В день Радоницы митрополит Арсений совершил богослужение в Свято-Успенском Святогорском монастыре

14 мая 2024 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Святогорском монастыре Великолукской епархии.

Его Высокопреосвященству сослужили: наместник обители игумен Василий (Бурков) с братией в священном сане. За богослужением молились многочисленные прихожане обители.

По отпусте Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. Затем была совершена панихида по всем от века усопшим православным христианам.

По окончании богослужения Владыка митрополит совершил заупокойную литию на могиле Александра Сергеевича Пушкина.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

В паломническом центре Псково-Печерского монастыря состоялся праздничный концерт «Пасхальные встречи у Вестников»

12 мая 2024 года на базе паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря состоялся праздничный концерт «Пасхальные встречи у Вестников», посвященный Светлому Христову Воскресению.

Перед зрителями с творческими номерами выступили: детский хор Воскресной школы Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря; воспитанники центра развития ребенка – детского сада «Светлячок»; образцовый ансамбль гусляров «Лель»; детский хореографический ансамбль «Бусинки», а также солисты и другие творческие коллективы.

Юные артисты порадовали печорян яркими музыкальными и танцевальными номерами, а также проникновенными литературными композициями.

В завершение концертной программы руководитель Отдела по делам молодёжи Псковской епархии игумен Августин (Заярный)  поблагодарил участников концерта за высокое мастерство и радость пасхального праздника.

По материалам группы Газета «Печорская правда»

В поселке Тямша началось возведение храма в честь святых Жен-мироносиц

В мае 2024 года в поселке Тямша Псковского района началось возведение храма в честь святых Жен-мироносиц. Храм в русском стиле из бревен поднялся уже на высоту более двух метров, и потребовалось законопатить щели между бревнами. В этом активное участие приняли прихожане храма во главе со своим настоятелем иереем Николаем Подгурским.

Все прихожане от мала до велика участвуют в возведении дома Божия, чтобы в нем было благодатно и тепло молиться. На Руси храм Божий всегда строили всем миром, и жители Тямши будут рады помощи всех неравнодушных людей, готовых вместе с ними потрудиться на строительстве нового храма. 

По материалам храма святых Жен-мироносиц п. Тямша

 

Митрополит Евсевий (Саввин) отметит 85-летие со дня рождения

16 мая 2024 года, в четверг, митрополит Евсевий (Саввин), возглавлявший Псковскую кафедру с 1993 по 2018 годы, отметит свое 85-летие. В этот день митрополит Евсевий совершит праздничное богослужение в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Начало Божественной Литургии – 10:00.

В Псковской епархии 3-5 июня 2024 года пройдет X Международная научная конференция «Москва – Третий Рим»

С 3 по 5 июня 2024 года в Спасо-Елеазаровском монастыре и городе Пскове будет проходить X Международная конференция «Москва – Третий Рим».

Организаторы  конференции: Псковская епархия, Спасо-Елеазаровский монастырь, Псковский музей-заповедник и Псковский государственный университет.

В рамках конференции «Москва – Третий Рим» планируется продолжить обсуждение вопросов отечественной истории и культуры, проблем истории Церкви и русского монашества, священного и мирского в христианском искусстве, открытий в области церковно-археологических древностей. 

Цель конференции – объединить специалистов, работающих над проблемами отечественной истории, – политическими и социальными аспектами прошлого, его духовной составляющей и материальными проявлениями в искусстве и археологии.

Направления работы конференции:

  • От Руси к России: политические и социальные процессы.
  • Византийская империя и Русь: взаимосвязь духовных традиций.
  • История Церкви и церковно-археологические древности.
  • Священное и мирское в христианском искусстве.

Количество и названия секций будут скорректированы в зависимости от поступивших заявок на участие.

Принять участие в конференции можно в качестве докладчика или зарегистрированного слушателя (без доклада).

Для участия в конференции в качестве докладчика необходимо заполнить заявку на официальном сайте конференции до 20 мая 2024г. – translatio-imperii.ru

Предполагается, что участие в конференции будет носить как очный, так и дистанционный характер (через on-line подключение).

По всем возникшим вопросам предлагаем обращаться по адресу Оргкомитета: moskva3rome@yandex.ru 

В Пскове впервые прошел Пасхальный концерт

12 мая 2024 года, в большом концертном зале Филармонии в городе Пскове впервые прошел Пасхальный концерт Псковской митрополии.

В концерте приняли участие: Архиерейский хор Псков-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой, хор учащихся Гимназии №28 с изучением основ православной культуры под управлением Татьяны Зимарской и заслуженный коллектив народного творчества «Театр танца “Русские узоры”».

Зрителей ждал богатейший репертуар: от богослужебных песнопений и народных танцев до уникальных музыкальных произведений в авторской обработке.

В завершение зрителей и участников концерта поприветствовал митрополит Псковский и Порховский Арсений. Владыка поздравил всех собравшихся с праздником Пасхи Господней и поблагодарил организаторов, руководителей и артистов за удивительный концерт, привнесший пасхальную радость в каждое сердце.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Воспитанники Воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Дедовичи отпраздновали день Светлой Пасхи

5 мая 2024 года, в Светлое Христово Воскресение, воспитанники Воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Дедовичи отпраздновали Пасху Господню.

Традиционно в день Светлой Пасхи юные дарования поднимаются на колокольню и пробуют себя в роли звонарей.

На колокольне детей встречал настоятель храма протоиерей Димитрий Васильев. Батюшка рассказал о роли колоколов в храме и колокольном звоне, а потом и показал ребятам, как правильно звонить. Дети быстро научились, и радостный звон колоколов из детских рук возвестил о Светлом дне Пасхи Христовой!

В храме ребята прославили Пасхальными песнопениями Воскресшего Господа, а отец Димитрий вручил детям пасхальные подарки. Затем была совместная праздничная трапеза. 

По материалам группы храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Дедовичи

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения на основании храма в честь страстотерпцев цесаревича Алексея и праведного врача Евгения

Христос Воскресе! Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, приветствую и поздравляю не только с Пасхой, не только с Неделей уверения Фомы, которые мы сегодня празднуем, но и с этим знаменательным событием православной жизни Пскова и Псковской епархии в целом – с закладкой храма в честь страстотерпцев цесаревича Алексея и праведного врача Евгения!

Мы совершили молебное пение, которое не только является молитвой на начало доброго дела, но и несёт в себе ряд важных богословских истин, которые раскрывают для нас суть и значение православного храма в жизни верующих. И прежде всего, мы предстаём перед той истиной, что Церковь, основанная Христом, Богом нашим – это все мы, это народ Божий, народ, с которым обитает Господь, это место селения славы Божией. Начиная от близких к Христу апостолов, столпов будущей Церкви, и до нас с вами, все верующие во Христа, вне зависимости от времени, когда они проживают, страны, культуры, социального положения, образования, пола и возраста – все составляют народ святой, то есть Церковь, веру, которую мы исповедуем каждый раз словами нашего Символа: во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь (Символ веры). И Глава этого народа или этого человечества – Сам Христос, Новый Адам. А вот церкви, как здания, как храмы, в которых совершается молитва, в которых совершаются Таинства, в которых совершается таинственная встреча души человеческой с Богом (а в собрании верных – в Евхаристии – Господь воскресший являет Себя) – это образ той самой Церкви, о которой я только что говорил, как Церкви Христовой, как Церкви Символа веры (Церкви с большой буквы). Храмы – это иконы Церкви, как народа, как Тела Христова. Именно в храмах, именно в этих освященных домах Божиих, как они называются, мы и научаемся быть Церковью с большой буквы. Мы становимся Его народом, Его избранным достоянием, мы поучаемся заповедям Христовым, мы получаем благодатные силы для христианской жизни. Здесь освящаются все этапы нашей, не только христианской, но и вообще жизни в этом мире, начиная от рождения и заканчивая проводами в «путь всея земли»: здесь совершаются Исповедь и Причастие, Таинство Венчания и всё потребное для нашего назидания и нашего благодатного укрепления.

Знаменательно, что этот храм будет расположен на территории инфекционной больницы, потому что мы все отдаём отчёт, что в Боге нужду имеют все люди, каждый человек, и прежде всего медицинские работники в данном случае, но также и те, кто будет обращаться сюда за медицинской помощью, потому что человек существо не только материальное. И исцеление, настоящее исцеление, происходит не только на материальном уровне, но и на духовном. А вот для этого нужен Господь, нужна встреча с Ним, нужно обращение к Нему. И когда происходит сочетание и физических наших усилий, и духовных, тогда и будет гармония, тогда будет всецелое исцеление. А на языке святых отцов, как мы знаем, слово «исцеление» и слово «спасение» передается одним и тем же словом σωτηρία [сотерия]. И Господь Иисус Христос – истинный Врач душ и телес наших, Он называется Спасителем, и это слово может также переводиться как «Исцелитель». Σωτήρας [Сотерас] – Спаситель и Исцелитель душ и телес наших. Это ещё одно напоминание о том, что человек – существо и духовное и телесное, и нуждается во всецелом исцелении.

Поздравляю всех тех, кто приложил усилия, тщанием которых основан этот храм, освящение которого и в своё время, дай Бог, будем совершать. Это, прежде всего, и главврач инфекционной больницы Анастасия Викторовна, присутствующая здесь, и приход, и духовенство Троицкого кафедрального собора во главе с настоятелем отцом Алексием. Это и все те жертвователи, все те безмездные труженики, которые вносят свою лепту в созидание этого дома Божия. Сегодня ваш праздник. Я от души приветствую вас и желаю, чтобы Господь благословил все ваши усилия, ваши добрые дела. Благословил вас милостью Своею, миром и радостью, и чтобы вы увидели завершение труда рук ваших во славу имени Божия, к пользе и созиданию Церкви и спасении душ и телес человеческих. С праздником! Христос Воскресе!

12 мая 2024 года,
храм святых страстотерпца цесаревича Алексея  и праведного врача Евгения
города Пскова

Митрополит Арсений совершил чин основания храма святых цесаревича Алексия и врача Евгения Боткина при Псковской областной инфекционной клинической больнице

12 мая 2024 года, в Неделю Фомину, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил чин на основание храма святых страстотерпцев цесаревича Алексия и праведного врача Евгения Боткина при Псковской областной инфекционной клинической больнице.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский) и духовенство города Пскова. Песнопения чина исполнил хор кафедрального собора под управлением Наталии Гострой. За богослужением молились: главный врач Псковской областной инфекционной клинической больницы Анастасия Повторейко, многочисленные псковичи.

По окончании чина основания храма митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения на Антипасху

Христос Воскресе! Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, восьмой день по Пасхе, который называется в Церкви Неделей о Фоме. Мы вспоминаем чудо уверения Фомы, описанное в Евангелии от Иоанна, как свидетельство истинности Воскресения Христова. Промыслительно отсутствующий во время первого явления ученикам Воскресшего Господа, апостол Фома заявил: «пока сам не увижу Воскресшего и не вложу перста моего,– то есть пальца, – в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, – там, где было прободение копьем, – не поверю» (см.: Ин. 20:25).

