Митрополит Арсений поздравил со Светлым Христовым Воскресением митрополита Евсевия (Саввина)

8 мая 2024 года, на Светлой седмице, митрополит Псковский и Порховский Арсений посетил Спасо-Елеазаровский женский монастырь, где поздравил пребывающего на покое митрополита Евсевия (Саввина) с праздником Пасхи Господней.

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в среду Светлой седмицы

Христос Воскресе! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Читая евангельские строки, где повествуется о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, мы видим, как сложно, как не просто апостолам далась эта вера и эта радость. Потому что победа на смертью, с точки зрения всего, что знает человек об этом мире – невозможна. И тем не менее, это происходит. Они сомневались, не веровали, думали, что видят призрака. Но снова и снова, в продолжении сорока дней, Господь, Победитель смерти, являвшийся Своим ученикам, столпам основанной Им Церкви, уверял их в истинности Своего Воскресения, снова и снова приветствуя их: «мир вам… не бойтесьэто Я» (Лк. 24:36-39), и далее: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Момент от Воскресения до Вознесения описывается в Евангелии, как время, когда на смену скорби, на смену траура, на смену крушения всех надежд приходит ликующая радость. Радость, которую, по слову Самого Спасителя: «никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22), как было сказано во время прощальной беседы. И это была не просто радость о том, что ученики увидели своего Господа и Учителя живым, хотя и не чаяли никогда уже это увидеть. В этом было нечто большее, потому что в явлениях Воскресшего им было дано уже полное откровение о том, Кто или Кем является их Господь и Учитель. Это не просто «Равви», как они его называли, не просто их Собеседник и близкий Друг, а это – Господь, Владыка жизни, Победитель смерти, Создатель мира. И чувство радостного трепета, чувство необычайного, чувство того, что на самом деле на Голгофе ничего не закончилось, а сейчас только начинается, и над всем миром взошла заря Пасхи, Светлого Христова Воскресения, начинается новая эра сынов и дочерей Божиих – воодушевило учеников. И приняв Святого Духа на пятидесятый день, они с проповедью о Воскресшем прошли во все концы мира, возвещая эту великую радость. И ничто не могло не только отнять этой радости, но и заглушить эту проповедь: ни мучения, ни страдания, ни гонения. И как не похожи эти смелые провозвестники Воскресения Христова на тех, кто когда-то сомневался, когда-то спорил даже за первые места в Царствии Мессии, отрекался, или «страха ради Иудейска» (Ин. 20:19) прятался за закрытыми дверями. Господь, явившийся им, и по Своему неложному обетованию «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20) прибывающий со Своей Церковью – как с апостолами, так и с нами – отнимает всякий страх, даёт силы, побеждает даже саму смерть. И вместе с Ним и мы предуставлены, предназначены, призваны к этой победе над смертью. В этом – чудо Пасхи. Это не воспоминания, или лучше говорить, не просто воспоминания о том, что произошло, а то, что происходит и сейчас, происходит с нами.

Мы все призваны Христом в Его народ. Он для всех для нас открыл дорогу через воскресение к жизни вечной. И в этом – великая радость, которую не просто разделили ученики, увидев Своего Господа и Учителя живым, но которую и мы сегодня с вами разделяем, которая является для нас бесконечным источником сил, вдохновения, сил для борьбы со злом и для совершения добрых дел, для верности Богу, Его Церкви, для служения ближним нашим. Это – источник вдохновения христианской святости, источник самой святости, это источник жизни неистощаемой, которая бьёт ключом от опустевшего Гроба Христа Жизнодавца.

И тем более радостно сегодня в эти Светлые дни разделить эту радость о Господе Воскресшем с вами, дорогие: дорогой Владыка, дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно благодарю Вас за приглашение, Владыка. Действительно большая радость и особое чувство – посетить этот град, разделить с вами Божественную трапезу – Литургию, и иметь возможность сегодня поздравить Вас, Владыка, с тем юбилеем в Вашей жизни, который недавно отмечался. Это поистине библейский юбилей, потому что пятьдесят лет назад Вы, откликнувшись на слова Христа: «кто хочет идти за Мною, … возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34), взяли крест пастырского служения и последовали за Ним, в меру сил, добросовестно исполняя свой пастырский долг, отдавая себя и Богу, и ближним – этому служению, к которому Вы были призваны. Желаю, чтобы Господь Жизнодавец и дальше Вас укреплял, чтобы Господь Пастыреначальник и дальше сопутствовал Вам уже в Вашем Архипастырском служении на ниве нашего общего соработничества, сослужения на этой древней прекрасной Псковской земле. Эспола эти деспота, дорогой Владыка!

8 мая 2024 года,
Свято-Вознесенский кафедральный собор города Великие Луки

Митрополит Арсений посетил Великолукскую епархию и поздравил епископа Великолукского и Невельского Сергия с 50-летием служения в священном сане

8 мая 2024 года, в среду Светлой седмицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений, глава Псковской митрополии, совершил Божественную Литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе города Великие Луки.

Его Высокопреосвященству сослужили: Преосвященнейший Сергий, епископ Великолукский и Невельский; протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Великолукского епархиального управления; архимандрит Макарий (Швайко), настоятель храма иконы Божией Матери “Призри на смирение” д. Махново Бежаницкого района Псковской области; игумен Гавриил (Марков), настоятель Архиерейского подворья при храме Успения Божией Матери д. Успенское Великолукского района Псковской области; протоиерей Николай Ильницкий, благочинный Опочецкого церковного округа; протоиерей Иоанн Ильницкий, благочинный Великолукского церковного округа; протоиерей Петр Нетреба, благочинный Невельского церковного округа; протоиерей Стефан Вахрушев, благочинный Новоржевского церковного округа; и клирики Великолукской епархии. Диаконский чин возглавил иеродиакон Андрей (Парфенов), заведующий канцелярией Великолукского епархиального управления.

Богослужебные песнопения исполнил хор Свято-Вознесенского кафедрального собора города Великие Луки под управлением регента Ольги Смольченковой.

По окончании богослужения вокруг Вознесенского собора был совершен пасхальный крестный ход, в завершение которого митрополит Арсений обратился к верующим с Архипастырским словом и поздравил епископа Сергия с 50-летием служения в священном сане.

Совместно с Великолукской епархией

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения на пасхальной вечерне во вторник Светлой седмицы

Дорогие отцы, братья и сёстры! Снова и снова спешу поздравить вас этим вечным и светлым пасхальным целованием: Христос Воскресе! Выше, важнее, дороже этих слов, на самом деле, ничего нет. Это главное событие, главная весть, благая весть для рода человеческого, возвещающая надежду на спасение и дарующая спасение.

Читая евангельские строки, мы видим, как непросто далась вера, уверение в истинности воскресения Христова Его ученикам ближайшим, тем, кто Его любил. Но тем не менее, даже через эти немногочисленные, такие трогательные свидетельства просвечивается новая реальность, которая изменила всё. На смену трауру, отчаянию и боли пришла ликующая радость.  И казалось бы, отчего? Враги Христа считали, что с Его смертью всё это движение прекратится, это дело рухнет. И действительно, если бы Христос был простым Человеком, то Церковь, едва зародившись, осталась бы в руинах. Но она жива сегодня, потому что жив её Основатель и Глава. И главное чудо Пасхи, прежде всего, заключается в том, что мы не просто воспоминаем события двухтысячелетней давности, а живём присутствием Христа. Мы в Нём, и Он с нами, со Своей Церковью по Своему неложному обетованию: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), «не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). Он не только расторг узы смерти, Он не только вознёсся во славе, видимым образом оставив Своих учеников, но продолжает даровать нам Своё присутствие. И торжество Пасхи, самый главный её смысл – та самая всеобъемлющая радость, которая каждый год озаряет наши храмы и наши сердца, придавая новую радость, новый смысл, новое вдохновение.  Христос и сейчас с нами, Он и сейчас побеждает, Он и сейчас нас спасает. Это – реальность сегодняшнего дня. Не прошлое! Это реальность вечности, отныне открытая для нас крестом Сына Божия, сначала снисшедшего во ад, а потом восшедшего на небеса и открывшего путь и нам.

Победив смерть, Господь Иисус Христос делает нас причастниками этой Своей победы. Древний враг человечества сломлен и, как уже было сказано, получил рану, от которой ему не будет исцеления. И святые отцы, вслед за апостолом Павлом, говорят о Христе не просто как о новом Адаме – Главе нового человечества, предуставленного уже к жизни в противовес ветхому человечеству, но как о Главе Тела, которая  уже восстала, уже воскресла, уже прославилась, а вслед за ней и всё Тело – Церковь, то есть все мы с вами – восстаём к нетлению, к жизни вечной, к Царствию Невечернему. И эта радость, которая нам каждый раз подается как дар, как откровение, как обетование последней и окончательной победы Божией в этом мире, Его окончательного слова, окончательного изгнания зла и страдания и смерти из этого мира – это уже началось, это происходит, и это осуществится, когда Бог, по слову апостола Павла, будет «всяческая во всех» (1 Кор. 15:28). А мы снова и снова, каждый день, исповедуем это словами нашего Символа: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Аминь! Христос Воскресе!

7 мая 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова

Во вторник Светлой седмицы митрополит Арсений совершил пасхальную Великую вечерню в Свято-Троицком кафедральном соборе

7 мая 2024 года, во вторник Светлой седмицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил пасхальную Великую вечерню в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский), благочинный Псковского городского округа епархии протоиерей Андрей Большанин, благочинный Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Прохор (Андрейчук), настоятели и клирики храмов епархии. 

За богослужением по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополитом Арсением клирики Псковской епархии были удостоены богослужебно-иерархических наград:

права служения Божественной Литургия с отверстыми Царскими Вратами по «Отче наш»:

  • протоиерей Георгий Ластов, клирик храма святых Севастийских мучеников города Печоры;

возведения в сан протоиерея:

  • иерей Константин Бабин, настоятель храма свв. Флора и Лавра с. Хредино Стругокрасненского района;
  • иерей Игорь Васильев, настоятель храма Рождества Богородицы с. Новая Уситва Палкинского района;
  • иерей Олег Жук, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Новоселье Стругокрасненского района;
  • иерей Роман Павлов, настоятель Свято-Троицкого собора города Острова;
  • иерей Артемий Лутченко, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Пскова;

права ношения наперсного креста с украшениями:

  • протоиерей Андрей Возмилов, клирик храма Николая Чудотворца с. Качаново Палкинского района;
  • протоиерей Василий Лупаков, настоятель храма свт. Луки Крымского г. Пскова;
  • протоиерей Александр Рясинский, настоятель храма страстотерпцев Бориса и Глеба с. Вышгородок Пыталовского района;
  • иерей Борис Григорьев, настоятель храма Вознесения Господня д. Анциферово Пыталовского района;
  • иерей Вадим Аксентий, клирик Спасо-Казанского Симанского женского монастыря;
  • иерей Андрей Дрогомиров, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы с. Славковичи Порховского района;

права ношения палицы:

  • иерей Михаил Осипов, настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» с. Полоное Порховского района;
  • иерей Виктор Рогозин, клирик Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря;
  • иерей Евгений Якубовский, настоятель храма Святого Духа д. Великое Поле Псковского района;

Также, за усердное служение Церкви Христовой, митрополит Арсений удостоил:

права ношения наперсного креста золотого цвета:

  • иеромонаха Агафангела (Подрезова), насельника Свято-Благовещенского Никандровского монастыря;

права ношения камилавки:

  • иерея Сергия Рассадникова, настоятеля храма свт. Николая Чудотворца г. Пыталово;

права ношения набедренника:

  • иерея Димитрия Кириченко, клирика храма свт. Николая Чудотворца со Усохи г. Пскова;
  • иерея Николая Васильева, клирика храма свт. Николая Чудотворца в Любятово г. Пскова;
  • иерея Виталия Гука, клирика храма Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья г. Пскова.

По окончании богослужения настоятель кафедрального собора иеромонах Алексий огласил Пасхальное послание главы Псковской митрополии, митрополита Псковского и Порховского Арсения.

Затем Владыка митрополит обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

От лица духовенства епархии Высокопреосвященнейшего Владыку приветствовал секретарь епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев.

Затем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла общецерковных наград были удостоены:

  • игумения Маркелла (Павлова), настоятельница Спасо-Казанского Симанского женского монастыря, в связи с 75-летием со дня рождения – ордена прп. Евфросинии Московской II степени;
  • протоиерей Виктор Кулев, настоятель храма Богоявления Господня города Пскова, в связи с 25-летием служения в сане пресвитера  – ордена прп. Серафима Саровского III степени;
  • протоиерей Владимир Танцурин, настоятель храма Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы от Пролома г. Пскова, в связи с 50-летием со дня рождения – ордена прп. Серафима Саровского III степени;
  • протоиерей Димитрий Васильев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Дедовичи, в связи с 50-летием со дня рождения – ордена прп. Серафима Саровского III степени; 
  • протоиерей Александр Рясинский, настоятель храма свв. Бориса и Глеба д. Вышгородок Пыталовского района, в связи с 70-летием со дня рождения – Патриаршей грамоты;
  • протоиерей Алексий Воронюк, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (с Пароменья) города Пскова, во внимание к мужественному несению пастырского служения в военных условиях – медали ордена св. блгв. кн. Димитрия Донского;
  • иерей Константин Тарасов, клирик Спасо-Елеазаровского монастыря во внимание к мужественному несению пастырского служения в военных условиях – медали ордена св. блгв. кн. Димитрия Донского;
  • иерей Александр Смирнов, настоятель храма свв. Космы и Дамиана (с Гремячей Горы) г. Пскова, во внимание к мужественному несению пастырского служения в военных условиях – медали ордена св. блгв. кн. Димитрия Донского;
  • Константин Владимирович Попов, регент храма свт. Николая Чудотворца (в Любятово) г. Пскова, во внимание к многолетним усердным трудам на благо Святой Церкви – 0рдена прп. Серафима Саровского III степени;
  • Нелли Анатольевна Горобец, регент храма вмч. Димитрия Солунского г. Пскова, во внимание к многолетним усердным трудам на благо Святой Церкви  – ордена святой равноапостольной великой княгини Ольги III степени.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения во Вторник Светлой седмицы

Христос Воскресе! Ныне вся исполнишася света, Небо и земля и преисподняя: да празднует же весь мир видимый и невидимый восстание Христово, в Нём же утверждаемся (канон Пасхи). Этими и многими другими прекрасными словами Церковь воспевает сегодня Воскресение нашего Спасителя.

Христос Воскресе – нет и не было в мире слов более важных, вести – более главной и радостной для рода человеческого, потому что в этих двух словах заключена вся тайна нашего спасения. В этих двух словах заключена весть о пришествии Бога в мир, о Его победе над смертью и адом, и о том, как Он проложил для нас дорогу на Небеса, и ждет нас, даруя нам обетование быть причастниками Его Воскресения, Его жизни вечной.

Пасха отличается от многих праздников, не только светских, но и церковных, прежде всего потому, что она имеет прямое отношение к нам с вами. Если Пасха Ветхого Завета заключалась в историческом воспоминании и предании о том, как Господь рукою крепкою и мышцею высокою избавил Свой народ от земли рабства (см.: Втор. 7:19), которое передавалось из поколения в поколение, и до сих пор передается в этом народе, как память о делах давно минувших дней; то для нас, христиан, та ветхая Пасха, прежде всего, была предначертанием, всего лишь прообразом нашего с вами освобождения от рабства, но только от рабства куда более глобального и страшного – от рабства греху и смерти. И это то, что не просто произошло, а теперь происходит вечно. Это не прошлое, а это – реальность настоящего дня, наша с вами реальность, которая нам дарована Спасителем. И воскресший Господь – это не только историческое Лицо, но Тот, Кто реально присутствует со Своей Церковью, с нами в Таинствах, в молитве, в радости пасхальной ночи, в тех благословенных дарах, которые нам посылаются в жизни. Подчас и в испытаниях мы тоже можем почувствовать Его невидимую руку, Его спасающее присутствие. И вся история Церкви свидетельствует о неложности Его слов: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Он не просто победил смерть, Он не просто покинул апостолов на сороковой день, а Он продолжает быть с нами. И вот в этом – величайшая радость, величайшая надежда на спасение, которое возвещается теперь. Пока мир стоит – будет раздаваться эта светлая и всепобеждающая проповедь, над которой не властны никакие гонения, никакие запреты, которая переполняет наши храмы и наши сердца, продолжает и будет продолжать, пока длится история этого мира, вдохновлять, вразумлять, обнадеживать, придавать силы, преображать умы и сердца человеческие.

Пусть свет Воскресения Христова никогда не меркнет в нашей жизни! Он может потускнеть, если мы вновь погрузимся в какие-то свои греховные пристрастия, в суету, дадим место отчаянию или страху, но стоит только, как с пыльного стекла, убрать грязь – и снова просияет свет солнечный. Также и мы, очищая нашу душу, вновь и вновь ощущаем присутствие в нашей жизни Света невечернего, Который когда-то победил смерть. И эта Победа становится нашим достоянием, нашей жизнью, нашим с вами спасением. Аминь. Христос Воскресе!

7 мая 2024 года,
Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь

Во вторник Светлой седмицы митрополит Арсений совершил Литургию в Савво-Крыпецком монастыре

7 мая 2024 года, во вторник Светлой седмицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Савво-Крыпецкого монастыря иеромонах Всеволод (Сиканов) с братией обители в священном сане.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились насельники обители и паломники.

По окончании Литургии вокруг храмов обители был совершен пасхальный крестный ход, после которого митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Понедельник Светлой седмицы

Христос Воскресе! Так радостно снова и снова приветствовать в эти светлые дни друг друга этим вечным провозвестием, которое возвещает о победе Сына Божия над смертью, которое возвещает о том, что Господь – Победитель ада и Начальник нашего спасения. И в этих словах – бесконечный смысл, бесконечная радость, величайший источник вдохновения не только для апостолов, не только для жён-мироносиц, но и для всех верующих и любящих Господа на все времена, и для нас с вами.

Воскресением Христовым утверждается Церковь. Без опустевшего Гроба Христа Жизнодавца не было бы всей истории христианской святости, не было бы апостольской проповеди, благодатных Таинств церковных, евангельского провозвестия о нашем спасении, нас с вами, как православных христиан, тоже бы не было, и не было бы у мира ни надежды, ни самого спасения.

Победа над смертью с точки зрения здравого смысла – всего того, что мы знаем об этом мире, где царствуют страдания и смерть – невозможна. Но, тем не менее, в этом и заключается чудо Божественной любви, которое делает невозможное возможным. Невозможно было человеку собственными силами обрести потерянный рай. И Господь Сам снисходит на поиски человека. Ещё в самом начале Священного Писания мы читаем, как Бог ищет человека, взыскует, хочет обрести. Это выражено в таком символическом рассказе о том, что Бог ходит по саду эдемскому и ищет человека: «Адаме, где еси?»«Адам, где ты?» (Быт. 3:9). И можно говорить о том, что вся история до Христа – не только история ветхого Израиля, который хранил веру в истинного Бога, но и история всего мира, который тоже не был оставлен Божиим попечением – особым Промыслом Божиим, включается в этот поиск Богом заблудшего человека и объемлется словами: «Адаме, где еси?» (Быт. 3:9).

В евангельском повествовании о Воскресении Христовом есть один удивительный эпизод, трогательный, но который чаще мы не замечаем или не обращаем внимания на одну его интересную деталь: когда жёны-мироносицы уже ушли, а Мария осталась у Гроба, то она сначала принимает весть от ангелов, что Господь воскрес, а потом видит Христа; но не узнает Его поначалу и думает, что это садовник. Удивительная деталь! Откуда такая ассоциация? Это как раз отсылает нас каким-то образом невероятным, но причудным, к первым главам книги Бытия, когда Господь в саду – как Садовник – ищет и взыскует человека. И вот Он сошёл даже до ада и разрушил ад, и воскрес. И в этом слове, таком проникновенном, которое не оставляет никаких сомнений, что это Он, когда Он обращается к ней: «Мария!» (Ин. 20:16) – звучит голос того же самого Господа, Который ищет человека: «Адам, где ты?»(Быт. 3:9). И Господь обрёл человека, падшее создание Своё, всё человечество. И не только обрел и воскресил в Себе, но и открыл нам путь, проложил нам дорогу на небо для возвращения к Отцу. Это мы торжествуем, это мы празднуем.

Эта радостная весть на все времена стала самым великим откровением, таким древним и вечно юным, поражающим всякое воображение, возвещающим о любви Божией, сходящей даже до ада, чтобы расторгнуть узы смерти и нас всех сделать свободными чадами жизни вечной – чадами Божиими. Об этом – Пасха, это – радость. Иногда мы забываем (а так случается, потому что мы живём в этом мире, поглощённые суетой, повседневностью, своими проблемами, иногда тяжкими проблемами и бедами), но каждый раз, как откровение, вновь и вновь вспыхивает эта радость Пасхальной ночи. И как говорит Господь Своим ученикам, так Он и к нам обращается: «Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). Эта радость переполняет наши храмы не только в виде крестного хода, но и должна переполнять в виде наших светлых лиц, наших добрых дел, нашего доброго христианского отношения к людям, к этому миру, к творению. Принесем же эту радость в наш дом, в наши обстоятельства, в нашу жизнь, согреем светом Воскресения Христова людей, которые по каким-то причинам пока не причастны Ему, но взыскуют и тоже жаждут этой радости. Обнимем их любовью, покроем прощением, состраданием и добром, чтобы их жизнь осветилась силой воскресшего Господа. Христос Воскресе!

6 мая 2024 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

В Понедельник Светлой седмицы митрополит Арсений совершил Литургию в Псково-Печерском монастыре

6 мая 2024 года, в понедельник Светлой седмицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Филарет (Кольцов) с братией обители в священном сане, благочинный Печорского округа епархии протоиерей Владимир Семиндяев, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский).

Песнопения Литургии исполнили: братский хор обители под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.

По окончании Литургии вокруг Михайловского собора обители был совершен пасхальный крестный ход, после которого митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. Затем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владыка митрополит вручил ордена Русской Православной Церкви:

архимандриту Мефодию (Леонтьеву), насельнику Псково-Печерского монастыря – орден преподобного Сергия Радонежского II степени во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения;

игумену Августину (Заярному), насельнику Псково-Печерского монастыря – орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения;

Наталье Новиковой, регенту храма святых Севастийских мучеников города Печоры – орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени во внимание к трудам на благо Святой Церкви.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в праздник Светлого Христова Воскресения

Христос Воскресе! Две тысячи лет назад опустел гроб одного Человека, Который был Богом воплощённым, пришедшим в мир, чтобы спасти его. И тайна пустой гробницы Господа Иисуса Христа – это тайна, которой не только увенчалась Его жизнь на земле, но с которой начинается Церковь, начинается наше спасение, начинается христианская святость. Но и не только христианская святость – личность Богочеловека, поправшего смерть, вдохновляла и вдохновляет умы многих богословов, философов, художников, скульпторов, деятелей искусства и ученых. Но для нас самое важное, что в то самое первое пасхальное утро, когда жёны-мироносицы пришли к пустому гробу, и сначала от ангела приняли весть, что Господь жив, а потом встретили и самого Христа Жизнодавца, началась история нас с вами, как православных христиан, как членов Церкви, как людей, призванных Господом и Спасителем нашим к такому же воскресению и такому же вознесению во славе. И Пасха, которая приходит каждый год и озаряет наши храмы и наши сердца – это обетование о последнем торжестве Бога в этом мире. И это торжество, эта победа, это поправление смерти и ада уже началось.

Как сказал один из видных современных богословов, возвышеннейшие учения приносили людям многие учители и пророки, но только о Христе сказано, что Его гробница пуста. Если бы Он был простым человеком, то Его дело завершилось бы на Голгофе, и Церковь, едва родившись, была бы разрушена, а апостолы разбежались. И в лучшем случае у нас остались бы поучения о любви, о прощении, о любви к врагам и милосердии. Но реальность наша такова, что с нами не только Его поучения, не только воспоминания о Нём, не только слово о Нём, но Он Сам, Победитель смерти, Начальник жизни, Который пребывает со Своей Церковью, пребывает со всеми нами по Своему неложному обетованию «Я с вами до скончания века» (Мф. 28:20). И радость от этого, и вдохновение, и силы таковы, что с ними можно преодолеть всё – все искушения, все скорби и все испытания. Потому что, как мы видим очами веры, перед любовью Божией, которая отдает себя ради жизни мира, отступает сама смерть и сам ад. А эта любовь дана нам, и мы все призваны войти в неё, причаститься нё, принять в свою жизнь – то есть принять в свою жизнь Бога. А принять в свою жизнь Бога можно только отверзнув двери сердца нашего ближним. В лице наших братьев и сестер мы встречаем Христа, мы встречаем образ Божий, возлюбленное создание Божие. Научимся любить друг друга, как Господь нам и заповедал, говоря Своим ученикам во время прощальной беседы: «любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12). «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга… По сему узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Постараемся исполнить хотя бы один этот Его наказ! Это трудно, это не означает, что наша жизнь вдруг перевернётся, и мы возлюбим весь мир. Но начнём с малых шагов: будем желать людям добра, будем помогать, откажемся от мщения, будем прощать, не будем проходить мимо нужды, болезни или скорби человеческой. А свет нашей веры – если он у нас есть, если наша вера живая – принесём туда, где царит отчаяние, где царит скорбь, где царит неверие, а на самом деле присутствует тоска по этому свету, подспудная, несознаваемая. Во всём творении, даже в человеке, в людях, отступивших от Бога, присутствует невидимая жажда Бога, возвращение к Нему, тоска по Нему. И на нас с вами, дорогие братья и сёстры, как на последователях Христовых, как на апостолах и на жёнах-мироносицах, ставших провозвестницами его Воскресения, лежит та же самая почётная, сложная, но и невероятно благодатная обязанность – быть Его провозвестниками, Его соработниками, свидетелями Его Воскресения и Его любви в этом мире. А это можносовершить, опять же, когда мы возвещаем о Нём не словами только, а нашими делами, своею жизнью, милосердием, состраданием, прощением, любовью. Пусть Пасха напоминает нам об этом. И пусть и милосердие, и сострадание, и любовь все больше и больше входят в нашу жизнь, составляют содержание нашей жизни, содержание нашего сердца и преображают их. И тогда будет преображаться мир вокруг нас и жизнь людей вокруг нас. А в этом – призвание Церкви: продолжать Его дело, быть Его присутствием, быть Его провозвестниками и соработниками в этом мире.

Пусть спасительная и радостная весть о Христе Воскресшем, Победителе смерти, служит для нас постоянным источником сил и вдохновения. И в самые тяжёлые времена, какие бы ни наступили или какие бы скорби каждого из нас не постигли, будем помнить об этой неприходящей реальности, которая превыше всего и с которой возможно преодолеть всё – о любви, о свете и о жизни, которая изливается на нас от опустевшего от гроба Христа Жизнодавца. Аминь. Христос Воскресе!

5 мая 2024 года,
храм Архангела Михаила города Дно