Отец наместник архимандрит Спиридон, досточтимые отцы, братия святыя обители сея, гости сегодняшнего торжества! Позвольте вас поздравить с Воскресным днём – с Неделей двадцатой по Пятидесятнице. Как быстро идёт время, казалось бы, вот совсем недавно мы отмечали Светлое Христово Воскресение – 5 мая, отпраздновали Пятидесятницу, но вот уже двадцать недель, как мы перешагнули порог праздника Святой Троицы, и теперь уже подходим к Рождественскому посту.
Жизнь человека, действительно, проходит день за днём, и не даром говорит святой пророк Давид, что «дние лукави суть» (Пс. 33:13) – время проходит для нас, как будто мы находимся во сне. Вроде вот недавно была молодость, юность, а вот уже и зрелые лета, вот уже и болезни, и скорби, и немощь тела. Жизнь проходит! И действительно, кто живёт невнимательно, кто живёт без участия в жизни Церкви, для того эта жизнь, а самое главное – переход в вечность – наступает неожиданно. А человек верующий, восходя от силы в силу, готовится к главному экзамену в своей жизни.
Сегодня мы в Евангелии от Луки слышали повествование о гадаринском бесноватом. Интересно, что предшествовало этому событию чудесное путешествие апостолов вместе со Христом по Генисаретскому морю, где разыгралась буря, и было укрощение её одним словом Господним, когда Он показал Своё всемогущество (см.: Лк. 8:22-25). И вот, переправившись через эту водную стихию, ученики вместе со Христом выйдя на берег встречают человека, который был одержим злым духом – частое в то время событие. Действительно, мы помним, что ко времени пришествия Христа умножилось беззаконие на земле: различные языческие культы овладевали сердцами людей. Люди впадали в различные пороки и грехи, даже не считая их таковыми. Они считали, что в порядке вещей совершать блуд, совершать жертвоприношения, совершать различные беззакония. Ну и конечно, Бог попускал за эти великие грехи людям бывать одержимыми демоническими силами. И вот такой больной духовно человек, которым овладел бес уже и физически, находился во гробах – то есть при пещерах, где совершались погребения. И теми местами даже боялись проходить люди, потому что, если кого он встречал, то наносил увечья, разрывал одежды и, наверное, даже некоторых и умерщвлял. Вот такая была в нём силища, что не могли его удержать, даже сковывая цепями. Поэтому он наводил ужас и страх на окрестные селения. И, конечно, люди старались теми местами не проходить. Христос, дабы опять же утвердить Своих учеников, прежде всего, в том, чтобы они не сомневались, когда придёт время испытаний, что Он – Божественный Учитель – одним словом исцеляет бесноватого. И мало того, что Он изгоняет этим повелительным указанием духа, который мучил человека множество лет, Он ещё показывает (в дальнейшем мы видим), что без воли Божией человеком бес никогда не овладеет. Мы читаем, что вступивши в диалог с бесом Христос спросил: «что тебе есть имя?». А он ответил: «легион имя мне». Что значит легион? Легион – это воинское подразделение, насчитывавшее в то время до десяти тысяч воинов. Вот какая силища сидела в этом человеке! Какая сила обладала им демоническая. Если, говорит преподобный Серафим Саровский, один бесёнок может перевернуть своим коготком весь мир, то какая сила была в этом человеке! Но и этот легион спрашивает у Христа: «повели нам, – говорят, – не уходить в бездну (то есть в небытие), а вселиться в стадо свиное», которое паслось неподалёку. Свиней было около двух тысяч. Господь повелел им, и всё это стадо, которым овладел злой дух, бросилось с крутизны в море и погибло. Ну, казалось бы, скорбь. но здесь мы видим что Господь обличает через это жителей, которые более прилепились к своим материальным благам, к своим животным стремлениям, нежели к тому, что они сейчас видели и слышали. Нужно было последовать за Христом – ведь Учитель пришёл, Которого ожидали, Который может дать не ту воду, которая утоляет жажду на время, а ту воду, после которой человек не будет жаждать вовек, Который может дать благо небесное, которое выше благ материальных. Но, к сожалению, люди, прилепившиеся к земному, не смогли оторваться от него и просили, чтобы Христос удалился из их мест (см.: Лк. 8:27-36). Видели великое чудо – и не приняли Его. Как и многие из иудеев, они ждали, что придёт царь и воссядет править всем миром, их же поставит во главе этого земного царства на важные посты, чтобы и они управляли вместе с Ним этой жизнью земной. Но Господь говорил, что пришёл дать другое. Не обладание материальными благами, а Царство Небесное пришёл Он водворить здесь, на земле, чтобы то Царство, которое находится внутри нас, стало обладать нами, а не те вещественные блага, к которым прилепляется душа человека земного.
