«Спасительное изобретение прививания коровьей оспы младенцам для отвращения безвременной смерти их, произвело полезнейшее действие… через сохранение жизни всех тех, кто… решился заблаговременно, оставив предрассудки, существующие в одном только воображении, воспользоваться сими средствами. А потому, убеждаясь сим изобретением, Синод предписывает всем Епархиальным Преосвященным, дабы приходские священники, как более могущие иметь влияние на крестьян и другого звания людей, внушали им о безвредности сего способа, и отвращали их от несоглашения к принятию оного… старались, исполняя тем долг свой, доставить соблюдение жизни народной».
Не смотря на подобные распоряжения (а были таковые и от самих самодержцев-императоров), часть священников не исполняли их, называя прививки “неслыханным фармазонством”, либо исполняли формально, а многие верующие не слушались ни Церкви ни государя из-за страхов и предрассудков относительно прививок. О том, каковы они были, пишет, например, В. И. Даль: “Мужик не верит предохранительной оспе (т.е. прививке от оспы), а готов верить, что предохранительную оспу пустил на свет антихрист”. Для образованной публики были свои страшилки, в том числе и приходящие из Европы. Например, английский врач Лискомб писал, что “у одного ребенка в Пэкгеме организм до прививки был нормальным, после прививки он превратился в скотский: ребенок стал бегать на четвереньках, мычать по-коровьи и бодаться головой. Дочь одной леди начала кашлять как корова и вся обросла волосами”. Другой автор – Роулей, – писал, что вакцинированный “мало-помалу утрачивает черты человека и лицо его превращается в морду подобную коровьей”. И этим фейкам многие верили.
Как результат – не смотря на доступность прививок на протяжении всего XIX века, – лишь меньшая часть народа прививалась, коллективного иммунитета не появлялось и оспа продолжала уносить множество жизней. Ситуация исправилась только в ХХ веке, когда власти провели массовую обязательную вакцинацию. После этого оспа исчезла в нашем народе.