В эфире ГТРК «Псков» рассказали о том, что на башне Нижних решеток Псково-Печерского монастыря воссоздадут подъемный механизм

В Псково-Печерском монастыре продолжаются реставрационные работы. Историческая конструкция уже воссоздана для башни Нижних решеток. Как древний вход в монастырь становится трассой для современных коммуникаций, расскажет Марина Михайлова.

Под штукатуркой башни Нижних решеток 17 века реставраторы обнаружили гранитные валуны кладки и труху, в которую в буквальном смысле превратился псковский бут. Стены и фундаменты скрепляли несколько месяцев. Известняк влагу впитывал столетия. Ручей Каменец протекает под землей через весь монастырь и выходит на поверхность именно здесь. Самые древние функции башни – водопропускная и оборонная.

«Будут установлены ворота. Двое ворот: входные и закрывающиеся. То есть решетчатые и деревянные. И ручей Каменец, проходящий через эти решетки, там тоже будет установлена герса. Подрядная организация выполняет ее изготовление. Один из сложных элементов, конструкция весит около полутора тонн», – Игорь Кривогорницин, директор Реставрационной мастерской Псковской епархии.

О том, что подъемные решетки существовали на башне Нижних решеток стало известно после исследований и обмеров, выполненных в 60-е годы двадцатого столетия архитектором Всеволодом Смирновым. Но тогда дорогостоящий проект не был реализован. Реставраторы из Санкт-Петербурга сейчас предложили восстановить историческую справедливость. Кованая решетка выполнена по аналогам. Хитроумно набраны на первый взгляд легкие звенья, которые было непросто разрушить.

«Когда все красиво, то и на душе красиво. Когда паломники заходят в обитель нашу, они говорят – красиво. Есть внешняя и внутренняя красота, именно внутренняя имеет значение, но без внешней красоты мы не сможем это увидеть», – иеромонах Анатолий (Донцу), помощник игумена монастыря по взаимодействию с подрядчиками.

Сложность реставрации башни Нижних решеток не только в степени сохранности, но и в нагрузке, на этот неширокий отрезок пути в монастырь. Под землей, согласно проекту, пройдут все коммуникации. Специалистам также приходится учитывать перемещение машин и людей в этом месте. Жизнь монастыря, несмотря на масштабную реставрацию, идет своим ходом.

По материалам ГТРК «Псков»

Протоиерей Алексей Воронюк принял участие в рабочих встречах с участниками Псковского филиала фонда «Защитники Отечества»

В мае 2024 года руководитель Отдела Псковской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (с Пароменья) протоиерей Алексей Воронюк принял участие в рабочих встречах с участниками фонда «Защитники Отечества» по Псковской области.

В ходе встречи представители фонда, делегация Правительства Псковской области и Администрации города Пскова посетили храм Успения Пресвятой Богородицы (с Пароменья). Отец Алексей рассказал о проектах, реализуемых в храме для прихожан, в том числе для семей участников СВО.

Во время ответного визита в филиал фонда «Защитники Отечества» батюшке рассказали о работе фонда, о комплексной помощи участникам СВО и членам их семей. Стороны обсудили необходимость реализации совместных мероприятий, направленных на духовную поддержку семей, а также культурно-досуговую и паломническую деятельность. Первые совместные мероприятия уже запланированы на июнь.

В знак благодарности за плодотворное сотрудничество отец Алексей вручил руководителю филиала фонда Надежде Васильевой икону Пресвятой Богородицы.

По материалам группы Защитники Отечества | Псковская область

При храме святого Александра Невского состоится лекция на тему «Трудный путь А.С. Пушкина к Православию: к 225-летию со дня рождения поэта»

6 июня 2024 года, при храме святого князя Александра Невского города Пскова состоится лекция: «Трудный путь А.С. Пушкина к Православию: к 225-летию со дня рождения поэта».

Лектором выступит Татьяна Николаевна Кабинетская, кандидат филологических наук.

Беседа состоится при библиотеке храма Александра Невского, по адресу: г. Псков, улица Максима Горького, 67.

Начало лекции в 18:00.

