Дорогой отец Роман, досточтимый отец благочинный отец Андрей, дорогие отцы, братья, сестры! Всех вас в сегодняшний день, Неделю 27-ю по Пятидесятнице, сердечно поздравляю с малой Пасхой, с Воскресным днём!
Сегодня за богослужением мы слышали отрывок повествования апостола и евангелиста Луки, о том, как к Спасителю подошёл некий богатый юноша. Евангелие называет его даже неким князем, то есть он был высокого происхождения, видимо, которому досталось богатое наследство от родителей. Христа Спасителя везде встречало множество людей, когда Он ходил по Иудее, а многие и следовали за Ним: кто-то, как апостолы, чтобы слушать Его учение; кто-то – чтобы уловить Его в слове, как законники и фарисеи; а кто-то, как простые зеваки, желал увидеть ещё одно чудо, как это случалось, когда Господь исцелял слепорождённого, исцелял прокажённых и даже воскрешал мёртвых. И вот один юноша подходит и говорит: «Учитель благой! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18).
Казалось бы, вопрос довольно серьёзный. Кто из нас задаётся таким вопросом? Часто я слышал, будучи у своего духовника, он был и духовником Троице-Сергиевой Лавры, о чём его спрашивали многие из тех, кто приезжал к нему за советом. Чаще всего – как выйти из той или иной жизненной ситуации, в лучшем случае. Кто-то спрашивает: как правильно переехать или квартиру продать, как корову купить, или машину. Третьи подходят, спрашивают совета о своих детях, куда поступить ребёнку, или что предпринять, чтобы повлиять на детей, если они не слушаются. И мало кто подходил, чтобы духовника, который является проводником воли Божией, спросить: «а что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную, – по сути дела, – что мне делать, чтобы спастись?». Таких в современном мире единиц – единицы, кто действительно ищет спасение души. Чаще наши ценности где-то по горизонтали, на поверхности земли находятся. А спасение души – это вертикальное измерение.
Господь пришёл даровать Новый Завет, заключить новый союз Бога и человека. И вот к Нему подошёл ветхозаветный человек с таким вопросом. И Господь начал ему говорить о заповедях десятословия, которые Бог дал сынам Израиля на Синае через пророка Моисея: не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать… То есть, по сути, заповеди, которые являются основополагающими для древнего иудейского народа. В то время только иудейский народ исповедовал единого Бога и только он знал и старался исполнить эти заповеди, хотя бы по отношению к своим соплеменникам. На что юноша говорит: «Все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18:21). Ну, наверное, не до конца юноша знал своё сердце. Господь понимал, что юноша, как любой человек, он не постоянен, особенно в добре. Нам гораздо проще совершать греховные поступки, чем совершать добрые дела. Каждый из вас на себе это испытал. И апостол Павел говорит: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). К сожалению, это так. Вот человек Богу обещает на исповеди: «Господи, ну всё, больше не буду курить». Выходит, чуть времени пройдет – и опять тянет закурить. И он так сам с собой рассуждает: «ну один раз ещё, потом опять покаюсь приду». И так, эта самая, как говорится, безобидная страсть, тоже держит человека, и бывает очень крепко. А некоторые даже не считают это за страсть. Но как же не страсть, когда человек не может просто так прожить день, чтобы не потянуться за сигаретой и, как говорится, вновь и вновь не почувствовать какое-то расслабление в теле? А по сути дела, как даже духовники говорили: курение – это как бесовское каждение. По сути, когда человек начинает курить, он открывает свою душу для вхождения в себя злых духов и страстей. Но и любая страсть так – если мы предаёмся ей (неважно, что это – осуждение или злоба, или ропот, или зложелательство – что угодно), если мы впускаем её в себя, то мы в небольшой степени становимся одержимыми злыми духами. Об этом сегодня говорил как раз проповедник перед Причастием – что духи «злобы поднебесной», против которых мы боремся, как львы рыкающие ходят и ищут кого поглотить (см.: 1 Пет. 5:9).
Так вот, этот юноша был в превратном представлении о своём духовном состоянии и сказал: «Всё это соблюл я от юности моей» (Лк. 18:21). Но Господь – Он очень чадолюбивый Отец, Он не стал сразу обличать его, понимая, что тот находится в таком состоянии. Он говорит: «Вот что тебе не хватает, это продать своё имение, раздать нищим и следовать за Мной» (Лк. 18:22). И вот тут Спаситель попал в самоё, как говорится, больное место этого юноши. Тот имел от родителей хорошее состояние и не хотел терять его, даже, наверное, чтобы стать апостолом. Он не понимал, конечно, что эти люди, которые ходят вместе со Спасителем, когда-то станут самыми почитаемыми святыми на Земле после Матери Божией и Иоанна Крестителя. И вот чаша весов его – она склонилась, к сожалению, на сторону материального.
Часто бывает, что мы, даже и люди небогатые, прилепимся душой к чему-то… Даже к шариковой ручке человек может прилепиться. Вот есть у него ручка, а друг ему говорит: «подари мне». А тому тяжело, говорит: «слушай, нет, давай что-нибудь другое подарю, ручку не дам». Ну это так, пример из моей жизни – когда-то меня попросили, а мне было жалко расстаться с этой ручкой. И думаю: вот, казалось бы, а ручка мною владеет. У каждого есть какой-то свой порок, да, с чем нужно бороться. И понятно, что никто не требует от нас, чтобы расстаться «со всем имением». Но какая бы была награда этому юноше богатому! Сейчас бы молились, а он бы где-то среди апостолов здесь находился. И, конечно, вот это обращение к нему – это обращение, прежде всего, ко всем нам. Как мы-то? Где наше сердце? Где сокровище наше? С Богом ли мы, если наше сокровище состоит в том, чтобы вкусно кушать и комфортно перемещаться, в тепле жить и летать отдыхать куда-то? Да, этого никто не запрещает. Но дальше Господь об этом тоже говорит.
Говорит Господь: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18:24-25). Это образное выражение. Игольное ухо – это такое место в Иерусалиме, оно до сих пор сохранилось на границе города (сейчас это Александровское подворье называется, порог «Судных врат»). Там в городской стене есть отверстие, наверное, метра полтора высотой, и где-то сантиметров пятьдесят, наверное, шириной. Туда заходили погонщики и мелкие животные домашние, которые запаздывали. Крупные животные не могли войти, погонщики оставляли их за пределами города, если уже ворота были закрыты. И вот Спаситель говорит, что как невозможно войти верблюду в игольные уши, так невозможно богатому войти в Царство Небесное. Тут уже и апостолы спрашивают: «Господи, как же возможно спастись-то?». А Он говорит: «невозможное человекам, возможно Богу» (Лк. 18:26-27). Если человек старается жить по-евангельски, если старается искать Царство Божие, то, бывает, Господь испытывает через конкретных людей: приходит бедный человек – он не просит у нас всего имения, просто просит помочь чем-то, взаймы там или что-то ещё. Как мы отнесемся? Готовы ли мы? Или ждём мы, наверное, по естеству, когда нам должны этот долг отдать? А по-евангельски даже, Господь говорит, не нужно ждать, что нам этот долг отдадут. А мы там требуем, потом в суды идём, ещё что-то там, а если вдруг обманывают нас, нам тяжело с этим смириться. Но это высота евангельская, вот такая она! Но если человек достигает её, то он и последнее отдаёт. Вот, как наши новомученики и исповедники Церкви Русской, когда в XX веке находились в лагерях, они отдавали другим последнее – хлеб, теплые вещи; находясь сами в заключении, старались помочь ближним. Вот это, наверное, то, о чём говорит Господь, что «невозможное человекам, возможно Богу» (Лк. 18:27). И, конечно, отношение к богатству, отношение к имуществу, оно, касается не только богатых. Всё зависит от того, как мы относимся к нашим даже небольшим доходам. Если мы от них стараемся пожертвовать другому, то, конечно, этого угодно Богу – Господь видит, что наше сердце не прилеплено к этому. Он даёт, но Он может и забрать, и снова дать. Всё в Его власти. Поэтому в сегодняшний день, слыша вот эти слова в Евангелии апостола Луки, будем задумываться, а где же наше сердце, где наше богатство? Оно здесь на земле, или все-таки мы стараемся освободиться от страстей? И ещё, как некоторые отцы толкуют, что здесь Господь говорит и о наших страстях и помыслах. Нужно отречься от всего, что в голове нашу душу держит здесь, на земле, чтобы земные помыслы нас не сковывали, не пленяли, чтобы душа наша была свободна от страстей, прежде всего. Поэтому всем вам этого желаю.
Сегодня мы проходим путём Рождественского поста. Уже осталось буквально три недели, половина почти поста миновала. Поэтому задумаемся, где мы, как мы молимся, как мы посещаем храм, как мы очищаем своё сердце и душу от грехов? В пост надо бы почаще готовиться к Исповеди и Причастию, повнимательней читать, исполнять молитвенное правило своё домашнее. Хотя бы устно, может быть, стараться молиться молитвой Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Нетрудно же её произносить, можно же и по дороге, и по пути и на работу. Можно в уме, можно тихонечко вслух даже произносить, если одни находимся. И душа наша умиротворяется, произнося молитву. Бывает, кто-то «Отче наш» читает, кто-то «Богородице Дево, радуйся». И это тоже хорошо. Главное, чтобы уста всегда находились в памятовании о Боге, если ум ничем не занят. Потому что если он свободен, то дьявол тут же подступит с какой-то суетой, а через суету бывает, выведет на какие-то греховные мысли. Вроде думаешь об одном, смотришь – а ум уже куда-то ушёл на «сторону далечу», какие-то там вместе с блудным сыном рожки кушает, которые животным предназначаются – то есть, образно, в греховных помыслах купается. Поэтому нужно внимательно следить за движениями своей души, потому что от этого происходят и все наши греховные дела. Если мы не внимательны, не трезвимся, если мы не наблюдаем за движениями наших мыслей, то часто и в грех впадаем через какие-то конкретные действия.
Всем вам желаю помощи Божией, желаю трезвения, борьбы со страстями, чтобы время поста провели мы с пользой для души. В этот Воскресный день всех поздравляю, особенно тех, кто сегодня причастился Святых Христовых Таин. Выслушаем благодарственные молитвы по Святом Причащении. Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже!
14 декабря 2025 года,
храм свв. Константина и Елены города Пскова









