Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с празднованием 1700-летия I Вселенского Собора

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы,
боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сегодня, в Неделю 7-ю по Пасхе, Православная Церковь молитвенно вспоминает и прославляет подвиг святых отцов Первого Вселенского Собора, который состоялся в 325 году в Никее — в небольшом городе недалеко от Константинополя. В нынешнем году исполняется 1700 лет с этого эпохального события церковной истории.

Около трехсот епископов и их представителей прибыли практически со всех концов христианского мира, чтобы принять участие в обсуждении одного из наиболее острых вопросов, на протяжении нескольких десятилетий вызывавших ожесточенные споры и буквально разрывавших Церковь на части. Умами многих людей завладело заблуждение александрийского пресвитера Ария о том, что Сын Божий не есть Бог истинный, а лишь Его высшее творение. Утверждая это, Арий пытался рационализировать веру и превратить велию благочестия тайну боговоплощения (1 Тим. 3:16) в абстрактное философское учение.

Арианская ересь затрагивала самые глубины христианской веры, извращала евангельское свидетельство о спасении мира, ради которого Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14). Церковь отвергла это лжеучение, осудив его соборным разумом и сформулировав важнейший догмат о единосущии Сына Отцу, который мы исповедуем в возглашаемом на Божественной литургии Символе веры. Как пишет выдающийся историк Церкви профессор Василий Васильевич Болотов, «Никейский символ был столь точен, что его нельзя было перетолковать — можно было лишь принять или отвергнуть» (Лекции по истории Древней Церкви. Том 4).

История Церкви — это не только академические исследования событий прошлого и повествования о делах давно минувших дней, преданиях старины глубокой, которые подобны потемневшим от времени страницам запылившейся книги. В истории Церкви живет и действует Дух Святый, наставляющий нас на всякую истину (Ин. 16:13). Именно поэтому изучение церковной истории — к чему всех вас настоятельно призываю — помогает нам лучше понять многие явления в современной религиозной жизни, научает нас отделять главное от второстепенного и различать духов (1 Кор. 12:10), постигая премудрый Промысл Божий о Церкви.

С самого начала своего исторического бытия Церковь была и остается общиной верующих во Христа, опытно постигающих и переживающих единство в Таинстве Святой Евхаристии, когда мы едиными усты и единым сердцем исповедуем веру во Святую Троицу и причащаемся от единой Чаши Христовой. Дух Святый учит Церковь отвечать на вызовы времени соборным разумом и в братском диалоге. Так было на первом Соборе апостолов в Иерусалиме, ставшем поворотным событием в распространении благой вести и определившем вселенский масштаб миссии Церкви. Так было и на Никейском Соборе в 325 году, одержавшем догматическую победу над ересью Ария и отвергшем это учение как противоречащее самим основам христианской веры. Так было и на последующих святых Соборах. Так — верим и надеемся — будет и впредь до скончания века.

Сегодня, когда мировое Православие переживает весьма непростое время, когда требуется глубокое богословское осмысление экклезиологических проблем, мы вновь и вновь с убежденностью свидетельствуем: важнейшие решения, затрагивающие основы бытия Церкви и ее верность апостольскому учению и каноническим устоям, касающиеся осуществления спасительного призвания быть столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15), необходимо принимать сообща, в единстве духа и союзе мира (Еф. 4:3).

Мы неизменно свидетельствуем об этом и молимся, чтобы заступничеством святых отцов Первого Вселенского Собора Великодаровитый Бог милостиво призрел на Церковь Свою и даровал верным чадам ее силы и мудрость, мужество и стойкость оставаться солью земли и светом мира (Мф. 5:13-14), быть Его дерзновенными свидетелями даже до края земли (Деян. 1:8), дондеже Христос приидет.

Призывая на всех вас, мои дорогие, мир и благословение Божии, желаю вам возрастания в любви и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и с Пресвятым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

По материалам сайта Патриархия.ру

В молодежном центре «Трилучье» состоялась встреча, посвящённая проекту «Общее Дело: Возрождение деревянных храмов Севера» на территории Псковской области

27 мая 2025 года в молодежном центре «Трилучье» состоялась встреча, посвящённая проекту «Общее Дело: Возрождение деревянных храмов Севера» на территории Псковской области.

Во встрече приняли участие: начальник Службы управления объектами всемирного наследия ЮНЕСКО по Псковской области Мария Лисенкова, руководитель Молодежного отдела Псковской епархии иерей Тигрий Агаджанян и участники молодежного центра с обсудили состояние объекта культурного наследия регионального значения — Церковь Вознесения Господня (1906 г.) в деревне Петрилово Плюсского района. Участники встречи обсудили организационные моменты экспедиции по сохранению этого уникального храма, которая планируется с 20 по 29 июня этого года.

В ходе экспедиции предстоит расчистка территории от самосевной растительности и завалов, вызванных обрушением крыши, установка силовых лесов и сжимов для укрепления памятника.

Организаторы встречи отмечают, что в экспедиции может принять участие любой неравнодушный человек, желающий помочь сохранить важную часть культурного наследия Псковского края. Желающие принять участие могут приехать на весь период или присоединиться в конкретные дни по согласованному с организаторами графику. Проживание – в палаточном лагере в полевых условиях. По всей вопросам обращаться к Марии Лисенковой.

По материалам группы молодежного центра “Трилучье” Псковской епархии

 

Для учащихся Православной гимназии Пскова прозвучал последний звонок

23 мая 2025 года в МАОУ «Псковская гимназия с изучением основ Православной культуры № 28» состоялся последний звонок для выпускников 9 класса.

С напутственными словами и добрыми пожеланиями к выпускникам обратилась директор гимназии Ольга Замирская. Духовник гимназистов клирик храма Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища) города Пскова иерей Евгений Пустозеров благословил детей на новые свершения и добрые дела. С ответным словом и благодарностью учителям выступили родители. Всех порадовали своим задорным выступлением первоклассники. Мероприятие получилось торжественным и трогательным, не обошлось без слез радости и легкой печали.

Также прошел выпускной в четвертом классе. Гимназисты попрощались с начальной школой. Подготовленный классным руководителем Еленой Анатольевной и детьми концерт растрогал гостей мероприятия. Администрация поблагодарила родителей за их вклад в воспитание детей, активное участие в жизни гимназии. Родители выразили благодарность педагогам.

«Пусть сегодняшний праздник навсегда останется светлым и радостным воспоминанием. Мы желаем нашим выпускникам успехов в учебе и труде, чистого неба, яркого солнца, хорошего настроения! Пусть сбываются мечты!», – отметили в группе Гимназии.

По материалам группы Православной гимназии Пскова

В эфире ГТРК «Псков» вышел сюжет о реставрации Стефановской церкви Мирожского монастыря

29 мая 2025 года в эфире ГТРК «Псков» рассказали как идет реставрация Стефановской церкви Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в городе Пскове. 

По материалам сайта ГТРК «Псков»

Спасо-Елеазаровский монастырь приглашает на фотовыставку, посвященную 25-летию возрождения обители

с 28 мая 2025 года в монастырских палатах Спасо-Елеазаровского монастыря проходит фотовыставка, посвященная истории обители от ее основания до современности.

По окончании экскурсии посетители выставки смогут посмотреть документальный фильм «Елеазарова пустынь. Возрождение» (30 мин). Фильм создан сестрами Спасо-Елеазаровского монастыря.

Посещение фотовыставки для групп или с индивидуальной экскурсией осуществляется по предварительной договоренности (тел. +7 905 238 88 82).

По материалам группы Спасо-Елеазаровского монастыря 

К 25-летию возрождения Спасо-Елеазаровской обители вышел документальный фильм «Елеазарова пустынь. Возрождение»

25 мая 2025 года, в преддверии празднования 25-летия возрождения Спасо-Елеазаровского женского монастыря, на официальном информационном портале обители состоялась публикация документального фильма «Елеазарова пустынь. Возрождение».

Кинохроника к юбилею обители создана сестрами Спасо-Елеазаровского монастыря на основе кадров из документальных фильмов “Матушка и храм”, “Третий Рим”, телепередач ГТРК «Псков», “Дорога к храму” и других. Фильм озвучен песнями Владимира Волкова “Матушка Русь”, “Не отыми покрова” и “Монастырь”.

По материалам группы Спасо-Елеазаровского женского монастыря 

В день памяти преподобных Евфросина и Серапиона в Спасо-Елеазаровском монастыре отметили 25-летие возрождения обители

28 мая 2025 года, в отдание праздника Пасхи и день памяти преподобных Евфросина и ученика его Серапиона Спасо-Елеазаровских, в Спасо-Елеазаровском монастыре состоялось праздничное богослужение в честь основателей обители и 25-летия возобновления монашеской жизни. 

Божественную Литургию в приделе Рождества Пресвятой Богородицы Трехсвятительского собора обители совершили: благочинный монастырей Псковской епархии иеромонах Иннокентий (Селезнев), исполняющий обязанности наместника Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря иеромонах Всеволод (Сиканов), клирик храма Покрова Божией Матери поселка Боровик игумен Филагрий (Кривых), наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин), настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Озера Гдовского района протоиерей Евгений Михайлов, клирик Спасо-Елеазаровской обители протоиерей Сергий Иванов и настоятель храма Рождества Христова на подворье Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в поселке Красиковщина иерей Георгий Ширлин.  

За богослужением молились: митрополит Евсевий (Саввин), возглавлявший Псковскую епархию в 1993-2018 годах и чьими молитвами и трудами состоялось возрождении обители, настоятельница монастыря игумения Татиана (Пашкова) с сестрами обители, прихожане и паломники.

По окончании Божественной Литургии был совершен праздничный молебен преподобным отцам Елеазаровским Евфросину и Серапиону с крестным ходом вокруг обители, и совершена заупокойная лития в часовне на могиле первой настоятельницы монастыря игумении Елисаветы (Беляевой). 

По материалам группы Спасо-Елеазаровского монастыря

 

 

 

 

Митрополит Матфей посетил общину при храме иконы Божией Матери «Милующая» в дерене Вехно

29 мая 2025 года митрополит Псковский и Порховский Матфей, глава Псковской митрополии, посетил общину при храме иконы Божией Матери «Милующая» в дерене Вехно Новоржевского района Великолукской епархии.

Владыку митрополита встречал настоятель храма иеромонах Варнава (Снытко). В ходе визита митрополит Матфей ознакомился с ходом строительства обители милосердия при храме, а также пообщался с ее сестрами.

Первая ступень к Богу – миссионерство

16-17 мая 2025 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Вся Руси Кирилла в Паломническом центре Псково-Печерского монастыря прошел I Международный конгресс “Единение”, посвященный подготовке разработки Стратегии развития паломничества в России. Среди участников этого важного мероприятия выступил с докладом иерей Антоний Косых, исполняющий обязанности заместителя председателя Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви. Мы решили пригласить отца Антония на интервью, чтобы задать по теме паломничества несколько вопросов.

«Места, где люди уже получали от Бога ответы»

Добрый день, отец Антоний, Христос Воскресе!
Скажите, пожалуйста, может ли паломничество быть миссионерством, и могут ли паломники в каком-то смысле брать на себя эту роль?

Добрый день, Воистину Воскресе! Действительно, паломничество – это и есть миссионерство, потому что это и есть путь к Богу. Мы отправляемся в него не для того, чтобы что-то увидеть или посмотреть, а мы идём в те места, где люди до нас уже получали от Бога ответы, и мы хотим присоединиться к ним. Паломничество – это, безусловно, часть миссионерства, потому что мы с собой можем позвать наших друзей, наших знакомых, тех, кто, может быть, еще мало воцерковлен. Мы можем не только своим примером, но и примером других людей, делами веры поспособствовать, чтобы они увидели новый мир для себя. Это и есть настоящее паломничество не словом, а делом.

«Павел тоже шел и не знал, что встретит Бога»

Многие считают, что съездить в паломничество значит воцерковиться, так ли это?

Это может быть. Мы можем воцерковиться, так как никто никогда не знает, когда он встретит Бога. Павел тоже шёл и не знал, что встретит Бога, но прямой взаимосвязи между этими понятиями, конечно, нет. В паломничество мы отправляемся для того, чтобы, прежде всего, для себя ответить на какой-то вопрос. Если у нас стоит вопрос воцерковления, то это будет только первым шагом, ведь воцерковление – это целый процесс, когда мы узнаем о Боге, о Церкви, о традициях, а самое главное, когда мы начинаем это все применять для себя. Сразу применить для себя это невозможно, но это может быть началом пути.

«Он едет отдохнуть, а тут рассказывают про святых»

Паломнические туры продают всем людям, не спрашивая о целях посещения святых мест. Бывают ли от этого негативные последствия, и как можно на них повлиять?

Могут быть негативные последствия, если человек не понимает, что такое паломничество, если он рассчитывает, что получит экскурсионный развлекательный тур. Он едетотдохнуть, а тут рассказывают про святых, про молитву, про чудеса. Может произойти несоответствие того, что он хотел увидеть и что получил. Но если с человеком это обсуждать, говорить заранее, то никаких негативных эффектов, конечно, не будет.

«Мы видим места, на которых был Господь, но как мы это применим к себе»

Некоторые люди подменяют паломничеством духовную жизнь, участие в Таинствах, в жизни Церкви, образуя, таким образом, группу так называемых «околоцерковных» прихожан. Как вы смотрите на эту проблему?

Это может быть проблемой, если люди делают такую замену. Наша духовная жизнь – это жизнь вместе с Богом и Церковью, которую Он оставил на земле, плюс участие в Таинствах. Участие в Таинствах не может заменить абсолютно ничего, даже паломничество на Святую Землю. Да, мы видим места, на которых был Господь, но как мы это применим к себе, как мы это изменим? Быть участником Церкви – это быть участником непосредственно живой общины, изучать Священное писание, это жить жизнью Церкви, прибегать ко всем Таинствам, которые она предлагает. Никакое другое действие, в том числе паломничество, не может это заменить.

«Не интересен формат»

Мы знаем, что паломничество можно назвать путем к Богу, как сделать его близким поколению молодежи?

Главное быть честными с самим собой и быть честными с молодежью. Если им не интересен формат, это не значит, что им не интересно паломничество, ведь оно, прежде всего, подразумевает путь к своему сердцу и к Богу. То есть нужно какую-то часть поменять, сделать ее форму более современной, более понятной, не меняя сути. Ведь самое главное во время этого пути, чтобы человек нашел время помолиться, заглянуть к себе в сердце и там обрести Бога. Если мы изменим форму, чтобы человеку стало все понятнее, это будет только в плюс.

«Возвращаемся другими, главное, в какой мере»

Как получить действенный духовный опыт от поездки по святым местам, ведь каждый хочет вернуться из него другим человеком?

А мы и возвращаемся другими людьми, только главное – понять, в какой мере. Это не значит, что я завтра проснусь и стану святым, или жизнь станет другой, поменяется. Так не бывает, к сожалению, но мы поменяемся, безусловно.

«Неправильно стоит фокус»

Может ли пострадать духовное здоровье в погоне за духовными впечатлениями?

Духовное здоровье – это наше внутреннее состояние. Если мы бежим именно за впечатлениями, значит, у нас неправильно стоит фокус, и надо задуматься, что мы хотим получить от Бога, от этой поездки? Ведь это не просто поездка, не просто туристическое развлечение. Это, как мы уже не раз сказали, – наш путь к Богу, то есть то, как я хочу измениться. Это как в исповеди: приходя на нее, мы хотим избавиться от грехов и обещаем Богу больше не творить их. То же самое и в паломничестве. Если мы отправляемся в него, значит, сами себе уже даем знать, что хотели бы что-то изменить духовно, и поэтому прибегаем к образам святых, к их мощам, к их примеру за помощью и силами для таковых изменений. Это самое важное, самое ценное, что у нас есть.

Дорогой отец Антоний, благодарим Вас за интересные и глубокие ответы, хочется пожелать Вам от нашей Псковской епархии Божией помощи, сил и радости в ежедневном служении Богу и Церкви!

Беседовала Кира Киреева

Состоялась встреча митрополита Матфея и главы города Великие Луки Николая Козловского

29 мая 2025 года, в празднование Вознесения Господня, в резиденции Великолукского епархиального управления состоялась встреча митрополита Псковского и Порховского Матфея, временно управляющего Великолукской епархией, и главы города Великие Луки Николая Николаевича Козловского.

В ходе встречи обсуждались вопросы взаимодействия Великолукской епархии и муниципальных властей, а также соработничество Церкви и государства в сфере образования, культуры и социального служения.