Справки по телефону: (8112) 72-14-41

По материалам группы храма Александра Невского города Пскова

В Псковской епархии состоялось открытие X Международной конференции «Москва – Третий Рим»

3 июня 2024 года в Спасо-Елеазаровском монастыре состоялось открытие X Международной конференции «Москва – Третий Рим», посвященной обсуждению вопросов отечественной истории и культуры, проблем истории Церкви и русского монашества, священного и мирского в христианском искусстве, открытий в области церковно-археологических древностей.

Участие в открытии конференции приняли: митрополит Псковский и Порховский Арсений, настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря игумения Татиана (Пашкова) с сестрами обители, сотрудники Псковского государственного музея-заповедника во главе с директором Светланой Мельниковой, преподаватели и студенты Псковского государственного университета, неравнодушные псковичи.

Перед началом конференции всех ее участников поприветствовал глава Псковской митрополии, митрополит Псковский и Порховский Арсений. Также плодотворной работы докладчикам пожелала генеральный директор Псковского государственного музея-заповедника Светлана Мельникова.

Затем в рамках пленарного заседания с докладами выступили преподаватели Псково-Печерской духовной семинарии Константин Шморага и иеромонах Стефан (Селезнев), псковские спикеры, а также гости из Москвы, Санкт-Петербурга и Минска.

Работа первого дня конференции продолжилась в формате семинара «Духовно-нравственные и ценностные ориентиры современной молодежи: проблемы и практики работы», модератором которого выступила заведующая кафедрой философии и теологии Псковского государственного университета Марина Манойлова.

Во второй и третий дни работа конференции продолжится в рамках круглого стола «Псков и происхождение Древнерусского государства» и тематических секций: «История и культура русского средневековья», «История русского монашества и православного миссионерства», «Священство и царство», «Культурное наследие на переломе эпох».

Ознакомиться с программой конференции можно по ссылке.

Совместно со Спасо-Елеазаровским монастырем

В Псково-Печерской духовной семинарии прошел филологический коллоквиум на тему «Наследие в словах, слова в наследии»

1 июня 2024 года в Псково-Печерской духовной семинарии прошел второй филологический коллоквиум на тему: «Наследие в словах, слова в наследии».

Мероприятие собрало ученых из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, которые поделились своим опытом и знаниями со студентами семинарии.

В ходе коллоквиума участники обсудили широкий круг вопросов, связанных с историей и развитием русского языка, благодаря чему студенты семинарии смогли узнать о русской языковой картине мира, словаре русского языка XVIII века и основных тенденциях развития современного русского языка.

По материалам группы Псково-Печерской духовной семинарии

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены

Христос Воскресе! Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю с престольным праздником! В эти светлые пасхальные дни удивительно и знаменательно, что мы празднуем память святых равноапостольных императора Константина и матери его Елены – святых, которые жили в далёком четвертом столетии, и с именами которых связаны самые, может быть, большие за историю изменения в отношении христианства. Они названы равноапостольными по тому вкладу, который они и, в частности, император Константин, внесли в распространение веры – уподобились святым апостолам, свидетелям Воскресения Христова.

Господь сказал Своим ученикам: «Будете Мне свидетелями по всему миру и даже до края земли» (Деян. 1:8). И мы видим, читая книгу Деяний святых апостолов, как это свидетельство начиналось. Первые дни, первые месяцы и годы этого свидетельства были непростыми из-за гонения со стороны иудеев, а гонение со стороны римской власти особенно осложняло положение Церкви в первые столетия её существования. И более того, история помнит не только императоров-гонителей, не только мучеников за веру первых веков. Но надо вспомнить, что христианство было попросту под запретом в Римской империи, и сама принадлежность к христианству каралась смертью. И поэтому трудно представить, каким мужеством, какой глубиной веры нужно было обладать в те времена, чтобы отозваться на проповедь апостолов, на проповедь последующих миссионеров, святителей, благовестников, мучеников – чтобы принять Крещение, войти в Церковь Христову и тем самым потенциально пополнить ряды мучеников. И это не столь благостная картина, которая может показаться нам на первый взгляд, потому что это было суровое испытание и для совести христиан, было немало отпадших, были расколы в этой связи в Церкви. И вдруг в какой-то момент, несмотря на все усилия римской власти положить предел распространению христианства, когда, казалось бы, чем больше гнали Церковь, тем более она распространялась и укреплялась – вдруг происходит разительная перемена в царствование императора Константина. Сама империя-гонительница склоняется перед Распятым и Воскресшим Господом в лице равноапостольного Константина.

Удивительна его жизнь, в которой было много всего: и святости, и несовершенства; его обращение ко Христу не было похоже, скажем, на обращение апостола Павла, когда Воскресший Господь, встретив будущего апостола в виде яркого света, мгновенно изменил его и всю его жизнь, и гонитель Савл стал апостолом Павлом – обращение императора Константина протянулось на всю его жизнь. Но здесь важно выделить два момента, как мне кажется, прежде всего – пример и молитва. Молитва – о нём его матери, христианки Елены. Отец был язычником, вся родня были язычниками, а мать была христианкой. И какие-то первые наставления о вере, первые рассказы о Христе, надо думать, Константин получил ещё в детстве. Но до совершеннолетия, до зрелого возраста он был, как его отец, язычником. Он поклонялся солнечному божеству, популярному тогда культу в Римской империи. И изменилось это только после того, как накануне битвы за Рим, когда правитель одной из частей Римской империи, император Константин, подходя к Риму со своими войсками, чтобы сразиться с язычником Максенцием, увидел на небе знамение Креста, которое превосходило свет солнечный и понял, что есть Нечто большее, чем его божество. Это Христос Солнце правды. Тот, о Котором когда-то ему в детстве поведала ещё его мать. И последуя повелению Спасителя: «Сим, победишь!» – он изображает на щитах своих воинов знамение креста и одерживает победу. И после этого став императором Запада, он прекращает все гонения, он строит храмы, он выделяет большие средства на перепись и на распространение Священных книг. А любая рукопись была очень и очень дорогой. Император Константин не скупится на распространение Священных книг. Он издаёт новые законы, которые принимаются под влиянием христианских начал. День Господень – как его называли христиане – воскресение (а римляне – днём солнца) – он объявляет выходным днём. Он запрещает клеймить лица рабов, потому что человек – это образ Божий. Согласно его законам, в церковном собрании может происходить процедура о даровании свободы рабам. И многое, и многое в законодательстве, во внешней жизни того общества меняется.

Отметим хотя бы два самых эпохальных предприятия, события, которые произошли в правление императора Константина. Это первый Вселенский собор, на котором был принят Никейский Символ веры и осуждена ересь арианства – уникальное событие в истории Церкви. Ещё не было Вселенских соборов, ни одного. И Господь положил на сердце и в разум именно равноапостольному Константину собрать представителей Церкви со всей вселенной (так римляне называли свою империю). Но не только из областей Римской империи, но и из-за её границ тоже прибыли епископы для того, чтобы впервые мог быть услышан голос всей Церкви. И тогда стала всем очевидна неправота учения Ария, который учил о тварности Сына Божия. А другое событие эпохальное – это основание «Нового Рима», города, который стал носить его имя. Константинополь, который должен был быть уже свободен от языческого наследия, от языческого прошлого и который был призван стать столицей уже христианской империи – Византии (как её в последующем стали называть), а вообще это была Римская империя, и Константин и последующие христианские императоры были Римскими императорами, но христианскими и православными.

И вот из этой восточной Римской империи, из Византии когда-то и Русь приняла веру. И мы с вами по преемству восходим через наших предков, через просветителей, которые пришли из греческих стран, через Вселенские соборы, к тому самому святому, память которого мы сегодня совершаем, которому Господь судил произвести такой переворот в истории мира, Европы, в истории сознания людей, а прежде всего, что важно, в его собственном сознании. Не сразу язычник-император уступил место императору-христианину в нём самом, но он не свернул с этого пути и прошёл его до конца, став равноапостольным, став тем, кого уже современники считали благоверным во Христе государем. И в этом – пример для каждого из нас – пример его матери и пример его самого: что может сделать молитва и воспитание матери, и что может сделать неуклонное следование воле Божией! Даже тогда, когда можно было тысячу раз отступить, откатить историю назад, и совсем не очевидно было, что будущее за христианством. Христиан было меньшинство в его армии, в городах, в сельской местности ещё меньше, но однако же он был послушен голосу Божию и стал тем орудием Промысла, которое изменило облик мира, изменило судьбу Христианства, изменило судьбу народов, в том числе и нас с вами. Поэтому в этом – урок для всех для нас: быть верными Христу, вверить себя в послушание Его Слову евангельскому и жить согласно с этим Словом, даже тогда, когда трудно, когда хочется отступить, когда легче поступить как все, а не как призывает нас к этому Господь. Нам следует каждый день учиться в малом быть верными Богу, чтобы и в большем тоже оказаться верными Ему, если пробьёт такой час. Тогда каждого из нас Господь, как и равноапостольного императора, примет, согласно евангельской притче: «рабе благий и верный:… вниди в радость Господа твоего» Воскресшего (Мф. 25:21). Аминь. Христос Воскресе!

3 июня 2024 года,
 храм святых равноапостольных Константина и Елены города Пскова

Митрополит Арсений возглавил престольное торжество в храме святых Константина и Елены города Пскова

3 июня 2024 года, в день памяти святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме святых Константина и Елены города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный храмов города Пскова протоиерей Андрей Большанин, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены города Пскова протоиерей Роман Ледин, настоятель храма Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы города Пскова протоиерей Владимир Танцурин; настоятель храма Святого Духа д. Великое Поле Псковского района иерей Евгений Якубовский; настоятель храма Космы и Дамиана (с Гремячей Горы) города Пскова иерей Александр Смирнов; гости праздника в священном сане. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакон Антоний Кармазин.

Песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.

По окончании Литургии был совершен пасхальный крестный ход, после которого митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

27 июня состоится традиционный крестный ход вокруг города Пскова

27 июня 2024 года, в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице, состоится очередной ежемесячный крестный ход вокруг города Пскова. Часть пути вокруг города крестоходцы проделают пешком, а часть – на автобусе.

Крестный ход в июне совершит приход храма святых равноапостольных Константина и Елены города Пскова.

Начало крестного хода – в 9:00 от храма (г.Псков, ул.Красногорская, 26).

Предварительная запись для участников по телефону: +7 (911) 899 06 06.

На радио «ПЛН FM» состоялся новый выпуск программы «Пастырь»: Что значит поклоняться Богу?

31 мая 2024 года в эфире радио «ПЛН FM» вышла очередная программа из цикла «Пастырь». Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова протоиерей Артемий Лутченко рассказал радиослушателям в чем заключается евангельская история про самарянку.

По материалам: радио «ПЛН FM» Псков

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Неделю о самаряныне и день памяти святого благоверного князя Довмонта во Святом Крещении Тимофея

Христос Воскресе! Сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сёстры, в нашей с вами Православной Церкви именуется Неделей о самаряныне именно потому, что на Литургии в этот день звучит Евангелие о беседе Христа с самарянкой. Это поразительный отрывок, который содержит очень глубокие истины о Христе, явившемся в мире; о поклонении Богу в духе и истине; о том, что Сам Бог – есть Дух, и о том, что таких поклонников Отец ищет Себе; а также о воде живой, которую нам даёт Христос, и кто испьёт этой воды, тот не будет жаждать век.

Мы уже слышали сегодня о том, кто такие самаряне и почему они не общались с иудеями. Это была давняя вражда, уходящая корнями в века. И для обычного иудея простой язычник был меньшим злом, чем еретик самарянин. И вот Христос встречает у колодца эту женщину. Ученики отлучились в город купить пищи, а когда возвращаются, то оказываются поражёнными тем, что Учитель беседует с ней. Надо ли напоминать сейчас о том, как вообще в древнем мире относились к женщине? Мы привыкли совсем к другому отношению – уважительному, бережному, равноправному, которое есть плод христианского воспитания человеческой культуры. Плюс – самарянка, плюс – сомнительной нравственности. Любой правоверный иудей осудил бы Христа за общение с таким человеком. Фарисеи и книжники Его и осуждали за то, что Он общается с такого рода людьми. А Он не просто общался с ней, как с человеком, но как со Своим самым дорогим созданием, как с образом Божиим, который есть в каждом человеке без остатка. Христос Господь смотрит на каждого человека именно таким взглядом – исполненным любви, сострадания и милосердия. И Он прозревает этот образ Божий и в этой женщине, пусть потускнённый, пусть, может быть, поблёклый, но сохранившийся. И в душе этой нечастной женщины, которая привыкла и к неудачам в семейной жизни (пять попыток создать семью оказались неудачными), и то сожительство, которое сейчас продолжалось, вряд ли приносило ей радость, а только осуждение окружающих. Но именно в душе этой женщины сохранилась тяга к Богу, к чистоте, к истине.

Нам неведомы до конца пути Промысла Божия – почему Он обращается к тому или иному человеку, почему в жизни того или иного человека происходит то или другое? Но из контекста всего Евангелия мы узнаем, что каждый раз, когда Христос обращается к человеку – к самарянке, к богатому юноше, к Никодиму, к фарисею Симону и к другим – каждый раз это продиктовано стремлением спасти конкретную душу, этого человека, его исцелить, и что самое важное – дать ему духовное исцеление, прозрение и привести к Богу. И вот и сейчас – обычная, в общем-то ничем не примечательная женщина, каких много было тогда и сейчас, оказывается слушательницей неизреченных откровений. Господь открывает ей о том, что Он – Источник воды живой, что Он – Христос. И откровение, что Он – Христос, так явно и так прямо, раньше, чем апостолам открывается именно ей. Он говорит о том, что Бог – есть Дух и поклоняться Ему в Духе и истине следует – по сути то, о чём говорит наша известная всем молитва: «Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже…» (молитва на часах). И сам этот факт, что Христос не отвергает ни одного человека, как бы он далеко, казалось бы, не отстоял от Него, или, согласно нашим представлениям, как бы он далеко не отстоял от Бога, тот факт, что Он достучался до души этой женщины, сделал её слушательницей неизреченного откровения, а после того она уверовала в Него и сообщила своим согражданам, жителям того города, откуда она пришла на колодец за водой, о Христе, о том, что Он – веками ожидаемый Спаситель мира – явился. И они пришли и приняли Его, и просили Его остаться у них несколько дней. Именно так даже Евангелие говорит (Ин. 4:6-42). Какой разительный контраст с тем, как к нему относились иудеи!

Так вот, всё это вместе свидетельствует о том, что для каждого человека есть надежда. Для нас с вами есть надежда, если женщина-самарянка, которая не только с точки зрения фарисеев, но даже и апостолов виделась недостойной общаться со Христом, была принята Им как возлюбленная дочь, как возлюбленное создание, нуждающееся во спасении, и была спасена. В этом – надежда на милость Божию, в этом – радость, в этом вдохновение и для каждого из нас, что и нас Господь не отвергнет. Ни одного человека, искренне стремящегося к Богу, к истине, к Нему, Он никогда не отвергнет, а станет – и для нас с вами – Источником воды живой, пьющий которую никогда не будет жаждать – как сказано в другом месте Евангелия: «это сказано о Духе Святом, которого Господь подает всем верующим в Него» (ср.: Ин. 7:39).

Сегодня мы, православные жители Пскова, празднуем память одного из удивительных святых, наших святых – благоверного князя Домонта-Тимофея, защитника земного Отечества своего, наставника для многих, но что самое удивительное может быть – остающегося наставником и для нас с вами. Нам известно из его жизнеописания, что каждый раз, когда он побеждал на ратном поле (а это был великий военачальник), он в знак благодарения Богу возводил храм во имя того святого, в день которого была одержана победа. И вот умение благодарить Бога – это не просто общечеловеческая добродетель, но и важная христианская добродетель. Вспомним, что важнейшее богослужение нашей Церкви Евхаристия, так и называется буквально – «Благодарение» по-русски, по-гречески «Евхаристия» – благодарение Богу. Мы благодарим Бога за всё, совершившееся ради нашего спасения, за все Его милости к нам, за то, что Он привёл нас и просветил светом Своей истины, даровал нам эту жизнь, и даровал нам жизнь вечную. За всё – великое и малое, ведомое и неведомое нами – мы учимся Его благодарить. И не только по воскресным дням, стоя в храме! Мы учимся быть благодарными Ему всей своей жизнью, добрыми делами, исполнением заповедей, отношением к ближним нашим, согласно Евангелию, согласно заповедям Христовым о любви – в этом тоже проявляется наше благодарение Богу, наша жертва Ему. Таким образом, сама наша жизнь становится благодарением – жертвой благодарственной евхаристии. Вот к этому мы устремляемся, этому мы посвящаем себя. По этой дороге нас ведёт Сам Господь, чтобы сделать всех нас, поклоняющихся Ему в духе и истине, причастниками Своего Царствия невечернего и жизни вечной. Аминь. Христос Воскресе!

2 июня 2024 года,
Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова