Первое упоминание в летописях о церкви имеется под 1444 г. “В лето 6952 поставиша две церкви, едину в Бродах Богоявление, а другую на Завеличье Оуспение святеи богородицы…” и освящена 26 октября. Место для постройки выбрали не случайно.
Оно было самым посещаемым на Завеличье. Сюда наводился плавучий мост и приставал паром, за что эта часть называлась Пароменьем, а церковь – Пароменской. Тогда на Завеличье располагалось десять монастырей, и Только Успенская церковь была приходской (не считая отдаленной Бутырской).
Значит здесь уже сложился посад – устойчивое поселение горожан, хотя и незащищенное крепостной стеной.
Псковский летописец не сообщил, из какого материала построили церковь в 1444 году. Вероятно она была деревянной, и поэтому уже через 77 лет весной 7029 (1521) года вместо нее на том же месте поставили и подвели под крышу новую каменную церковь.
Под 1521 г. снова сообщается о церкви “Соуспения святыя Богородицы на Завеличье”, причем впервые говорится о том, что церковь была “каменной”, и вдруг в четверг, во врем религиозного праздника, когда народ ушел на скудельницу (кладбище), во дворе попа Якова, где стояла колокольница, вспыхнул пожар, так что не успели снять колокола и у одного из них отпаялись уши.Церковь Успения с Парома в г. Пскове
К счастью еще не освященный храм «бог ублюде». Только в день престольного праздника всех Успенских церквей «стекошася весь град на священие…». В документах XVI-XVII в.в. церковь неоднократно упоминается: по некоторым сведениям, уже с XVI в. она была соборной церковью.
Первое описание церкви относится к 1764 году, когда по указу святейшего Синода производилась опись церквей и их вотчин. Она значится: “…соборной Успенской, стоящей за городом Псковом на Завеличье над Великой рекою, церковь каменная с двумя приделами каменными же, крыты тесом.
Большой сложный архитектурный ансамбль Пароменской церкви свидетельствует о мастерстве псковских зодчих. Левее главного холодного Успенского собора построили теплый предел во время Собора Божьей Матери, праздновавшегося 26 декабря, на второй день после рождения ее сына.
Справа устроили два холодных предела: во имя Рождества Богородицы и преподобного Нила Столбенского. Кроме того храм имел глубокие подвалы со сводчатыми потолками.
Над церквами три главы обитые жестью, над соборною большая с медный позлащеным крестом, над придельными главы маленькие, с деревянными крестами, обитыми жестью.
Монументальную звонницу с пятью пролетами поставили отдельно, возле храма, на полати и с подклетом, разместив в них кладовые и погреба. В 1960-1980-х годах в звоннице располагались мастерская и кузница известного псковского архитектора-реставратора Всеволода Смирнова.Церковь Успения с Парома в г. Пскове
В то время в церкви было богатое внутреннее убранство, насыщенное произведениями станковой древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства. Так в главной и придельных церквах (“собора Богородицы” и “Рождества Богородицы”) были деревянные резные позлащеные иконостасы с иконами в том числе и весьма древнего письма.
Завершение иконостаса церкви Успения Пароменской.
(В то время в церкви было три престола).
По штатам 1764 г. церковь стала приходской. В клировых ведомостях XIX в. церковь неоднократно упоминается, как каменная, твердая, с таковою же колокольней, но престолов в ней стало – 4: (по правую сторону первый придел во имя Рождества Богородицы, а второй новый во имя Нила Столбенского).
Н.Ф. Окулич-Казарин, Ю.П. Спегальский отмечают: южные приделы с притвороами и папертью, северный придел с папертью были сооружены в XVII в. взамен древних приделов.Церковь Успения с Парома в г. Пскове. Тогда же были переделаны боковые своды западного притвора.
Церковь Успения с Парома со звонницей относится к периоду расцвета псковской школы зодчества. Несмотря на переделки притворов, галерей и придельных церковок, она не утратила своего художественного значения
Отдельно стоящая мощная звонница, – когда-то широко распространенный прием среди культовых построек, – до наших дней сохранились всегов двух церквах: Успения с Парома и Георгия великомученника в Сенно.
Удачная постановка памятника на левом берегу реки Великой также, как и ансамбль Мирожского монастыря, церкви Климента папы Римского и собор Иоанна Предтечи, увязывала весь район Завеличья с центром города, создавая единую планировочную композицию.
Отличительной особенностью храма является голубь, сидящий на перекладине главного креста храма. Согласно легенде, “пока голубь восседает на церкви Успения – благодать Святого Духа не отойдет от Пскова”.
Настоятель храма: протоиерей Алексей Воронюк
Электронная почта: avoronyuk@mail.ru
Группа ВКонтакте: https://vk.com/hram.uspeniya.s.paromenia