20 мая 2025 года на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству в разделе «Монастырский вестник» вышла статья: “«”Москва – Третий Рим” – это историческое задание для России», в работу по выполнению которого включены сестры Спасо-Елеазаровского женского монастыря”.
«Железный с железными»
Один из авторитетных современных историков очень точно подметил, что к основателю этой обители можно применить эпитет «первый»: он был первым псковским пустынножителем, первым основал действительный общежительный «богорадный» монастырь (то есть, без обязательного вклада при поступлении в него – «Бога ради»), первым написал письменный устав для иноков (подобные письменные уставы стали появляться только с конца XV века, уже после устава, написанного преподобным Евфросином). В Житии преподобного Евфросина Псковского мы встречаем много впечатляющих фактов. Вот один из них: смиренный подвижник, уроженец псковского села Виделебье, не сомневавшийся в авторитете Византийской Церкви в делах веры и церковной практики, пешком отправился за разъяснением догматических вопросов в древний град Константинополь. Там он был принят Вселенским Патриархом. (Думается, стоит обратить внимание на слово «пешком» и попытаться осознать, какой великий подвиг, сопряженный с трудностями долгого и небезопасного пути, стоит за ним – простым емким словом!) И, конечно, следует сделать акцент на самой встрече будущего старца Евфросина и Патриарха, состоявшейся в первой четверти XV века. Потому что спустя десятилетия, уже после падения Царьграда, на Псковскую землю будет передан из него (другим Патриархом – в качестве благословения новоустроенному Спасо-Елеазаровскому монастырю) точный список чудотворного образа Божией Матери, именуемого «Цареградская». Список образа, дивно явленного в городе святого Константина во II-м веке как символ того, что эта святыня находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры…
О самом же монастыре того времени дает представление случай, изложенный известным русским историком XIX века Николаем Костомаровым в его труде «Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки)». Устав в монастыре был очень строгим, и весть о суровом образе жизни, который вели преподобный Евфросин и его ученики, разлетелась далеко. Читаем у Костомарова: «Богослужение в церкви было чрезвычайно продолжительно, особенно всенощные по скитскому уставу. Какой-то новгородский священник, услышав о новозаведенной обители, вздумал посетить ее и подвергнуться всем трудам, определенным братии. Пришла всенощная под праздник. Уже наступала полночь. Священник утомился, хотел спать и с беспокойством спрашивал: когда это кончится? Ему отвечали, что всенощное бдение у них прекращается с окончанием первого часа дня. Тогда священник снял с себя пояс, зацепил за крюк, повесил себя под пазуху и так продержался в чрезвычайном истомлении. Возвратившись в Новгород, он всем с удивлением рассказывал о подвижничестве в Евфросиновом монастыре. “Вообразите себе присно-стоящее дерево, – говорил он, – не требующее ни сна, ни дремления, ни успокоения; таков он с братиею… железный с железными!”»
В составленном преподобным Евфросином иноческом уставе, действительно, древнейшем русском общежительном уставе, мы находим такие слова: «Послушание – лествица на небо, оно выше поста и пустынного подвига. Ангел Господень ходит за послушливым, считает шаги послушания и представляет их лицу Божию как благовоние приятное: если же видит капли пота его, то приносит как кровь мученическую». Капли пота и кровь мученическая… Сильное сравнение! И запоминающееся. При этом преподобный Евфросин, много потрудившийся в непроходимых лесах на берегу реки Толбы, построивший здесь Трехсвятительский собор и окормлявший стекавшуюся к нему братию, был настолько смиренным человеком, что даже отказался принять священнический сан и игуменство над братией. Первым настоятелем монастыря стал его ученик преподобный Игнатий. Сам преподобный Евфросин, младший современник преподобного Сергия Радонежского, дожил до глубокой старости, упокоившись в возрасте 95 лет как схимник. В Крещении святой получил имя Елеазар и схиму принял с этим именем… В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской.

