Монастыри, благочиния, храмы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы «от Торгу» (подворье Псково-Печерского монастыря)

Местность, где находится эта церковь, была в древности сплошным болотом, из которого вытекала речонка Зрачка. К XV столетию болото, очевидно, было отчасти замощено, так как в 1410 г. в этой местности была уже сооружена Никольская церковь. Через 100 лет, когда, по уничтожении Псковской независимости, торг был переведен на нынешние Губернаторскую и Гоголевскую улицы, вся эта часть города получила название «Нового торга». Вблизи находящихся здесь Петровских ворот в начале XVI века стояла какая-то «мотыльная гридница». Это название могло означать заведение, имеющее связь со свозом нечистот, ибо «мотыльня» означала свалочное место.  В 1522 г. в Пскове начался великий мор. Первое заболевание появилось как раз на Новом торге, на Петровской, ныне Новгородской улице, а затем зараза охватила весь город. Воевода князь Михайло Васильевич Кислой (Кислица) запер Петровскую улицу с обоих концов, но мор не прекращался. Сам великий князь Василий III плакал, узнав о постигшем Псковичей несчастии, и велел, во умилостивление Божьего гнева, поставить…

Храм Апостола Иоанна Богослова

Вдали от городского шума и суеты на старом Запсковье, за восточной частью окольного города, вблизи Гремячей башни находится Мишарина гора. На ней стоит храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 16 века. Под горой протекает речушка Милевка (Милявица). В своих трудах Н.Ф. Окулич-Казарин уже в 1911 году пишет: «Происхождение этих слов относят к  московскому наместику – дьяку Мисюр Мунехину, пришедшему в Псков в н. 16 века, после присоединения Пскова к Москве, но скорее всего это название обусловлено топографией местности, «мшарами» называли маленькие болотца и топкие места». В летописи в 1547 году написано: «… того же лета поставлена бысть церковь каменная святый Иван Богослов на Милявицы». В прежние времена здесь находился Костельников (Котельников) монастырь с деревянным храмом.  Причем, как и деревянный, каменный храм поставлен на ключах (до сих пор в подчерковье находится источник). Храм стоит на высоком подклете, в длину 25 метров с притвором, в ширину 13 метров с приделом. Время основания…

Храм Святителя Николая в Любятове

Храм 16 века находится на окраине города (район Любятово). Точное время основания монастыря неизвестно. Во время основания монастырь находился вне города и посада, в Любятове. Топоним «Любятово» трактуется по-разному. Существует даже красивая легенда о том, что когда-то на берегу реки Псковы стоял величественный терем. И приглянулась боярину или князю, жившему в этом тереме, одна псковитянка. Увез он свою суженую в терем и ввел в хоромы со словами: «Любя тебя, все сделаю для счастья». С тех пор и стала называться эта местность, находящаяся у реки Псковы близ Пскова, Любятовым. Летописных свидетельств о постройке монастырского храма св. Николая Чудотворца не сохранилось. Известно, что Любятовский Николаевский монастырь существовал уже в XVI веке. Во время основания монастырь находился вне города и посада, в селе Любятове. Исследователь псковской архитектуры В.В.Седов отмечает, что храм, скорее всего, был построен в период между 1540 и 1560 годами. Первоначально он был пятиглавым. Ю.П.Спегальский в работе «Псков» (Москва-Ленинград, 1963 год)…

Храм Покрова и Рождества Богородицы от Пролома

Время основания монастыря неизвестно. Следует полагать, что в период основания он находился вне города и посада, так как в момент сооружения стены 1465 года был одним из крайних объектов, вошедших в огороженную территорию. Первое летописное упоминание о монастыре под 1465 годом.  Покровский монастырь самым тесным образом был связан с событиями осады города Стефаном Баторием в 1581 году. «Повесть о Печерском монастыре» сохранила до нашего времени рассказ старца-кузнеца Дорофея (рассказ старца Дорофея был так же включен в некоторые поздние редакции «Повести о прихождении Стефана Батория на Псков»).  Дивное видение старцу Дорофею было запечатлено на многих псковских иконах. Благодаря иконам этого цикла до нашего времени сохранились точнейшие планы средневекового Пскова с детальным изображением городских святынь. Изображения на иконах являются уникальными источниками для изучения архитектуры и исторической топографии Пскова.  После снятия осады Пскова благодарные псковичи вместе с воеводой князем И. П. Шуйским соорудили в монастыре рядом с Покровской другую церковь – во имя…

Храм Воскресения Христова (Орлецы)

Церковь Воскресения Христова в Орлецах 1994-1997 гг. Уникальна прежде всего тем, что это вторая церковь, построенная в Пскове в XX веке. Построена по проекту псковского архитектора Юрия Ширяева. В 1998 г. в Москве, на российском фестивале зодчества, проект храма Воскресения Христова получил первое место; архитектора удостоили диплома за лучшую постройку года.  На Орлецовском погосте нашли упокоение многие горожане, в том числе военные летчики и журналист В. А. Янус, погибшие при выполнении служебного долга; знаменитый ученый, создатель и хранитель древлехранилища Псковского музея, Л. А. Творогов; архитектор-реставратор, заслуженный деятель культуры России, М. И. Семенов, посвятивший жизнь познанию «каменосечной хитрости мастеров» великого псковского зодчества. Телефон: +7 (911) 399-04-33 Настоятель: протоиерей Михаил (Мельник)    

Храм Преподобного Алексия Человека Божия

Находится за Великими воротами, в Алексеевской слободе. Построена в 1540 году. Раньше здесь тоже была Алексеевская церковь, возле которой Псковичи в 1528 г. встречали архиепископа Макария, но, вероятно, сгорела или была разобрана.  1 сентября 1581 г. из лагеря Батория были прорыты траншеи до Алексеевской церкви, а отсюда к Свинорским и Покровским воротам. 4 сентября возле церкви Поляки устроили свою главную квартиру, окружив ее турами. Возле церкви происходили постоянные схватки между осаждающими и гарнизоном, делавшим частые вылазки. Прежде здесь был монастырь, называвшийся Алексеевским с поля, за Великими воротами. Он упразднен в начале XVIII столетия. Ныне это – приходская церковь Алексеевской слободы.  В годы первой мировой войны при церкви действовал попечительский Совет Алексеевской общины сестер милосердия «Российского общества «Красного креста».  11 июня 1938 года постановлением Псковского горсовета церковь Алексия с Поля была закрыта и передана конторе «Заготзерно» под склад для хранения собранного зерна.  В годы немецко-фашистской оккупации Пскова, в ноябре 1943 года…

Храм Апостолов Петра и Павла (Сироткинский)

Первое летописное упоминание о Петропавловской на Брезе церкви связано с именем святого благоверного князя Довмонта-Тимофея: “немцы поганыя обступиша град Псков, хотяше его пленити”. Правивший тогда в Пскове литовец по происхождению князь Довмонт (во святом крещении Тимофей), не стал ждать основных сил своего войска и ударил у святых Петра и Павла “на брезе” (на берегу). Это была последняя победа князя Довмонта (он умер в 1299 году, через несколько месяцев после битвы). Время основания монастыря и сооружения Петропавловской церкви неизвестно. В Музее Псковского Археологического общества есть несколько принадлежавших этому монастырю документов, из них древнейший -1538 года. В 1682 г. здесь посхимился и поселился на покое Псковский архиепископ Арсений, правивший епархией с 1665 года; здесь же он и скончался в 1684 году. В левой стене есть также заделанное окно, выходившее прежде наружу, но уничтоженное, очевидно, после пристройки левого теплого придела. В правом отделении алтаря, под полом, погребен архиепископ Арсений. Над его могилой устроено…

Храм Святителя Николая (со Усохи)

Храм Николы со Усохи – один из лучших образцов псковской архитектурной школы XVI века, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Впервые каменный храм “поставлен бысть” в 1371г. рядом с руслом усохшей речки, откуда и появилось необычное название со Усохи. Это был административный центр Опоцкого конца, то есть главный храм района, который парадно украшал самую значимую улицу города – улицу Великую (Советская). В церковных приделах располагались кончанские архивы, казна, трапезные. Рядом с храмом находилось кладбище («буй»). Под 1473 г. летопись сообщает: “Тоя же весне около буя святого Николе, у Вопочском конци, каменем оделав и врата каменыя изрядив, и садом яблонями насадили”. В 1536 г. после пожара церковь возведена заново. Согласно летописи ” свершена бысть церковь святыи Никола на всохе и освяща ю месяца декабря въ 6 день”. Купола храма украшались темно-зеленой поливной черепицей. Храм по величине являлся вторым после Троицкого собора. Масштабность храма ощутима и сегодня, несмотря на двухметровые напластования культурного…

Храм Воскресения Христова (со Стадища)

Стадищем называлась местность вокруг этой церкви, прежде бывшей монастырской девичьего монастыря. О последнем летопись упоминает под 1458 годом, но, по-видимому, нынешней церкви тогда еще не было, так как под 1532 годом летопись, говоря о большом пожаре на Запсковье, добавляет: «а церковь тогда каменная Воскресение Христово не доделана бысть». Следовательно, сооружение ее надлежит отнести ко второй четверти XVI века. Монастырь упразднен в 1765 году, церковь же сделана приходской. С 1788 года и до сих пор она приписана к Варлаамовской. Нынешняя могла быть надстроена в конце XVI или даже в XVII веке. Правая его стена украшена двумя подвесными арками – мотив, чуждый Псковско-Новгородскому зодчеству и заимствованный, очевидно, из Москвы. На приделе находится небольшой куполок оригинальной шапкообразной формы. На восточной стороне храма выступают четыре полукруглые апсиды, из которых одна принадлежит приделу. Апсиды главного храма украшены валиковыми разводами, но они идут не по всей высоте апсид непрерывными шнурами, а только по верхним и нижним…

Храм Святителя Василия Великого (на Горке)

Храм святителя Василия Великого (на Горке) – едва ли не самый известный памятник архитектуры XV –XVI вв. Промыслом Божиим ему суждено было сохраниться до наших дней, несмотря на многочисленные попытки разрушения. Горка, на которой живописно возвышается храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу Пушкинскую. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол, в 1581 году оповестивший горожан о наступлении войск Стефана Батория. Первое строительство храма свт. Василия Великого (на Горке) датировано 1337 годом. Основателем церкви является купец Кристофер Карел Дол(ь), немец по происхождению, родоначальник известных псковских родов Яхонтовых, Свечиных, Левшиных. В древних рукописях приводятся сведения о том, что Немчин Доль приехал во Псков из своей вотчины Гдова……

Храм Рождества Иоанна Предтечи

Согласно монастырскому преданию Иоанно-Предтеченский княжеский монастырь был основан в первой половине XIII века дочерью полоцкого князя Рогволда Борисовича, теткою князя Довмонта Псковского и супругой псковского князя Ярослава Владимировича Евфросинией Рогволдовной (в иночестве – Евпраксией). В 1243 году Ярослав пригласил ее на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежья Голова), где она была убита своим пасынком, сыном Ярослава от первой жены (8 мая). Тело Евпраксии было привезено во Псков и погребено в основанной ею обители. В XIII веке Иоанно-Предтеченский монастырь находился под покровительством княжеской семьи Довмонта. Это был монастырь псковских княгинь. Жена Довмонта Марфа приняла монашеский постриг в Иоанно-Предтеченском монастыре, где и умерла в 1300 году. В 1487 году в монастыре была погребена супруга псковского князя Ярослава, умершая во время моровой язвы.  В древности близ Иоанно-Предтеченского монастыря располагался Немецкий гостиный двор.  Из-за своего пограничного положения на окраине Пскова Иоанно-Предтеченский монастырь часто подвергался разорениям. Особенно сильно монастырь был разорен в 1615 году, когда…

Храм Димитрия Солунского

Каменная церковь «…с поля, что на Столбицкой дороге над Псковою…» всего в одной версте от стен Окольного города была построена в 1534 году на территории старинного Димитриевского монастыря на левом берегу Псковы. Освящена во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Вся территория от крепостных Петровских ворот принадлежала обители.   Возможно, церковь была построена даже ранее 14 века, поскольку к этому времени название местности уже прочно закрепилось среди народа. Местность, где построен храм св.вмч. Димитрия Солунского, издревле называлась «страною святого Димитрия».   Первые сведения о самом монастыре появились в 15 веке. В 1454 году жители Пскова здесь встречали своего нового князя Шемякина.   Описание храма. Храм построен из местной известняковой плиты, с использованием известкового раствора, обмазан и побелен. Четырххстолпный четверик храма имеет три апсиды. С западной стороны расположен притвор и колокольня из трех ярусов, верхние ярусы имеют по шесть граней, которые завершаются лопастями и шпилем. Церковь имеет южный придел более поздней постройки…

Храм Преполовения Пятидесятницы – (подворье Спасо-Елеазаровского монастыря)

В летописях церковь на этом месте впервые упоминается в январе 1468 года, когда приехавший из Новгорода архиепископ Иона «призвал в Пустынский двор посадников Пскова и священство». В книге «Прошлое города Пскова» Владимира Гедимина указано, что церковь построена в 1494 году на подворье Великопустынского монастыря. В 1766 году в церковь был перенесен из Великопустынского монастыря в Рожницкой засаде «образ локотной в киоте». После упразднения Великопустынского монастыря в XVIII веке служила подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря. В то время в церковном подвале находился колодец с чистой водой. В августе 1820 года архимандрит Зосима рапортовал архиепископу Евгению, что в церкви «становится опасно совершать служение». В это же время архитектор Ф. Ф. Ябс сделал заключение, что церковь «…довольно прочна, для безопасности следует сломать своды в церкви и алтаре равно переднюю каменную главу, а вместо сводов сделать деревянные накаты оштукатурить и выбелить, не трогая кровли». В 1822 году была снята часть кровли и сломаны своды. После этого…

Свято-Троицкий Кафедральный Собор

Свято-Троицкий кафедральный собор, жемчужина Псковского кремлевского ансамбля, его сердце, и неизменный символ старого Пскова. Его история началась практически тогда же, когда и история самого города, и с тех пор местные жители не разделяли свой родной город и Троицкий собор, называя Псков «Домом Святой Троицы». Издревле собор был центром общественной и государственной жизни, а сегодня это не только действующий собор, но и культурный памятник регионального значения, находящийся под охраной государства. Первый собор (X в.) Изначальный Свято-Троицкий собор, построенный по повелению великой княгини Ольги был деревянным. Простоял он недолго, около 180 лет, и трагически сгорел во время пожара. Стоит отметить, что на его время выпали важные исторические события, связанные с зарождением и становлением Пскова как самостоятельного города. В свои славные годы Псков смотрел на Москву как на ровню. Уже на рубеже XI-XII столетий Псков считался одним из «стольных градов», то есть городом, в котором пребывали представители княжеской семьи. Первым наместником великого князя киевского…

Храм Петра и Павла с Буя

Храм находится на крутом, обрывистом левом берегу Псковы-реки. Первый храм существовал в начале XIV столетия и, вероятно, был свидетелем блестящей победы, одержанной в этом месте князем Довмонтом в 1299 г. над Немецкими рыцарями. В 1404 году Псковичи выстроили стену по берегу Псковы от Рыбницких ворот до Петра и Павла, вследствие чего церковь очутилась в углу между двумя стенами: набережной стеной 1404 г. и поперечной 1309 года. Долго ли существовал второй храм – неизвестно, но в 1540 г. летопись опять упоминает о сооружении каменной Петропавловской церкви в Старом Застенье, где была и прежняя церковь: очевидно, что этот 3-й по счету храм был выстроен на месте 2-го; он и есть ныне существующий Петропавловский собор. Достоверно не известно, почему Петропавловский храм получил эту приписку в названии «с буя». По одной из версий так в древности называли возвышенное открытое место, что, действительно, соответствует местоположению храма, а возможно указывает на наличие при одном из бывших…

Храм св.бессрб. и чудотв. Космы и Дамиана (с Гремяч.Горы)

Под 1383 г. Псковские летописи сообщают о построении церкви Козьмы и Демьяна на Гремячей горе. “…В лето 6891… заложиша на Гремячеи горе Козма и Демьан.” И хотя ни в одном из списков не упомянуто, что этот храм строился для Космодемьянского монастыря, но, очевидно, эта обитель уже существовала или начинала обустраиваться. К сожалению в дальнейшем более чем полтора века никаких новых сведений о церкви и о монастыре летописи не приводили. Естественно, что за это время монастырский храм сильно обветшал и требовал значительной починки или постройки другого. Вероятно, церковные власти предпочли второй вариант. Церковь построена одновременно с основанием мужского, Козьмодемьянского (Гремяцкого) монастыря. Под 1540 г. Псковские летописи сообщают о совершении 4-х каменных псковских церквей, в том числе о ц. Козьмы и Демьяна на Гремячей горе. “…В лето 7048 того же лета совершиша 4 церкви камены: Святых Апостол Петра и Павла в старом Застеньи, а дроугая Козьма Демьяна на Гремячеи горе оу монастыре…”…

Храм великомученика Георгия со Взвоза

Церковь Георгия Победоносца построеная в 1494 году.- является примером небольшого псковского приходского храма, в котором главу водрузили на сводах без подпружных арок. Это один из немногих памятников конца XV в., сохранивших подлинный четверик. Уникальная изразцовая лента храма, видимо, представляет собой первый дошедший до нас керамический пояс, сочетающийся с орнаментальным поясом из поребриков и бегунца. Взвозами назывались во Пскове подъемы, устроенные от реки к берегу. Прежде храм имел по одному приделу с северной и южной сторон, но в 1825 и 1831 гг. они были отломаны. Нынешняя звонница находилась прежде на южной стороне, во в 1831 гг. перенесена на нынешнее место. Георгиевская церковь находится в 13 шагах от земляной батареи, присыпанной в 1701 г. Петром I к древней стене Окольного города, для защиты против Карла XII. Церковь выстроена в 1494 г. и с тех пор мало изменилась. В 1786 г., по малолюдству и скудости прихода, приписана к Иоанно-Богословской Мишаринской церкви, в 1808…

Храм Богоявления Господня

Первое упоминание о построении церкви в Псковских летописях имеется под 1398 г. «…В лето 6906…поставлена бысть церковь камена Святое Богоявление…» Под 1433г. говорится о построении нового притвора. В 1458 г. был большой пожар в Пскове: – «…погоре все Запсковье от церкви Святого Богоявления и до монастыря Святого Воскресения…» Под 1495 г. в летописях говорится о новом строительстве церкви: «…В лето 7004 совершиша церковь камену Богоявления на Запсковье…» Эта дата считается датой сооружения существующей ныне Богоявленской церкви. Церковь была возведена на «Богоявленском красном кресте», то есть на красивом перекрёстке на высоком берегу р. Псковы над Бродами. Броды – местность, где в старину переправлялись в брод через реку. На противоположном берегу когда-то стояли ещё две одноименные церкви. Вместе три Богоявленских храма образовывали своеобразный «святой треугольник». Это было место традиционного Крещенского водосвятия, где зимой во льду рубили Иордань. К сожале-нию, Богоявленские церкви, бывшие на левом берегу р. Псковы не дожили до наших дней….

Храм св. бессрб. и чудотв. Космы и Дамиана (с Примостья)

Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (с Примостья) был заложен в камне в 1462, а завершено строительство в 1463 году. Примостье дословно означает – «у моста», а именно у старого Троицкого моста, переправы через речку Пскову. Храм был построен по заказу князя Владимира Андреевича и посадника Зиновия Михайловича, а также на пожертвования «суседей Богоявленского конца». Тогда храм уже был центром Козмодемьянского конца (т.е. района). Церковь была кончанской, возле которой проходило кончанское вече. В ее строительстве принимали участие не только “суседи”, т.е. жители этого конца, но и князь, и посадник. По составу заказчиков можно судить, что церковь имела значение для всего Пскова. Барабан и апсиды украшены традиционным псковским орнаментом – “поребрик-бегунец-поребрик”. Новый кончаковский храм Козмы и Дамиана не избежал больших запсковских пожаров. Он выгорел 6 октября 1500 года и 27 марта 1507 года, когда сгорели даже колокола: В 1507 г.: “в лето 7015 бысть пожар на Запсковьи… и колоколы…

Храм Нерукотворного Образа Спасителя

Памятник истории и культуры федерального значения XVI-XIX веков. Находится на Запсковье, на углу улиц Первомайской и Труда. Жабья лавица – название небольшого болотца, около которого была построена церковь. Церковь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, она же церковь Образская с Жабьей лавицы, была построена в 1487 году. Такая точна дата известна, потому что об этом упоминается в летописях, ведь церковь, тогда еще деревянная, была построена во время Пскове: «В лето 6995…того же лета бысть мор во Пскове, да церковь поставиша на Запсковье у Жабьи лавицы во имя Нерукотворенного Образа и совершили однем днем и осветили, месяца августа 26 день однодневная деревянная». Жабья лавица — это название небольшого болотца, которое раньше располагалось рядом с церковью. Современное, каменное здание было построено в 17 веке, более точная дата неизвестна, но в описи 1745 года упоминается, что к церкви было приписано 25 приходских дворов. В 1931 году церковь была закрыта, в 1960 храм был…

Храм преподобного Сергия Радонежского с Залужья

Вблизи места, на котором стоит эта церковь, находилось в старину обширное болото, называвшееся “лужищем”; отсюда и произошло “залужье»; оттого и Сергиевские ворота звались прежде Лужскими. О построении Сергиевской церкви точных сведений не имеется.  В нынешнем виде Сергиевская церковь существует не ранее чем со 2-й половины XVI века. Прежде здесь был мужской монастырь, превращенный в 1710 г. в подворье Любятовского монастыря. В начале XIX стол. церковь была приписана к Ново-Вознесенской, ныне же она предоставлена Сергиевскому реальному училищу. Последняя ее реставрация была произведена в 1885-1886 гг.  На южной стороне храма находится придел во имя прп. Никандра, выстроенный в 1785 г. из плиты купцом Ив. Яков. Постниковым. Церковь стоит на подклети, вход в которую находится влево от паперти. При самом входе заметны следы орнамента, покрывавшего, часть подвальных стен. Подвалы весьма глубокие и покрыты сводами. На сев. стене храма сооружена весьма изящная Псковская звонница о двух пролетах, в которых висят колокола. В зап. стену…

Храм свв. апп. Петра и Павла в пос. Ветвенник Гдовского района

Строительство храма святых апостолов началось в 1903 году на месте ранее существовавшей здесь деревянной церкви, снесенной из-за ветхости. Уже через четыре года великолепный храм был полностью сооружен и открыт для местных жителей и гостей селения. Построенный храм представляет собой типичный образец псевдорусского зодчества с псковскими и новгородскими элементами. Украшают строение купола небесно-голубого цвета. Стены храма побелены. При церкви расположена высокая колокольня, увенчанная куполом с крестом. Фасад здания украшен многочисленными декоративными элементами. Внутри храма также, как и снаружи все очень красиво. Иконостас церкви украшен многочисленными иконами. Сейчас Петропавловский храм действующий, недавно здесь были проведены реставрационные работы. Богослужения в храме проводятся регулярно. Тысячи людей приезжают сюда и любуются этим красивейшим храмом и видами, открывающимися отсюда.

Храм свт. Николая в пос. Каменный Конец Гдовского района.

Храм святителя Николая стоит на погосте, прямо за селом в окружения старинных деревьев. Погост под названием «Каменно» – это очень старое название центра, который расположен на небольшой реке Каменке, впадающей в Чудское озеро. Выстроенная из дерева церковь была возведена на месте ранее сгоревшей в 1776 году и названа в честь Николая Чудотворца. Освящение церкви произошло в 1782 году. Храм был воздвигнут на денежные средства жителей поселка Сырой Лес, расположенного неподалеку. Уже позже, в XIX веке, на месте деревянной церкви был построен каменный храм. Во внутреннем убранстве имеется памятная доска, на которой перечислена хронология строительства, а также имена жертвователей. Судя по записям текста, можно сказать, что 30 мая 1883 года состоялась закладка фундамента, сделанного из гранита; 1 ноября 1881 года – начало кирпичной кладки; в 1889 году был закончен главный свод; в 1890 году установили столярки и оштукатурили стены; в 1893 году произошло поднятие колокола на временно установленную колокольню. Точное время сооружения…

Храм Святой Троицы в д. Доможирка Гдовского района

Храм построен в 1558 году по указу Царя Иоанна Васильевича Грозного в честь взятия в ходе Ливонской войны городов Нарвы и Сыренска, последний из которых находится в 9 км от храма, о чем повествует Никоновская летопись. Церковь Святой Троицы в деревне Доможирка является практически единственным сохранившимся в Псковской области каменным сельским погостским храмом XVI века, сложенным из известнякового плитняка, который возили для строительства на судах по Чудскому озеру более чем за 120 км из под Пскова. Уникален храм еще и тем, что является практически единственной трехпрестольной церковью, так как обычно в Пскове и псковской земле церкви имели по два придела. В деревне Доможирка центральный придел посвящен Святой Троице, северный придел – святителю Николаю, а южный – мученице Параскеве Пятнице. Церковь неоднократно могла погибнуть и во время шведской интервенции, когда до 1622 года Гдов был занят войсками Якова Понтуссона Делагарди, и до алтарной абсиды в то время ими был разрушен Никольский придел,…

Храм в честь святых Жен-Мироносиц

Храм-памятник федерального значения «Мироносицкая церковь на скудельницах» (так на Руси именовали места массовых погребений) появилась еще в первой половине XVI в. сначала как деревянный, а с 1546 г. как каменный храм со звонницей. Долгое время храм был центром Мироносицкого мужского общежительного монастыря, упраздненного лишь во второй половине XVIII в., когда он превратился в приходской, а затем приписной храм. В XIX в. Мироносицкая церковь претерпела внутренние и внешние переделы (например, была разобрана звонница), а к основному храму был пристроен Ильинский предел. Мироносицкий монастырь на карте средневекового Пскова. В 1878 г. неподалеку от церкви была воздвигнута единоверческая часовня. В 1881 г. на месте главных ворот была выстроена высокая надвратная колокольня, а во время Первой мировой войны на кладбище появилась часовня в честь Воскресения Христова в память о погибших за веру, царя и Отечество. Со временем большую известность приобрело прихрамовое кладбище, на котором были похоронены многие известные псковичи: купцы, военные и общественные деятели, архитекторы,…

Комментарии запрещены.