Настоятель единоверческой общины Псковской епархии выступил в краеведческой библиотеке с лекцией «Центры русской веры»

5 декабря 2023 года, в рамках исторического кружка «Глас», в читальном зале Историко-краеведческой библиотеки имени Ивана Ивановича Василёва прошла лекция: «Центры русской веры».

Лектором выступил настоятель единоверческой общины Псковской епархии священноиерей Димитрий Кириченко.

 

Одним из центров старообрядчества беспоповского согласия стало Выго-Лексинское общежительство на северо-восточном берегу Онежского озера, в верхнем течении реки Выг. Образованное в 1694 году, оно состояло из мужского и женского общежительств под единым управлением. Скиты здесь существовали до середины XIX века. В Выго-Лексинском общежительстве сложилось крупное хозяйство. Насельники занимались выделкой кож, медным литьём, книжной деятельностью. Книги писались от руки и обладали характерным стилем, богато украшались. К тому же, здесь впервые стали изготавливать литые медные иконы, которые и сейчас распространены среди старообрядцев.

Ещё один крупный центр старообрядчества существовал в местечке Ветка на реке Сож Гомельского уезда Могилевской губернии. Ветковское общежитие шло по беглопоповскому пути. Там старообрядцы принимали священников, чтобы те служили по старым книгам и освещали запасные дары, которые рассылались по старообрядцам в округе. Там сложился уникальный стиль иконописи – Ветковская икона.

На территории нынешней Московской области в местности Гуслицы существовал важный оплот поповского старообрядческого согласия. В 1826 г. в Богородском уезде «по Рогожскому кладбищу» официально числилась 51 молельная. Там активно занимались медным литьём. Гуслицкое литьё отличалось массовостью и стало доступным видом искусства, получившим большое распространение. Также в Гуслицах занимались книжным делом и певческими рукописями.

При Петре III в 1762 году был подписан указ о том, что старообрядцам, бежавшим за границу, дозволялось вернуться в Россию. В 1762 г. Екатерина II выделила вернувшимся старообрядцам 70 тыс. десятин земли в Саратовском Заволжье по реке Иргиз. Там им было дозволено основать монастыри, и впоследствии эти места прозвали Новым Афоном. При Николае I насельников монастырей решили перевести в единоверие, чему некоторые покорились, а другие ушли под Хвалынск на урочище Черемшан.

На Нижегородчине крупным центром старообрядчества были Керженские скиты, которые появились в 1780-е годы по берегам р. Керженец. К концу XVIII века в этой местности числилось до 54 скитов с 8000 жителями. Московские поповцы щедро поддерживали их. 1 мая 1853 года все Керженские скиты были закрыты. Из них люди уходили на Урал и в Сибирь, где беглых старообрядцев привечали. Со временем всех старообрядцев Сибири стали называть кержаками. Они придерживались по большей части часовенного согласия.

30 октября 1906 года Николай II издал указ о свободе старообрядческих общин, но после революции им снова пришлось нелегко. Об этом свидетельствует, например, история Дубчесских скитов, возникших на рубеже 1930-1940-х годов на реке Дубчес в глуши Красноярского края. Там жили старообрядцы, сбежавшие от преследований властей. 28 марта 1951 года была проведена операция МВД, в результате которой скиты были разорены, а их обитатели задержаны и осуждены на 10-25 лет. Те, кто смог убежать, восстановили скиты. После освобождения из лагерей в 1954 году некоторые старообрядцы вернулись на Дубчес.

По материалам группы Библиотеки им. И.И. Василёва Псков

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.