Глубоко символичный дар старца Николая с острова Залит
8 мая – день празднования Цареградской иконы Божией Матери, перед которой сегодня молятся сестры и множество верующих людей, приезжающих в обитель на Псковской земле. У этого святого образа свой – несколько необычный – путь возвращения в разрушенный монастырь. Своя удивительная история. И связана она с именем протоиерея Николая Гурьянова, хранившего святыню в алтаре Никольского островного храма многие годы. А 22 мая 2000 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, передал ее будущей возродительнице монастыря, которая вскоре после этого знакового события приняла иноческий постриг в честь святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, затем – монашеский постриг в честь той же святой и была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровской женской обители. На плечи приснопамятной матушки Елисаветы (Беляевой) лег непомерно тяжелый труд – поднимать монастырь из руин, созидать крепкую монашескую семью и возвращать в духовно-государственную жизнь России теорию «Москва – Третий Рим», изложенную в первой половине XVI века елеазаровским старцем Филофеем, учеником преподобного Евфросина.
К сожалению, как икона попала к одному из самых почитаемых старцев Русской Православной Церкви, протоиерею Николаю Гурьянову, как он сумел сберечь ее в годы гонений, неизвестно. Но из рассказа митрополита Псковского и Великолукского Евсевия (ныне на покое) известны некоторые моменты того события двадцатипятилетней давности, когда владыка с архиерейским хором торжественно перевез монастырскую святыню по озеру на лодке, после чего ее крестным ходом от устья реки Толбы доставили в обитель. Это был дореволюционный список с чудотворной иконы Божией Матери Цареградская. Что касается оригинала Цареградской «Евфрасиновой» иконы, то согласно монастырскому преданию, он пропал. Случилось это после того, как обитель, находившаяся на рубеже Псковской области и на границах Лифлянции и Ливонских шведов – врагов Православия, однажды в очередной раз подверглась неприятельскому набегу и была разграблена, а чудотворная икона была похищена. Также согласно преданию, похитители вместе со святыней утонули в Псковском озере. Матушка-игумения Елисавета, при которой с первых же лет нового тысячелетия начался кропотливый сбор архивного материала о Спасо-Елеазаровском монастыре, говорила, что «икона не ушла из пределов России, она у нас, только на дне морском – озеро наше Псковское не простое, оно освящено этой святыней».

Монастырь под Псковом как место рождения самой главной русской идеи
По утверждению ряда историков, Спасо-Елеазаровский монастырь еще много веков назад стал подлинной духовной скрепой становления Российского государства. Тема эта огромная и требует отдельного разговора. Сейчас же следует отметить, что имя елеазаровского старца Филофея в наши дни не предано забвению. В мае 2023 года в монастыре состоялась IX Международная научная конференция «Москва – третий Рим», посвященная 500-летию посланий старца Филофея, который пять веков назад в этих святых стенах четко определил миссию России и русского народа. Как Империи, Катехона (Удерживающего). То есть, последнего Удерживающего весь мир от прихода антихриста, от падения в бездну. Когда Цареградская икона Божией Матери прибыла на Псковскую землю, ни мир, ни сама Россия еще не могли понять исторического предназначения русского народа. И лишь спустя столетие, после усиления Московского княжества, старец Филофей написал в своем знаменитом послании: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Также во многих докладах форума подчеркивалось: это идея духовная, а не политическая. Именно церковно-исторический аспект лежит в основе восприятия Москвы как Третьего Рима, о чем писал Филофей – выдающийся представитель русской духовной мысли. Наиболее значимым для старца был тот факт, что христианская вера свободно исповедовалась в Московском княжестве.
А митрополит Псковский и Порховский Тихон (ныне – глава Крымский митрополии), совершивший перед началом конференции Божественную литургию в стенах Спасо-Елеазаровской обители, затем в своем выступлении на Псковском телевидении главный акцент сделал на том, что следует глубоко осмыслить каждому, кого волнует прошлое, настоящее и будущее родного Отечества. Процитирую владыку: «В те времена, 500 лет назад, Русь была единственным государством, свободным от внешнего управления. Она была, как сейчас говорят, единственным православным суверенным государством, и именно это бремя – сохранения Православия и поддержки других православных народов – и было заложено в идее старца Филофея: «Москва – Третий Рим». Эти же смыслы остаются и сегодня. Сохранение православной веры, сохранение жизнью, поступками, а не только идеями Православия, христианства. Это тот тяжелейший крест, который был возложен на Русь тогда, много столетий назад».
Знаменательно, что где-то за девять лет до этой конференции в монастыре и выступления владыки Тихона на телевидении известный политический деятель, депутат Государственной Думы РФ нескольких созывов Константин Затулин, выступая на открытии VIII Всемирного Русского Народного Собора в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, твердо поставил знак равенства между вопросом сохранения Православия в нашей стране и вопросом ее выживания, ее возрождения. И добавил, что «Москва – Третий Рим» – это не только метафора, но и историческое задание для России. (После чего в зале, собравшем более 600 человек, раздались аплодисменты). В отношении сестер обители на Псковской земле можно сказать, что они давно включены в работу по выполнению этого исторического задания…
Так с 2003 года матушка Елисавета (Беляева) выступила организатором Международных конференций по теме «Москва – Третий Рим». Эти форумы проходили в Москве, Сарове, Дивееве, Пскове, Свято-Елеазаровском монастыре. В прошлом году – тоже в стенах псковской обители – состоялась X-я такая конференция (в июне нынешнего года пройдет XI-я). Сестры с радостью принимали у себя ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Волгограда, Пскова, чувствующих личную ответственность за сохранение глубинной исторической памяти нашего народа. Потому что, судя по их духовно-просветительской деятельности, они тоже ее остро чувствуют и стараются, чтобы как можно больше людей узнавало не искаженную историю – не переписанную в угоду кому бы то ни было, а подлинную, в чем, кстати, помогают и изданные монастырем книги.
Духовная лампада продолжает гореть
На вопрос, как развивается издательская деятельность монастыря, а также на ряд других вопросов, касающихся сегодняшней монастырской жизни, ответила настоятельница Спасо-Елеазаровской обители игумения Татиана (Пашкова):
У монастыря и в предреволюционный период было немало примечательных моментов, поэтому мы взяли на себя труды по изданию трилогии, посвященной преподобному Гавриилу (Зырянову), который подвизался здесь с 1908 по 1915 год. По 150 человек и более порой принимал старец в день – многочисленные богомольцы искали у него утешения и действенной помощи в скорбях и болезнях. Он был духовным наставником Великой княгини Елисаветы Феодоровны, одной из покровительниц нашей обители, навещавшей отца Гавриила. «Августейшие паломницы Елеазаровой пустыни: о пребывании великих княгинь Елисаветы Феодоровны и Марии Павловны в Спасо-Елеазаровой пустыни и Псковской губернии» – так называется книга, где представлен уникальный архивный материал, уникальные фотографии, которые прежде нигде не печатались. (Так называется и снятый сестрами документальный фильм трилогии). Трилогия включает в себя и переиздание жизнеописания старца Гавриила «Един от древних» (с подробной исторической справкой и приложением его поучений и писем), и книгу «Священная дружина» – о духовных чадах старца.
Почему мы стали снимать фильмы? Потому что не все могут приобрести книги, а документально-постановочные фильмы на основе одноименных печатных изданий мало того, что их дополняют – они доступны в интернете! Так в марте этого года была снята вторая серия трилогии – «Един от древних» (фильм можно посмотреть на «Рутубе»). Сейчас готовится заключительная третья серия «Священная дружина». Добавлю к этому, что в прошлом году в московском Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре прошла конференция «А я избрал любовь», приуроченная к 180-летию со дня рождения преподобного старца Гавриила, и после моего доклада «”Священная дружина” – о новомучениках и исповедниках российских из духовных чад преподобного Гавриила (Зырянова) в числе братии Спасо-Елеазаровой пустыни» участники конференции смогли посмотреть наш фильм об Августейших паломницах Елеазаровой пустыни…
Матушка, Ваш монастырь находится в авангарде по сохранению исторической памяти, но какие огромные труды легли на плечи сестер по восстановлению разрушенной обители! В интернете встретилась информация, что от более чем 20 монастырских строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус…
Из разрухи мы, слава Богу, выбрались. Процесс восстановления и благоукрашения при настоятельницах – моих предшественницах, шел, не прекращаясь, однако и сегодня работы, как говорится, непочатый край. У монастыря большая территория, много хозяйственных построек, корпусов: периодически то одно здание, то другое требуют ремонта. Сестер у нас – 40 человек, самой младшей – 23 года, самой старшей, схимонахине Софии – 97. Послушания распределяются по силам и по способностям. Свой новый день мы начинаем и заканчиваем в храме – сердце обители. Там сконцентрирована вся наша жизнь.
В храме сестры несут следующие послушания: церковница следит за порядком, подготавливает храм к богослужению, зажигает лампады; уставщица следит за тем, чтобы службы правились согласно церковному уставу; лавочницы в церковной лавке принимают записки, продают свечи, отвечают на вопросы прихожан; певчие и чтецы непосредственно участвуют в богослужении; ризничная следит за чистотой священнического облачения (если требуется ремонт, оперативно решает этот вопрос). Также в круг ее забот входит чистота в алтаре. На кухне у нас трудятся сестры: повара, которые готовят пищу; трапезницы, в обязанности которых входит следить за чистотой в трапезной, вовремя накрыть на стол, вовремя убрать грязную посуду и помыть ее. Заготовщицы овощей находятся в подчинении у повара и келаря и помогают подготовить овощи к готовке. Казначея, эконом, благочинная, ризничная, келарь – эти послушания относятся к разряду должностных. На них, как правило, назначаются сестры, которые давно подвизаются в монастыре, прошли искус и имеет к тому способности.
Еще есть послушание экскурсовода, а кто-то из сестер работает с архивами, продолжая собирать материал, раскрывающий многие грани духовной жизни в разные исторические эпохи. В планах у нас – создание монастырского музея, так как многовековая история обители действительно заслуживает достойной экспозиции.
Вы ведь сравнительно недавно стали настоятельницей Спасо-Елеазаровской обители. И сразу после своего назначения почувствовали со стороны сестер доверие и поддержку или с этим были какие-то сложности?
Спасо-Елеазаровский монастырь – моя родная обитель. Первый раз я приехала сюда в 2002 году по благословению своего духовника – сразу после окончания Курской сельскохозяйственной академии. Впоследствии (более десяти лет назад) приняла здесь монашеский постриг, а на должность настоятельницы была назначена в декабре 2023 года. Сестры для меня все родные, но одно дело, когда ты одна из них и совсем другое, когда ты начальница. Конечно, поддержка с их стороны огромная. Поскольку нас не так уж и много, каждая несет свое послушание и что-то еще дополнительно приходится им делать, потому что большая часть сестер – возрастные. Но все сестры – большие труженицы. Ну, а что касается доверия, все мы разные, и с кем-то у меня сразу установились доверительные отношения, а c кем-то устанавливаются постепенно, но важно то, что и я, и сестры – мы вместе работаем в этом направлении, потому что без взаимного доверия невозможно создать здоровую атмосферу внутри монашеской семьи.
Позвольте задать Вам еще один вопрос относительно сестер. Им известны слова из строгого устава преподобного Евфросина Псковского – о послушании и послушливых… Прошли века, многое в мире изменилось, но по-прежнему нашим богатством остаются христианские добродетели и среди них непререкаемо одно из первых мест занимает смирение. Вот что о нем сказал преподобный Гавриил (Зырянов): «Радуйся смирению, ибо порождается им высота великая, пасть не могущая». Согласно Вашим ощущениям, можно ли утвердительно говорить, что все сестры стремятся к обозначенной старцем великой высоте?
Повторюсь, что все они у нас разные, однако без их стремления к этой высоте наш монастырь вряд ли бы подошел к 25-летию своего возрождения с такими плодами сестринского трудолюбия, молитвенного настроя и неустанной работы над своим внутренним человеком. 28 мая, в день празднования юбилея, мы ожидаем приезда многочисленных паломников и прихожан, любящих нашу святую обитель. Будет совершена праздничная Божественная литургия, после чего мы пройдем крестным ходом вокруг монастыря, затем последуют праздничная трапеза и концерт сестринского хора. Конечно, подготовка к празднику всегда волнительна – и братии, и сестрам многих монастырей известно, каких душевных и физических сил она требует. Но радость, которую Господь посылает в такие дни, наполняет душу, греет ее и придает сил на дальнейшие труды.
Подготовила Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков. Также снимки предоставлены Спасо-Елеазаровским монастырем Псковской епархии
По материалам сайта «Монастырский вестник»