Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти благоверного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила

«Измлада явился еси, богомудре княже Гаврииле, божественный сосуд, избран Богови…». Так воспевает сегодня Церковь великого святого Псковской земли и земли Русской – святого благоверного князя Всеволода-Гавриила, который и сегодня, как верим, продолжает оставаться нашим молитвенником, нашим предстателем и нашим защитником.

Путь святого князя показывает, что святость – удел, доступный практически каждому. Это призвание любого человека, который называет себя последователем Христовым, чадом Церкви. Можно быть правителем, можно быть воином, можно жить в тяжелые времена, и в то же самое время жить в полной преданности Христу, с полным доверием принимать всё – как славу и почет, как радостные события, так и гонения, лишения и изгнания, уподобляясь Христу во всём – и в славе, и в бесчестии. Всеволод-Гавриил, первый Псковский князь, избранный по воле самих псковичей, стал именно таким угодником Божиим – тем, кто в своей жизни последовал Евангелию Христову во всём. Вопреки распространенному мнению, что чуть ли не все князья или чуть ли не все Византийские императоры объявлялись святыми, надо сказать, что это не так. Церковь прославляла выборочно, прославляла только тех, кто действительно был достоин своим житием быть учителем веры, учителем христианской жизни, примером для других христиан, какими служат для нас все святые. И каждый раз в таких случаях вспоминаются слова апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).

Святой благоверный князь Всеволод не был апостолом или святителем, чтобы проповедовать нам слово Божие, но своим житием, преданностью Христу, Евангельским духом – был живым примером, живой проповедью этого слова Божия. Поэтому, почитая нашего благоверного князя, будем подражать и его этой главной добродетели – преданности Христу, любви к Богу и к ближним. Известно, например, о нём, что в период повсеместного голода, ещё будучи в Новгороде, он опустошил свою казну для того, чтобы помочь неимущим людям. Таков его пример для нас – пример смирения, пример бескорыстия, пример жертвенного служения Богу, Церкви и отечеству. Поэтому обращаясь к нему с молитвами сегодня, прославляя его память, будем помнить и о том уроке, который он нам подаёт своим примером. А также будем ободряться, укрепляясь в вере в то, что он – наш защитник, наш молитвенник – не оставляет свой град и своё отечество и сегодня. Аминь!

24 февраля 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор

В день памяти благоверного князя Всеволода-Гавриила митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе


23 февраля 2024 года, в день памяти благоверного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию  в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский), благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин, настоятель храма архангелов Михаила и Гавриила (с Городца) города Пскова протоиерей Георгий Быков, настоятель храма пророка Божия Илии города Пскова протоиерей Иоанн Лыткин, настоятель храма преподобного Варлаама Хутынского города Пскова протоиерей Виталий Герусов и настоятели храмов города Пскова.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане кафедрального собора и паломники.

По окончании Литургии митрополит Арсений обратился к собравшимся с Архипастырским словом
 
Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в кафедральном соборе города Пскова

23 февраля 2024 года, в канун дня памяти благоверного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев и настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством.

Песнопения всенощного бдения исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане кафедрального собора и паломники.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Представители Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих завершили свою работу в Псковской епархии

22 февраля 2024 года выездная аккредитационная группа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви завершила свою работу в Псковской епархии.

В четвертый день работы члены комиссии посетили Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где встретились с главой Псковской митрополии, митрополитом Псковским и Порховским Арсением. 

Также, члены выездной группы провели встречу с ответственными за обучение в обители, обсудили с преподавателями особенности рабочих программ и изложения материала монашествующим, провели аттестацию для слушателей курсов, проверили библиотечный фонд и необходимую материально-техническую базу для проведения занятий.

По итогу работы выездной аккредитационной группы итоговую аттестацию прошли 69 насельников из 6 обителей Псковской епархии. Члены межведомственной комиссии посетили Свято-Успенский Псково-Печерский, Рождества Богородицы Снетогорский, Спасо-Елеазаровский, Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий, Свято-Троицкий Творожковский монастыри и Свято-Благовещенскую Никандрову пустынь. В состав выездной аккредитационной группы вошли: архимандрит Феофилакт (Безукладников), заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих.

Митрополит Арсений совершил заупокойную литию на могиле Неизвестного солдата

22 февраля 2024 года, в канун празднования Дня защитника Отечества, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил заупокойную литию на могиле Неизвестного солдата по всем погибшим воинам-защитникам Отечества.

За богослужением молились губернатор Псковской области Михаил Ведерников, глава города Пскова Борис Ёлкин, представители городской власти, правоохранительных органов и воинских структур, ветеранских организаций и псковичи, собравшиеся в этот день отдать дань уважения погибшим защитникам нашей Родины.

По окончании заупокойной литии состоялось торжественное возложение гирлянды Славы, а также цветов к могиле Неизвестного солдата, как дань вечной памяти беспримерного подвига воинов армии России.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

 

Митрополит Арсений посетил Бельско-Устьенский дом-интернат

17 февраля 2024 года, в попразднство Сретения Господня, митрополит Псковский и Порховский Арсений посетил государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Псковской области «Бельско-Устьенский дом-интернат».

Владыку митрополита встречала директор ГБУСО «Бельско-Устьенский» Елена Николаевна Ващенко.

В ходе визита митрополит Арсений посетил жилые и учебные корпуса дома-интерната, а также пообщался с воспитанниками и сотрудниками учреждения.

Фоторепортаж монаха Антония (Воеводина)

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю 37-ю по Пятидесятнице

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с днём Воскресным, днём Господним и продолжающимся праздником Сретения Господня!

Сегодня мы слышали на Литургии то Евангельское чтение, которое возвещает нам о приближении подготовительного периода к Великому Посту. Следующая Неделя будет называться Неделей о мытаре и фарисее, но ей всегда предшествует Воскресный день, когда читается нынешнее Евангельское зачало о Закхее, как некое преддверие, как некое вступление к Постной Триоди.

Этот рассказ, конечно же, имеет чрезвычайно важный смысл. Он повествует нам о желании встречи с Господом человека, который казался потерянным для общества, потому что мытарь Закхей, в силу своей профессии, мог только встречать осуждение и даже вызывать чувство омерзения среди иудеев, которые видели во всех мытарях не только предателей, выбивавших налоги в пользу римской оккупационной власти, но и людей неправедных, которые при этом обогащались сами и не стыдились никакой неправды, никакого насилия для того, чтобы собрать себе богатство. А об этом человеке – о Закхее – сказано, что он был человеком богатым и был начальником мытарей. Можно представить, насколько этот человек был одиноким, чувствуя свою отверженность от своих соотечественников. Но и в душе такого человека происходили какие-то духовные процессы. Он стремился к правде, он хотел очиститься, хотел приблизиться к Богу. Но как? Пойти к книжникам и фарисеям – они первые осудят его. И вот он услышал о том, что есть некий Иисус из Назарета, Который совершает многие чудеса, но главное из которых – это преображение человека. Он – Спаситель грешников, как фарисеи называли мытарей и блудниц, и люди, повстречав Его на своем пути, полностью преображались. Он давал надежду и радость. Люди становились на путь чистоты и святости. И, конечно же, такие слова, такие рассказы не могли не запасть в душу Закхея-мытаря. И когда Спаситель находился в его городе, он побежал, как мальчишка, вперед толпы, залез на дерево, чтобы только увидеть Спасителя, проходящего мимо. А Спаситель, остановившись под этим деревом, увидел Закхея. Но не просто увидел человека на дереве, Он увидел его суть, его природу, которая сама по себе прекрасна, как природа каждого из нас, в силу того, что каждый из нас – есть творение Божие, но которое подвержено греху, как некой тяжелой болезни, разрушающей нас, разрушающей нашу душу, порабощающей и закрепощающей нас. И Закхей увидел глаза, устремленные на него, полные любви и сострадания – то, к чему он так стремился, чего он так тщетно искал в этом мире, и услышал невероятные слова, невероятные для всех, кто окружал Христа: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). И Закхей поспешно слез с дерева, со смоковницы и принял его в своем доме, радуясь (ср.: Лк. 19:6). Но на этом Евангельский рассказ не останавливается. Далее в повествовании рассказывается о том, как изменился этот человек, уже готовый к перемене, к этому подлинному покаянию – изменению ума и изменению жизни от встречи со Спасителем. Он говорит: «Господи! половину имения раздам нищим, и, если кого чем обидел, воздам четверицею» (Лк. 19:8).  А Спаситель его называет сыном Авраама – не в силу принадлежности по крови народу иудейскому, а в силу того, что он по вере в Бога является наследником Авраама и всех обетований Божиих. «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» – говорит Христос об этом бывшем грешнике (Лк. 19:9). Это весьма поучительный рассказ, который стоит в ряду многих других эпизодов, когда Спаситель словом и делом преображает человека. Возвращая зрение слепому – Он возвращает ему и духовное видение. Исцеляя недужных, Он прилагает самое важное – исцеляет их и духовно.

Более всего нам следует, мне кажется, обратить внимание на два момента. Первый – Закхей-мытарь ищет встречи со Христом. Если человек не ищет Спасителя, не ищет правды, не ищет спасения, не ищет исцеления и свободы от греха, то кто может ему помочь? Никто. А если он ищет, если он возымел нужду в Боге, как пишет Григорий Богослов, «вочеловечившегося по нас, чтобы спасти нас», он находит единственное средство, единственный путь, единственную возможность освободиться от греха – стать не просто чадом Авраама, а чадом Божиим. Этот Путь и этот Ответ – Сам Христос Спаситель, спасающий, преображающий нас, воплощённая Любовь Божия, пришедшая в этот мир ради спасения каждого человека. Как бы не был далёк человек от Бога, как бы далеко он не зашёл, как бы низко он не пал – он всё равно в глазах Бога остается Его возлюбленным сыном или дочерью, с которым или с которой Сам Господь стремится встретиться. И это второй важнейший момент. Желание встречи с Богом, которое рождается в жизни человека и от которого происходит преображение всего нашего бытия, неумолимо и неизменно встретится с желанием Бога этой встречи, этого сретения. И так удивительно, что этот рассказ накладывается на попразднство Сретения Господня, который как раз и говорит об этой важнейшей, величайшей для каждого из нас встречи, ради которой Бог явился в этом мире, стал Младенцем, возрастал, вышел на проповедь, совершил чудеса, взошёл на Крест, победил смерть, восшёл на небо, чтобы никаких преград, никаких препятствий не было у Бога и человека для их встречи. И она совершается! Она совершается в лице многих и многих людей: мужчин и женщин первых веков нашего времени и всех последующих поколений, которые откликаются на зов Христа Спасителя, которые следуют за Ним, как за своим Господом – с благодарностью, с доверием, с желанием жить по Слову Его. Такая встреча, произошедшая в этом мире, в этой жизни будет поистине Сретением, будет иметь вечное измерение, потому что у Бога нет мертвых, а все живы.

С праздником вас еще раз поздравляю и благодарю наших гостей – хор под управлением Анатолия Гринденко, приехавшей из Москвы для того, чтобы мы сегодня почувствовали дух древнерусского богослужения. Вот это ангельское знаменное пение, которое совершенно по-особому пробуждает душу, настраивает на молитву, возносит ум и сердце к Богу. И думаю так, что сегодня мы сильнее всего ощутили, что в таинственной жизни Церкви время имеет относительное значение. Можно было представить себе, что мы находимся на богослужении в этом же храме в XV веке. Но по сути, каждая Божественная Литургия сводит воедино все события нашего спасения: это и Тайная Вечеря – буквальным образом мы находимся в Сионской горнице со Христом и апостолами; и мы предстоим Ему распятому; мы встречаем Его Воскресшего; и более того – мы собраны вокруг Престола Агнца (так описывает Царствие Божие книга Откровения), и когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых – мы причащаемся этого Царства. В этом – чудо Литургии, в этом – чудо Церкви, в этом – чудо Спасения, которое даровано нам, на которое мы отзываемся благодарностью и любовью. Аминь. С праздником вас всех!

18 февраля 2024 года,
храм святителя Николая Чудотворца (со Усохи) города Пскова

Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в храме святителя Николая (со Усохи)

18 февраля 2024 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме святителя Николая (со Усохи) города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский) с соборным духовенством и настоятель единоверческой общины Псковской епархии священноиерей Димитрий Кириченко.

Песнопения Литургии исполнил камерный мужской хор «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.

По отпусте Литургии митрополит Арсений обратился к собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Митрополит Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре


17 февраля 2024 года, накануне Недели 37-й по Пятидесятнице, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: насельник Псково-Печерской обители архимандрит Филарет (Кольцов) с братией в священном сане.

Песнопения всенощного бдения исполнили: Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой и братский хор обители под управлением инока Олега (Гладышева). За богослужением молились насельники Свято-Успенской обители, многочисленные прихожане и паломники.

Фоторепортаж Артемия Бондарева

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения на ночной Литургии в попразднство Сретения Господня

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с продолжающимся праздником Сретения Господня! Мы с вами, находясь в свете этого праздника, вновь и в песнопениях церковных, и в наших с вами размышлениях обращаемся к смыслу его и к тем событиям, которые легли в его основу. Если задуматься – ведь речь идет не просто о встрече в иерусалимском храме младенца Христа и старца Симеона. Сретение – это главнейшее событие не в жизни только одного старца Симеона, а это важнейшее событие в жизни каждого человека, начиная от Адама и до людей, имеющих жить при конце времён. Для каждого из нас это – величайшее событие, которое переживается по-разному.

Каждый из нас, обретя веру, можно сказать, пережил встречу с Богом. И проводя духовную жизнь, церковную жизнь, мы ощущаем Его присутствие. Для одного человека встреча с Богом может быть подобна молнии, которая освещает и потрясает – так гонитель Савл стал апостолом Павлом. А для кого-то эта встреча может быть растянута на всю жизнь, когда происходит постепенное приближение, узнавание присутствия Божия в своей жизни, но тем не менее неуклонное, убедительное и радостное. Мы ощущаем Его присутствие в разных обстоятельствах нашей жизни: и в радостных, и порой, может быть, в скорбных. Мы можем пережить и осознать эту встречу и в домашней молитве, и во время участия в церковных Таинствах. Но самое важное, о чём и говорит этот праздник – даже словами отпуста: «Иже в объятиях праведного Симеона носитися изволивый нашего ради спасения» – это встреча человека с Богом во Христе. А всё, что происходит со Христом, о чём и нам рассказывает евангельская история, начиная с Рождества до страдания, смерти, Воскресения и Вознесения – все это происходит «нашего ради спасения», ради каждого из нас. Ради каждого из нас Господь становится человеком, сходит не только на землю, но даже «в преисподняя земли», чтобы взыскать падшего Адама, и восходит на Небеса, открывая дорогу в Своё Царство для каждого из нас.

Мне кажется, что в контексте этой темы – встречи человека с Богом во Христе, как самого важного события в жизни каждого – можно ещё поразмышлять и о той встрече с Богом, которая происходит через наших ближних, когда мы учимся, опять же, согласно Евангелию и в духе Евангелия, видеть в глазах наших братьев и сестёр Самого Христа, Самого Господа. Вспомним хотя бы евангельскую притчу о Страшном суде, когда Господь, обращаясь к праведникам, говорит «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготовное вам на сложение мира, ибо алкал Я… и жаждал… и был в темнице… и болен… и вы послужили Мне» (см.: Мф. 25:34-36). Это поразительно! Евангелие ставит нас лицом к лицу перед очевидной истиной: послужить Богу можно, служа нашим ближним – человеку, который рядом с нами сегодня. А для человека верующего очевидно, что не бывает в жизни случайных встреч, обстоятельств, совпадений. Каждый человек, особенно близкий нам, особенно из нашего окружения, но и вообще каждый, который сейчас рядом с нами – это какой-то особый Промысл Божий о нас, за который мы можем и благодарить Бога, и послужить Ему, и отнестись к этому событию как к дару, как к возможности почувствовать Христа в нашей жизни и откликнуться на Его любовь.

Вот такие важные темы открывает нам этот светлый праздник. Будем размышлять об этом. Будем не просто помнить о присутствии Божием, а жить в этом присутствии – в этом светлом, радостном, преображающем и исцеляющем. Потому что в этом – невероятный источник и сил, и вдохновения, и радости, и любви. Аминь. С праздником вас всех!

17 февраля 2024 года,
храм святителя Василия Великого (на Горке) г. Пскова