Проповедь митрополита Тихона на всенощном бдении в Свято-Успенском Святогорском монастыре.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждую неделю мы возвращаемся к воспоминанию о Воскресении Христовом. Свет Воскресения – не некий древний образ, красивое словосочетание. Свет Воскресения духовно высвечивает для нас истину нашей веры или истину ее отсутствия. А во многом, истину о нас самих.

Сегодня мы читали Евангелие от Марка. Апостолом это Евангелие было написано для римлян – людей прямолинейных, весьма жестких, не склонных к рефлексии и особой лирике. Поэтому из всех других Евангелий оно самое четкое и прямолинейное.

Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим (Мк. 16:9–10). Она увидела воскресшего Христа, возвестила то, о чем и Сам Христос многократно объявлял своим ученикам: «Я воскресну в третий день».

Но ученики, ближайшие ученики Господа, своими ушами много раз слышавшие про грядущее воскресение их Учителя на третий день, попросту не поверили, вот что самое поразительное! Предпочли остаться при своих плачах и рыданиях.

Затем, пишет евангелист Марк, Воскресший Господь явился еще двоим, Луке и Клеопе, на дороге в Эммаус. Они примчались к своим друзьям, объявили об этой несравненной ни с чем, обещанной Христом радости… Апостол Марк сухо отмечает: Но и им не поверили (Мк. 16:13).

Что же происходит? О чем нам говорит сегодняшнее Евангелие? Скажем честно: об удивительном безверии даже самых прекрасных, самых близких учеников Христовых. О тотальном безверии падшего человеческого существа. Так искажена грехом наша человеческая природа.

Недаром, как говорится в этом же отрывке Евангелия, Господь, явившись одиннадцати ученикам, “поноси неверствию их и жестосердию” (Мк. 16:14). Как мы можем перевести эти слова? Самое мягкое: укорял их за неверие. Более точно: упрекал и даже обличал, отчитывал их.

Недаром для преодоления этого неверия апостолу Фоме понадобилось вложить свои персты в окровавленную рану своего Учителя, чтобы, содрогнувшись, сказать: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20:28).

И мы, братья и сестры, в свете Евангельском, в свете Воскресения должны посмотреть на себя и на свою веру и себя. Если сами апостолы, самовидцы чудес Христовых, самовидцы пребывания воплощенного Бога на земле, страдали таким неверием, то каково нам?

Как-то я спросил у отца Иоанна (Крестьянкина), какая сейчас самая серьезная духовная проблема православных христиан. И он ответил: неверие. Такой же ответ на тот же вопрос дал и отец Николай с Залита.

Иногда сила привычки замещает в нас веру. Иногда замещает в нас веру даже наша инертность. А Господь сказал в этом же Евангелии, в этом же отрывке: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, – в качестве подтверждения своей веры, – спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения (Мк. 16:15–17).

И вот здесь для нас начинается самое интересное. Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16:17–18).

Мы, верующие, православные. Какова же в нас вера, если мы прекрасно понимаем, что таких плодов веры, о которой говорит Христос, у нас нет? Но мы знаем людей, в которых такие плоды, не только описанные в приведенных словах Спасителя, но и в целом другие вышеестественные дарования были и есть. Мы знаем старцев Псково-Печерского монастыря. Недавно мы с нашим владыкой Сергием вспоминали и отца Иоанна, и отца Адриана, и отца Серафима, и мы свидетельствуем, что плоды веры в них были бесконечно больше, чем те, которые мы можем видеть в самих себе.

Конечно же, и мы веруем. Конечно же, мы любим Христа! Но честно взглянув на себя при свете Воскресения, мы видим, насколько мы слабы, немощны, несовершенны. Но «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющая» ведет нас ко спасению вслед за теми сильными, истинно верующими, которые являются для нас примером.

Плод веры требует длительного ухода за древом нашей жизни во Христе. Он требует самоотречения, любви и веры. И признание горькой правды своей немощи: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» паче всякого чаяния исполняет нашу жизнь чудесными и спасительными явлениями силы Божией.

7 декабря 2019 года,
Свято-Успенский Святогорский монастырь

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.