Рождественское послание митрополита Псковского и Порховского Арсения

Христос рождается, славите!

Мы привыкли дарить друг другу подарки на день рождения, но сегодняшний день рождения — подарок всем нам. Невидимый и непостижимый Бог, Создатель мира, становится человеком ради нашего спасения.

Он проходит весь путь нашей жизни, со всеми её трудами, печалями и страданием, разделяет с нами каждый шаг нашего пути. По слову апостола, мы «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор 1:23), Бога, ставшего человеком, Бога, знающего, как не просто быть человеком, Бога, понесшего наши немощи и сострадающего нам.

Молитвенно желаем, чтобы этот дар был не напрасным в нашей жизни, а свет рождественской звезды руководил нас ко спасению, наполняя сердца миром и радостию о родившемся Спасителе.

+ митрополит Псковский и Порховский Арсений

В Рождественский сочельник митрополит Арсений совершил Божественную Литургию и великую вечерню в Псково-Печерском монастыре

6 января 2024 года, в Рождественский сочельник, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию и великую вечерню в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Псково-Печерской обители иеромонах Иларион (Карандеев) с братией в священном сане.

Богослужебные песнопения исполнили: братский хор под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились насельники монастыря, а также многочисленные прихожане и паломники.

По окончании вечерни митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

В день предпразднства Рождества Христова митрополит Арсений совершил чтение Царских часов в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

5 января 2024 года, в день предпразднства Рождества Христова, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил богослужение с чтением Царских часов в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Псково-Печерского монастыря иеромонах Иларион (Карандеев) с братией обители в священном сане.

Песнопения Литургии исполнил братский хор под управлением инока Олега (Гладышева). За богослужением молились насельники монастыря, а также многочисленные прихожане и паломники.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона Кивайло

Митрополит Арсений встретился с сестрами милосердия

2 января 2024 года в Псково-Печерском монастыре состоялась встреча митрополита Псковского и Порховского Арсения с сестрами и добровольцами сестричества милосердия города Великий Новгород во имя святой Анны Новгородской.

Владыка митрополит тепло поприветствовал духовника сестричества священника Михаила Терещука и сестер милосердия, выразив радость от встречи с ними в стенах древней Псково-Печерской обители. Митрополит Арсений рассказал паломникам об истории и современной жизни Псковской епархии.

В ходе встречи глава митрополии обсудил с гостями работу сестричеств милосердия. В частности, говорили о перспективах сотрудничества между новгородским и псковскими сестричествами – при городской больнице города Пскова и святой преподобномученицы княгини Елисаветы при храме Вознесения Господня (Старое Вознесение).

В завершение встречи Владыка ответил на вопросы гостей о духовной жизни, а также пожелал успехов в делах милосердия и спасительных трудах во славу имени Божия.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского

Всех вас, дорогие отцы, братья, сестры, благочестивые прихожане и паломники, сердечно поздравляю с праздником! Сегодня, как уже было сказано, память многих святых. И сегодня мы особенно прославляем почитаемого в нашей Церкви отца Иоанна, пресвитера Кронштадтского. Но сейчас, когда всего несколько дней отделяют нас от праздника Рождества Христова, я хотел бы сказать и, может быть, отчасти продолжить тему, которая звучала и во время новогоднего богослужения, и в начале самом Рождественского поста – о том, как нам достойно встретить этот светлый праздник.

С сегодняшнего дня начинается собственно предпразднство Рождества Христова. Каждый двунадесятый праздник, Господский или Богородичный, имеет несколько дней попразднства и, как правило, только один день предпразднства. Но праздник Рождества Христова выделяется своей значимостью из прочей череды праздников тем, что у него самый большой период предпразднственных дней – пять дней. И эти пять дней, на самом деле, сближают этот праздник со Страстной седмицей и Пасхой.

И это не случайно, потому что с самых древних времен этот праздник, который изначально носил название «Богоявления», намеренно оформлялся Церковью именно как «вторая Пасха». Во-первых, к нему был приурочен продолжительный пост. Далее, богослужение и нынешних предпразднственных дней несет в себе параллель с богослужениями Страстной недели. Так, мы совершаем Царские часы, на этой неделе это будет в пятницу, когда не положено будет совершать Божественную Литургию, как и в Великую Пятницу – и это еще одна параллель. Наиболее строгий день поста – это Сочельник, когда полагается Литургия Василия Великого, как и в Великую Субботу (но в этом году несколько иной строй богослужений из-за того, что праздник совпадает с Воскресным днём). Песнопения этих дней, трипеснцы канонов повечерия и другие тоже говорят нам о некоем умалении, или начале скорбного пути, Спасителя. Тема, которая может быть почти не звучит в сам праздник Рождества, чтобы не умалить торжественности и радости этого дня, но тем не менее в песнопениях этих дней прослеживается – это тема самоуничижения, тема, может быть, крестного пути, начавшегося с самого первого дня Его прихода в мир, когда Ему даже не нашлось места в обычном человеческом жилище. Где Он и родился, подумаем только, и в каких условиях? Потом – это царь Ирод, который ищет убить Младенца и послал воинов умертвить всех младенцев Вифлиемских от двух лет и ниже. А Христос, уже гонимый злобой человеческой, со Своей Пречистой Матерью и мнимым отцом Иосифом отправляется в Египет, в изгнание. Он уже с первых дней и с первых месяцев Своей жизни был гоним. Он встал на крестный путь с самого первого дня Своего появления в этом мире, когда Он, Господь, родился как человек.

И вот, в эти дни нам следует особенно, может быть, прочувствовать это, понять это, потому что за радостью и светом самого праздника Рождества Христова мы можем это не рассмотреть. Подумать о той любви, которую Господь явил нам, став человеком и разделив с нами все тяготы этого земного пути. И о Его семье – об Иосифе и о Пречистой Матери, которые тоже были объектами злобы человеческой, а повествование о нечестивом царе Ироде и как раз и проливает на это свет. Святое Семейство было в изгнании, и в будущие годы им, наверняка, тоже приходилось нелегко. Если постараться проследить путь Пречистой Матери от Рождества до Успения Её, отвлекаясь опять-таки от некоей благостной картины, которая, может быть присутствует, в нашем сознании, мы увидим, что и этот путь был тернистый. Путь смирения, путь святости, но путь тесный. С одной стороны, Она была окружена любовью и заботой ближайших учеников, но было и непонимание, и была и ненависть сто стороны врагов Христа. Таков был и путь земной Самого Спасителя, Который явился в этом мире для того, чтобы спасти каждого из нас. Была небольшая группа учеников, которые любили Его, причём каждый из них по-своему понимал  то Царство, которое должно открыться и свое место в нем. Была, может быть, более многочисленная группа людей, которые следовали за Ним в ожидании чуда, но были и люди, которые ненавидели Его, копили злобу, строили козни, и в конце концов это злоба и эти козни привели Его на Крест.

Пусть эти дни, оставшиеся дни перед Рождеством Христовым, будут посвящены памяти об этом, и более строгому посту. Будем поститься по мере сил, но с учетом тех правил, которые есть в Православной Церкви. Постараемся больше быть на молитве и дома, и в храме. Если в дни Страстной недели каждый искренне верующий человек стремится попасть на все эти неповторимые богослужения, то для оставшегося времени перед Рождеством Христовым такими особыми днями, конечно, будут – чтение Царских часов в пятницу утром и Сочельник, когда совершается Литургия и праздничная вечерня. Будем стараться раскрывать Священное Писание дома – повествования о Рождестве или те мессианские псалмы и те пророчества, которые звучат в богослужениях грядущих дней. Постараемся найти и проникнуться духом этих Писаний, в которых за многие столетия уже была дана людям надежда о явлении в мир Спасителя, было дано обетование этой радости. И лучшие люди Ветхого Завета жили этой радостью, в которой все мы с вами пребываем, радостью, которая является нашим с вами достоянием, нашей с вами реальностью. Будем за это благодарить Господа, а также за все Его неизреченные дары. За наше спасение, прежде всего. За тот свет, который явлен нам во Христе, за ту любовь, которую Он к нам явил и каждый день являет. За всё, что Он сделал и делает для нашего спасения, и сделает, если только мы сами не будем мешать Ему в этом, препятствовать Ему, проявляя противоположную волю.

Отзовемся на Его любовь – любовью, на Его веру в нас – нашей верой и верностью Ему, нашей благодарностью и нашим доверием. Но проявляться это будет не только по отношению к Богу, потому что легко сказать «я люблю Бога», и успокоиться. Это, любовь и благодарность Богу, проявляется в отношении к нашим ближним. Окружим наших ближних – братьев и сестер, близких наших, членов наших семей – заботой и вниманием. Потому что иногда мы не замечаем самых очевидных, может быть, моментов, или беспокойства, или тревоги, которые есть вокруг нас. Мы зачастую замкнуты на себе, а одно доброе слово, одно доброе дело, может быть, даже тайная молитва об этом человеке, уже делают невообразимо много – это исцеляет нас, исцеляет мир вокруг нас. Вместо череды шумных вечеринок, которые сейчас продолжаются, лучше будем больше молиться. Вместо бесконечной траты денег, лучше будем дарить людям близким наше внимание, нашу заботу и нашу любовь. Вместо страха и уныния, которые могут рождаться в нашей душе от повседневных новостей, будем учиться больше доверять Богу, благодарить Его, и молиться, чтобы Он благословил всех нас миром Своим и любовью Своею.

И сегодня, в этот день, в память святого Кронштадтского пастыря, я вам предлагаю послушать молитву, которая могла бы стать не только молитвой сегодняшнего дня, и не только молитвой в преддверии Рождества Христова, но ежедневной молитвой каждого православного человека. Это молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Господи! Имя Тебе Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека! Имя Тебе – Сила: подкрепи меня изнемогающего и падающего! Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстями! Имя Тебе – Мир: умири мятущуюся душу мою! Имя Тебе – Милость: не переставай миловать меня». Аминь. С праздником!

2 января 2024 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

В день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского митрополит Арсений совершил Божественную Литургию

2 января 2024 года, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Псково-Печерского монастыря иеромонах Иларион (Карандеев) с братией и гости обители в священном сане.

Песнопения Литургии исполнил братский хор под управлением инока Олега (Гладышева). За богослужением молились насельники монастыря, сестры сестричества милосердия города Великого Новгорода во имя святой Анны Новгородской, а также многочисленные прихожане и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.

Фоторепортаж диакона Льва Савинова

Митрополит Арсений возглавил вечернее богослужение в канун дня памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского

1 января 2024 года, накануне дня памяти святого праведного Иоанна  Кронштадтского, митрополит Псковский и Порховский Арсений возглавил полиелейное богослужение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Псково-Печерской обители иеромонах Иларион (Карандеев) с братией обители в священном сане.

Песнопения вечерни и утрени исполнил братский хор обители под управлением инока Олега (Гладышева). За богослужением молились насельники Успенской обители, многочисленные прихожане и паломники.

Фоторепортаж иеродиакона Симеона Кивайло

Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в Новогоднюю ночь

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, благочестивые паломники, прихожане святой обители, сердечно поздравляю с наступившим Новолетием, наступившим согласно гражданскому календарю, но это празднование имеет христианские корни. Возникший когда-то как светский праздник, он возник в то время, когда все-таки вера и христианская культура гораздо больше проникали и в общественную, и политическую, и семейную жизнь людей. И поэтому его «светскость», так сказать, условна. Он пронизан религиозными, христианскими смыслами, если вдуматься.

Прежде всего, если говорить о том Новолетии, которое было когда-то на Руси, в допетровскую эпоху, то это был собственно религиозный праздник. И он продолжал древнейшую традицию, с которой было сопряжено воспоминание о Сотворении мира. Когда-то в древнем Израиле в Иерусалимском храме ветхозаветной Церкви совершалось особое богослужение в этот день, и люди приносили Господу покаянные молитвы, просили Его благословения на наступающий год и, вместе с тем, в этом богослужении они как бы приобщались к творческой и очищающей силе своего Господа. Эта же традиция проникла и в Христианскую Церковь. И это Новолетие, которое начинает собою круг церковных праздников, мы отмечаем 1 сентября по старому стилю, согласно византийской эре «от Сотворения мира». Но в петровские времена из Европы проникает и этот, условно – повторюсь – светский праздник, потому что он на самом деле имеет религиозную основу, а именно – он привязан к Рождеству Христову. Это не сам по себе условный какой-то «новый год». Само наименование «Новый год» или «Новое лето» в церковном календаре отсылает нас к тому чтению, которое звучит на молебне, положенном на Новое лето, к тому евангельскому зачалу, которое прозвучало сегодня на Литургии, когда Господь Иисус Христос в начале Своего общественного служения приходит в Назаретскую синагогу и, раскрыв книгу пророка Исаии (Ис.61:1–3), читает: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19). И закрыв свиток, обратившись ко всем собравшимся, Он сказал: «ныне исполнилось это писание» (Лк. 4:21). Это отрывок о пришествии Мессии, Царя-избавителя, Спасителя, Которого веками ожидал этот народ. И можно представить, какими странными, какими необычайными словами показались эти слова для соотечественников Иисуса, жителей Назарета. Он в этот момент Сам засвидетельствовал о Себе, что Он – и есть обещанный Спаситель мира, Христос, и что то самое «лето Господне благоприятное» (Ис.61:1–3), о котором пророчествовал древний пророк, как о начале нашего спасения, начинается, оно сейчас наступает. И вот, празднование христианского Нового года перекликается с благодарением Богу за наше спасение, за начало Нового лета Господня благоприятного, за то, что Господь явился в мир, стал Человеком, за то, что Он принял не только нашу природу, но и разделил с нами и жизнь, и смерть, сойдя во ад, и воскрес для того, чтобы и нас совоскресить с Собою. Он приобщился нашей природе для того, чтобы мы стали причастниками Его Божества.

