Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Досточтимая матушка Маркелла, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с Воскресным днём, с Неделей Торжества Православия и благодарю за совместные молитвы, которые мы сейчас вместе совершили у Креста Господня, воспоминая Его страдания.
Наверное, невозможно представить более несправедливого поступка в истории человечества, чем то событие, которое произошло чуть более двух тысяч лет назад, когда люди распяли своего Создателя. Мы вспоминали сегодня из Евангельского чтения, как происходили на глазах всего народа последние дни жизни нашего Спасителя. До последнего он находился в служении человеку. Он молился за обезумевший народ, «которые не ведали, что творят». Он молился за предавшего Его ученика, который из-за каких-то тридцати сребреников пошёл на преступление и предал неповинную кровь своего Учителя. Мы видим немощь учеников, которые не могли потерпеть и пободрствовать вместе со своим Учителем в самые трудные минуты Его жизни, когда Он молился горячо, со слезами и даже до кровавого пота, прося у Господа: «аще возможно, да мимоидет от Мене чаша сия», понимая, какие страдания впереди Его ожидают, чувствуя это, как человек, переживая, но добавляя при этом: «не Моя воля, но Твоя да будет» (см.: Мф. 26:39-42).
Мы видим и немощь учеников, которые разбежались «страха ради иудейска», когда Господа предали на суд и жестоко били Его, как апостол Пётр трижды в одну ночь предал своего Божественного Учителя и с плачем удалился из претории, из места, где Его мучили. Мы видим падение человека во всех его проявлениях, мы видим ту, волнующуюся как море, беснующуюся толпу возле Креста, которые кричали: «распни, распни Его», «аще Ты еси Бог, сниди ныне со Креста»; предательство народа иудейского, которые кричали: «кровь Его на нас и на детях наших». Всё это видим. «Господь же не единого зла сотворил», – как сказал благоразумный разбойник на кресте. Действительно, Он исцелял, воскрешал, Он помогал страждущим, давал жизнь и здравие тем, кто нуждался в этом, ни разу не осудив никого за все те преступления, которые были совершены против Него.
Великая несправедливость и Божественное милосердие, которое проявилось по отношению к нам всем. Божественное милосердие было задумано ещё в Предвечном Совете – понимая, что человек несовершен, непостоянен и придётся пойти и на смерть Самому второму Лицу Святой Троицы – Сыну Божию. И это совершилось. Искупление рода человеческого было совершено посредством той Жертвы, Которой стал Иисус Христос. Если бы это не совершилось, то было бы недостаточно ни одной жертвы в мире, чтобы дать свободу человеку от греха, дьявола и смерти, чего человек не мог победить своей силою. Мы видим, сколько пророков и праведников ветхозаветных не могли своей праведностью оказаться в раю, они ожидали пришествия Спасителя и, дождавшись, были выведены из места, лишённого света. Но были выведены те, кто ожидал Его пришествия. Естественно, грешники, которые хулили Бога, которые боролись против Него, остались на вечные мучения.
И вот сегодня, когда мы молились у Креста, нужно задаться вопросом: «а где мы, на какой стороне мы находимся?». Мы с теми, кто сопереживает смерти и Воскресению Спасителя у Креста – ближайшими Его учениками, Матерью Божией, Которая стояла вместе с Иоанном Богословом и молча со слезами молилась, и сердце, действительно, Её было изранено теми страданиями, которые терпел Её Божественный Сын. Или же мы с той толпой, которая кричит: «распни, распни Его» вновь и вновь? Согрешая, мы терзаем Его тело, как терзали Его воины, бия плетями и по голове, вонзая терновый венец в Его главу. Согрешая, мы вновь и вновь причиняем Ему страдания, тем более, если мы не каемся в этом. Поэтому сегодня, прикладываясь ко Кресту, будем просить у Господа, чтобы Он даровал нам исправление, прежде всего.
Время святой Четыредесятницы – это время сугубых молитв, воздержания и внутреннего сосредоточения. Душа проходит экзамен, можно сказать, на определение: в каком состоянии мы находимся? Нужно прожить эти сорок дней (уже чуть меньше) с оценкой своего духовного состояния, чаще исповедоваться, следить за движениями души ежедневно, стараться записывать те грехи, которые мы совершаем в течение дня – какие мысли осуждающие, греховные приходят в нашу голову (если они задерживаются, если мы соединяемся с ними): осуждения, может ропота на Бога, злости, зависти, раздражения, гнева. Всё это является препятствием ко входу в нашу душу благодати Божией.
Сегодня, прикладываясь ко Кресту, будем просить у Господа, чтобы Он даровал нам исправление и исцеление нашей души, чтобы мы захотели ревностно трудиться для Него. Потому что бывает, часто мы и не хотим, нас всё устраивает в нашей жизни. Бывает ещё и ропщем, когда приходят какие-то испытания на жизненном пути, начинаем оправдываться перед людьми, перед собой, перед Богом, что мы достойны большего, лучшего, не смиряясь с той ситуацией, которую Господь даёт, с благодарностью не принимая её. Каждый, из здесь присутствующих, я думаю, чувствовал в себе подобные состояния. Будем просить у Господа, чтобы крест, который Он даёт нам, мы несли безропотно и с надеждой, что благодаря терпению, Господь дарует очищение душе, которое требуется. Как через горнило проходит руда и получается чистое золото, так и душа, проходя через страдания, очищается от греховных привязанностей, становится мягче, податливей и сопереживательней к страданиям других людей. Вот желаю вам всего этого в Великом посту святой Четыредесятницы, чтоб Господь утешил вхождением благодати Пресвятаго Духа в наши души. Аминь.
9 марта 2025 года,
Спасо-Казанский Симанский монастырь