16 декабря 2023 года в стенах Псково-Печерской духовной семинарии прошла встреча правящего архиерея митрополита Псковского и Порховского Арсения со студентами.
Владыка Арсений ответил на вопросы, которые больше всего интересуют учащихся: потенциальная хиротония студентов; канонические препятствия к рукоположению и другие.
Митрополит Арсений отметил, что при смягчении строгих канонических требований к кандидату на рукоположение следует руководствоваться соображениями блага и созидания жизни Церкви, с учётом личных достоинств кандидата на священнослужение. Владыка подчеркнул, что образование сейчас обязательно для каждого желающего принять священный сан. Будущим пастырям важно приобщиться святоотеческой традиции. Творения мужей апостольских, святых отцов первых веков христианства – это определенная база, необходимая для понимания всей полноты святоотеческой традиции Церкви.
Затем, митрополит Арсений ответил на вопросы, которые более всего интересуют студентов:
Какими качествами должен обладать священнослужитель?
В первую очередь человек должен научиться любить паству, семью, окружающих. Любовь – высшая христианская добродетель, которая должна быть действенной. Любовь к Церкви, к богослужению, к молитве – это важный показатель готовности человека к принятию священного сана. Пастырь призван отзываться на человеческую боль, быть способным открыть свое сердце для каждого человека.
Есть ли что-то, что для Вас даётся тяжко в Вашем служении?
Для каждого человека, посвятившего себя служению Церкви, опасным может стать рутина, которая может затянуть и погасить пламень нашего усердия. Можно впасть в противоположную крайность, и веру превратить в фанатизм. У каждого своя невидимая брань, свои грехи. Но важно помнить, что доверие Богу – это самое лучшее, что у нас есть.
Как побороть гневные помыслы?
Легче всего преодолеть соблазн на ранней стадии – то есть пройти мимо, не заметить, либо подавить помысел. Когда же мы прельстились, грех начинает пускать корни; мы вступаем в диалог с врагом. Когда же мы умом соглашаемся с тем, что внушает нам грех, – важно остановиться хотя бы здесь, преодолеть этот помысел. Грех, воплощенный в деле, это трагедия в духовной жизни человека. Однажды совершённый грех легко может стать навыком, и борьба с ним станет намного тяжелее. Но и люди, преданные тем или иным порокам, способны освободиться от них благодатью нашего Спасителя.
Какие семинарские дисциплины Вы считаете важными?
Каждый предмет – богословие, история Церкви, Священное Писание – по-своему важен. Совокупность этих предметов даёт целостное представление о Предании Церкви, самой сути христианской веры. И часто бывает так, что в процессе изучения одного предмета происходит более глубокое понимание другого. Поэтому все предметы важны.
В завершение встречи студенты поблагодарили Владыку Арсения за оказанное внимание и полезную беседу.
15 декабря 2023 года, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил ночную Божественную Литургию в домовом храме в честь Трех Святителей Псковского епархиального управления.
Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев, заведующий канцелярией епархии иерей Александр Короплясов, руководитель Миссионерского отдела епархии иеромонах Анастасий (Байков). Песнопения Литургии исполнил молодежный хор под управлением Нины Васильевой.
За богослужением молились студенты Псковского государственного университета, студенты Псково-Печерской духовной семинарии, участники молодежного медиапроекта “Дух” и их новоначальные друзья и православная молодежь города Пскова.
Перед началом Литургии митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.
По окончании богослужения состоялось общее чаепитие.
15 декабря 2023 года, в Пскове состоялось торжественное мероприятие, посвященное 190-летию со дня основания Псковской губернской библиотеки, преемницей которой является Псковская областная научная библиотека.
На мероприятии присутствовали: митрополит Псковский и Порховский Арсений, первый заместитель губернатора Вера Емельянова, представители муниципальной власти, генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова, руководители федеральных библиотек, коллеги из районов области, а также работники культуры.
Выступая, с приветственным словом, митрополит Арсений сказал: «Всех сердечно благодарю за приглашение, для меня это было очень значимо, и я приложил все усилия, чтобы быть в этот день с вами и от всего сердца поздравить всех вас с юбилеем и от всего сердца поздравить всех тех тружеников книги, образования, интеллектуального труда, которые сегодня отмечают 190-летний юбилей. Благодарю от лица Псковской епархии за сотрудничество, которое было и будет, я надеюсь, ещё более плодотворным, для того чтобы как можно больше горожан, наших современников привлекать и приобщать к книжному знанию. С праздником!».
Митрополит Псковский и Порховский Арсений рассказал корреспонденту журнала «Монастырский вестник» об особенностях псковских обителей, духовной семинарии, знаменитых Богом зданных пещерах монастыря, ученом монашестве, традициях старчества и о том, что богослужение – главный источник духовных сил для архиерея.
Владыка, сегодня Вашему попечению вверена древняя обитель – Псково-Печерский монастырь, где Вы несете послушание священноархимандрита. Какие первостепенные задачи стоят перед Вами в качестве игумена Псково-Печерской обители?
Основная задача каждого священнослужителя – проповедь Слова Божия, проповедь Евангелия. Что же касается моего служения в качестве настоятеля Псково-Печерского монастыря, то мне кажется, что самое главное здесь – быть достойным преемником и продолжателем многовековых монастырских традиций. Естественно, одной из главных задач является забота о древних храмах обители. Многие храмы требуют реставрации, которая и ведется в настоящее время.
Возможно ли простому паломнику попасть в Богом зданные пещеры, где покоятся псково-печерские подвижники?
Конечно, любой паломник может посетить пещеры и в полной мере проникнуться молитвенной атмосферой и духовной наполненностью этого места. Пещеры Псково-Печерской обители притягивают множество паломников со всей России и не только. Вполне понятно желание верующих почтить память подвижников благочестия, погребенных в них, прикоснуться к захоронениям великих духовников ХХ века. Пещеры открыты для всех желающих. Каждый паломник может прикоснуться к истокам нашего монастыря и получить благословение великих старцев, покоящихся там.
Надо учитывать, что посещение пещер контролируется экскурсионной службой монастыря, поскольку необходимо следить за температурно-влажностным режимом, который влияет на сохранность пещер. Так что можно посоветовать паломникам заранее записываться на экскурсии по монастырю и договариваться о времени посещения Богом зданных пещер. Важно помнить, что обитель является особенным, святым местом. Поэтому необходимо проявлять уважение и благоговение к существующим традициям и правилам поведения в монастыре.
Сколько монашествующих подвизается в обители? Какие основные послушания они несут?
В братию Псково-Печерского монастыря входит 68 человек, не считая паломников и трудников, проживающих при обители. Они несут разнообразные послушания, важнейшими из которых являются богослужение и монашеское келейное правило. Также это работа на монастырских полях и в садах, коровнике, трапезной. Помимо этого, есть множество других послушаний. Например, труд в монастырском издательстве, окормление паломников в Паломническом центре, преподавание в Псково-Печерской духовной семинарии.
Монастырь всегда славился своими старцами и неотделим в сознании верующих от таких личностей, как, например, архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Продолжается ли традиция старчества в обители в настоящее время?
В монастыре проживает множество очевидцев, сомолитвенников великих старцев ХХ века. Традиции духовничества передаются здесь от поколения к поколению. Сейчас в обители тоже есть опытные духовники, которые получили воспитание от старцев, в том числе и отца Иоанна (Крестьянкина). Люди, лично не видевшие старцев, приходя в монастырь, необъяснимым образом чувствуют их благодатное присутствие. Господь сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых» (Лк. 20:38). Это абсолютно явно ощущается здесь. Присутствие подвижников не ограничивается временем их земной жизни, оно явно чувствуется и сегодня.
Какие святыни и святые Псковской земли Вам особенно дороги?
Главной святыней, особенно почитающейся на Псковской земле, является, конечно же, сам Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, который, в свою очередь, исторически, а для меня промыслительно связан с Юрьевым Новгородским монастырем. Известно, что он первый вскоре после своего основания принял устав древнего Юрьева монастыря, наместником которого я был до недавнего времени.
В Псковской области прославился целый сонм святых подвижников благочестия, а также новомученников и исповедников. Особо почитается святая равноапостольная великая княгиня Ольга, предвозвестившая пришествие на Русь веры Христовой. Примером храбрости и верности своему служению являются святые благоверные князья Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил, которые всегда покровительствовали Псковской земле и защищали ее от враждебных сил. Сюда же можно отнести прославившихся своими подвигами преподобных отцов, таких как Никандр пустынножитель, Савва Крыпецкий, Иоасаф Снетогорский, вокруг которых образовалось множество монастырей, ставших очагами духовной жизни.
Наконец, ряд святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, составляющих небесную славу земли Псковской: Александр Гривский – пресвитер Подоклинский, Пантелеимон Богоявленский – пресвитер Порховский, Василий Триумфов – протопресвитер Бежаницкий, Гавриил Преображенский – пресвитер Новоржевский, Николай Дворицкий – пресвитер Дновский, Василий Розанов – пресвитер Опочецкий, Афанасий Кислов – пресвитер Себежский.
Владыка, на Ваш взгляд, в чем отличие псковских монастырей от обителей других регионов России? Есть ли в них особая специфика устроения монашеской жизни?
Монастыри Псковской земли живут по монастырским уставам и традициям, которые веками в них не прерывались. Отличительной особенностью псковских обителей является их аутентичность, историческое и культурное наследие и значение. Псковская область богата сохранившимися памятниками древности, и монастыри занимают особое место среди них. Многие монастырские храмы сохранились в том виде, в каком были построены много веков назад, а сегодня являются уникальными духовными и культурными памятниками. Псковские монастыри славятся также своими традициями старчества – духовным богатством, которое привлекает паломников из самых удаленных мест.
В православных обителях монахи и монахини посвящают свою жизнь «единому на потребу» (см. Лк. 10:42), служению Богу и ближнему – каждый на своем месте. Также монастыри активно несут и социальное служение: помогают нуждающимся, занимаются благотворительностью, миссионерским служением в первую очередь на своем личном примере.
Современные монашествующие, безусловно, отличаются от своих предшественников и будут отличаться от своих последователей. Владыка, а каким Вы видите монашество XIX и ХХI столетий?
В определенном смысле монашество, как и Церковь в целом, всегда меняется вместе с обществом. Монахи в древних египетских пустынях, где оно зарождалось, в Византии, Древней Руси, в XIX и XXI веках – это, конечно же, разные люди. Притом, как Церковь на своей таинственной глубине неизменна, также неизменной остается сама суть монашеского делания. Прежде всего, это стремление жить по Евангелию во всей полноте. Монашество по своему замыслу является подражанием Христу. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, не имеет крыши над головой, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монах стремится в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, отказаться от всего, что мешает общению с Богом.
Мне думается, что при всей важности соблюдения монастырских традиций и обычаев монашество ХХI столетия должно быть открытым и активным. В современном обществе монашеская жизнь должна служить примером горячей веры и искренней любви к ближнему, что, в свою очередь, будет служить самой убедительной проповедью о Боге для очень многих людей, которые не верят или не знают Его, но на самом деле тоскуют по Нему.
На Всероссийском съезде ученого монашества, проходившем в 1917 году в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, архимандрит Иларион (Троицкий) пожаловался, что церковная власть мало заботится о воспитании ученого монашества и, перегоняя ученых иноков с места на место, с назначением их на административные должности делает почти невозможной серьезную научную работу. В результате монашество из числа выпускников духовных школ оказывается отделенным от богословской науки, а сами монахи начинают относиться к науке как таковой «без должного уважения». Изменилась ли ситуация в наши дни? Есть ли будущее у ученого монашества?
Ситуация с воспитанием ученого монашества в современной Церкви заметно изменилась по сравнению с 1917 годом. Сейчас церковное священноначалие уделяет особое внимание развитию и образованию монашества. Открываются образовательные центры, семинарии, академии, где способные к науке монахи могут свободно заниматься научной работой. Таким образом, сегодня у ученого монашества есть возможность проявить себя и в научной богословской деятельности.
В Псковской епархии при Псково-Печерском монастыре открылась духовная семинария с особой пастырской направленностью. Семинаристы имеют уникальную возможность впитывать духовное наследие старцев и применять их богатый опыт в будущем пастырском служении. Некоторые из них по окончании семинарии планируют вступить в братию Псково-Печерской обители с возможным продолжением обучения в высших духовных учебных заведениях.
В целом же, думается, ученое монашество в наши дни переживает период своего становления, и в будущем, Бог даст, монахи-ученые будут вносить еще более значимый вклад в развитие церковной науки, образования и духовного просвещения.
Настоятель любого монастыря вкладывает массу энергии, здоровья, труда в свое служение на благо Церкви и людей. Поделитесь, пожалуйста, где Вы черпаете силы на беспрестанные труды во славу Божию? Что вдохновляет Вас на этом нелегком поприще?
Богослужение – главный неиссякаемый источник духовных сил. Божественная литургия, встреча с Богом в таинстве Евхаристии – все это придает сил для дальнейшего служения. Вдохновляют общение с братией, совместные молитвы, живое общение с людьми – как с близкими друзьями, так и со многими прихожанами и паломниками.
Каждый архиерей чуть ли не ежечасно окружен людьми, у него почти не остается времени на уединение. Как сказал один из епископов, «архиерей отдыхает во время богослужения, молитва – лучшее отдохновение и утешение для монаха». Взаимодействие с людьми требует огромного терпения, такта, выдержки, мудрости – это целое искусство. Как овладеть этим искусством? Что лично Вам помогает на этом пути?
Можно согласиться с вышеприведенной цитатой епископа. Постоянное взаимодействие со множеством людей требует в первую очередь особого внимания к себе самому, к тому, что говоришь, к своему духовному состоянию. Кроме того, важно иметь чувство искренней доброжелательности и стремиться находить общий язык с разными людьми. Старец Иоанн (Крестьянкин) напоминал братии, что самый главный человек в твоей жизни тот, который сейчас находится рядом с тобой. Об этом же часто говорил в своих проповедях и беседах митрополит Антоний Сурожский.
Владыка Арсений, сердечно благодарим Вас за беседу и просим обратиться к нашим читателям, как монашествующим, так и мирянам, с душеспасительным словом или наставлением. Что бы Вы пожелали современным христианам?
Прежде всего каждому из нас следует учиться доверять Богу и благодарить Его. Стараться все обстоятельства нашей жизни, каждый наш день, свою деятельность, свое служение приносить Богу как дар, искренний дар. Тогда вся наша жизнь будет наполняться Его присутствием, а значит – смыслом, радостью, любовью.
Хотелось бы пожелать каждому христианину и особенно, может быть, каждому монаху никогда не забывать того, что Христос всегда с нами, как Он и обещал (см. Мф. 28:20). Он в нашей жизни, в жизни каждого из нас. Мы всюду можем встретить Его: в Причастии, в молитве, в жизни согласно слову Его. Наконец, мы встречаем Его в ближних наших, как в евангельской притче о Страшном суде. По-другому можно сказать, что мы всегда можем ощутить Его присутствие, ободряющее и исцеляющее. И как бы ни было трудно порой, будем помнить о том, что Свет истинный уже явился в этом мире и всякая тьма бессильна перед Ним (см.Ин. 1:5).
14 декабря 2023 года в Псковском епархиальном управлении под председательством митрополита Псковского и Порховского Арсения состоялось итоговое заседание Епархиального совета. В работе заседания приняли участие руководители епархиальных отделов и благочинные округов епархии, а также постоянные члены Совета.
Во время Совета были заслушаны отчеты епархиальных отделов и структур за 2023 год. Также, митрополит Арсений обсудил с благочинными и руководителями отделов планы работы на грядущий 2024 год.
13 декабря 2023 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Псково-Печерской духовной семинарии.
Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности ректора семинарии иеромонах Андрей (Коротков), преподаватели и студенты семинарии в священном сане.
Песнопения Божественной Литургии исполнили студенты Псково-Печерской семинарии. За богослужением молились учащие и учащиеся духовной школы.
По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.
Святой апостол Андрей Первозванный родился в городе Вифсаиде в Галилее, впоследствии жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера. Он стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом. Как повествуется в Евангелии, святой апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа, но он был также первым из апостолов, который исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.
После Воскресения и Вознесения Христова, с проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до месторасположения будущего Киева, продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников, последним городом, куда пришел апостол Андрей и где ему суждено было пострадать за Христа, был город Патры. Апостола распяли на кресте, который имел особую форму — был в виде латинской цифры X.
10 декабря 2023 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, прославление иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» и в день обретения мощей благоверного князя Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского, чудотворца, в Софийском соборе Великого Новгорода прошли праздничные торжества.
Божественную Литургию совершили: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Новгородский и Старорусский Лев, митрополит Псковский и Порховский Арсений, епископ Боровичский и Пестовский Ефрем, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав.
Преосвященным Архиереям сослужили: духовенство Новгородской епархии, исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Иларион (Карандеев), руководитель Отдела по больничному служению Псковской епархии иерей Евгений Ковалев, гости праздника в священном сане.
За праздничным богослужением молились прихожане храма и многочисленные паломники.
9 декабря 2023 года, в день празднования иконы Божией матери «Знамение», митрополит Новгородский и Старорусский Лев, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий и митрополит Псковский и Порховский Арсений совершили всенощное бдение в Софийском кафедральном соборе Великого Новгорода.
Архиереям сослужило духовенство и гости епархии. Богослужение сопровождалось пением хора Софийского собора под управлением регента Светланы Михайловой.
8 декабря 2023 года в Псковской епархии начал свою работу региональный этап XXXII Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».
Организаторами Чтений выступили: Псковская епархия Русской Православной Церкви, Министерство науки и высшего образования России, Научно-образовательная теологическая ассоциация, Псковский государственный университет, Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, Белорусский государственный университет, Институт теологии им. святых Мефодия и Кирилла, Международное общество святителя Григория Паламы.
С приветственным словом к участникам Чтений обратился митрополит Псковский и Порховский Арсений. Он отметил важность заявленной темы, когда российское общество, и молодое поколение в особенности, задаётся вопросами не только о своём месте в мире и вечности, но и о своём месте в контексте как отечественной, так и мировой культуры.
Также Владыка подчеркнул, что «отечественная культура немыслима без Православия. Начиная со святых просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия, вся последующая литература, вплоть до XVIII-XIX веков, так или иначе перекликалась с церковными мотивами. И более поздняя, наша классическая литература в своих лучших, конечно же, образцах всегда говорила о том же: о вечности, о смысле, о нравственности, о чистоте и правде – о том, о чем нам более прямо говорит святое Евангелие».
Митрополит Арсений призвал всех участников ценить и любить собственную культуру, которая хранит бесценный запас невероятно прекрасного и великого духовного наследия. «Молодым поколениям я желаю с открытой душой, с открытым разумом впитывать всё то, что есть прекрасного, хорошего и нужного в сокровищнице отечественной культуры… стараться дотягиваться до этих невероятно прекрасных образцов и выстраивать и свою жизнь в соответствии с теми идеалами добра, справедливости, милосердия, веры, которые сквозят буквально сквозь всю нашу с вами великую культуру», – отметил Владыка.
В завершение Псковский Архипастырь пожелал всем участникам Чтений интересной и плодотворной работы, а также выразил надежду на возрастание роли Рождественских чтений в жизни региона.
Также, собравшихся поприветствовали: от лица Первого заместителя губернатора Веры Васильевны Емельяновой и Комитета по образованию Псковской области – заместитель председателя Комитета по образованию Псковской области Татьяна Олеговна Лозницкая; от Псковского государственного университета – проректор по учебной работе ПсковГУ доктор юридических наук, профессор Алла Аркадьевна Серебрякова; от музейного сообщества – генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Евгеньевна Мельникова; от Международного объединения православных ученых – профессор Православного Свято-Тихоновского Университета Игорь Павлович Рязанцев.
Затем состоялась церемония награждения победителей конкурса «За нравственный подвиг учителя», которыми в текущем году стали:
В номинации «Лучшая методическая разработка в предметных областях “Основы религиозных культур и светской этики”, “Основы духовно-нравственной культуры народов России”, “Основы православной веры для образовательных организаций с религиозным компонентом”» – Анастасия Александровна Иванова, методист духовно-нравственного направления Псковского городского молодежного центра;
Специальный приз жюри – Любовь Михайловна Анисимова, учитель начальных классов СОШ №9 города Пскова.
Затем для всех участников открытия регионального этапа Рождественских чтений состоялся концерт Архиерейского хора Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова.
В 2023 году география участников Чтений охватила всю Россию и страны ближнего зарубежья: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Великий Новгород, Рязань, Тверь, Воронеж, Волгоград, Белгород, Севастополь, Курск, Новосибирск, Челябинск, Душанбе, Луганск, Старая Русса, Изборск, Печоры и Пушкинские горы, Эстония, Молдова, Беларусь. В сборник статей Рождественских чтений было прислано 71 статья. На секционных заседаниях в течение трех дней будет озвучено 77 докладов.
Всех вас, дорогой отец настоятель, дорогие отцы, братья и сёстры, поздравляю с престольным праздником и сердечно приветствую!
Сегодня Православная Церковь совершает отдание праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. И все эти дни, начиная с первого дня этого праздника, мы находимся в свете этой тайны, воспоминая это неизреченное событие, которое стало преддверием новозаветной истории, как и сейчас, в круге церковного года, праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы является преддверием праздника Рождества Христова. И как и этот великий праздник, к которому мы все устремлены и который скоро будем встречать, так и праздник Введения Пресвятой Богородицы – это праздник надежды, праздник, возвещающий не только о том, что спасение приблизилось, но и о том, что оно произошло. Своим посвящением Богу, Своим пришествием в Иерусалимский храм Пресвятая Дева уже в раннем возрасте явила особое знамение, невольно, может быть, но Промыслом Божиим. Вступает в пределы Иерусалимского святилища Та, Которая станет чем-то бóльшим, чем Святое Святых Иерусалимского храма, станет подлинным вместилищем для Бога. И это произойдёт не только для того, чтобы Она Сама стала таковой, освятившись. Это произойдёт для того, чтобы через принятие человеческой природы Сыном Божиим весь мир – человек, прежде всего, но и всё творение – освятился, преобразился и стал храмом Божиим.
Задумаемся только над этим! Сердце каждого из нас призвано стать храмом Божиим. Не местом запустения, не местом, где стоят какие-то идолы наших страстей, наших хотений – но храмом Самого Творца и Спасителя нашего. И оно становится храмом уже сейчас. Когда мы раскрываем наши сердца Богу, приглашаем Его войти в нашу жизнь с благодарностью, со смирением, с доверием к Нему и с верой в Него, Господь проявляет Себя в нашей жизни, и наша жизнь наполняется Его присутствием. Нужно быть только чуткими к этому, стремиться благодарить, а воссылая благодарение, мы и посвящаем свою жизнь Богу, Который начинает её преображать. И вместе с этим преображается и жизнь окружающих нас, наших близких, преображается мир вокруг нас. Это – путь христианского делания, который, в общем-то, предлежит каждому из нас. Будем стараться каждый день совершать хотя бы небольшие шаги на этом пути: учиться благодарить, учиться прощать, учиться любить Бога и ближних – не мысленно, а действенно, делами. Делами милосердия, делами сострадания, словами, действенной поддержкой, молитвой, в конце концов, выше которой ничего нет.
Сегодня мы вспоминаем память святого, который был окружён очень большим почитанием и в древней Церкви, и в самые первые времена христианства на Руси. Он почитался покровителем новообразованной Русской Церкви. И тогда, когда ещё у нас не было собственных святых, таких, как князь Владимир, княгиня Ольга, святые князья Борис и Глеб и дальнейшие святые, которые проявили себя уже в истории, с самого начала именно священномученик Климент Римский почитался особым покровителем Русской Церкви. Когда-то, во времена гонения на христианство, он был сослан в Крым, в Инкерманские каменоломни, уже тогда освятив своим пребыванием и своими страданиями за Христа будущие пределы исторической Руси. А когда князь Владимир, уже в эпоху Крещения Руси, вернулся из Херсонеса в Киев, он принес с собой, как великую святыню, часть мощей святого Климента Римского. Его имя было окружено очень большим почитанием, как уже было сказано, и в древности, и на Руси, храмы в его честь существовали, и существуют по сей день, в Москве, во Пскове, в Новгороде, в Торжке. Существует древний монастырь в Крыму. А те два послания, которые связаны с его именем – два послания к Коринфянам – в древности зачастую приравнивались и к новозаветным писаниям, и вместе с посланиями апостольскими читались во время богослужений в некоторых христианских общинах, поместных христианских Церквах.
И вот, чтобы почтить сегодня особо память этого великого святого – небесного покровителя и этого храма, и, можно говорить, Церкви Русской, я предлагаю обратиться немного к его писаниям. Они есть в свободном доступе. Каждый из нас может найти издание писаний мужей апостольских в продаже или в интернете, и обратиться к этим драгоценным жемчужинам святоотеческой письменности. Чем же они важны? Климент Римский относится к тем, кого Церковь именует «мужами апостольскими», или, по-другому, «отцами апостольского века». Это самые первые святые отцы, ученики самих апостолов. Это связующее звено между апостольским веком и всей последующей христианской традицией. Их творения – это первая христианская литература, которая появляется после книг Священного Писания Нового Завета. Немногочисленные, можно говорить, незамысловатые по стилю, но в этих простых писаниях заключен великий огонь веры и любви к Богу и к Церкви. И кроме всего прочего, эти писания являются для нас источником бесконечной важности по сведениям о том, как жила и веровала древняя Церковь. И вчитываясь в их писания, мы узнаём, что Церковь в этих писаниях и вера, о которой свидетельствуют мужи апостольские, как Климент Римский – это наша с вами Церковь и это наша с вами вера.
Как уже было сказано батюшкой во время проповеди, Климент написал послание в Коринф для того, чтобы способствовать уврачеванию раскола, который возник в Коринфской общине. Житие самого Климента Римского называет его учеником апостола Петра. Но и была традиция, которая связывала его именно с апостолом Павлом, в частности, в том отрывке из Послания к Филиппийцам, который прозвучал сегодня на Литургии, упомянут некий Климент, как сотрудник апостола Павла (см. Флп.4:3). Вероятно, это и есть Климент Римский. И тот факт, что до своего избрания епископом он, будучи христианином в Риме, как раз подтверждает, что он мог знать обоих первоверховных апостолов – Петра и Павла, которые проповедовали там и в 60-е годы при императоре Нероне пострадали мученически за Христа. И вот, именно как вероятный ученик апостола Павла, он и продолжает дело своего наставника, потому что и во времена апостола Павла были нестроения в Коринфской общине, для которой Павел был духовным отцом и основателем; и он переживал и болезновал сердцем за те нестроения, которые там были. Если мы внимательно почитаем новозаветные Послания к Коринфянам, мы увидим, что среди коринфских христиан были нестроения, и увидим, как апостол Павел заботливо пытается их исцелить. И вот, то же самое продолжает делать в своём обращении к Коринфской общине святой Климент Римский. Он много говорит о смирении, чтобы исцелить раскол, схизму, которая возникла в Коринфской общине. Говорит о том, что Христос – пример смиренных. Говорит о том, что во все времена праведные люди страдали от неправедных, и причиной этого была зависть. Он возвещает и о последних временах, как бы напоминая о суде Божием тем, кто возглавили мятеж и разделение. И, в конце концов, он призывает всех к согласию – с умиротворяющим пастырским словом обращается к коринфянам, увещая их преодолеть все разделения. Мы точно не знаем, насколько действенным было это письмо, но косвенно можем судить, исходя из того, что спустя несколько десятилетий после жизни святого Климента Римского, один из Коринфских епископов пишет письмо тогдашнему Римскому епископу, что тот прислал хорошее письмо в Коринф, и оно будет читаться в церковном собрании, как читается письмо его блаженной памяти предшественника – святого Климента Римского. Вот таким авторитетом обладали послания святого Климента, иногда помещаясь в кодексах Священных книг вместе с апостольскими посланиями.
У апостола Павла в 1-ом послании к Коринфянам есть наиболее яркое, может быть, самое известное и самое сильное место во всех его писаниях – это гимн любви – первое послание к Коринфянам, 13-я глава, которая начинается словами: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я ничто» (1 Кор. 13:1).
Прочитайте, пожалуйста, самостоятельно, приведите себе на память эти слова – всю 13-ю главу, которая заканчивается тем, что сейчас «пребывает вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13 ). И вот, как бы в духе и силе апостола Павла, но уже в других исторических условиях обращаясь к коринфским христианам, которых поразило разделение, священномученик Климент Римский продолжает эту тему. И самое, может быть, важное и сильное место в его послании к Коринфянам – это тоже похвала любви, 49-я глава. Прочитаем все вместе, послушаем: «Кто имеет любовь во Христе, тот должен соблюдать заповеди Христовы. Кто может изъяснить союз любви Божией? Кто способен, как должно, высказать величие благости Его? Несказанна высота, на которую возводит любовь. Любовь соединяет нас с Богом; любовь покрывает множество грехов (1Пет. 4, 8; 1Кор. 13, 4 и сл.; Иак.5:2), любовь все принимает, все терпит великодушно. В любви нет ничего низкого, ничего надменного, любовь не допускает разделения, любовь не заводит возмущения, любовь все делает в согласии, любовию все избранные Божии достигли совершенства, без любви нет ничего благоугодного Богу. По любви воспринял нас Господь; по любви, которую имел к нам Иисус Христос, Господь наш, по воле Божией дал кровь Свою за нас, и плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши. Аминь».
Будем слагать эти слова в сердце, постараемся прочитать и другие его наставления, может быть, в этот день было бы особенно уместно. Ещё раз всех вас поздравляю!
Политика конфиденциальности и использования файлов сookie: Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь с их использованием.
Дополнительную информацию, в том числе об управлении файлами cookie, можно найти здесь:
Политика использования файлов cookie