Спасо – Преображенская церковь в архитектурном отношении совершенно уникальна. Она не имеет аналогов не только среди псковских церквей, но и среди церквей других областей России.
Из сохранившихся до наших дней церквей Порхова один из самых старых храмов – церковь Преображения Господня.
Впервые церковь Преображения Господня упоминается в Никоновской летописи под 1399 годом. Когда под стенами Порхова произошло сражение между чудью и объединившихся против них новгородцами и псковичами. В этом бою:,, убиен бысть князь Роман Юрьевич на Шелони и погребен бысть у святого Спаса в Порхове,,.
Церковь, как сказано в рукописи 1739-го года, построена на “кострех”. Как полагает исследователь 19-го столетия П.М. Силин, это значит, что церковь поставлена на кургане, насыпанном над павшими в битве воинами. Другие исследователи производят слово ,, костер,, от латинского ,,каструм,, что значит укрепление, башня, замок.
Второй предел освящён был в честь иконы божьей Матери ,,Тихвинской,,.
Согласно клировым ведомостям церковь Преображения Господня перестроена в 1772 году иждивением генерал- майором Петром Максимовичем Пантелеевым.
Описание архитектуры храма
Двухапсидный храм, двухстолпный, перекрытый коробовыми сводами. Основной четверик состоит из двух объёмов, разделённых между собой двумя столбами. К каждому объёму примыкает своя апсида. С запада к четверику примыкает притвор, прямоугольный в плане. Над последним сооружён один ярус четырехгранной колокольни с арочными оконными проёмами в каждой грани колокольни. Перекрыта колокольня четырёхгранным куполом на котором был сооружён четырёхгранный шпиль, венчающийся крестом.
По характеру форм этот храм трудно отнести к какому -либо архитектурному стилю. Скорее к периоду поиска, когда на смену стиля барокко пришёл классицизм ( речь идёт о провинциальных толкованиях этих стилей).
На этом месте первоначально находился Спасский мужской монастырь, иногда называемый Тихвинским, по наименованию придела монастырской церкви, упраздненный в соответствии с указом императрицы Екатерины II от 26 февраля 1764 года. Существующая церковь построена из каменной плиты в 1772 году, после закрытия монастыря, теплая, двухпрестольная. Главный престол – Преображения Господня, в приделе – Тихвинской иконы Божией Матери.
Колокольня построена из плиты одновременно с храмом и в связи с ним. На колокольне было семь колоколов. Вес первого колокола 40 пудов 16 фунтов, второго – 10 п. 25 ф., третьего – 6 п. 4 ф., четвертого – 3 п. 10 ф., пятого – 3 п. 6 ф., шестого – 1 п. 20 ф., седьмого – 1 п. 10 ф. На втором колоколе была надпись: «Сей колокол по приказу С.-Петербургского купца Ивана Чиркина лит мастером Мехром. Стокгольм. Марта 1 дня 1747 года». Этот колокол поначалу был в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, видимо, до того, как она была приписана к Преображенской церкви. Кладбища при храме не было.
В церкви были захоронения неустановленных лиц. Одно из них считалось местом захоронения князя Романа Юрьевича, погибшего в битве на реке Шелони в 1399 году. До 1917 года ценностями в церкви были Евангелие, напечатанное в 1635 году и подаренное архимандритом Макарием в Спасский монастырь на поминовение душ его родителей, Надпись гласила: «В дом Преображения Господа нашего Иисуса Христа, что в Порхове на посаде, Пресвятыя Богородицы Тихвинского монастыря», а так же старинное кадило весом около 5-ти фунтов; надгробие князя Романа Юрьевича.
В Тихвинском приделе находилась древняя, почитаемая в народе икона Тихвинской Божией Матери в посеребренной ризе. Судьба святынь неизвестна. По штатам 1876 года в церкви положено служить священнику и псаломщику. В действительности служили священник, псаломщик-дьякон, затем священник, дьякон и псаломщик. В начале ХХ века служили священники Александр Горский (умер 11.03.1905) и после него с 23.05.1905 года Тимофей Арсениевич Смирнов (уволен за штат 02.08.1917). Дьяконы – Иоанн Муравейский, 17 апреля 1907 года перемещен на дьяконское место в Николаевскую церковь города Холма, после него служил
Дмитрий Георгиевич Королев. Приходского попечительства, богадельни, больницы и церковно-приходской школы при церкви не было ввиду отдаленности деревень от нее. В приходе были две школы: Министерства народного просвещения в селе Нестрино с 1908 года и земская школа в селе Сосонье. При церкви с ноября 1909 года существовал хор любителей пения.
К Преображенской церкви были приписаны церковь Рождества Пресвятой Богородицы и домовая церковь Всемилостивого Спаса в селе Нестрино. В приходе было восемь часовен в деревнях: Корж, Красуха, Переровня, Симоново, Сосонье, Тосныборок, Турицы деревянные и в селе Хилово каменная. В какие годы они были построены – неизвестно. Часовня в Хилово построена помещицей Ирецкой, остальные часовни построены крестьянами. Прихожанами церкви были жители города Порхова, помещики сел Нестрино и Хилово, крестьяне деревень Веснино, Горелицы, Железно, Заборовье, Загорье, Замошки, Корж, Красуха, Переровня, Симоново, Скрылево, Сосонье, Тетеркино, Тосныборок, Турицы. В 1799 году прихожан было 1296, в 1910 году – 2221 человек. Село Хилово считалось Порховским окологородьем со времен новгородской самостоятельности. Тогда село принадлежало Ивану Кислякову. В XIX веке были две усадьбы Хилово, принадлежавшие, соответственно, Корсаковым и Балавенским. Помещику Петру Петровичу Балавенскому принадлежало лечебное заведение при источнике серных вод в селе Хилово. Источники минеральных вод в селе открыты в 1865 году, в 1868 году Петром Балавенским по договору с Военным министерством построены лазареты для военнослужащих, ставшие прообра- зом будущего санатория. В 1889 году указом императора Александра III министру государственных имуществ повелено: «Признав нужным объявить находящиеся в Порховском уезде Псковской губернии Хиловские минеральные источники имеющими общественное значение, повелеваем принять для охраны сих источников от порчи и истощения».
Много десятилетий Спасо-Преображенская церковь не действовала, но в 1990 году она была возвращена верующим. С этого времени в храме регулярно совершаются Богослужения и идёт полноценная приходская жизнь.
Статус: Объект культурного наследия народов РФ федерального значения.
Настоятель храма: протоиерей Вячеслав Николаенко
Контактный телефон: 7921 117 5338