Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы приблизились к святой Четыредесятнице. Совершая вечерню, мы погружаемся в слова Великого поста, которые обращает к нам святая Церковь. Она вновь и вновь возгревает в нашем сердце чувство покаяния, побуждает нас к подвигу воздержания и наставляет нас на путь доброделания. Нынешнее Воскресение называется «Прощёным», так как святые отцы заповедовали в этот день испрашивать друг у друга прощения. Преподобный Марк Подвижник говорит, что прощение есть самая главная, высшая добродетель. На что можно задать вопрос: а как же смирение, как же воздержание, как же милосердие? И он справедливо отвечает: «Прощение есть дверь, которая открывает нам путь к постижению высших добродетелей».
Действительно, сегодня, накануне святой Четыредесятницы, мы слышали в Евангелии такие важные слова: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Вновь и вновь напоминают нам эти слова о том, насколько наше спасение зависит от наших ближних. Мы ежедневно находимся в общении между собой: люди семейные – с домочадцами, монашествующие – с братией, и волей или неволей каким-то укором или насмешкой можем оскорбить ближнего. Поэтому каждому из нас есть в чём просить прощения у ближнего. Мы сами чувствуем, бывает, это очень чётко, если по отношению к нам происходят какие-то недоброжелательства, иногда мы даже предполагаем злой умысел, если человек молчит, ничего не говорит. Диавол пытается ввергнуть нас в осуждение этого человека, особенно это остро чувствуется в монастыре, потому что диавол особенно воинствует против монашествующих.
Сегодня, в преддверии святой Четыредесятницы, мы имеем возможность попросить прощения у всех, кого мы обидели, и кто обидел нас, пойти навстречу своим обидчикам и первыми попросить прощения – обезоружить диавола, который постоянно хочет посеять вражду в Церкви, в семье, в государстве и между народами. Он разделяет и властвует над умами людей уже более семи с половиной тысяч лет, но большинство, к сожалению, не понимает, что происходит в их жизни, что все беды и несчастья не от того, что нас окружают плохие или недостойные люди, а зачастую потому что сами они находятся в состоянии помрачения ума, в состоянии греховности, злобы и обиды. А корнем всего этого является гордыня, которая мешает, как каменная стена, войти в наше сердце Божественной благодати, прежде всего.
Вспоминается житие Киево-Печерских святых. Жили в обители два брата: пресвитер Тит и диакон Евагрий. Жили они мирно, но диавол позавидовал этому благодатному состоянию и поселил в их сердцах взаимную обиду. Дошло до такой степени, что даже проходя мимо друг друга во время богослужения они отказывались кадить, отказывались проявлять знаки взаимного почтения. И вот Тит заболел, смертельно заболел. Понимая своё бедственное положение, он просил через братию прощения у отца Евагрия. Но тот отказывался примириться. Даже привели его к постели умирающего. «Прости меня», – говорил отец Тит к отцу Евагрию. На что Евагрий, находясь в умопомрачении, сказал: «Не прощу тебя ни в этой жизни, ни в будущей». И тут же упал замертво. На что духовные отцы, толкуя это событие, сказали: «Мы видели, как ангел поразил нашего собрата». Вот насколько важно, насколько ответственно быть внимательными к нашим близким, которые просят у нас прощения. Нужно стараться, конечно, от сердца простить – не просто словами отмахнуться, а вместить. А если обида глубока, если она имеет какие-то личные мотивы, бывает очень тяжело ответить искренне. Но в том-то и подвиг, что если мы хотим, чтобы Господь принял наше покаяние, мы должны изменить себя.
Для всех нас, конечно, сегодня важный день. Мы стоим накануне поста, накануне этого небольшого подвига, который мы можем потерпеть ради Создателя, Который множество благ на нас уже излил, и Который ещё столько всего премудро устроит в нашей повседневной жизни. У нас есть возможность как-то отблагодарить Его в эти дни, ограничив себя в пище, ограничив себя в развлечении чувств и развлечении ума, больше времени уделяя чтению Священного Писания и молитве, чаще бывая в храме – принести некую десятину Богу. 365 дней мы имеем в году, и если убрать воскресные и субботние дни из Великого поста, из семи недель, как раз 36 с половиной дней и получается (авва Дорофей об этом говорит в своей книге) – то есть это десятина Богу, которую мы можем принести, наверное и должны, и было бы Богу радостно, если мы потрудились ради Него. Будем помнить, что Он делает десять шагов нам навстречу, когда мы делаем к Нему один.
Хочется пожелать, чтобы мы как-то изменились за эти 49 дней; чтобы мы потрудились; чтобы радость в нашем сердце о воскресшем Спасителе была духовной, а не только телесной от перемены пищи. Пусть что-то духовное зародится в нашем сердце, наверное то духовное, которое испытывали наши старцы, наши отцы, которые трудились неустанно, посещая уставные богослужения, совершая келейную молитву и находясь каждый на своём послушании. Кто-то принимал людей, кто-то трудился и в огороде, кто-то трудился и на келарне, кто-то заботился о приготовлении пищи собратии. В этом, казалось бы простом делании, когда оно совершается с молитвой и ежедневной борьбой за чистоту сердца, Господь и дарует как раз радость праздника, касательно монашествующих. Ну а мирянам – постараться в это время меньше развлекать свои чувства, больше делать добрых дел к внешним, не облекая себя, как Священное Писание говорит, в тёмные одежды, не иметь унылого вида от воздержания, как часто бывает, а наоборот со светлым лицом представать пред людьми, стараться наоборот добрым словом поддержать и другого, который может ещё не в Церкви.
Хочется пожелать в эти предстоящие дни, чтобы пост проходил радостотворно, чтобы он помогал нам быть ближе к Богу, а не унынием и тоской наполнял наше сердце. Всех вас хочу поблагодарить за совместные молитвы сегодняшние и благословение на вас ниспослать, чтобы Господь даровал вам силы с радостью проходить эти дни святой Четыредесяницы. И испрашиваю у всех вас прощения, если чем согрешил: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы!
2 марта 2025 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь