Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона в Неделю 11-ю по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня в чтении Священного Писания мы слышали совершенно особую беседу Спасителя со Своими учениками и просто с пришедшими послушать, как многие из них видели и понимали, великого Пророка, Чудотворца, Человека, знающего законы Божии, знающего законы жизни и смерти, знающего и законы вечности, которая предназначена каждому человеку.

И в этой беседе Господь говорит, кажется, о совершенно простых вещах. Он усердно внушает нам то, что мы должны были бы осознать с самого раннего возраста. Он говорит о том, что для Бога нет никого постороннего. Нет таких людей, которыми бы Он пренебрег. И к такому же отношению ко всем людям Господь Иисус Христос призывает и нас с вами – тех, кто дерзнул назвать себя Его учениками.

С одной стороны, это для нас совершенно понятно. Совсем уж редкая мать или совсем редкий отец откажется от своего ребенка потому, что он поступает не так, как отцу или матери представляется правильным.

Любящие свое чадо родители в первую очередь будут делать все, чтобы исправить своего ребенка. Они не выбросят его вон, не скажут «негодный» или «безумный», а будут делать все для того, чтобы в сердце их чада воцарилось доброе устроение.

Таков же и наш Господь. Мы называем Его милостивым, терпеливым. «Долготерпелив и многомилостив» – это фраза из Священного Писания (Пс. 102:8), которую мы часто слышим за богослужением. И нам очень хочется, чтобы Бог был именно таким по отношению к нам. Но как часто мы не хотим даже и на сотую долю подвигнуть себя на такое же самое милостивое и терпеливое отношение к другим людям!

«Не презирайте никого» – говорит Господь (ср.: Мф. 18:10). Не презирайте ни одного из «малых сих». Даже погибающих, даже тех, кто по нашему разумению представляется недостойным ни уважения, ни помощи. Божественный закон – совершенной иной, чем закон человеческий. Суд Божий – иной, чем суд человеческий, потому что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшего» (Лк. 19:10).

Господь говорит нам притчу о заблудшей овце: пастух, стерегущий стадо, оставил девяносто девять овец и пошел за одной, чтобы спаси ее. Также и Бог, воплотившийся ради человека, пришел спасти каждого из нас, потому что мы – та самая овца, которая заблудилась в своих грехах, в своих исканиях, в своей неспособности постичь волю Божию. Девяносто девять – это спасающиеся, а погибающие – это каждый из нас.

В начале своей беседы Господь говорит тем, кто хочет стать Его учениками: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).

Дети в ветхозаветные времена, конечно, также как и сегодня, были любимы. Но, отчасти, они воспринимались как еще не совсем полноценные люди. И поэтому был некоторый момент пренебрежения детьми. А Господь говорит о том, что так нельзя: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» (Мф. 18:10). Он Сам не пренебрегает и нам, Своим ученикам не дозволяет пренебрегать никем из «малых сих» – никем из детей, никем из людей вообще.

Господь говорит страшные слова: «Если кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). Горе такому человеку! Поэтому и нам надо всегда помнить об этих словах, серьезных и строгих.

Многие ли родители могут сказать, что они жизнью своей не соблазнили своих собственных детей? Не ввергли их в равнодушие к Богу, в состояние нелюбви к ближним? Не сообщили ли своей двойственной, теплохладной жизнью ту же самую теплохладность и своим ближним?

Все мы, так или иначе, причастны к такому греху, поэтому по мере сил и возможностей каждый из нас должен исправлять это. Чем? Своей искренней жизнью пред Богом, своей любовью, своим терпением, милосердием и вниманием к ближним. Только такой пример, искренний пример, будет усвоен и детьми, и взрослыми.

Далее Господь говорит ту притчу, которую все мы знаем. Притчу о заимодавце – человеке, который имел огромный долг перед своим господином. Но он не имел ничего и не мог отдать свой долг господину, и господин по милости своей простил этому должнику весь его долг – десять тысяч талантов, а это в переводе на современный язык – 260 тонн серебра.

Но у этого человека, которому только что господин простил огромный, неоплатный долг, тоже был должник. И должен он был несоизмеримо меньше. Но тот, кому только что простили огромный долг, не захотел простить своего товарища, а заключил его в темницу, пока тот «не отдаст долга» (Мф. 18:30).

И таковым человеком перед Господом предстает каждый из нас. Потому что мы-то знаем, сколько Господь простил каждому из нас, и сколько еще простит. Но вместе с тем мы не готовы простить своих ближних.

Мы все знаем эту притчу, но мы все знаем и другое. Мы знаем, как тяжело зачастую простить человека, который сделал нам зло, обидел нас, унизил, оскорбил. Который поддался диавольскому навету и совершил против нас то, что в нас самих отзывается тяжелейшей болью.

И мы видим нечто особенное и страшное – душа наша неспособна простить такого человека. Мы приходим к исповеди, мы каемся, мы просим Бога, чтобы Он помог нам простить, потому что искренне хотим быть учениками Христовыми. Но исполнить то, о чем говорит Господь – от всего сердца простить этого человека – мы зачастую не можем. Как же нам поступать, чтобы исполнить эту сложнейшую, но необходимейшую заповедь о прощении и о любви к нашим врагам?

Да, порой мы должны остановить таких людей, порой мы должны пресечь их действия, которые приносят вред многим людям, нашим ближним или нам самим. А иногда эти действия приносят вред и самим этим совершенно неразумным людям. Но наши действия тоже могут быть совершенно разными. Вернее они могут быть внешне одинаковы, но внутренне – очень и очень разными.

Бог в первую очередь смотрит на наше сердце. Действия, которые происходят от любви – будут спасительны и для нас самих, и для наших ближних и для наших обидчиков. А действия, которые происходят от сердца злого, будут в погибель всем.

Бог не переносит, когда его дети ненавидят друг друга. Как страдает сердце матери или отца, когда они видят в своей семье рознь между братьями и сестрами. Как страдает сердце воспитателя, когда он видит распри в той общине, которую он воспитывает или ведет к Богу!

Конечно, нам тяжело прощать. Иногда даже говорят на исповеди: «Мы просто не можем!». Ну что ж, есть выход – обратимся к Господу Богу и скажем: «Господи, Ты нам поручаешь невозможное, измени Свои законы или Сам изменись. Ты Бог милосердия, а мы не можем простить своих ближних».

Давайте предъявим претензии о невозможности нам простить кого-то к преподобному Серафиму, который от всего сердца простил разбойников, изувечивших его. Предъявим претензии к преподобному Сергию Радонежскому, которого фактически изгнали его же ученики из основанной им же обители. Предъявим претензии о невозможности прощения Государю страстотерпцу Николаю, его жене, мальчику Алексию, девочкам, Ольге, великой княжне, которая писала своим друзьям: «Отец всех простил и просит не за кого не мстить».

Они могли. А мы такие особенные, что не в состоянии этого сделать. И виноваты все в этом, кроме нас. Значит что-то неправильное в нас. Значит мы каким-то образом неверно воспринимаем слова Спасителя и неверно воплощаем их в жизни. Здесь есть общая для всех людей болезнь.

Вспомните, когда-то на слова Спасителя многие из Его учеников говорили: «Какие странные слова, кто может это слушать?» (Ин. 6:60). «Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?» (Ин. 6:61). И далее Господь вопрошает их: «А когда вы услышите иные Божественные законы, еще более поразительные, вы отойдете от Меня?» (Ср.: Ин. 6:67).

Но если мы хотим жить в Царствии Небесном, то мы должны постепенно, терпеливо и усердно воспринимать слова Божии, познавать их и укореняться в этих Божественных законах.

Наше русское слово «прощение» происходит от славянского слова «проща», что означает «отпустить на свободу». Да, человек может быть виноват по отношению к нам и виноват страшно. Больше того, эта его вина может стать причиной его вечной смерти. Хотим мы этого? Нет конечно! И в этой же восемнадцатой главе Евангелия от Матфея Господь говорит такие слова: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18), то есть, если вы здесь простите ближнему своему его согрешения против вас, то и Бог не осудит за это человека на своем Страшном Суде. От нас зависит его вечность, от нашего духовного состояния.

Но это свидетельствует и о нас самих. Смогли ли мы стать милостивыми учениками Христовыми? Или, называясь учениками христовыми, кто-то из нас непримирим и обрекает этого согрешившего человека на отлучение от Бога, на вечные муки?

У нас, христиан, есть возможность высшего благодеяния по отношению к каждому человеку. «Проща» – «отпустить на свободу». Мы можем отпустить на свободу согрешившего против нас, разрешить его от вечных мук: «Что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Именно такие люди, милосердные, старающиеся быть «милосердны, яко же Отец ваш Небесный милосерд есть» (Лк. 6:36), сподобляются и самого высшего обетования Спасителя. Эти слова идут сразу после тех слов, которые я сейчас привел вам. «Истинно также говорю вам, говорит Господь, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19).

Нам иногда кажется, что это относится к любым людям, называющим себя христианами. Ничего подобного. Это относится именно к тем, кто исполняет вот эти заповеди, о которых говорится в том числе и в восемнадцатой главе Евангелия от Матфея: будьте как дети, прощайте ближним, не соблазняйте никого из них, отпускайте грехи людям, будьте милосердны. И вот тогда вы станете истинными учениками Христовыми и вы будете составлять Церковь Божию. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Посреди истинных учеников, а не только называющих себя христианами.

Для того, чтобы нам было легче исполнять эту величайшую Христову заповедь, давайте вспомним еще об одном. Мы часто видим наших ближних, согрешающих против нас в том состоянии, в котором они совершают этот грех. Порой завистливые, порой озлобленные, порой жестокие по отношению к нам. Но давайте подумаем о них, как о других.

Если мы исполним заповедь Христову по отношению к ним, то несомненно Господь умягчит их сердце и они станут иными. И наше прощение, и наше доброе к ним отношение, и наша молитва изменит этих людей. Конечно, в том случае, если они сами захотят измениться. И тогда мы будем вместе с Господом Богом созидать этих людей, созидать Церковь Божию, доверенную Богом здесь на земле каждому из нас.

Мы увидим этих людей, обижающих, оскорбляющих и согрешающих против нас, иными – теми, какими мы молимся, чтобы они были. И тогда наше сердце по отношению к ним будет иным. А вот тому человеку, который захочет исправить свою жизнь ко Христу, наше сердце захочет помогать.

Люди меняются. Изменился и каждый из нас с помощью Божией. Не будем отнимать этой возможности и у людей, причинивших нам даже тяжелейшее зло. Не будем отнимать у них возможности измениться, соединиться с Богом, стать праведными и святыми.

Вот какие важные и жизненно необходимые для нашего спасения мысли и слова содержатся в этой короткой восемнадцатой главе Евангелия от Матфея. А святые отцы и Церковь святая заповедуют нам, всем христианам, независимо от того, священники мы или миряне, каждый день читать и вникать в Евангелие, в слово Божие. Аминь!

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.