Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в субботу Светлой седмицы

Христос Воскресе! В эти светлые дни мы приветствуем друг друга этим пасхальным приветствием, этой радостной победной песнью, которая возвещает о победе Сына Божия над смертью. В этих словах – вся суть нашей веры, благовестие нашего спасения, потому что Воскресением Христовым утверждена Церковь. На факте Воскресения Христова зиждится вся христианская святость. И всё, что совершается в Церкви ради нашего спасения – зиждится на факте Воскресения Христова. Господь, Победитель смерти и ада, соделал нас причастниками этой Своей Победы, соделал нас сыновьями и дочерями Божиими, раскрыв для каждого из нас врата на Небеса, проложил дорогу – сойдя во ад и взойдя на Небеса. Всё это Он совершает для каждого из нас, чтобы мы имели возможность вернуться к Отцу, чтобы мы имели возможность быть причастниками Пасхи вечной в Царствии невечернем.

В эти светлые дни мы также освящаем и разделяем пасхальный хлеб, который называется «артос». Сегодня, в Светлую субботу, вместо антидора он будет раздаваться. Этот пасхальный хлеб имеет древнюю традицию. Но прежде всего, «артос» переводится с греческого просто как «хлеб». И согласно церковному уставу, освященный в день Святой Пасхи, этот пасхальный хлеб участвует в священнодействиях, как это было и сегодня – в совершении крестного хода. А в конце Пасхальной седмицы в Светлую субботу он раздробляется и раздаётся всем верующим в радость и утешение. Но здесь есть параллель и с пасхой Ветхого Завета, где использовался также хлеб и где использовался пасхальный агнец. Но все ветхозаветные обычаи имели прообразовательное значение, указуя на истинную Пасху, которая есть Христос. И только в Новом Завете понятен скрытый, прикровенный смысл этих древних прообразов, потому что истинная свобода, истинное освобождение от рабства – это не освобождение только одного народа от рабства земли египетской, а это избавление всех людей от рабства смерти, от рабства тлению, от рабства греху. И эту свободу, это освобождение мы и празднуем в праздник Святой Пасхи. А согласно древнейшей традиции и древнему преданию Церкви, апостолы после Вознесения, продолжая живо ощущать присутствие Воскресшего в их жизни, по Его слову: «Я с вами до скончания века» (Мф. 28:20), оставляли часть хлеба для Учителя во время общих трапез. Вот где корень этой пасхальной традиции. Это свидетельство о том, что невидимое присутствие Христа продолжается и в нашей жизни. Это также напоминание о насыщении пяти тысяч в пустыне хлебами, по благословению Господа, и о трапезах любви первых христиан. Те домашние куличи, которые мы тоже освящаем на Пасху и вкушаем дома, имеют тот же самый смысл, что и артос. И вот сегодня мы вкушаем этого хлеба, который указует нам на самом деле на другую трапезу – на Хлеб бессмертия, на Самого Христа. Радость Пасхи заключается не в воспоминании о чём-то когда-то бывшем давно, а о том, что происходит для нас и сейчас. Это реальность сегодняшнего дня. Победа над смертью, становится нашей с вами победой, и, как исповедует Церковь, однажды она будет всецелой, когда ни смерти, ни зла, ни страданий уже не будет, а по слову апостола Павла, «Бог будет всяческая во всех» (1 Кор. 15:28). И это уже началось Воскресением Христовым! Он уже расторг узы ада и смерти, и апостол Павел называет Его начатком или первенцем умерших (Кол. 1:18). Он первый родился, образно говоря, воскреснув для вечности, и мы последуем за Ним, как за Адамом – новым Адамом, как называет Его также Священное Писание и святоотеческая традиция. И в этом Пасхальном торжестве для всех для нас – великое утешение, радость, вдохновение, источник сил, источник веры, источник любви.

Постараемся жить в свете Воскресения не только в Пасхальную седмицу, но и живо ощущать присутствие Господа в нашей жизни во все дни, а ощущая – стараться поделиться и с остальными людьми этим светом, этим теплом, не споря, не доказывая что-то, а любовью и добром свидетельствуя о правде Христовой, о красоте Православия, об истине, которая открылась нам во Христе и которая изменила нашу жизнь и может изменить жизнь каждого человека, подарив радость, надежду, святость и любовь. Будем жить, как апостолы в присутствии Христа воскресшего, свидетельствуя о Нём добрыми делами, по слову Самого Господа «вы – соль земли, вы – свет миру… Тако да просветится свет ваш пред человеки, чтобы видели люди ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13-16). И в самые трудные дни, может быть тревожные, может быть скорбные – никогда не будем забывать это спасительное слово, истинное слово, выше которого, надёжнее которого нет больше ничего: «Я с вами, – сказал Господь воскресший, – во все дни и до скончания века» (Мф. 28:20). Аминь. Христос Воскресе!

11 мая 2024 года,
храм Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища) города Пскова

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.