Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Спиридон (Иващенко), наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни; архимандрит Нифонт (Корчев), духовник Свято-Введенской обители; иеромонах Серафим (Козулин), наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, благочинный монастырей Псковской епархии; иеромонах Иларион (Карандеев), насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
За богослужением молились: настоятельница монастыря монахиня Антонина (Фатеева) с сестрами обители и прихожане.
Во время Литургии митрополит Тихон рукоположил во пресвитеры диакона Романа Богданова, клирика Троицкого собора города Острова.
По окончании Литургии было совершено славление празднику, по завершении которого Владыка митрополит обратился к собравшимся с Архипастырским словом:
«Дорогой о Господе отец Нифонт, матушка Антонина, дорогой благочинный монастырей Псковской епархии отец Серафим, отец архимандрит Спиридон, отец Иларион, новопоставленный в иереи Божии отец Роман, отец Александр, дорогие братья и сестры!
От всего сердца благодарю вас за приглашение в чудную обитель — место молитвы и предстояния перед Богом. Молитва и предстояние пред Господом – это и есть то, самое главное, что составляет смысл нашей жизни. Конечно, у каждого из нас множество серьезных или малых попечений, забот, вопросов. Но все же главное — то, о чем говорит Сам Господь в сегодняшнем Евангелии, читаемом на праздники Пресвятой Богородицы: все мы призваны избрать «благую часть, которая не отнимется» (Лк. 10:42) от нас, несмотря на все заботы, и избрать молитву и слышание слова Божия.
Таковой была Пресвятая Богородица, восходящая сегодня крохотной девочкой в храм и с Собой «благодать совводящая», — Так поется в тропаре нынешнего праздника. Вместе с Собой в храм, сам по себе исполненный благодати, Она вводит особенную милость и благоволение Божие, Христа всем предвозвещая. И это было предвозвестие самого главного в нашей жизни.
Этот праздник предвозвещает, то что пройдут годы и у Нее родится Божественный Сын, Спаситель мира. Он возмужает по-человечески и этим человечеством и Божеством войдет в Свой храм. А цель всего этого Промысла Божиего — чтобы мы, вслед за Божией Матерью, вслед за Ним, вслед за великими ветхими и новыми праведниками создали то, что призван каждый из нас создать в этой жизни.
Каждый из нас призван построить храм Божий своей души. И в этот храм войдет Сам Господь со Отцом и Духом Святым и обитель в нас сотворит. Никакой иной цели в человеческой жизни нет. Человек рождается, чтобы создать из себя живой храм Божий.
Как много людей, к несчастью, не знают об этом призвании! Как много людей, именующих себя православными христианами, не понимают всей высоты своего призвания. «Бог не в рукотворных храмах живет» (Деян. 7:48). Но, Всемогущий Бог хочет, чтобы мы создали этот духовный храм — веры, мира, любви к Богу и людям, храм познания Бога, храм благодарности нашему Создателю. В него Он сможет войти, в нем Он сможет поселиться. Богу ничего другого не нужно.
Найдем ли мы в себе разум, силы, волю по-настоящему услышать и исполнить это желание Божие? «Сыне, отдай мне твое сердце» (Притч. 23:26). Если найдем и исполним — в таком храме, в таком сердце поселится Бог, славимый в Троице, Господь наш Иисус Христос, у Которого во дни Его земной жизни не было, «где главы подклонить» (Мф. 8:22), найдет в таком живом святилище место для Себя.
Не для строек, не для уставов, не для исполнения правил созидались и созидаются обители на нашей Русской земле. Все это, конечно же, тоже необходимо, но является лишь строительным материалом для самого главного — чтобы хотя бы некоторые из насельников и насельниц этих обителей поняли, зачем они здесь и исполнили — стали храмами Божиими.
Пресвятая Богородица вошла в дом Божий. А всякий дом — это в первую очередь семья. И я поздравляю вашу прекрасную, монашескую семью с этим праздником дома Божия, дома вашей семьи. Будьте всегда такими, какими хочет видеть Христос Своих детей — любящими, не осуждающими никого, послушными, радостными, единодушными и благодарными Богу.
Нет ничего горше для родителей, как видеть распрю, зависть, нестроение среди своих детей. Дерзнем ли мы огорчать своего Господа, Создателя и Спасителя, Главу нашей семьи такими раздорами? Дерзнем ли мы стать причиной боли для самого Бога? Дерзнем ли мы обижать образ Божий, явленный в каждом из наших ближних?
Будем помнить Главу нашей семьи — в Троице славимого Бога. Будем помнить, что Он послал нам Пресвятую Богородицу, Матерь Единородного от Троицы Сына. Всемогущий избрал путь нашего спасения через Пресвятую Богородицу. Зачем? Потому что Он знает, что человеческому сердцу нужна материнская любовь.
Матерь Божия с радостью, смирением и с полной готовностью исполняет послушание материнства по отношению к каждому, уверовавшему в Ее Сына. Он Сам усыновил и удочерил всех нас Ей, когда с Креста обратился к Пресвятой Богородице: «Се сын Твой», указывая на апостола Иоанна (Ин. 19:26). Нужна человеку мать, и Господь даровал нам это великое сокровище — «Се Мати твоя» (Ин. 19.27).
Желаю всем вам и матушке Антонине, и отцу Нифонту, моему дорогому старому другу, и всем сестрам обители, и всем прихожанам: пуще зеницы ока берегите этот мир, радость и единство вашей семьи. Да никто никогда не дерзнет нарушить Божественные дары и радость, дарованные всем, своей грубостью, осуждением, непокорностью, ропотом, завистью. В семье Божией это — тяжкие грехи, в этом сразу надо каяться, если, избави Господь, нечто подобное произойдет.
Сердечно благодарю всех вас за прекрасную молитву, певчих — за чудесное пение, за замечательную подготовку нынешнего праздника. Храни всех Господь! А вам я дарю в храм вот эту вот икону Пресвятой Богородицы «Умиление» из Псково-Печерского монастыря, где начинал свое служение отец Нифонт. Правда, мы все равно его считаем нашим Печерским, он наш Печерский иеромонах. А вы, сестры и прихожане, примите скромный подарок — книжечку об отце Иоанне (Крестьянкине). Спаси вас Господи!».