В обиходе распространено такое клише, как «Фома неверующий». Но сегодня Церковь, словами одного из песнопений, воспевает «блаженное неверие Фомино». Уже это выражение говорит о том, что Фома не был неверующим в обычном смысле этого слова, а в чём-то – в преданности, в любви ко Господу и в вере – он мог даже превосходить других апостолов. Вспомним только один из эпизодов, описанный в Евангелии от Иоанна, когда Христос собирается идти воскресить Лазаря, Он говорит Своим ученикам: «Лазарь друг наш успе, – по-славянски, то есть уснул, – но Я иду разбудить Его», зная что совершит воскрешение (Ин. 11:11). А ученики, которые только знали, что Вифания, которая находится близ Иерусалима – место, где Христа подстерегает смертельная опасность – пытаются отговорить сначала Его: «если уснул, то выздоровеет», то есть «не надо Тебе идти», как бы такой смысл этого выражения. И тогда Господь прямо говорит, что «Лазарь умер, и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему» (Ин. 11:14-15). Я думаю, что апостолы вряд ли что–то поняли о том, что собирается совершить Господь, им лишь послушались Его слова. И только Фома, один из двенадцати, сказал: «пойдём и мы умрём с ним» (Ин. 11:16). В этой преданности, в этой любви ко Господу трудно заподозрить какое-то неверие. И говоря уже о Воскресении, можно безусловно сказать, что любой из учеников на месте Фомы сказал бы то же самое. Они сами не поверили жёнам-мироносицам, которые возвестили им явление Небесного вестника, а потом и Самого Христа. «Показались им безумными слова их», – так говорит Евангелие (см: Лк. 24:11). Сначала никто из апостолов не поверил. А когда Воскресший явился десяти в отсутствии Фомы, – «возрадовашася ученицы, видевше Господа» – они возрадовались (Ин. 20:20). И так бы возрадовался бы и апостол Фома, если бы он был с ними в первое явление, в сам день Воскресения, но Промысл Божий был другим. Первое – для того, чтобы удостоверить истинность Воскресения Христова на примере уверения апостола Фомы. А во–вторых, для того, чтобы благословить всех верующих по слову апостолов, не видевших Христа по плоти, но верующих, но живущих Его присутствием, очами веры созерцающих Воскресшего в своей жизни – то есть всех нас. И когда происходит второе явление уже одиннадцати ученикам, включая апостола Фому, который так стремился сперва ощупать язвы Христовы, мол только это его удостоверит, в этот момент Евангелие ничего не говорит о том, что он стал так исследовать, но он только воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Это одно из самых сильных исповеданий Христа Богом, одно из немногочисленных, ясных и прямых. Ближе к нему стоит только исповедание апостола Петра: «Ты – Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:16). И вот это исповедание: апостола Петра, апостола Фомы, всех апостолов о том, что Христос, Сын Божий, поправший смерть, что Сам Бог, явившийся в мире как Человек, чтобы спасти падшего человека – является сердцевиной христианской проповеди. Это благая весть, которая является не просто проповедью, а возвещением той реальности, которая изменила всё в жизни учеников. Запуганные, сомневающиеся, отрекающиеся когда-то, они стали смелыми проповедниками Воскресения Христова. И уже ничто – ни угрозы, ни опасность, ни гонения, ни сама мученическая смерть – не могло заставить эту проповедь умолкнуть. Она гремит и по сей день. И особенно ясно, особенно громогласно она возвещается в Пасхальные дни.

На протяжении всей своей истории Церковь продолжает это апостольское провозвестие о спасении, совершённом во Христе, об истинности Его победы над смертью, об отверстом для нас Царствии Божием, о дороге туда, которую открыл для нас воскресший Господь и Спаситель. И продолжается не просто проповедь, а продолжается живой опыт встречи со Христом, потому что самое важное в христианстве, самое важное в Церкви – это не воспоминание о Христе, это не слова о Нём, записанные в священных книгах, это даже не проповедь с амвона – а Он Сам, остающийся со Своей Церковью, с каждым из нас, по Своему неложному обетованию: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20) – Он продолжает пребывать со своей Церковью, Его незримое присутствие мы ощущаем может быть сильнее всего в пасхальную ночь, может быть так же сильно во время Причастия, во время молитвы. Но так же мы можем ощутить и в совершении добрых дел, когда нашей души касается благодать, или когда мы встречаем добро по отношению к нам со стороны других людей. В радостных и порой скорбных обстоятельствах нашей жизни мы можем почувствовать Его незримое и спасающее присутствие, всегда любящее и всегда наполняющее смыслом и изменяющее всё. И в этом – главная наша радость и главное наше упование. Победа над смертью совершилась! И даже если в нашей жизни, помимо испытаний, помимо искушений, поселяются какие–то сомнения, как у апостолов в момент после Воскресения, будем помнить, что Господь не боится наших сомнений, и нам не следует их бояться, а приносить все наши вопросы и наши сомнения ко Христу, и Он даст ответ на всё. Потому что Он есть Тот, Кто в ответ на вопрошания апостола Фомы: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?», во время прощальной беседы накануне страданий, сказал: «куда Я иду, вы знаете, и путь знаете… – потому что – Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:4-6). Будем идти этим путём! Будем держаться этой истины! Будем стремиться к этой жизни, которая уже дарована нам во Христе Господе нашем, Победителе смерти. Аминь. Христос Воскресе!

12 мая 2024 года,
храм святого Александра Невского города Пскова