Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Досточтимые отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с Неделей десятой по Пятидесятнице, с Воскресным днём, с малой Пасхой, с днём, когда Церковь особенно торжествует и собирается, дабы вспомнить события, связанные с Воскресением Христовым.
Сегодня в Евангельском чтении святая Церковь предлагает нам повествование об исцелении бесноватого отрока. Две тысячи лет назад, когда нечестие было распространено по лицу земли, Господь явился, чтобы исцелить многих и даровать нам христианское учение, заповеди и Таинства. Сегодня мы переживаем нечто подобное. К сожалению, нечестие распространилось по лицу земли, как никогда в другое время. Мы видим, как некогда христианские страны становятся, как они сами признают, постхристианскими, а по сути дела скрыто или даже открыто исповедующими сатанизм, как меняется отношение к семье, к рождению детей и вообще к пониманию существования мира и жизни человека на земле, его целей, и для чего действительно Господь создал Своё любимое творение. Но когда отступает человек от Бога и не хочет признавать Его существование, отвергает Его заповеди и открыто служит сатане – тогда Господь отнимает разум у людей и бывает, что целые поколения, целые народы исчезают с лица земли.
Это мы видим в сегодняшнем Евангельском чтении. Ребёнок родился и стал бесноватым. В чём причина? Бывает, и в наших семьях происходит подобное: ребёнок не слушается родителей, бывает, даже матом кричит. Откуда взялось, – думают родители, – вроде мы его этому не учили. А отцы Церкви говорят, что если родители при ношении женщины бремени ругаются между собой, держат в уме своём греховные помыслы, то Господь, бывает, этот грех перелагает и на чад, которые рождаются. Ребёнок потом мучается страстью гнева и, бывает, часто не уважает своих родителей и даже поднимает на них руку. И сегодняшнее чтение предлагает случай, когда папа пришёл, ожидая сошествия Спасителя с горы, и говорит Спасителю: «помилуй сына моего, исцели его. Он беснуется в новолуние, бес мучает его, ввергает в различные мучения, биения». Пытались даже его ученики, пока Господь ходил с Петром, Иоанном и Иаковом на гору, исцелить этого отрока, но не смогли. И отец об этом свидетельствует, что «ученики Твои пытались исцелить». Господь же сказал, что по неверию не смогли они исцелить. И, помолившись, Он запретил духу нечистому, чтобы тот его не мучил и оставил его (см.: Мф. 17:14-23).
Действительно, дьявол действует в нас только по попущению Божию. Если Господь не попустит этого по нашим грехам или по особому Промыслу, дьявол ничего не может сделать человеку, живущему по заповедям. Мы помним преподобного Серафима Саровского, у него был ближайший, скажем так, сокелейник его, сомолитвенник, хотя и мирянин – Николай Мотовилов, который говорил, что если я живу благочестивой жизнью, то дьявол ничего мне не сделает. И Господь попустил ему за такие гордые, тщеславные помыслы, что дьявол овладел им. И он испытал и гиену огненную, и тартар, и по сути дела состояние богооставленности – всё это он прочувствовал. Поэтому даже если мы ходим в храм, но гордимся или там тщеславимся, то Господь тоже может попустить такое, чтобы нас вразумить, вернуть в лоно Церкви через покаяние, через изменение своей жизни. И мы тоже можем стать не подвластны своему телу, а будем исполнять повеления бесовские, и часто так происходит. Вы задумайтесь, вот мы после Исповеди Господу обещаем, что не будем больше грешить, не будем совершать поступков нехороших. Проходит неделя, может быть, десять дней, и как будто наш разум затуманивается, и мы уже не чувствуем той ответственности за слова, которые произносили. А мы думаем, что все так живут вроде, и дьявол найдёт слова нужные: «подумаешь, согрешил или согрешила – потом придёшь, покаешься». Вот в этот момент мы становимся подвластными бесам: когда совершаем греховные поступки, когда наш разум затуманивается и ответственность за грех уходит на второй план, и мы совершаем этот поступок, то мы в малой степени становимся одержимыми людьми. К сожалению, это так. Если в большей степени, да, такое тоже бывает – мы видим, когда люди не могут прикоснуться к святыне, когда они не могут принять святыню: крещенскую воду, просфору, они не могут приложиться к чудотворной иконе. Я по своей жизни тоже помню. В день Крестовоздвижения, это было в Белогорском монастыре, приехала паломническая группа, все приложились, а одна женщина подходит, упала перед Крестом (а шла Литургия, Херувимская песнь), и её начало крутить, корёжить, кричать начала, пока священник не вышел из алтаря, не покропил её крещенской водой. Тогда она обмякла и стала как будто без чувств, как это часто бывает, когда дух бесовский выходит из тела человека. И она пришла постепенно в себя и после этого спокойно уже приложилась к святыне.
Так вот, Господь говорит, что только молитвою и постом изгоняется род сей. Молитва – это связь человека с Богом – это та пуповина, которая соединяет нас с Создателем, через которую дух наш впитывает те жизненные силы, которые необходимы нам. О, как нам тяжело молиться бывает, да? Вечерние молитвы – встать, прочитать – уже ведь так ко сну тянет. А утром – ну, быстрей, быстрей, надо дела домашние сделать, быстрей на работу – когда там молиться. А ведь всего-то 7-10 минут уделить общению с Богом – и мы будем иметь благословение. Молитва в течение дня помогает нам держать ум свой в трезвости. Чувствуем – начинаем заводиться на кого-то, какое-то осуждение, ропот, гнев появляется – взяли, прочитали 10-15 молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного или грешную». И Господь уже Своей благодатью покроет, и мы не скажем того, что хотели сказать, не начнём ссоры, не вступим в какое-то разделение, конфронтацию между людьми, как часто это бывает, когда мы находимся вне Бога. Ну а пост – это крылья к нашей молитве. Чтобы она возлетела к Богу – нужно облегчить наше тело, облегчить наш ум, который отягощён разными пищей, питьём, и тем, что нас приземляет, прилепляет к этому вещественному миру.
Когда мы совершаем пост – мы, во-первых, исполняем послушание Церкви, которая заповедуют нам держать однодневные и многодневные посты. Как сейчас – идёт Успенский пост, подготавливаемся к великому празднику – к Успению Пресвятой Богородицы. Пост строгий, он подобен посту Великому. И действительно есть время подготовиться и как-то задуматься, где же находится наша душа, к чему прилеплено наше сердце. Воздержаться в пище и питие – это внешнее, пост внешний. Важен внутренний пост, то есть воздержание наших чувств, ума, органов слуха, зрения, чтобы не слушать и не смотреть злое, греховное, развращённое, не ходить на пути неправедные, а стараться совершать дела добрые. Вот в этом состоит пост и духовный, и телесный. А внешнее воздержание в пище тоже нужно, особенно для молодых людей, которые ещё терзаемы, как говорится, различными волнениями, чисто телесными. Поэтому будем через хранение поста окрылять свою молитву, и тогда действительно у нас будет, скажем так, прививка против греха – иммунитет Господь будет давать посредством дарования нам благодати. Вот пост, считайте, это прививка от греха. Для того, чтобы нам укрепиться в добродетели нужно сохранять пост и молиться ежедневно.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с Воскресным днём, желаю помощи Божией в этом Успенском посту. Сейчас праздник Преображения во вторник будет, потом ещё буквально десять дней – и будем ликовать ради Царицы Небесной, встречать Её честное Успение вместе с апостолами. Ну а сейчас необходимо ещё потрудиться.
Всех вас благодарю, что формируется дружная община, что храм уже живёт активной богослужебной жизнью. Думаю, что в скором времени появится и Воскресная школа здесь. Мы работу по этому поводу ведём, чтобы было место где собираться Воскресной школе и для детей, и для взрослых, чтобы было место для чаепития и общения прихожан и каких-то, может быть, приходских активностей. Всё это будет. А вы молитесь, чтобы Господь даровал нам возможность построить здесь большой каменный храм, который станет центром Завеличья, самым крупным храмом, потому что участок очень хороший. Так в своих домашних молитвах и просите: «Господи, помоги нам построить храм». Потому что этот храм маленький, пока вмещает всех желающих, но район очень густонаселённый. Я думаю, что человек на 400-500 здесь спокойно храм будет востребован. Благодарю всех вас за молитвы. Поздравляю всех с Воскресным днём, особенно тех, кто сегодня причастился Святых Христовых Таин. Выслушаем благодарственные молитвы по Святому Причащению!
17 августа 2025 года,
храм блаженной Ксении Петербургской города Пскова