Мы все с вами живем в эпоху Нового Завета, а Новый Завет – это и есть Новая эра – эра от Рождества Христова, то, что когда-то в советское время стыдливо называли просто «нашей эрой». Но даже в этом названии присутствовал отзвук того, что значит «наша» – наша со времен Христа, Новая эра, Новая эпоха, Новый Завет. Это эра сынов и дочерей Божиих. Это эпоха Царствия Божия, явленного в силе, которое даровано нам, и причастниками которого мы все с вами призваны стать. Мы живем в свете Нового Завета, в этом самом «лете Господнем благоприятном» (Ис.61:1–3). И за это приносим благодарение Спасителю.

Самое важное, может быть, за что мы приносим сегодня благодарение – это за то событие, которое спустя несколько дней мы будем отмечать – Его пришествие в мир и наше с вами спасение. Но помимо этого, в жизни каждого человека – абсолютно каждого – есть множество поводов для благодарности Богу. Большинство событий, обстоятельств, людей, которые нас окружают – это повод для благодарности, ежедневной искренней благодарности Богу. И мы сегодня напоминаем себе об этом, принося Богу в начале Нового лета и просьбу о прощении наших грехов, и просьбу о благословении новой страницы нашей жизни. Мы учимся и благодарить – благодарить за каждый прожитый день, за каждого человека, который есть в нашей жизни, за каждый дар Божий – а они неисчислимы, стоит только внимательно посмотреть на свою жизнь, оглянуться, перестать унывать и думать «какой я несчастный, как все плохо…». Не все плохо! В нашей жизни много хорошего! Вся наша жизнь может быть сплошным поводом для благодарности Богу. Но даже те обстоятельства, которые кажутся нам скорбными или сложными – и в них мы учимся благодарить Бога, потому что учимся доверять Ему. И спустя время, возрастая в мудрости, в духовном опыте, мы видим, как и сквозь такие тесные обстоятельства нас ведет всеблагой и любящий промысл Божий, выправляя нас к нашему подлинному благу, ведя нас по пути спасения. Поэтому, благодаря сегодня Господа, будем учиться каждый день жить в этой благодарности, и таким образом наша жизнь станет жертвой чистой, жертвой благодарения для Бога. Мы посвящаем Богу самих себя, и друг друга, и всю жизнь нашу для того, чтобы Он принял этот наш дар и освятил его, вошел в нашу жизнь, освятил Своим присутствием, наполнил Своим присутствием каждый день нашей жизни. И самое лучшее, самое важное и, может быть, дорогое, что нам остается сделать – это осознать, это почувствовать Его присутствие. Сквозь грохот, сквозь суету этого мира – остановиться, вслушаться в свое сердце, всмотреться в обстоятельства своей жизни, в то добро, в ту любовь, которая окружает нас, в те дары Божии, и почувствовать Его присутствие. А если не чувствуем – просить Его, чтобы Он явил Себя нам и взял нас за руку, и, никогда не отпуская, вел бы нас по пути всей нашей жизни, каждый день, день за днем – так, чтобы мы вместе с Ним и перешли бы и за порог временного жития в вечность.

Будем учиться благодарности, будем учиться этому благодарению. Неслучайно же, что самое важное богослужение нашей Православной Христианской Церкви называется Евхаристией, что значит, по-гречески, «благодарение». Мы благодарим Бога за все Его дары, за творение мира, за то, что Он призывал нас из небытия в бытие, за то, что Он спас нас, за то, что Он принимает эту нашу службу. Мы благодарим Его и учимся благодарить всю жизнь, так, чтобы вся наша жизнь могла быть такой вот «евхаристией», благодарением – то есть, присутствием Божиим, жизнью с Богом, наполненной радостью, любовью, светом. Пусть Господь благословит каждого из нас, братию этой обители, всех вас, дорогие прихожане и паломники, разделившие с нами в этот день первые минуты, первые часы Нового лета Божественную трапезу и сотворившие с нами общую молитву. Молимся, чтобы Господь благословил всех нас, наших близких, нашу жизнь миром Своим и любовью Своею. Аминь.

1 января 2024 года,
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь