Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в пятницу Светлой седмицы, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Христос Воскресе! «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе…» – такими словами, в частности, Церковь воспевает Воскресение Христово (Задостойник Пасхи). Но в этих словах содержится удивительное указание, отражённое в древнем предании Церкви, но не отражённое в Евангелии – что Пречистая Дева, как когда-то первой принявшая благую весть о спасении мира, также первой приняла от Небесного вестника весть о том, что Её Сын Воскрес от Гроба. Это тайна, о которой Евангелие умалчивает. Евангелие повествует нам о том, как близкие Христу жёны-мироносицы и апостолы приняли радость Воскресения: сначала пустая гробница, потом благовестие ангелов, потом явление Самого Христа, Который на протяжении сорока дней являлся Своим ученикам, будущим проповедникам Воскресения Христова, уверяя, удостоверяя их в истинности Своего Воскресения, подготавливая их тем самым к будущему их служению. И мы видим, как постепенно апостолы меняются, как постепенно радость заполняет их сердца – вместо отчаяния, вместо траура, вместо крушения всех надежд приходит ликующая радость, которая изменила всё. И их апостольское служение, как они стали сознавать, только ещё начинается. И Господь Воскресший, в частности, продемонстрировал это ещё и чудесным уловом рыбы, – «сто и пятьдесят и три», – когда апостолы извлекли сеть на Тивериадском озере после того, как всю ночь трудились и ничего не поймали (см.: Ин. 21:3-11). Когда-то, согласно первым трём евангелистам, такое же самое чудо Господь сотворил в самом начале, когда призвал Своих первых учеников. И здесь снова, по Воскресении, Он подтверждает их апостольское служение – они будут ловцами человеков (Мф. 4:19). Им ещё только предстоит пройти своими стопами не только грады и веси Святой Земли, но даже до конца света. «Будете Мне свидетелями, – говорит Господь, – в Иерусалиме… и Самарии, и даже до края земли» (Деян. 1:8). И вся история Церкви апостольского века, последующих столетий и наша история, наша современность – это свидетельство о том, как благая весть о Воскресении Христовом наполняет не только наши храмы, не только этот мир, принося надежду, принося радость, принося благую весть, но и, что самое важное, сердца и души человеческие, которые зажигаются этим светом Воскресения, которые сами воскресают для вечности, преображаются: грешники становятся святыми, неверующие становятся верными Богу, люди, не знавшие, что такое милость, любовь и сострадание, становятся причастниками Божественной любви и своими делами и словами возвещают эту любовь. В этом – чудо Церкви, в этом – чудо спасения и чудо святости. И всё это – и Церковь, и святость христианская, и наше спасение – зиждется на нерушимом камне Воскресения Христова; на этом факте, который когда-то изменил всю историю и стал краеугольным камнем нашего спасения, нашего возвращения к Богу, нашего будущего совосстания со Христом к жизни вечной.

Сегодня мы всей Церковью чтим Пречистую Богоматерь, празднуя память Её иконы, которая называется «Живоносный Источник». Как название самой иконы, так и богослужебные тексты этого дня свидетельствуют о том, что Она – Пречистая Матерь Божия – стала Вратами, стала Матерью Самой Жизни, той Дверью Небесной, через Которую в этот мир вошёл Господь. Она стала Живоносным Источником, потому что через воплощение Господь, воспринявший человеческую природу от Неё, нашу с вами человеческую природу оживотворяет Божеством. И теперь мы во Христе – свои Богу, причастники Ему, причастники Жизни. А Источником или Матерью Жизни Церковь именует Ту, Которая сподобилась послужить этой неизреченной тайне нашего спасения. Но снова и снова в эти светлые дни мы возвещаем эту неизреченную и таинственную радость, о том, что Жизнь воссияла от Гроба, разрушившая смерть, победившая ад, сделавшая всех нас сыновьями и дочерями Божиими, наследниками во Христе Его Царства, призванными в жизнь вечную, идеже нет ни печали, ни воздыхания, но Господь, Его любовь, Его жизнь, которая нам приоткрывается в свете Воскресения уже здесь и сейчас. Аминь. С праздником!

10 мая 2024 года,
Рождества Богородицы Снетогорский монастырь

В пятницу Светлой седмицы Митрополит Арсений совершил Божественную Литургию в Снетогорском монастыре

10 мая 2024 года, в пятницу Светлой седмицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Никольском храме Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики Снетогорской обители: протоиерей Александр Савельев, иеромонах Александр (Анисимов), протоиерей Алексий Трофимов, иеромонах Евфимий (Запекин).

Песнопения Литургии исполнил хор сестер обители под управлением монахини Михаилы (Писаревой). За богослужением молились настоятельница Снетогорского монастыря игумения Рафаила (Позигунова) с сестрами, а также прихожане и паломники.

По окончании Литургии был совершен пасхальный крестный ход, по окончании которого митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж Ярослава Шувалова

В День Победы митрополит Арсений возложил цветы к могиле Неизвестного солдата

9 мая 2024 года, в день 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, митрополит Псковский и Порховский Арсений вместе с духовенством города Пскова посетил мемориальный комплекс на могиле Неизвестного солдата в городе Пскове, где возложил цветы в память о всех воинах – защитниках нашего Отечества.

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в четверг Светлой седмицы

Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно приветствую! Паки и паки поздравляю вас с праздником Светлого Христова Воскресения этими вечными и такими пронзительными, доходящими до самой глубины нашего духа, нашей души и нашего сердца, словами: Христос Воскресе!

«Ныне вся исполнишася света, Небо и земля и преисподняя» (Пасхальный канон). Этими и другими словами Церковь воспевает победу Христову, когда даже преисподняя наполнилась светом. Как сказал один из святителей древности Мелитон Сардийский, «когда Спаситель закрыл глаза на кресте, тогда свет воссиял в аду» («О душе и теле и страстях Господних»). И с этого момента, который изображается на иконе Воскресения – схождение Христа во ад, освобождение Адама и всех, ожидавших Его пришествия – начинается наше с вами спасение, наше возвращение на небеса, приведение к свету, к Богу. И в этом – великое утешение, в этом – великая радость, потому что Господь разделяет с нами не только нашу жизнь, наши страдания и саму смерть, но даже сходит в ад, чтобы вывести оттуда Свой народ. Но кого? Неужели только тех, кто до момента земной жизни Христа находился там? Мы знаем, что за пределами нашей земной жизни мы попадаем в иную реальность, где царствуют другие законы времени. И можно говорить, как мне кажется, вслед за одним русским богословом, что схождение Христа во ад имеет значение для всех людей, живущих от Адама до скончания века, и даже для тех, кто в земной жизни не встретил Христа, но тянулся к Богу, для тех, кто стремился к Нему, но погиб во грехах. И даже в аду для каждого человека остаётся надежда на встречу со Христом. Но остаётся и опасность, если человек и там скажет Богу: «нет, Ты мне не нужен, я выбираю вечность без Тебя». В этом – тайна нашей свободы, и в этом – тайна Божией любви, которая разрушает ад, чтобы извести пленников на свободу, к свету, к жизни. В этом – великая радость. Христос от ада восходит на небеса, воскреснув плотию. Он открывает нам дорогу на небо – не для Себя одного, не только чтобы Богочеловек Иисус Христос воссел одесную Бога Отца. Это дорога, открытая для каждого человека, начиная от Адама и до всех, имеющих жить при кончине мира. Для всех, кто откликнется на Божию любовь, кто последует за Ним, открыт путь в Царство вечной любви, в Царство вечной жизни, в Царство правды.

С проповедью Воскресения апостолы, просвещённые Духом Святым, прошли все области Римской империи и даже за её пределы, всюду неся эту благую весть. На этой проповеди основана Церковь. Силою Воскресшего она утверждается и сейчас, и врата адовы бессильны против неё. Силою Воскресшего Господа утверждается христианская святость, созидается наша христианская жизнь, и мы преображаемся для вечности, просвещаясь светом Воскресения Христова. Ныне, начиная со дня Воскресения, с того самого первого Пасхального утра, когда Гроб Спасителя опустел, во всём мире сияет свет Воскресения, прощения, возвращения к Богу. Человек может понять, осознать, увидеть, что он не одинок, что Господь рядом, что лик Божий обращён к миру, и этот Лик имеет образ человеческий – это лик Господа нашего Иисуса Христа; для того, чтобы мы через единство с Ним прониклись жизни Божественной, «стали причастниками Божественного естества», как говорит апостол Пётр (2Пет.1:4); вошли в жизнь, вошли в вечность в славе Воскресения. В этом обетование и нашей победы.

Пасха возвещает конечное торжество Бога над всей неправдой, над всем злом, над всем страданием этого мира, над самой смертью. И эта победа уже началась во Христе, и она завершится полным торжеством Божией любви и Божией правды. Мы в это твёрдо верим и исповедуем каждый день словами нашего Символа: «паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца…Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Об этом начавшемся уже торжестве, и приоткрывающейся нам и подаваемой в Церкви жизни будущего века, и возвещает нам весь пасхальный опыт Церкви, начиная начиная от апостолов, для которых присутствие воскресшего Христа в их жизни было непреходящей реальностью, и до сего дня, когда для нас, верующих и любящих Господа, Воскресение Христово является упованием, вдохновением и источником сил. И пока стоит мир, пока существует Церковь – а она будет существовать до скончания мира и переживёт этот мир – не умолкнет проповедь о победе Сына Божия над смертью. Как пасхальный благовест она будет вечно раздаваться, привлекая и преображая, оживотворяя умы и сердца людей, возрождая и привлекая их к свету, к Богу, ко спасению – в жизнь будущего века. Аминь. Христос Воскресе! И поздравляю вас всех с днём Великой Победы!

9 мая 2024 года,
 храм св. вмч. Георгия Победоносца (со  Взвоза) г. Псков

В четверг Светлой седмицы митрополит Арсений совершил Литургию в храме великомученика Георгия (со Взвоза)

9 мая 2024 года, в четверг Светлой седмицы митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме великомученика Георгия (со Взвоза) города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин, настоятель храма великомученика Георгия (со Взвоза) иерей Дионисий Каминский, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский), настоятель храма Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы (от Пролома) города Пскова протоиерей Владимир Танцурин, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора иерей Антоний Афанасьев, клирик храма пророка Божия Илии города Пскова иерей Александр Сергеенко.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились прихожане храма и паломники.

На малом входе Божественной Литургии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Арсений удостоил настоятеля храма иерея Дионисия Каминского права ношения палицы.

По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне и пасхальный крестный ход, после которого митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений поздравил со Светлым Христовым Воскресением митрополита Евсевия (Саввина)

8 мая 2024 года, на Светлой седмице, митрополит Псковский и Порховский Арсений посетил Спасо-Елеазаровский женский монастырь, где поздравил пребывающего на покое митрополита Евсевия (Саввина) с праздником Пасхи Господней.

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в среду Светлой седмицы

Христос Воскресе! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Читая евангельские строки, где повествуется о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, мы видим, как сложно, как не просто апостолам далась эта вера и эта радость. Потому что победа на смертью, с точки зрения всего, что знает человек об этом мире – невозможна. И тем не менее, это происходит. Они сомневались, не веровали, думали, что видят призрака. Но снова и снова, в продолжении сорока дней, Господь, Победитель смерти, являвшийся Своим ученикам, столпам основанной Им Церкви, уверял их в истинности Своего Воскресения, снова и снова приветствуя их: «мир вам… не бойтесьэто Я» (Лк. 24:36-39), и далее: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Момент от Воскресения до Вознесения описывается в Евангелии, как время, когда на смену скорби, на смену траура, на смену крушения всех надежд приходит ликующая радость. Радость, которую, по слову Самого Спасителя: «никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22), как было сказано во время прощальной беседы. И это была не просто радость о том, что ученики увидели своего Господа и Учителя живым, хотя и не чаяли никогда уже это увидеть. В этом было нечто большее, потому что в явлениях Воскресшего им было дано уже полное откровение о том, Кто или Кем является их Господь и Учитель. Это не просто «Равви», как они его называли, не просто их Собеседник и близкий Друг, а это – Господь, Владыка жизни, Победитель смерти, Создатель мира. И чувство радостного трепета, чувство необычайного, чувство того, что на самом деле на Голгофе ничего не закончилось, а сейчас только начинается, и над всем миром взошла заря Пасхи, Светлого Христова Воскресения, начинается новая эра сынов и дочерей Божиих – воодушевило учеников. И приняв Святого Духа на пятидесятый день, они с проповедью о Воскресшем прошли во все концы мира, возвещая эту великую радость. И ничто не могло не только отнять этой радости, но и заглушить эту проповедь: ни мучения, ни страдания, ни гонения. И как не похожи эти смелые провозвестники Воскресения Христова на тех, кто когда-то сомневался, когда-то спорил даже за первые места в Царствии Мессии, отрекался, или «страха ради Иудейска» (Ин. 20:19) прятался за закрытыми дверями. Господь, явившийся им, и по Своему неложному обетованию «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20) прибывающий со Своей Церковью – как с апостолами, так и с нами – отнимает всякий страх, даёт силы, побеждает даже саму смерть. И вместе с Ним и мы предуставлены, предназначены, призваны к этой победе над смертью. В этом – чудо Пасхи. Это не воспоминания, или лучше говорить, не просто воспоминания о том, что произошло, а то, что происходит и сейчас, происходит с нами.

Мы все призваны Христом в Его народ. Он для всех для нас открыл дорогу через воскресение к жизни вечной. И в этом – великая радость, которую не просто разделили ученики, увидев Своего Господа и Учителя живым, но которую и мы сегодня с вами разделяем, которая является для нас бесконечным источником сил, вдохновения, сил для борьбы со злом и для совершения добрых дел, для верности Богу, Его Церкви, для служения ближним нашим. Это – источник вдохновения христианской святости, источник самой святости, это источник жизни неистощаемой, которая бьёт ключом от опустевшего Гроба Христа Жизнодавца.

И тем более радостно сегодня в эти Светлые дни разделить эту радость о Господе Воскресшем с вами, дорогие: дорогой Владыка, дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно благодарю Вас за приглашение, Владыка. Действительно большая радость и особое чувство – посетить этот град, разделить с вами Божественную трапезу – Литургию, и иметь возможность сегодня поздравить Вас, Владыка, с тем юбилеем в Вашей жизни, который недавно отмечался. Это поистине библейский юбилей, потому что пятьдесят лет назад Вы, откликнувшись на слова Христа: «кто хочет идти за Мною, … возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34), взяли крест пастырского служения и последовали за Ним, в меру сил, добросовестно исполняя свой пастырский долг, отдавая себя и Богу, и ближним – этому служению, к которому Вы были призваны. Желаю, чтобы Господь Жизнодавец и дальше Вас укреплял, чтобы Господь Пастыреначальник и дальше сопутствовал Вам уже в Вашем Архипастырском служении на ниве нашего общего соработничества, сослужения на этой древней прекрасной Псковской земле. Эспола эти деспота, дорогой Владыка!

8 мая 2024 года,
Свято-Вознесенский кафедральный собор города Великие Луки

Митрополит Арсений посетил Великолукскую епархию и поздравил епископа Великолукского и Невельского Сергия с 50-летием служения в священном сане

8 мая 2024 года, в среду Светлой седмицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений, глава Псковской митрополии, совершил Божественную Литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе города Великие Луки.

Его Высокопреосвященству сослужили: Преосвященнейший Сергий, епископ Великолукский и Невельский; протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Великолукского епархиального управления; архимандрит Макарий (Швайко), настоятель храма иконы Божией Матери “Призри на смирение” д. Махново Бежаницкого района Псковской области; игумен Гавриил (Марков), настоятель Архиерейского подворья при храме Успения Божией Матери д. Успенское Великолукского района Псковской области; протоиерей Николай Ильницкий, благочинный Опочецкого церковного округа; протоиерей Иоанн Ильницкий, благочинный Великолукского церковного округа; протоиерей Петр Нетреба, благочинный Невельского церковного округа; протоиерей Стефан Вахрушев, благочинный Новоржевского церковного округа; и клирики Великолукской епархии. Диаконский чин возглавил иеродиакон Андрей (Парфенов), заведующий канцелярией Великолукского епархиального управления.

Богослужебные песнопения исполнил хор Свято-Вознесенского кафедрального собора города Великие Луки под управлением регента Ольги Смольченковой.

По окончании богослужения вокруг Вознесенского собора был совершен пасхальный крестный ход, в завершение которого митрополит Арсений обратился к верующим с Архипастырским словом и поздравил епископа Сергия с 50-летием служения в священном сане.

Совместно с Великолукской епархией

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения на пасхальной вечерне во вторник Светлой седмицы

Дорогие отцы, братья и сёстры! Снова и снова спешу поздравить вас этим вечным и светлым пасхальным целованием: Христос Воскресе! Выше, важнее, дороже этих слов, на самом деле, ничего нет. Это главное событие, главная весть, благая весть для рода человеческого, возвещающая надежду на спасение и дарующая спасение.

Читая евангельские строки, мы видим, как непросто далась вера, уверение в истинности воскресения Христова Его ученикам ближайшим, тем, кто Его любил. Но тем не менее, даже через эти немногочисленные, такие трогательные свидетельства просвечивается новая реальность, которая изменила всё. На смену трауру, отчаянию и боли пришла ликующая радость.  И казалось бы, отчего? Враги Христа считали, что с Его смертью всё это движение прекратится, это дело рухнет. И действительно, если бы Христос был простым Человеком, то Церковь, едва зародившись, осталась бы в руинах. Но она жива сегодня, потому что жив её Основатель и Глава. И главное чудо Пасхи, прежде всего, заключается в том, что мы не просто воспоминаем события двухтысячелетней давности, а живём присутствием Христа. Мы в Нём, и Он с нами, со Своей Церковью по Своему неложному обетованию: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), «не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). Он не только расторг узы смерти, Он не только вознёсся во славе, видимым образом оставив Своих учеников, но продолжает даровать нам Своё присутствие. И торжество Пасхи, самый главный её смысл – та самая всеобъемлющая радость, которая каждый год озаряет наши храмы и наши сердца, придавая новую радость, новый смысл, новое вдохновение.  Христос и сейчас с нами, Он и сейчас побеждает, Он и сейчас нас спасает. Это – реальность сегодняшнего дня. Не прошлое! Это реальность вечности, отныне открытая для нас крестом Сына Божия, сначала снисшедшего во ад, а потом восшедшего на небеса и открывшего путь и нам.

Победив смерть, Господь Иисус Христос делает нас причастниками этой Своей победы. Древний враг человечества сломлен и, как уже было сказано, получил рану, от которой ему не будет исцеления. И святые отцы, вслед за апостолом Павлом, говорят о Христе не просто как о новом Адаме – Главе нового человечества, предуставленного уже к жизни в противовес ветхому человечеству, но как о Главе Тела, которая  уже восстала, уже воскресла, уже прославилась, а вслед за ней и всё Тело – Церковь, то есть все мы с вами – восстаём к нетлению, к жизни вечной, к Царствию Невечернему. И эта радость, которая нам каждый раз подается как дар, как откровение, как обетование последней и окончательной победы Божией в этом мире, Его окончательного слова, окончательного изгнания зла и страдания и смерти из этого мира – это уже началось, это происходит, и это осуществится, когда Бог, по слову апостола Павла, будет «всяческая во всех» (1 Кор. 15:28). А мы снова и снова, каждый день, исповедуем это словами нашего Символа: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Аминь! Христос Воскресе!

7 мая 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова

Во вторник Светлой седмицы митрополит Арсений совершил пасхальную Великую вечерню в Свято-Троицком кафедральном соборе

7 мая 2024 года, во вторник Светлой седмицы, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил пасхальную Великую вечерню в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Алексий (Годлевский), благочинный Псковского городского округа епархии протоиерей Андрей Большанин, благочинный Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Прохор (Андрейчук), настоятели и клирики храмов епархии. 

За богослужением по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополитом Арсением клирики Псковской епархии были удостоены богослужебно-иерархических наград:

права служения Божественной Литургия с отверстыми Царскими Вратами по «Отче наш»:

  • протоиерей Георгий Ластов, клирик храма святых Севастийских мучеников города Печоры;

возведения в сан протоиерея:

  • иерей Константин Бабин, настоятель храма свв. Флора и Лавра с. Хредино Стругокрасненского района;
  • иерей Игорь Васильев, настоятель храма Рождества Богородицы с. Новая Уситва Палкинского района;
  • иерей Олег Жук, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Новоселье Стругокрасненского района;
  • иерей Роман Павлов, настоятель Свято-Троицкого собора города Острова;
  • иерей Артемий Лутченко, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Пскова;

права ношения наперсного креста с украшениями:

  • протоиерей Андрей Возмилов, клирик храма Николая Чудотворца с. Качаново Палкинского района;
  • протоиерей Василий Лупаков, настоятель храма свт. Луки Крымского г. Пскова;
  • протоиерей Александр Рясинский, настоятель храма страстотерпцев Бориса и Глеба с. Вышгородок Пыталовского района;
  • иерей Борис Григорьев, настоятель храма Вознесения Господня д. Анциферово Пыталовского района;
  • иерей Вадим Аксентий, клирик Спасо-Казанского Симанского женского монастыря;
  • иерей Андрей Дрогомиров, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы с. Славковичи Порховского района;

права ношения палицы:

  • иерей Михаил Осипов, настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» с. Полоное Порховского района;
  • иерей Виктор Рогозин, клирик Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря;
  • иерей Евгений Якубовский, настоятель храма Святого Духа д. Великое Поле Псковского района;

Также, за усердное служение Церкви Христовой, митрополит Арсений удостоил:

права ношения наперсного креста золотого цвета:

  • иеромонаха Агафангела (Подрезова), насельника Свято-Благовещенского Никандровского монастыря;

права ношения камилавки:

  • иерея Сергия Рассадникова, настоятеля храма свт. Николая Чудотворца г. Пыталово;

права ношения набедренника:

  • иерея Димитрия Кириченко, клирика храма свт. Николая Чудотворца со Усохи г. Пскова;
  • иерея Николая Васильева, клирика храма свт. Николая Чудотворца в Любятово г. Пскова;
  • иерея Виталия Гука, клирика храма Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья г. Пскова.

По окончании богослужения настоятель кафедрального собора иеромонах Алексий огласил Пасхальное послание главы Псковской митрополии, митрополита Псковского и Порховского Арсения.

Затем Владыка митрополит обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

От лица духовенства епархии Высокопреосвященнейшего Владыку приветствовал секретарь епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев.

Затем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла общецерковных наград были удостоены:

  • игумения Маркелла (Павлова), настоятельница Спасо-Казанского Симанского женского монастыря, в связи с 75-летием со дня рождения – ордена прп. Евфросинии Московской II степени;
  • протоиерей Виктор Кулев, настоятель храма Богоявления Господня города Пскова, в связи с 25-летием служения в сане пресвитера  – ордена прп. Серафима Саровского III степени;
  • протоиерей Владимир Танцурин, настоятель храма Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы от Пролома г. Пскова, в связи с 50-летием со дня рождения – ордена прп. Серафима Саровского III степени;
  • протоиерей Димитрий Васильев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Дедовичи, в связи с 50-летием со дня рождения – ордена прп. Серафима Саровского III степени; 
  • протоиерей Александр Рясинский, настоятель храма свв. Бориса и Глеба д. Вышгородок Пыталовского района, в связи с 70-летием со дня рождения – Патриаршей грамоты;
  • протоиерей Алексий Воронюк, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (с Пароменья) города Пскова, во внимание к мужественному несению пастырского служения в военных условиях – медали ордена св. блгв. кн. Димитрия Донского;
  • иерей Константин Тарасов, клирик Спасо-Елеазаровского монастыря во внимание к мужественному несению пастырского служения в военных условиях – медали ордена св. блгв. кн. Димитрия Донского;
  • иерей Александр Смирнов, настоятель храма свв. Космы и Дамиана (с Гремячей Горы) г. Пскова, во внимание к мужественному несению пастырского служения в военных условиях – медали ордена св. блгв. кн. Димитрия Донского;
  • Константин Владимирович Попов, регент храма свт. Николая Чудотворца (в Любятово) г. Пскова, во внимание к многолетним усердным трудам на благо Святой Церкви – 0рдена прп. Серафима Саровского III степени;
  • Нелли Анатольевна Горобец, регент храма вмч. Димитрия Солунского г. Пскова, во внимание к многолетним усердным трудам на благо Святой Церкви  – ордена святой равноапостольной великой княгини Ольги III степени.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова