Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Великий Четверток
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Избавителю всего рода человеча, сам бо Себе священнодействуеши,
пийте, вопия, кровь Мою и верою утвердитеся.
Великий Четверток! Близится час великого подвига Христа Спасителя стать искупительной жертвой, а с ним и конец Его земной жизни. Предваряя Свои страдания, Он собирает учеников в Сионскую горницу на последнюю прощальную ветхозаветную Пасху и одновременно совершает первую вечерю любви Нового Завета. Это величайшее историческое событие положило начало непрестающей Таинственной Вечери – Евхаристии, которой живет мир и по сей день.
Христос в последнюю ночь Своей жизни на свободе совершил с учениками священную Вечерю ветхозаветной истории израильского народа, и на ней же Своей Божественной властью учредил Новый Высший Завет, через который совершится освобождение всех народов от власти диавола, и не для известного времени только, но для всех времен до скончания века.
Евангелие сохранило память об этом величайшем событии. «Господь Иисус Христос в ночь, в которую был предан, взял хлеб, благодарил, и преломил, и дал ученикам Своим, говоря: приимите и ядите; сие есть Тело Мое, за вы ломимое. Сие творите в Мое воспоминание. Также взял Он и чашу по вечери, благодарил и дал им, говоря: приимите и пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вы изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание». Эти слова Христовы имеют для нас непреходящее значение. Вкушающие священной Евхаристии, делаются причастниками жертвы Голгофской и ее благословенных плодов.
В Великий Четверток Страстной седмицы мы с вами стоим на пороге Сионской горницы, чтобы из рук Христа принять Им Самим ломимое Свое Тело и Его Животворящую Кровь. И это не аллегория, не просто воспоминание о том, что произошло при жизни Спасителя, но ежегодное свершение и обновление в мире спасительного подвига Христова для всех поколений, живущих на земле.
Тайная Вечеря готовится для нас, и в этот день потоки последователей Христа присоединяются к двенадцати избранным, и всем, произволяющим на спасение, хватает Животворящего Таинственного Брашна.
Христос, совершая Первую Евхаристию на земле, оставил Ее как наследство на все времена Своим последователям. На ней Он омыл ноги ученикам в образ добровольного смирения, столь необходимого на всех путях христианской жизни. Трудно приживается этот урок Спасителя среди людей. Даже ученики Христовы, три года изо дня в день будучи свидетелями совершенного смирения своего Учителя, спорили о первенстве в Царстве Небесном. А Он – их Учитель – как раб, в одном хитоне, преклонив колени, омывает им ноги. Духовное преображение учеников в апостолов совершилось позднее, в День сошествия на них Святого Духа, а на Тайной Вечери они еще мудрствуют по-земному, хотя и видят отражение неба в Учителе, но не понимают всего величия, происходящего у них на глазах.
Дорогие мои, вглядимся и мы в коленопреклоненного Спасителя, воззрим на Господа господствующих, принявшего рабий зрак и омывающего ноги всем, возлежащим за трапезой. И по сей день мир слышит слова Господа с этой великой Вечери – слова личного признания Своего Великого Божественного достоинства и наказ Своим последователям: «Вы называете Меня Учителем и Господом, ибо правильно говорите, Я точно То. И так, если Я – Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».
И на Тайной Вечери в последний прощальный час братского общения и любви, когда Сын Божий из величайшего милосердия готовится вступить в решительную борьбу за освобождение человека от рабства диаволу, Он окружен учениками, при Нем первая зарождающаяся христианская община, но в ней, по свидетельству Самого Христа, не все чисты. И на первой Тайной Вечери присутствует ученик, уже решившийся на предательство. Он телом на Вечери, а сердцем в своих злокозненных замыслах. Но кто из присутствующих, кроме Господа, мог знать об этом. Три года ничем не нарушалось братское общение.
Изумленные ученики безмолвствуют. Лишь Петр, горячий, пламенный Петр нарушает тягостное молчание. Он и ранее первым исповедал Иисуса Христа Спасителем. А на этот раз на Вечери он, смущенный уничижением Учителя, протестует: «Господи, Тебе ли умывать мои ноги?» Услышим же, дорогие наши, и мы все ответ Христа Петру, ибо он дан всему человечеству: «Что я делаю, теперь не знаешь, а уразумеешь после».
И мы, подобно ученикам Христовым, мыслим и чувствуем по-земному и многого совершающегося в нашей жизни и в жизни Церкви Христовой еще не понимаем. Вот и Петр, укорененный в земном, не внемлет слову любимого Учителя, он упорствует, противореча Ему: «Не умоешь ног моих вовек».
Побуждения Петра понятны. Так, по-человечески, но смотрите, по-Божьи – совсем иначе. Строго, почти угрожающе звучит Божие наставление человеку: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною».
Всякому понятен глубинный смысл слов Спасителя: отвержение от Бога в удел земной ограниченности. Но может ли мир дать человеку то, к чему уже прикоснулись ученики Христовы: радость любви и благодатные небесные утешения? И устрашенный словами Христа, не рассуждая о происходящем, в раскаянии Петр восклицает: «Не только ноги, но и руки и голову».
Так и мы, часто в смятении, не понимая Промыслительных Божиих действий и велений о нас, ропщем. С нашего земного горизонта пытаемся судить о величественных делах Божией Премудрости и Разума, забывая, что ограниченное не может судить правильно о бесконечном. Кончится время земное, и объяснение всего происходящего нам будет даровано. Только тогда мы узнаем истинные причины и смысл всего, что сейчас нам кажется беспорядком, смутой, несправедливостью, торжеством зла, так смущающими нашу веру в Промысл Божий.
Не каверзным умом постигаются премудрости земной жизни, но Словом Божиим, Словом Евангельской истины. Для нас, как некогда для учеников Христовых, сейчас идет испытание веры в Бога и доверия Ему. Они стояли пред Его страданиями и крестной смертью. Мы искушаемся многими современными соблазнами, вторгающимися в Церковь.
Не тайна, что и в настоящее время многие колеблются в вере, доходят до отрицания самой церкви из-за соблазнов, смут и расколов в ее ограде. И эти церковные нестроения как обвинения предъявляются Христу, что именно Он не заботится о Церкви, позволяя злу процветать и одерживать победы. И не зловещая ли тень Иуды мрачной тучей доселе закрывает для некоторых свет Евангельской Истины.
«Кто возвратит нам Церковь древних времен?» – восклицает смутившаяся согбенная возрастом старость. «Где искать Церковь времен апостольских?» – мудрствует молодежь, только что вошедшая в Церковь.
Но, дорогие, зачем искать Церковь во времени? Всмотримся внимательно в нее в таком виде, как ее основал Христос, состоящую из избранных и призванных Им Самим, одним словом – в Церковь Тайной Вечери.
И что же? В ней Сам Христос, готовящий спасение мира через эту Церковь, в ней и пламенный, но самонадеянный Симон-Петр, некогда споткнувшийся страха ради иудейска, в ней и юный Иоанн любовью навек прильнувший к Христу, но в ней же один из двенадцати и Иуда искариотский. Всем есть место в Церкви Христовой от первого века до последнего. Так по какому же праву возникает мысль, что Христос – ее Глава и основоположник – покинул Свою Церковь. Не Он ли ради любви к погибающему человечеству испил чашу всех содеянных на земле беззаконий и принял на Себя все казни, уготованные нам правосудием Божиим. Дорогие, а ведь это все тяжкие грехи, начиная от преслушания наших прародителей и кончая нынешними соблазнами в самой Церкви Христовой: разделениями единого стада, мудрованиями лжеучителей, оскудением веры и любви, возрождением безбожия. Да и в каждом из нас, верно, много найдется того, что достойно гнева Божия. Все это наполняет чашу страдания Христова, и Он испивает ее до сих пор, чтобы желающие спасения спаслись.
Дорогие наши, так надо помнить слова Христовы: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее!» А все нестроения в ограде Церкви – это плоды наших, человеческих грехов против Церкви – чистой Невесты Христовой.
Сердцеведец же наш и Бог Иисус Христос на Тайной Вечери преклонил колени пред всеми присутствующими на Вечери без исключения, и пред Иудой, и ему, как и остальным, омыл ноги. Так и по сие время склоняется Спаситель пред нами, грешниками, призывая нас на покаяние. Дорогие, будем и мы учиться любить, а Христово милосердие подвигнет и нас быть милосердными. Мы, живущие лишь милостью Божией, должны чаще вспоминать, что Господь, которым мы живем и которому хотим служить, сказал: «Грядущего ко Мне не изжену вон».
Церковь, слава Богу, до сего дня совершает дело, заповеданное Ей Самим Основоположником. Заповеди Божии спасительным светом своим светят во тьме мира, и слово Божие зовет: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас, иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть». Но будем помнить, что это иго легко только для тех, кто, возложив руку на рало исполнения Заповедей Божиих, не озирается вспять, а наши вера, верность и доверие Богу, испытанные временем и борьбой с грехом, даруют нам божие благоволение и помощь, а религиозный опыт богопознания – одно из самых ценных приобретений жизни.
И сегодня, в день установления Таинства Святой Евхаристии, все мы притекаем к Святой Чаше Господней соучастниками Тайной Вечери Христовой с сердечным расположением и словами: «Вечери Твое тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Аминь.