Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в 88-ю годовщину отшествия ко Господу митрополита Арсения (Стадницкого)

Дорогие отцы, братья и сёстры! Сегодня память одного из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви XX столетия – митрополита Арсения (Стадницкого), который оставил яркий след в тех местах, где ему суждено было Господом нести крест архиерейского служения, начиная со Пскова, далее в Новгороде и на закате его жизни в Ташкенте. И сегодня – и здесь, и в Новгороде, и в Ташкенте совершается молитвенное поминовение, проводятся памятные вечера или конференции в память о нем.

О митрополите Арсении (Стадницком) очень много можно говорить. Не случайно, может быть, большинству из нас он известен как один из кандидатов на патриарший престол в 1917 году. Фактически, и до избрания святителя Тихона на патриаршество, и особенно уже после избрания нового патриарха, он был едва ли не главным председателем и руководителем Поместного собора, не только председательствуя на пленарных заседаниях, но и руководя целым рядом профильных секций. Но для нас, мне кажется, он больше дорог как псковский архипастырь, во время служения которого здесь, на Псковской земле, обозначились самые главные стороны его святительского служения, которые потом проявятся и в Новгороде, и позже в других уже обстоятельствах, в силу того что вообще можно было сделать в 30-е годы в Ташкенте. Он прежде всего заботился о сохранении церковной старины, о сохранении древности, он заботился о сохранении и развитии церковного пения и его канонических традиций. Сейчас мы с вами находимся в Школе псаломщиков, которую основал именно владыка Арсений, будучи епископом Псковским и Порховским. Он заботился и о преодолении такой всенародной беды, как пьянство, поощряя и создавая общества трезвости, своим примером убеждая священнослужителей всемирно содействовать этому движению: совершать богослужения, совершать беседы, где борьба с этим недугом может стать для человека настоящим подвигом веры. И именно в Таинствах Церкви человек получает больше, чем он мог бы получить, где бы то ни было в другом месте, борясь с этой своей немощью.

Но везде и всегда, где бы он ни был – во Пскове, в Новгороде или в Ташкенте – для него самым важным было его пастырское служение. Несмотря на целый ряд должностей, которые он занимал – государственных, церковных (он был председателем учебного комитета, был членом государственного совета) – для него всегда главным было пастырство. Хотя он был строгим пастырем, но он был строгим прежде всего к себе и именно в пастырстве видел основное предназначение священнослужителей. И внушал, и убеждал, и говорил им, что пастырство должно быть выше политики, и что амвон – не место для проповеди идей каких-либо политических партий, и что Церковь через своих пастырей должна оказывать духовную поддержку всем людям, вне зависимости от их политических убеждений. И в этом тоже его урок для нашего сегодняшнего дня.

Его имя, как святителя Арсения Новгородского, известно в святцах Русской Зарубежной Церкви. Может быть, если будет воля Божия, наступит момент, когда и мы в этот день будем совершать праздничные богослужения и молебны святителю Арсению. Но какой-то есть Промысл Божий о каждом человеке и в том числе о людях веры, ушедших от нас, таких как владыка Арсений, таких как отец Иоанн (Крестьянкин), память которого мы недавно совершали. И может быть тот факт, что они формально не прославлены в лике святых нашей Церкви (что никак не влияет на их вечную участь, блаженную – как мы верим и в чем мы убеждены),  помогает увидеть в них настоящих, живых людей. Подчас случается так или происходит так, что размышляя о святых, обращаясь в молитвах к святым, мы как бы сами выстраиваем большую дистанцию между ними и нами. Вот святые – они какие-то небожители, это совершенные люди, сверхчеловеки, а мы –такие падшие, грешные и нечего с нас взять. Так вот это – не так, прежде всего. Мы помним, что призвание к святости есть у каждого человека, у всей Церкви в целом, и у каждого человека. «Будьте святы, как свят Я, Господь Бог ваш» – сказано в Писании (Лев. 19:2). И возможно, Промысл Божий в отношении таких людей еще и в том, что они могут быть для нас сейчас намного ближе, чем целый ряд формально почитаемых святых, прославленных Церковью. Потому что живая память о них хранится и в нынешних поколениях: кто-то из нас лично общался с подвижниками нынешнего времени, кто-то является духовным сыном духовных детей этих исповедников веры. И эта память – живая, и она еще более сильная, и может оказывать еще большее влияние, чем просто обращение к святому без какого-то сердечного или искреннего соучастия в этой молитве. И поэтому слова апостола Павла: «поминайте наставников ваших и подражайте их вере» (Евр. 13:7) – они в полном смысле относятся и к тому подвижнику веры, человеку Церкви, память которого мы сегодня совершаем. Будем хранить благодарную память о нем, молиться, веруя, что силою победы Христовой над смертью и он в блаженной вечности является молитвенником и предстателем о нас. Аминь.

10 февраля 2024 года,
храм великомученика Пантелеимона города Пскова

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.