Патриаршем зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

В президиуме также находились заместитель председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко и митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Организационный комитет празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского, был учрежден решением Священного Синода от 24 марта 2022 года (журнал № 21). На заседании Священного Синода 13 октября 2022 года (журнал № 106) был утвержден общий план мероприятий. В связи с приближением юбилейного года на заседании Священного Синода, состоявшемся 12 марта с.г., был утвержден обновленный состав Организационного комитета (журнал № 24).

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл согласился быть почетным председателем Организационного комитета, Д.Н. Чернышенко и митрополит Крутицкий и Коломенский Павел стали сопредседателями Оргкомитета.

В заседании Организационного комитета приняли участие:

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам заседания со вступительным словом:

«Если говорить о Патриархе Тихоне, то всем ясно, что это личность исторического масштаба, это случай, когда управление Церковью было связано с исповедничеством и, по всей видимости, с мученичеством. Поэтому всё, что Святейший делал в те тяжелейшие годы, то, как он вел диалог с представителями власти, поставившими своей задачей ликвидацию Русской Церкви, — всё это, конечно, заслуживает глубокого изучения.

Святитель претерпел колоссальное психологическое давление, ограничение свободы, а, может быть, даже насильственный уход из жизни, — но, несмотря ни на что, он сохранял любовь к Церкви, к Отечеству и горячо выступал за единство страны и народа. Грозным пророчеством прозвучали в марте 1918 года его слова по поводу предательства, связанного с заключением Брестского мира. Когда мое поколение училось в школах, Брестский мир представлялся в книгах по истории как мудрое, прагматическое деяние советской власти, но ведь никто из граждан России, любящих свое Отечество, этот шаг так не воспринимал. А как воспринял Святейший Тихон? Процитирую: “Заключенный мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству — неисчислимые потери. В этом мире посеяны семена злобы и человеконенавистничества, в нем зародыши новых войн и зол для всего человечества…” Все так и произошло: ничего этот Брестский мир не решил, и компромиссы не привели к стабильности советского государства. И сегодня, спустя десятилетия, мы можем вполне ясно видеть, насколько прав был Патриарх Тихон и к каким трагическим последствиям для Церкви, для русского народа привело заключение Брестского мира.

За мужество, за готовность говорить правду, защищать Церковь и паству святитель претерпел жестокие преследования, травлю и поношения. Но он с удивительной кротостью переносил все страдания. Он не делал громких заявлений, он не призывал к организации протестов в свою поддержку — он призывал народ хранить веру православную и жить по Евангелию. И духовный авторитет Патриарха Тихона был огромным, и с этим были вынуждены считаться даже враги Православия, те, кто заключил Святейшего в темницу.

Пример подвига святителя Тихона актуален и в наше непростое время, когда нам приходится вести борьбу за единство нашей Церкви, за единство Отечества и народа нашего, отстаивать духовную и культурную самобытность России, противостоять попыткам недружественных стран навязать нам чуждые идеалы и ценности. Убежден, что проведение памятных мероприятий в честь святителя позволит нашим соотечественникам ближе познакомиться с его жизнью и через это знакомство вдохновиться его мужеством и твердостью веры. Молитвами святителя земли Русской Тихона да укрепит всех нас Господь в этом добром деле».

Собравшихся приветствовал заместитель председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко.

В своем докладе митрополит Крутицкий и Коломенский Павел сообщил о результатах работы Организационного комитета в 2022-2024 гг.

Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Наро-Фоминский Никандр рассказал о ходе работ по сохранению и реставрации памятных мест и объектов, связанных с жизнью святителя Тихона.

Заместитель министра культуры РФ А.В. Малышев выступил с сообщением о проведении памятных мероприятий в подведомственных учреждениях Министерства культуры РФ.

В завершение состоялось обсуждение постановлений заседания, которые были утверждены после внесения ряда поправок.

В заключительном слове Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Хотел бы сердечно поблагодарить всех участников и отметить важность подготовки к этому историческому событию, которое мы сегодня достаточно подробно обсудили. Дай Бог, чтобы такие празднования актуализировали в сознании людей события нашей истории, в том числе связанные со святителем Тихоном. И, что самое главное, опираясь на опыт таких людей, как святитель Тихон, вспоминая их жизненный путь, их мужество, их веру, мы должны примерять к себе события из жизни Святейшего Патриарха и спрашивать себя: а как бы я поступил на его месте? что бы я сделал? как бы я ответил? Все это очень важно, потому что Церковь на земле, Церковь воинствующая, призвана к борьбе со злом. И вся наша работа и направлена на то, чтобы наши современники, особенно молодежь, знали об этих славных страницах истории Русской Православной Церкви и, вдохновляясь подвигами святителя Тихона, укреплялись в вере».

В зале, где состоялось заседание, были представлены образцы мемориальных досок для установки на храмах, связанных с памятью святителя Тихона, а также образцы памятных икон, которые предполагается создать к юбилейной дате. Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с образцами и обсудил представленные проекты с и.о. генерального директора Художественно-производственного предприятия «Софрино» А.В. Потемкиным и рядом членов Организационного комитета.

Источник: Патриархия.ру

Митрополит Арсений совершил монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре

8 апреля 2024 года, накануне вторника 4-й седмицы Великого поста, по окончании вечернего богослужения митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил монашеский постриг в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

В мантию были пострижены: иеромонах Адам (Сеньковец), монах Давид (Елюшкин), монах Иаков (Дубленин) с наречением имен в честь святых праотец.

Также митрополит Арсений совершил постриг в иноки послушников Псково-Печерской обители Андрея Герасимова, Павла Бойко, Игоря Изотова с сохранением имен.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона (Кивайло)

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в  празднование Благовещения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Днесь спасения нашего главизно» –  то есть начало. Сегодня начинается наше спасение, потому что когда мы говорим о спасении, как о явлении в мире Бога, все те смыслы, которые мы вкладываем в контекст праздника Рождества Христова и Богоявления – всё это начинается сегодня, в день Благовещения. Само явление Бога в мире, как Человека, происходит в день Благовещения, а через девять месяцев происходит Его рождение уже в вертепе Вифлеемском. И вот в этом – главная радость, главный смысл этого праздника. Спасение приблизилось! Бог является в этом мире!

Многие тысячелетия лучшие люди Ветхого Завета ожидали явление Спасителя, ожидали Мессию. Но проходили поколение за поколением, люди рождались, страдали, боролись за веру, за Бога и умирали. И народ Божий, которому было дано обетование о том, что в нём родится Спаситель, терпел многие страдания, рассеяние, плен, однако же сохранил веру в Единого Бога. И когда прошло множество поколений, которые сменяли одно другое, когда прошли многие столетия, когда «исполнилась, – как говорит апостол Павел, – полнота времён» (см.: Гал. 4:4), то есть именно тогда,  когда человечество было уже готово ко спасению, к тому, чтобы все пророчества древние, начиная с самого первого, данного ещё в раю: «семя жены сотрёт главу змея» (Быт. 3:15), исполнились, тогда, как мы читаем в Евангелии от Луки: «В шестой месяц послан был Архангел Гавриил от Бога в Назарет… к Деве, по имени Мария» (см.: Лк. 1:26-27). В Ней, в этой чистой Отроковице, по нашим представлениям, тогда ещё совсем юной девочке, воплотились самые лучшие качества человеческой праведности: безмерная чистота, смирение и доверие Богу. Она стала как бы олицетворением всего человечества, которое желало спасения, чаяло, тосковало, и при этом возрастало в праведности, в чистоте и любви к Богу.

И вот, когда стало возможным явление Человека такой высокой праведности, Которого ещё не было в мире, когда был готов для Господа «Храм одушевленный», «Кивот», «Дверь небесная», через Которую войдет в мир Спаситель, тогда Она, смиренная Раба Божия, и услышала благовестие небесного Вестника о том, что «Дух Святой найдёт на Неё, и сила Всевышнего осенит Её, и она станет Матерью Спасителя» (см.: Лк. 1:35). И на Её недоуменный вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34) – и дело не только в том, что Она не была замужем, а ещё и в том, что Она принесла Богу обет девства – Архангел Гавриил Ей возвестил о том, что рождаемое будет Сыном Божиим, и рождение, превышающее законы человеческого естества, будет от Духа Святого. И Сын Её будет подлинным Человеком, во всём подобным нам, кроме одного – Он будет безгрешен, и Он будет Сыном Божиим.

О явлении праведников в этом мире, когда, казалось бы, тоже нарушаются законы естества, знала ветхозаветная история. У Авраама, почти столетнего, рождается Исаак, у бездетной матери Анны рождается будущий пророк Самуил. Да и сам Архангел указывает Пречистой Деве на например Её родственницы Елизаветы, которая была уже на шестом месяце, и была престарелой женщиной, когда по всем принятым представлениям уже невозможно было родить. Однако же, все эти примеры говорили о явлении в мир людей – людей исключительной праведности, у которых было своё особое призвание: пророков, патриархов, или, как в данном случае, Предтечи. Но это были люди. А суть Благовещения была в том, что в мир входит Сын Божий – Сам Господь, принявший человеческое естество. Как это возможно? И в будущем, в течение столетий богословские споры будут не утихать, и Вселенские соборы будут пытаться оградить правую веру от лживых толкований этой тайны. Эта тайна неисчерпаема, неизреченна – Божество и человечество соединяются в лице Богочеловека Иисуса Христа. И вот не столько умом (умом эту тайну не объять), сколько сердцем, Пречистая Дева, будущая Матерь нашего Спасителя принимает эту тайну с глубочайшим смирением. Обратим внимание на подлинное смирение. Смирение не в том, чтобы сказать «я этого не достоин» и уйти в сторону, сняв с себя всякую ответственность. Она могла так сказать, и никто бы Её не осудил. Но каким тогда было бы наше спасение? Возможно ли бы оно было бы? Но что говорит Пречистая? «Се, Раба Господня; буди Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Даже не осознавая, как это будет, как Она, будучи Девой, сможет родить, что скажут люди, какой путь Ей будет уготован, что значит Сын Божий… Её безмерное доверие и безмерное смирение, и глубочайшая любовь к Богу делают возможным начало нашего спасения. Открываются врата для Бога, для Его явления в этом мире. «Се, Раба Господня; буди Мне по слову твоему» (Лк. 1:38) – эти слова лежат в начале нашего спасения. И в этом второй важный смысл нынешнего праздника: спасение совершается Богом, но каждый раз Господь ждёт нашего отклика, каждый раз – нашего личного, индивидуального ответа. Сможем ли мы так же сказать в ответ на все жизненные обстоятельства, в ответ на волю Божию, в ответ на Его любовь, в конце концов, потому что Господь хочет нас спасти: «се, раб, се, раба Господня, буди мне по слову Твоему»? Вспомним, что эти слова мы ежедневно повторяем в молитве Господней: «Да будет воля Твоя» (Мф. 6:10). Но живём ли мы так? Действительно, не бывает ли так, что словами мы говорим одно, а делами говорим: «нет, моя воля да будет!». Но когда эти слова проникают в наше сердце, в нашу жизнь, когда наша жизнь сонастраивается с волей Божией, происходит принятие спасения, совершённого Господом для всего мира. Но для нас оно начинается тогда, когда мы в ответ на протянутую руку Божию протягиваем свою.

В центре храма лежит крест Христов. И так удивительно и знаменательно в этом году получилось, что два праздника – Благовещения и чествования Креста Господня – сливаются в одно торжество. Спаситель, Который распростёр руки на Кресте – это то же самое приглашение ко спасению для каждого человека. Он стремится объять весь мир. Тайна человеческой свободы в том, что человек может либо откликнуться на эту любовь и пойти по пути спасения, пойти по пути преображения своей жизни, по пути возрастания в свободу славы чад Божиих, по пути вечности, по пути подлинной жизни, в конце концов. Или нет – или затворить своё сердце для Бога и пойти в другом направлении. Так проявляется свобода каждого из нас.

Сегодня, чествуя Крест Христов и вспоминая события Благовещения Пресвятой Богородицы, подумаем вот над чем. Мы часто жалуемся на свою жизнь, на испытания, мнимые или реальные, которые есть в нашей жизни. Но подумаем сегодня о том, какой тяжкий жизненный путь предстояло пройти Матери нашего Спасителя. Не просто, как святому Человеку, Который испытал всё: и гонение, и неправду, и человеческую ненависть. Но прежде всего, как Матери, Чей Сын на Её глазах принимает смерть через распятие. А ещё больше подумаем о Самом Христе, о Спасителе нашем, о том, что Он совершил ради нас: о Его страданиях, о Его Крестном пути, о Его смерти и даже сошествии во ад, чтобы взыскать каждого человека, каждого из нас. И с благодарением, с доверием, с любовью отзовёмся на Его любовь к нам, не словами только, но делами и своей жизнью, повторяя вслед за Пречистой Матерью Его эти великие слова, без которых не было бы нашего спасения: «се, раба или се, раб Господень, буди мне по слову Твоему». Аминь.

7 апреля 2024 года,
Свято–Благовещенская Никандрова пустынь

Митрополит Арсений возглавил престольное торжество в Свято-Благовещенской Никандровой пустыни

7 апреля 2024 года, в Неделю Крестопоклонную, празднование Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Благовещенской Никандровой пустыни.

Его Высокопреосвященству сослужили: наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Спиридон (Иващенко) с братией обители в священном сане, эконом Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Силуан (Матвеев) с братией Псково-Печерской обители. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакон Антоний Кармазин.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились насельники Никандровой обители и многочисленные паломники.

По окончании Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в канун Крестопоклонной Недели Великого поста

Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю с праздником! В первые два воскресения Великого поста мы вспоминали о Торжестве Православия и о святителе Григории Паламе, архиепископе Фессалонитском. И вот сегодня мы начинаем литургическое чествование Креста Господня, потому что наступающий день называется Неделей Крестопоклонной.

Какова история установления этого постного почитания или прославления весной, в течение Великого поста, Креста Господня? В основе этого лежит событие, которое произошло в VII веке во время Византийско–Персидской войны, которая продолжалась долгие годы и первоначально складывалась неблагополучно для Византии, так что в 614 году персидский царь Хазрой II захватил Иерусалим, пленил патриарха и Крест Христов. И более того, в 626 году чуть не пал Константинополь, потому что персы вместе с союзниками (аварскими и славянскими племенами) обложили город. Но город выдержал осаду и выстоял. По версии некоторых историков, именно тогда появился в том виде, в каком мы его знаем, акафист Божией Матери. Вероятно, какие–то части были написаны раньше, но сам акафист в полном виде может являться памятником вот этого чудесного избавления Константинополя в седьмом столетии. Потому что в нём, в этом акафисте, в частности, есть и такие слова: «Радуйся, огня поклонение угасившая» – указания на религию персов. «Радуйся, Царствия нерушимая стено́» – так воспевается Богородица. И через несколько лет война завершилась полной победой Византийского императора Ираклия. И считается, что 6 марта 631 года он лично возвращал Крест Господень, нёс на своих руках и принёс его в Иерусалимский храм Воскресения.

В то время богослужебный круг, в частности великопостный, ещё только формировался. И одна из традиций заключалась в том, чтобы то или иное событие, то или иное празднование, которое совершалось ежегодно, но попадало на Великий Пост, переносить на ближайший воскресный день. Так и оформилось почитание Креста Господня в третье воскресение Великого поста. Но в последующем этот местный Иерусалимский праздник приобрёл более всеобъемлющее значение, потому что тогда, начиная примерно с середины Великого поста, начиналась усиленная подготовка людей, которые собирались принять Крещение перед Пасхой (такая была традиция). И ради определённой части оглашаемых, которые назывались «готовящиеся ко святому Просвещению», будет звучать и ектенья, начиная со среды наступающей Недели: «…о иже ко святому Просвещению готовящихся..», вслед за оглашенными, в память об этой древней практике. Эти люди готовились в молитвах, в усиленном чтении Слова Божия, в пастырских наставлениях, которые они слушали в Церкви, принять святое Крещение или Просвещение (как ещё называется это Таинство) накануне Святой Пасхи. Но вместе с ними готовилась вся Церковь, потому что почитание Креста Господня актуально не только человеку, который делает первые шаги в Церкви, но и каждому христианину. Потому что каждому христианину – и к тому, кто только собирается креститься, и кто крестился много лет назад – обращены слова Христа: «кто хочет следовать за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Часто наше сознание как бы скользит по этим словам, и они не доходят до нашего сердца. И мы в своих молитвах, церковных или домашних, больше обращаемся к Богу с какими–то настойчивыми просьбами, которые переходят подчас в требования, чтобы Господь благословил нас здоровьем, достатком, успехом, всякими материальными благами. Мы носим на себе крест Христов даже как какой–то, скорее, амулет, опять же – для защиты, для того, чтобы лучше себя чувствовать на земле, по сути говоря. Но знамение Креста Господня не дано нам, как амулет. Это не обетование достатка, благоденствия, беспечальной жизни. «Кто хочет следовать за Мною, – говорит Господь, – отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Во всех наших земных просьбах, которые мы обращаем к Богу, в общем-то и нет ничего плохого. Во все времена люди – и в Ветхом Завете, и во всех других народах от начала и до конца времён – будут обращаться к Богу, к небу с такими просьбами о здоровье, о благополучии, о благословении в этой жизни. Но в этом ещё нет Христианства. А вот Христианство начинается тогда, когда мы вчитываемся в эти слова: «отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Говорит Господь – и мы берём свой крест и следуем за Христом. В этом Христианство – в следовании за Христом. Но путь Христов – это путь крестный. Мы должны помнить об этом. Это путь скорбный, путь, не усеянный цветами, а скорее усеянный шипами. Трудный путь! Потому что «Царствие Божие, – как сказано в тексте Евангелия, – нудится» (Мф. 11:12). Но на этом же пути мы встаём лицом к лицу с самой, может быть, трудной, но в то же самое время с самой радостной тайной нашей веры – это Пасхальная тайна. Потому что следование за Христом означает: первое, прежде всего – то, что Он Сам прошёл путь каждого человека до Голгофы и даже до сошествия во ад. Это наш путь. И Господь его проделал уже, неся Свой Крест. А Его Крест – это крест всего мира. И вот когда мы, с доверием к Богу, с послушанием Ему, с безропотностью, с благодарением стараемся нести свои небольшие кресты: тяготы, болезни, неудачи, какие–то страдания, которые есть в жизни каждого человека. Но в нашем случае представляется уникальная возможность соотнести их с сонесением креста со Христом, с состраданием Христу, Который Сам сострадает нам, Который Сам несёт наш крест. Будем думать не о том, как мы страдаем, не о своей боли, а о том, как Он страдал ради нас, как Ему было больно и тяжело, и невыносимо. И поэтому мы понимаем, что на этом пути мы не одни. А со Христом не страшен никакой крестный путь, не страшна сама Голгофа. Потому что, и это второй важный момент, Голгофа не означает конца. Этот путь – не ради Голгофы, а ради Воскресения. И мы, если несём безропотно и с благодарением Богу свой крест, как Симон Киренейский, помогающий нести Господу Его Крест (см. Мф. 27:32), становимся не только причастниками нашего искупления, но это также означает и наше воскресение со Христом.

Вот об этом самом таинственном, самом сокровенном и самом радостном смысле нашей веры и возвещает нам сегодняшний день – Неделя Крестопоклонная в середине Великого поста, чтобы поддержать, чтобы ободрить, чтобы благословить нас. Но это же ободрение и благословение так важно нам в течение всей нашей жизни. Среди этого бурного житейского моря с его страданиями, с его страхами, с его треволнениями будем помнить о том, что последнее слово – за Господом, а Его слово – это торжество жизни, торжество любви, в конце концов, это Пасха.

И сегодня также удивительным образом совпало в церковном календаре, что мы начинаем и празднование праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В самом названии этого праздника есть соотнесённость с словом «Евангелие» – «Благая весть». Этимологически это одно и то же – «Благая весть». Эта Благая весть или Благовещение – о том, что Бог является в этом мире ради нашего спасения, ради каждого из нас. Вот эта Благая весть вместе со всем, что её составляет – и Крест, и Воскресение, и преображение нашего сердца, и преображение нашего мира, будущее во Христе – является главным нашим сокровищем, главным нашим достоянием, источником сил, вдохновения и радости во все дни жизни нашей. Аминь. С праздником!

6 апреля 2024 года,
Свято–Троицкий кафедральный собор

Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком соборе города Пскова

6 апреля 2024 года, накануне Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством.

Песнопения всенощного бдения исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане кафедрального собора и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений возглавил заседание Епархиального совета

5 апреля 2024 года в Архиерейской резиденции Псковского епархиального управления состоялось первое в новом году заседание Епархиального совета.

Работу совета возглавил митрополит Псковский и Порховский Арсений. В работе совета приняли участие: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев, секретарь Великолукского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, заведующий канцелярией Псковской епархии иерей Александр Короплясов, руководители епархиальных отделов и благочинные церковных округов.

В ходе работы заседания были рассмотрены текущие вопросы епархиальной жизни и взаимодействия с профильными комитетами светской власти. Особое внимание было уделено совместной подготовке Псковской и Великолукской епархий к празднованию 100-летия блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, а также 225-летия со дня рождения А.С.Пушкина. Также были рассмотрены вопросы совместного служения Архипастырей и духовенства обоих епархий в дни церковных праздников и координация работы епархиальных отделов на уровне митрополии.

По итогам работы совета было принято решение о проведении общеепархиальных праздничных богослужений в честь 725-летия отшествия ко Господу благоверного князя Довмонта-Тимофея и 325-летия освящения Свято-Троицкого кафедрального собора в текущем году. Также Владыка Арсений выразил благодарность игумену Тимофею (Казакову) за многолетние труды, понесенные на должности благочинного Пыталовского округа епархии, и представил членам совета нового благочинного Пыталовского округа иерея Сергия Рассадникова.

Митрополит Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Трехсвятительском храме Псковского епархиального управления

5 апреля 2024 года, в пятницу 3-й седмицы Великого поста, митрополит Арсений совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в в домовом храме Трех Святителей Псковского епархиального управления.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев, заведующий канцелярией Псковского епархиального управления иерей Александр Короплясов, благочинный Псковского районного округа иерей Михаил Буценка.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор под управлением Александра Андреева. За богослужением молились сотрудники Епархиального управления.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

 

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день прославления иконы Пресвятой Богородицы «Изборская»

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, мы празднуем память Изборской иконы Божией Матери, Покровительницы этого града, этого храма, Покровительницы всех нас. Мы уже слышали сегодня историю этой иконы – о том чуде, о том предстательстве Матери Божией, благодаря которому город был спасён в XVII веке. И можно добавить, что многочисленные празднования в честь икон Божией Матери, включая даже праздник Покрова, есть яркое свидетельство того, что Пресвятая Богородица не оставляет род христианский Своим заступлением. Она остаётся Матерью для каждого из нас, Матерью для Церкви. Она не только Матерь Спасителя, но и Матерь всего рода христианского.

Православное почитание Богородицы не ограничивается только лишь храмовым благочестием, богослужебным чествованием икон или других праздников в честь Богородицы. Это почитание не ограничивается также и сердечной молитвой келейной и, может быть, ежедневной, когда мы возносим свои горячие мольбы о наших близких, о нас самих, о нашем земном Отечестве, и очень часто, почти что всегда получаем просимое. Но всецелое, подлинное почитание Матери Божией будет заключаться ещё и в стремлении в своей жизни хотя бы немного уподобиться Ей в Её добродетелях. Это справедливо и в отношении почитания святых, но и в гораздо большей степени это относится к прославлению и почитанию Матери нашего Спасителя.

Её глубочайшая чистота, глубочайшее смирение и глубочайшая преданность воле Божией – вот что так необходимо нам сегодня и в каждый день нашей жизни. Она стала «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», конечно же, благодаря неизреченному Промыслу Божию о Ней, благодаря тому, что Она стала Дверью небесной, Вратами, Которыми вошёл в этот мир Господь, стала храмом для Божества, для Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. Но всё это в немалой степени не умаляет и Её человеческого подвига святости. Его никогда не следует забывать. Жизненный путь Девы Марии был довольно-таки тяжёлым, но он был исполнен этих главных добродетелей, о которых уже было сказано – чистоты, смирения, любви и преданности Богу. Поучимся этим добродетелям, чтобы наше почитание Богородицы было не формальным, не пустым звуком, а подлинным, благодарственным, действенным. Почитанием, которое объемлет всю нашу жизнь.

Чистота – добродетель, необходимая не только монашествующим, а всем христианам, которая преображает все человеческие отношения, в том числе и супружеские; которая способна нас окрылить, вдохновить, наполнить подлинным смыслом и радостью любые человеческие отношения, особенно отношения с Богом. Можно сказать, что мир тоскует по чистоте – внешний мир, предающийся всем возможным видам порока. Но в глубине души, я уверен, у каждого человека, как бы он глубоко ни пал, есть тоска по чистоте, по Богу и по святости, может быть, даже неосознанная, не сформулированная. Дай Бог, чтобы она проснулась в сердце каждого человека и изменила его жизнь!

Смирение. Та, о Которой Церковь воспевает, что Она «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», наверное, была самым смиренным Человеком в истории – никогда ничего не просила и не желала для Себя, а желала быть лишь смиренной Рабой Божией. Как говорит одно древнее предание, не попавшее в наши Священные книги (но я думаю, очень метко характеризующее будущую Матерь Спасителя), когда Она размышляла над пророчеством Исаии о том, что: «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), – Она мечтала быть рабыней этой Избранницы Божией.

Наконец, преданность воле Божией, всецелая, всемерная: «се, Раба Господня; буди Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Близится праздник Благовещения, и мы с особым, трепетным чувством будем вспоминать и этот эпизод из Евангелия, и эти слова, которые открыли дорогу для нашего спасения. «Се, Раба Господня; буди Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), – было сказано Ею в ответ на откровение воли Божией, которое принёс Ей небесный Вестник. И мы ежедневно обращаемся, но часто формально, такими же словами ко Господу: «да будет воля Твоя». Но если в них вкладывать и душу, и сердце, и всю свою жизнь, то и в этих словах будет заключаться наше спасение. Наша жизнь будет гармонизироваться с волей Божией, устраиваться по Его святой воле, и мы ежедневно, шаг за шагом, поступок за поступком, одно слово за другим – будем стараться жить так, как заповедовал нам Её божественный Сын и Господь. Тем более, что в этом заключается и Её наказ, записанный в Евангелии, о котором говорится, что это было на браке в Кане Галилейской. Но, благодаря тому, что Евангелие, как и всё Слово Божие в целом, носит вечный характер, универсальный, и это Слово Божие обращено к сердцам и умам всех людей, всем христианским поколениям, то эти слова обращены и к нам, к сегодняшним христианам: «что скажет Он, – то есть Сын и Господь, – то сделайте» (Ин. 2:5). Будем исполнять эту единственную записанную в Евангелии заповедь Божией Матери, адресованную и каждому из нас. Будем жить по словам Христовым, по Его заповедям. Будем стараться проникнуться евангельским учением о любви, милосердии и сострадании. В этом – наше спасение, наша подлинная радость, в этом – подлинная жизнь. Аминь.

4 апреля 2024 года,
Никольский собор поселка Старый Изборск