В храмах Псковской епархии, которых насчитывается около двухсот, престольные праздники проходят почти каждый день. В эти приходские именины вспоминаются святые небесные покровители или те события в жизни Церкви, в честь которых храм был освящен. О том, что Богоявление, к примеру, престольный праздник всех Богоявленских храмов можно легко догадаться и без посторонней помощи. Но как быть с теми сокровенными памятными днями, которые не так очевидны? Мы расскажем вам о тех праздниках, которые вдохновляли наших благочестивых предков и по-прежнему дороги для православных христиан Псковщины.
3 февраля, иконы Божией Матери именуемой “Отрада”, или “Утешение” (807)
В местечке Подоклинье издревле останавливались богомольцы, шедшие в Никандрову пустынь. Однажды один из странников по имени Григорий подарил местной помещице редкую афонскую икону Пресвятой Богородицы «Отрада». Деревянная церковь Богоявления в Подоклинье была известна еще с XVIII века, но изрядно обветшала, а вот новую, каменную, строили уже во второй половине XIX века. Так икона Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря заняла в новой церкви почетное место. Внутреннее убранство XIX века, например резной двухъярусный иконостас, сохранились и по сей день.
Празднование в честь иконы Божией Матери и зимой проходило при большом стечении народа. Семь колоколов на трехъярусной колокольне созывали народ на богослужение, а ведь до революции приход насчитывал более трех тысяч человек! Накануне вечером служили Всенощное бдение. В день праздника церковная служба заканчивалась около полудня, затем совершался молебен с водосвятием. В летнее время Богоявленская церковь становилась местом паломничества жителей Порхова и Пскова.
Настоятелем храма до 1918 года был один из первых новомучеников Псковщины — священник Александр Гривский. Отец Александр прослужил в Подоклинье настоятелем чуть более десяти лет. Осенью 1918 года он был расстрелян в Порхове «за принадлежность к контрреволюционному направлению и погромную проповедь в церкви». Могила священномученика Александра неизвестна. Детей у священника не было. Его матушка Нина Симеоновна осталась одна и, дожив до глубокой старости, скончалась в Подоклинье, похоронена на местном кладбище.