Вот этот ещё один акт всемогущества Божия, который произошёл на берегу Генисаретского озера, показывает ученикам и научает нас, что для Бога нет ничего невозможного – это первое. Во-вторых, мы видим, что человеком может обладать злой дух. За что же дух демонический обладает человеком? Когда человек сам добровольно начинает соглашаться со грехом – мы чувствуем, бывает, как нами действует как будто бы извне какая-то сила. Мы не хотим грешить, бывает даже Богу обещаем на исповеди, а потом, как будто под каким-то гипнозом находясь, вновь согрешаем тем пороком, который, понимаем, есть грех – подобно тому, как в индийской практике на дудочках играют, и змея слушается. Вот так и мы, бывает, внушаемые помыслы принимаем за свои мысли, соглашаемся с ними и поступаем вопреки здравому смыслу, вопреки пользе, а наоборот – на погибель своей души, потому что забываем призывать Христа. О, если бы мы деятельно боролись с грехом, прибегая к молитве, прибегая к воспоминанию имени Иисусова, Которое есть меч обоюдоострый, посекающий демонические силы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Если бы в момент греховного помысла мы начали бороться с ним, говоря демону: «отойди от меня, сатана», и призывали имя Христово, то демон бы не приразился нашему сердцу, не согласилась бы наша душа на грех, и мы бы устояли в добродетели, устояли бы в чистоте сердца. Но зачастую происходит иначе. Мы говорим себе: «ну, потом приду на исповедь, батюшке расскажу, и всё Господь простит». Ну, Господь-то, бывает, простит. Но в нашем сердце возникает дурной навык, который, повторяясь от одного раза к другому, превращается в страсть – страсть, от слова «страдание», которая терзает нашу душу. Подобно тому, как человек, терпящий кораблекрушение, находясь в море на каких-то там остатках от корабля, пытается утолить жажду солёной водой, так и грешный человек – он никогда не насытится грехом, а всё больше и больше душа будет испытывать эту жажду греховную, если мы пытаемся ею напиться. Вот так и наши пороки и страсти, часто повторяемые, начинают терзать нашу душу, принося ей, во-первых, опустошение, потому что мы отходим от Бога, удаляемся от Него, потому что невозможно благодати Божией находиться в нечистом сосуде. Во-вторых, мы, соглашаясь на грех, в очередной раз сочетаемся с ним и в некоторой степени, в малой или большей, у кого как, сами становимся бесноватыми – впускаем в своё сердце демоническую силу. Так вот, деятельная борьба с грехом через молитву, пост и участие в Таинствах и есть как раз христианская аскеза – то, чему братия в монастыре посвящают целую жизнь – деятельное противостояние греховному влечению. Это можно рассмотреть на примере человека страдающего винопитием или наркоманией. Вот он когда-то, начиная ну с каких-то невинных участий в каких-то празднествах, постепенно-постепенно привыкает, а потом уже отходят на второй план дорогие вина и какие-то там напитки – он начинает утолять свою страсть какими-то более дешёвыми напитками всё дальше и дальше, а потом доходит и до того, что и одеколон пьют и что только не пьют, лишь бы затуманить, как говорится, свой ум и через это впустить в свою душу, сами не понимая того, злую демоническую силу. Сколько бед происходит в наших семьях из-за пьянства, сколько семей разрушается, сколько детей вырастает с искалеченными душами; тем более из-за наркомании, к которой ещё сильнее и быстрее человек привыкает! Так вот, святые отцы называют пьянство «добровольным беснованием» – человек себя вводит в такое состояние, что лишается рассудка.
Ну и любая потребность человека, превращаемая вот именно в греховное услаждение, чрезмерное – она растлевает душу. Поэтому сегодняшнее евангельское чтение показывает нам, что Слово Божие – оно способно противостоять демонам. Читая Евангелие ежедневно, находясь в молитве – мы боремся с грехом, очищаем своё сердце. Если мы начинаем жалеть себя, начинаем лениться, то дьявол, тут как тут, вложит нам в ум какое-то страстное желание незаметно для нас, и мы опять впадём в искушение. Поэтому будем противостоять демонической силе и греху в своей жизни через молитву, пост, церковное послушание и участие в Таинствах Церкви. И тогда Господь не попустит, чтобы мы впадали в тяжкие пороки! Он умилосердится над нами и не даст даже возможности подойти к нам этой демонической силе, так как благодать Божия – она всё равно, сильнее.
Всех вас в сегодняшний день поздравляю с Воскресным днём! Отца наместника благодарю за те труды, которые Вы несёте как воссоздатель обители, устроитель монашеской жизни. Много Вы занимаетесь душепопечением как раз тех страждущих людей, которые впадают в различные зависимости. Это великий трудный путь! Хочется пожелать помощи Божией Вам на этом пути и братии тоже, чтобы с пониманием относились к этому подвигу своего настоятеля отца Спиридона, и помогали в деле строительства обители. Вот такие замечательные храмы у нас – самые просторные, наверное, из монастырских храмов, не считая, наверное, обители Псково-Печерской. Конечно, это великие труды и тех людей, которые жертвовали, и тех, кто строил, ну а не было бы желания у отца наместника и дерзновения послужить Богу – то не было бы ничего на этом месте. Поэтому помощи Божией вам, дорогие отцы, братья и сестры! Особенно поздравляю тех, кто сегодня причастился Святых Христовых Таин!
10 ноября 2024 года,
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь